Блоги «Школы Экспресс»

Добро пожаловать в блоги «Школы Экспресс»! Здесь все желающие - сотрудники, ученики и их родители - могут поделиться своими мыслями обо всем, что их волнует.
Оговоримся сразу: если авторы упоминают в своих блогах слово «экстернат», это не значит, что они не в курсе действующего образовательного законодательства. Это понятие уже привычно всем, и мы не видим необходимости следовать букве закона в неофициальном общении.
Официальная позиция «Школы Экспресс» может не совпадать с личным мнением авторов блога, даже если они являются сотрудниками.

Для того, чтобы сделать запись или прокомментировать пост, авторизуйтесь на сайте.

Размышление об экстернате и его трансформации в настоящем времени.

Осенью 2016 года в журнале «Социологические исследования» No 9 опубликована статья

кандидата социологических наук, заместителя директора Центра социологических и интернет-исследований Санкт-Петербургского государственного университета,

Шманкевич Т.Ю. Эволюция школьного экстерната: концепции практики проблемы.

В статье рассмотрена эволюция школьного экстерната в России

как отражение истории гражданского образования, диалога гражданина с государством. Описывается, как экстернат из компенсаторной практики для непривилегированных слоев населения превращается в альтернативную образовательную

стратегию, основанную на самообразовании, развитии критичности мышления и росте гражданской активности. Анализируется трансформация школьного экстерната в советский период в рамках образования взрослых. Отдельно рассматривается

феномен "детского" школьного экстерната. Особое внимание уделяется его эволюции в постсоветские годы.

Возможно, знакомство в полным текстом статьи будет интересно не всем, но некоторые фрагменты ее, скорее всего будут интересны родителям наших учащихся и старшеклассникам, да и тем, кто ищет для детей альтернативные формы получения среднего общего образования.

Первый фрагмент который мы бы хотели предложить вашему вниманию – это дискуссии, которые делись и продолжают вестись вокруг самого феномена школьного экстерната.

Дискуссии по поводу школьного экстерната.

В образовательном постсоветском пространстве возник новый опыт, который насторожил многих. Против экстерната энергично выступили психологи, рекомендующие не переоценивать степень готовности

ребенка заниматься самостоятельно. Школьный экстернат критиковался за образовательные темпы, приучающие ребенка к цейтноту и к роли "вечно догоняющего", за интенсивный подход к обучению, оказывающий огромное давление на еще не окрепшую нервную систему подростка, за превращение юных экстернов в заложников родительских амбиций и обладателей "комплекса вундеркинда". Осуждению подвергалась правовая и финансовая непрозрачность школьного экстерната, что служило основанием для целого ряда "теневых" практик: от подмены самообразования вынужденным репетиторством до закамуфлированной торговли школьными аттестатами.

Научные и околонаучные дискуссии о школьном экстернате, помноженные на слухи, привели к тому, что при разработке нового закона "Об образовании" особо обсуждался вопрос: быть в дальнейшем форме обучения "экстернат" или нет. Обсуждение новой редакции Закона об образовании шло по разным каналам, в том числе в Общественной палате, где решался вопрос, как согласовать иерархические принципы управления общеобразовательной школой и правила потребительского рынка. Конструктивного профессионального разговора, позволившего проанализировать и успехи, и трудности экстерната, не получилось [Шманкевич, 2014]. Основное время дискуссии заняла эмоциональная критика существующей образовательной схемы со стороны представителей семейных школ. Из интервью участника дискуссии: "Родители, принявшие на себя роль

директоров семейных школ, эмоционально рассуждали о праве ребенка на гармоничное развитие, с уничтожающей критикой нападая на существующую образовательную систему. Но это ведь утопизм! Не надо забывать, что ты живешь в государстве, где есть правило, согласно которому все должны получить образование определенного формата. И совершенно логично, что есть какая-то проверка в конце этого формата. И это нужно принять, правила нужно соблюдать, а не пытаться их обойти, обмануть" (директор школы, женщина, 66 лет).

Действительно, подмены понятий не произошло. Наша школа, созданная в 1998 году, как школа для поддержки обучения экстернов, на первом этапе открыто декларировала экстернат как форму получения образования, и организовывала различные формы педагогической и социальной поддержки обучающихся. («Социально-педагогические условия организации экстерната как образовательного учреждения» - тема диссертационного исследования О.Д. Владимирской). В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) такая форма отсутствует. Правда. Закон предлагает оказание поддержки и содействия лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте. Понятно, что это и есть тот контингент, который мы всегда называли экстернами. Теперь это можно трактовать, как обучение по индивидуальным образовательным маршрутам, создавая для обучающимся индивидуальные рабочие программы по предметам. Об этом подробно написано в статье Т.Ю. Шманкевич.

Экстернат как идея.

Закон "Об образовании в РФ" [Федеральный закон, 2012], вступивший в силу с 01.09.2013 г., сохранил экстернат как идею, но не как учебную форму. Количество легальных форм обучения по закону сведено к двум. Как утверждают законодатели, произошла смена образовательной парадигмы и понятийного аппарата. Если раньше под формами обучения подразумевались дневное, вечернее, очное, заочное, экстернат, домашнее и пр., теперь в качестве таковых называются или обучение в рамках образовательного учреждения, у которого есть лицензия, или обучение вне его. Понятие "экстерн" сохранено. Если индивидуальный выбор делается в пользу получения образования вне учебного учреждения, ребенок имеет право сдать экзамены экстерном и получить аттестат. Прописанная в новом законе форма аттестации экстерном формально ничем не отличается от экстерната как формы обучения по старому закону. И прежде взаимоотношения учащихся и образовательного учреждения сводились к аттестации. Все, что выходило за рамки аттестации, школами проводилось как платные образовательные услуги. По новому закону каждый экстерн, как и прежде, имеет право получать бесплатные консультации (два часа по любому предмету перед каждым экзаменом), брать учебную литературу в школьной библиотеке, посещать лабораторные и практические работы.

Таких детей в нашей школе год от года становится все больше. Они, как правил, не живут в СПБ. Это дети из ближнего и дальнего зарубежья, из регионов России.Организация педагогической поддержки этих экстернов, создание для них особых предложений по промежуточной аттестации и диагностических работ « на все случаи жизни» - основная научная и исследовательская работа нашего коллектива. Используя дистанционные технологии, и прорабатывая этапы электронного образования, мы создаем   виртуальные предметные кабинеты, и предлагаем учащимся пробовать свои силы в новом направлении современного образования.


 


Share this article:

Индия и Я
Индия и Я

Комментарии

 
Комментариев пока нет
Already Registered? Login Here
Гость
08.10.2024