На прошлой неделе удалось посмотреть спектакль «Однажды в Эльсиноре. Гамлет» в постановке Романа Габриа на сцене моего любимого театра «Мастерская».
Роман использовал не столь известный перевод Б. Пастернака и перенес трагические события, произошедшие в Датском королевстве, в современность. События на сцене разворачивалось так стремительно и легко, что к концу спектакля, кроме чувства легкости, полученного удовольствия и наслаждения от игры актеров, ничего в душе не осталось. И я сказала коллеге: «Здорово! Мне очень понравилось! Но такое впечатление, что мы посмотрели не трагедию, а комедию».
Дома, вспоминая сцены из спектакля, я поймала себя на неожиданной мысли: трагедии, действительно, не было. Основополагающий монолог «быть или не быть…» герой произносит будучи практически нагишом в жизнеутверждающих зеленых трусиках (тело обнажили, а душу не удалось), и даже смерть близких людей Гамлета (матери и Лаэрта) встречается зрителями с легкой улыбкой, поскольку обставлены они весело и непринужденно. Тогда я поняла, что, по задумке режиссёра, то, что происходило на сцене – это окружающий нас современный мир, где трагедии мирового масштаба превращаются в фарс, где человеческая жизнь ничего не стоит, где, просматривая вскользь вечером очередной детектив, мы нисколько не скорбим об еще одной человеческой жизни, покинувшей нашу землю. Нам интересно только, кто отправил ее в мир иной и при каких обстоятельствах.
Пугает не то, что из нашего лексикона исчезают такие слова, как страдание, сострадание, дружба, честь и даже любовь. Страшнее то, что и в наших душах уже не остается места эмоциям, соответствующим этим словам. Вот к таким печальным выводам я пришла.
Теперь мечтаю посмотреть в театре «Суббота», находящемся по соседству с нашей школой, спектакль «Офелия боится воды» по одноименной пьесе. И вам советую…