Рубрика «Культурная столица XXI век: театры»

Альбина Михайловна, член Санкт-Петербургского общества зрителей «Театрал», рекомендует, что посмотреть на сценах города.
Координатор ЧОУ «Школа Экспресс», член Санкт-Петербургского общества зрителей «Театрал».

Гоголевский «Ревизор» под песню Сергея Шнурова: театр «Суббота» представил новую премьеру

Дорогие друзья! 

Простите за долгий перерыв. Просто, глядя на пустые строчки комментариев, подумала: «А может быть, и не нужно это никому, кроме меня?» Но начался новый учебный год, и я решила, что наступила пора открывать новый театральный сезон! И откроем мы его премьерой! Ответьте, кто из вас от корочки до корочки прочитал комедию Н. В. Гоголя «Ревизор»?.. То- то и оно. Значит, вам на премьеру идти рано. Так что изучайте, господа, пьесу в печатном издании, а вот ваших родителей – милости прошу в наш любимый театр «Суббота»! 

Сразу скажу, что я не люблю, когда действие классических произведений переносится в наши дни. Увидев героев пьесы в современных костюмах, подумала: «Вечер потерян!» Но потом действо, происходящее на сцене, так увлекло, что я уже не ощущала диссонанса между гоголевским текстом и вкрапленными в него репликами из нашей действительности. Даже песня Шнурова (поклонником творчества которого я не являюсь) прозвучала к месту и внесла определенный драйв в ход пьесы! Это – что касается режиссуры. 

Отдельно хочется отметить великолепную игру актеров театра, наполняющую зал потрясающей энергетикой! Надеюсь, что просмотр этого спектакля доставит и вам огромное удовольствие!

Share this article:

Продолжайте читать
4636 Hits
Комментариев: 0

Театр «Суббота» представил новый спектакль «Офелия боится воды»

Ну вот, свершилось! Премьера спектакля «Офелия боится воды» прошла в Театре «Суббота». И спектакль поставлен по пьесе современного драматурга Юлии Тупикиной, а не по Уильяму Шекспиру, как я предполагала. Правда, имена автора «Гамлета» и его персонажей частенько упоминаются всуе, но действие нынешней постановки разворачивается в обычной российской семье, которая «несчастлива по-своему». Здесь тоже разгораются почти шекспировские страсти, а герои ищут ответ на вопрос «быть или не быть» их ячейке общества, семейным и общечеловеческим ценностям. 

Смешной и в то же время грустный, динамичный, интригующий спектакль, я думаю, понравится многим родителям (дети до 16 лет не приглашаются) и поможет посмотреть на себя со стороны, понять, от чего зависит климат в вашем доме. 

Одно но… Впервые на сцене этого театра прозвучал мат. Не одобряю. Считаю, что это не петербургский стиль. Приглашаю к разговору на эту тему.

Share this article:

Продолжайте читать
5188 Hits
Комментариев: 0

«Гамлет» в театре «Мастерская» Козлова

На прошлой неделе удалось посмотреть спектакль «Однажды в Эльсиноре. Гамлет» в постановке Романа Габриа на сцене моего любимого театра «Мастерская».

Роман использовал не столь известный перевод Б. Пастернака и перенес трагические события, произошедшие в Датском королевстве, в современность. События на сцене разворачивалось так стремительно и легко, что к концу спектакля, кроме чувства легкости, полученного удовольствия и наслаждения от игры актеров, ничего в душе не осталось. И я сказала коллеге: «Здорово! Мне очень понравилось! Но такое впечатление, что мы посмотрели не трагедию, а комедию».

Дома, вспоминая сцены из спектакля, я поймала себя на неожиданной мысли: трагедии, действительно, не было. Основополагающий монолог «быть или не быть…» герой произносит будучи практически нагишом в жизнеутверждающих зеленых трусиках (тело обнажили, а душу не удалось), и даже смерть близких людей Гамлета (матери и Лаэрта) встречается зрителями с легкой улыбкой, поскольку обставлены они весело и непринужденно. Тогда я поняла, что, по задумке режиссёра, то, что происходило на сцене – это окружающий нас современный мир, где трагедии мирового масштаба превращаются в фарс, где человеческая жизнь ничего не стоит, где, просматривая вскользь вечером очередной детектив, мы нисколько не скорбим об еще одной человеческой жизни, покинувшей нашу землю. Нам интересно только, кто отправил ее в мир иной и при каких обстоятельствах.

Пугает не то, что из нашего лексикона исчезают такие слова, как страдание, сострадание, дружба, честь и даже любовь. Страшнее то, что и в наших душах уже не остается места эмоциям, соответствующим этим словам. Вот к таким печальным выводам я пришла.

