Если ты чего-то не видишь, это ещё не значит, что оно не существует
Дуглас Адамс. «В основном безвредна»
На днях наткнулась на очень любопытный сайт для изучающих физику с массой всяческих интересностей в виде опытов и интерактивных наглядных пособий. Вспомнила, как учила этот предмет в школе сама. Точнее сказать, м-учила. Вообще, названия двух моих самых нелюбимых предметов начинались на «физ» - физика и физкультура. Причем, последняя побеждала в антирейтинге только потому, что надо было ещё и спортивную форму в школу носить.
Да, конечно, дело было и в личных склонностях тоже, понятие «кому что дано» никто не отменял. Но абсолютно точно всё могло быть гораздо лучше – при другом подходе. Например, если бы изучение новой темы начиналось не со скучных фраз правил и цифр в формулах, а с наглядной демонстрации того, как это работает и где встречается в реальной повседневной жизни, и лишь потом переводилось в постулаты и числовые закономерности.
И совершенно не важно, что тогда не было нормальных компьютеров и интерактивных досок. С техникой, безусловно, было бы проще, но вполне можно было обойтись и без неё. Этому подтверждение наш 8 класс, когда за один учебный год у нас побывало аж четыре учителя по физике. «Номер три» педагогического парада-алле прекрасно справилась не только без гаджетов, но даже без стандартных приборов для опытов из школьной лаборатории и без мела с доской, когда на ознакомительном занятии за две минуты просто на пальцах (а как же ещё при такой теме?) без мистификаций и сугубо научными физическими аргументами безоговорочно доказала возможность существования Бога и параллельных миров. Можно по-разному относиться к данной теме вообще и к затрагиванию ее на уроках с подростками в частности, и она по-прежнему остается спорной относительно реальности, но это был не просто выход за рамки школьной программы, это был разрыв шаблонов. Потом были и темы по программе, и теория с правилами, и формулы с задачами. Но впервые за несколько месяцев сумбурного учебного года на физику с удовольствием пошли и её любители (наконец-то, благодаря, а не вопреки), и лентяи, и физиконенавистники вроде меня. Потому что поняли: здесь мы будем говорить о жизни, а не конспектировать себе в тетрадки «многабукв» из учебника, который можно почитать дома самому. А при хорошей мотивации даже сложные формулы как-то сами собой становятся понятнее.
К огромному сожалению, эта учительница, Педагог с большой буквы, продержалась у нас меньше всех. Но она успела сделать главное: показать, что любой предмет можно сделать интересным, если подойти к нему с правильной стороны. Об экстернате тогда никто даже и не помышлял, и мы доучивались в привычной схеме «от звонка до звонка», касавшейся как распорядка дня, так и продвижения по школьной программе и страницам учебников. Нынешние возможности семейного образования, дистанционного обучения и количество полезных интернет-ресурсов поистине безграничны. Поэтому в обучении своих детей я руководствуюсь установкой: если не нравится (скучен, сложен, бесит – нужное подчеркнуть) какой-то предмет, – меняйте подход. Не сработало? Меняйте снова.