Кто из родителей не готов похвастаться успехами своих детей? Многие готовы положить все силы на то, чтобы их ребенок стал самым умным. Может быть даже – вундеркиндом.
Психологи считают, что только 10 процентов юных дарований развивают свой талант настолько, что и во взрослом возрасте становятся выдающимися профессионалами. А ребенку особым быть очень тяжело, надо постоянно оправдывать чьи-то ожидания, чаще всего родителей. Заметив способности, родители вкладывают в развитие чада не только средства, ускоряя его развитие, увеличивая его разрыв в интеллектуальном соответствии со сверстниками. Поэтому зачастую, вундеркинды – не столько чудо природы, сколько плод родительских амбиций. Одаренность, гениальность - это отклонение от нормы в строении мозга, в психике В.Эфроимсон утверждает, что одаренность дается одному из тысячи, развивается у одного из миллиона, а настоящим гением становится один из 10 миллионов. Цифры эти условны, если бы они были истиной, то на планете сейчас насчитывалось бы несколько миллионов гениев.
Набор генов, обеспечивающих талант, передается по наследству, его нельзя взрастить только усиленными занятиями. Если он есть, то все равно прорвется наружу. Родители настоящих гениев, как правило, не прилагают чрезмерных усилий к обучению своих детей. Пушкин, Паскаль, Ломоносов, Ландау, Б.Гейтс, Перельман пробились к славе сами. Если внимательно наблюдать за развитием группы детей четырехлетнего возраста, то становится понятным, что более половины из них обнаруживает интеллектуальные способности выше средних. В группе шестилетних таковых уже процент «особенных» снизится до 20-30 %. Из 90% вундеркиндов вырастают обыкновенные люди. Не стоит отбирать у одаренного ребенка детство, не стоит никого заставлять взрослеть раньше времени. Завышенная самооценка, желание всегда и во всем быть первыми мешает детям заводить друзей, они не имеют опыта общения в коллективе, плохо разбираются в законах «детской жизни». Став взрослыми, такие люди с трудом налаживают личную жизнь плохо умеют считаться с чужими интересами, потому что с детства знают о своей исключительности. Таким людям трудно проигрывать постоянно ждут похвалы.
В нашу школу приходит много родителей, которые рассказывают практически одинаковые истории о том, что ребенок читает с трех лет (самостоятельно!), что считает до ста без проблем, далее – варианты: уже интересуется химией, много знает о физических явлениях, увлекается биологией настолько, что в доме уже работает зоопарк… Список можно продолжить, но суть в проблемы в том, что ребенок не может долго сосредотачиваться, он не сидит в классе (ему неинтересно!), у него проблемы с учительницей или с детьми в классе, или то и другое вместе. Словом, посещать школу нет никакой возможности. Вот и переводят родители свое дитя на домашнее обучение. Плохого в этом ничего нет, но ребенку в этой ситуации, кроме всего прочего, нужна еще помощь специалиста.
Мне не хочется ни в коем случае преуменьшать заслуги тех родителей, которые сознательно и методично обучают своих детей дома. Тем более, что сейчас ситуации у людей возникают самые разные. Такие родители заручаются поддержкой школы, изучают требования, которые будут все равно предъявляться к ребенку, который экстерном придет получать аттестацию в школу. У таких родителей нет желания проходить материал быстрее, а это у большинства детей, обучающихся дома, получается очень хорошо. Ребенка, кроме школьных занятий, отдают на дополнительные образовательные программы, лучше – если специалистам. Тогда нет необходимости объяснять ребенку, почему он вдруг получил тройку! Мама в коридоре не увещевает его: « Мы же с тобой это проходили? Почему ты забыл!?». Такие дети учатся спокойно, и учеба – это не повод для постоянного восторга и безмерных похвал, это каждодневная работа, а прилежание и усидчивость надо воспитывать постоянно.