Теперь мечтаю посмотреть в театре «Суббота», находящемся по соседству с нашей школой, спектакль «Офелия боится воды» по одноименной пьесе. И вам советую…

Share this article:

Продолжайте читать
5072 Hits
Комментариев: 0

Спектакль "ГАМЛЕТ" на сцене МДТ

Спектакль

Спектакль «Гамлет» в МДТ.

Лев Додин всегда отличался оригинальностью прочтения и постановки классических произведений, но на этот раз он превзошел, кажется, самого себя. Основная мысль спектакля, на мой взгляд, сводится к тому, что человечество , пройдя многовековой путь, стало более интеллектуальным, но не перестало быть варварским.
Гамлет Козловского –разрушитель. Актеру удалось создать цельный образ и совместить несовместимое. Безжалостный и прекрасный, и жертва, и палач, и главный манипулятор. (Кстати, исполнитель отмечен «Золотой маской» за эту роль).Риторический вопрос "быть или не быть", произносится вскользь. Он действует жестоко и решительно и зритель уже начинает сомневаться в праведности его мотивов. (А не отобранная ли корона– основная цель мщения?)

В целом, весь спектакль проносится на одном дыхании. Мощный, жесткий, с потрясающей энергетикой. Прекрасная, слаженная актерская игра всего коллектива не может оставить равнодушным никого. Есть о чем поспорить, а возможно и пересмотреть свои взгляды на это шекспировское произведение.

Share this article:

Продолжайте читать
5083 Hits
Комментариев: 0

"Звездный мальчик" на сцене МДТ (театр Европы)

С 1995 года на сцене Малого Драматического Театра (Театр Европы) идет спектакль «Звездный мальчик», поставленный по сказке удивительного английского писателя Оскара Уальда «Мальчик-звезда». За 20 с лишним лет он не потерял ни своей привлекательности, ни своей актуальности. Поставил сказку известный в Петербурге режиссер Григорий Дитятковский, оформил замечательный театральный художник Эмиль Капелюш, а пьесу написала драматург Людмила Разумовская, перу которой принадлежит небезизвестная драма «Дорогая Лидия Сергеевна».

Сюжет сказки прост: дровосек находит в лесу младенца, приносит его в свою семью и воспитывает, как родного. Но мальчик растет жестоким, способным прогнать вон бедную нищенку, признавшую в нем пропавшего сына. В наказание он превращается в уродца, но поняв причину перемен, идет искать эту бедную женщину, чтобы вымолить прощение. Мальчик-звезда проходит тяжкий путь искупления, который через страдания и сострадание приводит его к прощению. Внутренняя красота побеждает чары , и оказывается, что мальчик — сын королевы. Он становится властелином города, где правили его отец и мать. Вроде бы счастливый конец сказки омрачается словами: «он был справедлив и милосерден ко всем И он не дозволял никому обращаться жестоко с птицами и лесными зверями и всех учил добру, любви и милосердию. И он кормил голодных и сирых и одевал нагих, и в стране его всегда царили мир и благоденствие. Но правил он недолго. Слишком велики были его муки, слишком тяжкому подвергся он испытанию – и спустя три года он умер. А приемник его был тираном.»

Прекрасная игра актеров, ярко выраженные христианские мотивы, подчеркнутые введением новых персонажей (ангелов) , создают на сцене атмосферу добра, света, надежды…

Возрастных ограничений нет. Любовь и добро полезны в неограниченном количестве в любом возрасте. Обязательно посмотрите!


Share this article:

Продолжайте читать
5680 Hits
Комментариев: 1

Театр «Суббота». Прощание в июне

​ Еще один новый спектакль появился в репертуаре нашего «придворного» театра «Суббота» - «Прощай июнь», поставленный по пьесе известного советского драматурга А. Вампилова «Прощание в июне». Вы легко и непринужденно окунаетесь в веселую студенческую жизнь, где все сплетается в один сложный, запутанный узел. Бесшабашный, талантливый и успешный студент Колесов, любимец курса, по воле судьбы оказывается перед банальным выбором: любовь или диплом специалиста и дальнейшая карьера. Великолепная игра актеров, умелое вплетение музыкальных эпизодов, юношеский задор создают на сцене теплую и доверительную обстановку, буквально погружая тебя в разворачивающиеся на сцене события. Выбор дается герою нелегко. Известно, что после любого выбора ты становишься другим человеком. Колесов выбирает любовь! А что бы выбрали вы?

Share this article:

Продолжайте читать
5394 Hits
Комментариев: 0

Выставка Сальвадора Дали

1 апреля в Музее Фаберже открывается выставка работ одного из самых скандальных безумцев ХХ века – Сальвадора Дали. (Не сочтите это первоапрельской шуткой, хотя сам художник не прочь был пошутить!) Здесь будет представлено около 150 работ известного художника, включая недавно выкупленную из частной коллекции и уже названную жемчужиной выставки – «Пейзаж с загадочными элементами».

Символично название выставки: «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик». Весь творческий путь художника, начиная со сделавших его знаменитыми сюрреалистических работ 1930-х годов и заканчивая его обращениями к сюжетам классического европейского искусства в 1980-х, прослеживается в выставленных произведениях. Особый акцент сделан на осмыслении Сальвадором Дали наследия гениев итальянского Ренессанса – Микеланджело и Челлини, апофеозом которого станет цикл из сотни иллюстраций к «Божественной комедии» Данте.

Во время работы выставки музей будет принимать гостей с 10:00 до 20:45 каждый день, без единого выходного дня. Не пропустите это важное событие в культурной жизни нашего города! Закрытие выставки планируется 2 июля.

Share this article:

Продолжайте читать
5030 Hits
Комментариев: 0

Премьера в театре «Суббота»

18 и 19 марта у наших соседей в театре «Суббота» премьерный спектакль «Свадьба с генералом», поставленный по мотивам произведений А.П.Чехова. Кто, как ни Антон Павлович, умел от души повеселиться, наблюдая за своими персонажами и даря нам возможность посмотреть порой и на себя со стороны. Я думаю, что это событие не случайно совпало с днем рождения театра. С каждой премьерой театр набирает силы, отыскивает новые приемы воздействия на зрителя, новые пластические и художественные формы, в общем рождается заново! Скажу по секрету, что на 18 марта все билеты уже проданы, а вот 19 еще есть шанс попасть в театр и , надеюсь, получить удовольствие! Мои надежды в отношении этого театра всегда оправдывались!

Share this article:

Продолжайте читать
4974 Hits
Комментариев: 0

«АБАНАМАТ!» в Молодежном театре на Фонтанке

Знакомы ли вы с произведениями Сергея Довлатова? Если – да, и они вам по нраву, очень рекомендую посетить Молодежный театр на Фонтанке и порадовать себя просмотром спектакля под загадочным названием «АБАНАМАТ!» Это слово придумал армянский дед писателя, которым он выражал целый спектр эмоций: от восторга и удивления до страшного гнева. Пьеса Льва Шехтмана, написанная по мотивам 12 автобиографических новелл, объединенных названием «Наши», полна движения. Здесь ностальгические нотки сочетаются с юмором, здесь нет положительных и отрицательных персонажей, ведь в одном и том же довлатовском герое могут сочетаться и рай, и ад; здесь кипит бурная, непредсказуемая жизнь, напоминающая общество большой коммуналки, где закипание страстей сродни кипящему в огромной кастрюле борщу. И ты проживаешь эту жизнь, и получаешь огромное наслаждение от ее многоликости!

Share this article:

Продолжайте читать
7223 Hits
Комментариев: 1

«Балтийский дом»

​ Пьесу Елены Греминой «Анна. Трагедия» представил на сцене «Балтийского дома» режиссер Александр Галибин. Она написана по роману Л.Н.Толстого «Анна Каренина» и представляет собой нетрадиционный взгляд на хрестоматийное произведение. Постановщики спектакля сосредоточили акцент на переживаниях и эмоциях основных персонажей. Модерновая пластика, экстатические танцы, почти ритуальная музыка, сцены, сопровождающиеся металлическими звуками (стук ведра, удары палками по бутылкам, металлические тачка и таз и т.д.), темнота и дым, движущиеся конструкции, почти мистические персонажи создают гнетущую и тревожную атмосферу. Скажу сразу, лично мне не понравились ни пьеса, ни ее постановка. Я увидела только жалкую пародию на гениальное произведение, а «трагедия» Анны выражалась в постоянных истериках и, на мой взгляд, неадекватном поведении на сцене и вне ее. Посмотрите сами, возможно вы сможете убедить меня в обратном.

Share this article:

Продолжайте читать
5092 Hits
Комментариев: 1

«Золотая Маска»-2017

В ноябре были названы спектакли, которые примут участие в программе фестиваля «Золотая Маска»-2017. Весной номинанты на премию отправятся в Москву, но петербуржцы могут увидеть фестивальные постановки уже сейчас. Ведь среди претендентов на наградыцелый ряд постановок ведущих театров города на Неве. Расскажу о главных из них.

Спектакль «Ворон» в Александринском театре

Постановка Николая Рощина по одноименной пьесе Карло Гоцци. Постмодернистская постановка Николая Рощина заявлена в главной номинации «Драма/Спектакль большой формы». Новый взгляд на комедию «дель арте», вневременное понимание фьябы Карло Гоцци и неожиданное сценическое решение делают постановку одним из самых достойных претендентов на награду.

Спектакль «Гамлет» в МДТ — Театре Европы.

Сочинение для сцены Льва Додина с Данилой Козловским и Елизаветой Боярской в главных ролях. Спектакль Льва Додина, номинированный на главный приз, авторское прочтение трагедии Шекспира. На актёрские «Золотые Маски» претендуют исполнитель роли Гамлета Данила Козловский и исполнительница роли Гертруды Ксения Раппопорт

Спектакль «Гроза» в БДТ им. Г. А. Товстоногова

Недавно прогремевшая «Гроза» Андрея Могучего, трактованная как русский миф, — ещё один петербургский участник в главной номинации. Эффектное визуальное оформление не осталось незамеченным: на премию выдвинуты сценограф Вера Мартынова и художник по костюмам Светлана Грибанова.

Спектакль «Записки юного врача» в Театре «Мастерская»

Моноспектакль в постановке Григория Козлова номинирован на премию как спектакль малой формы. Его исполнитель, молодой артист Максим Блинов, заявлен в актёрской номинации.

Спектакль «Камень» в Театре на Васильевском

Аскетичный камерный спектакль Дениса Хусниярова с участием ведущей актрисы Театра на Васильевском Любови Макеевой, номинированной на премию за исполнение роли Кисы.

Спектакль «По ту сторону занавеса» в Александринском театре

Пьеса Чехова «Три сестры» в интерпретации театрального провокатора Андрия Жолдака номинирована как спектакль малой формы. На «Маску» претендуют исполнители ролей Вершинина и Кулыгина — Игорь Волков и Виталий Коваленко. Сам Андрий Жолдак номинирован не только как режиссёр, но и как сценограф — вместе с Даниэлем Жолдаком.

Опера «Симон Бокканегра» на Новой сцене Мариинского театра.

Перенос на петербургскую сцену постановки двух театров Италии. На «Маску» претендует исполнитель заглавной партии, баритон Владислав Сулимский.

Спектакль «Белый. Петербург» в Театре музыкальной комедии

Мюзикл-мистерия по мотивам одноименного романа Андрея Белого в постановке Геннадия Тростянецкого, который заявлен на премию вместе с дирижёром Андреем Алексеевым, артистами Виктором Кривоносом, Вадимиром Садковым и Игорем Шумаевым, а также самим композитором — Георгием Фиртичем. Не осталась без внимания и работа художника Олега Головко, также номинированного на «Маску».

Спектакль «Цыпленок» в Театре «Karlsson Haus»

Обладатели «Золотой Маски» прошлого года — Театр «Karlsson Haus» — на этот раз представят спектакль для детей.

Спектакли-участники конкурса «Эксперимент»

Спектакль «Молодая гвардия» в Театре «Мастерская»

Смелый спектакль молодых режиссёров Максима Диденко и Дмитрия Егорова.

Спектакль «Поле» в постановке Театра Post

Спектакль-выстрел лидера Театра Post Дмитрия Волкострелова по пьесе Павла Пряжко.

Спектакль «Разговоры беженцев»

Спектакль-променад по пьесе Бертольда Брехта от Константина Учителябыл показан летом на Финляндском вокзале в рамках фестиваля «Точка доступа».

Спектакль «Язык птиц» в БДТ имени Г. Товстоногова

«Язык птиц» — совместная постановка БДТ и центра «Антон тут рядом», спектакль с участием особых людей.

Смотрите, составляйте собственное мнение, выдвигайте своих лауреатов! Интересно, совпадет ли Ваше мнение с мнением жюри.

Share this article:

Продолжайте читать
5211 Hits
Комментариев: 1

В ТЮЗе

На сцене Театра юного зрителя им. Брянцева с разницей в 2 дня пройдут 2 спектакля, поставленные по пьесе Джона Патрика «Как пришить старушку». 31 декабря будет представлена постановка наших петербургских исполнителей, а 2 января - московского «Оптимистического театра». Это настоящая сказка в лучших американских традициях, история о чуде, которое случится под Рождество, если искренне в него верить. Старушку Памелу, одиноко живущую на краю города, вся округа называет сумасшедшей. И вот в рождественский Сочельник к ней наведываются гости. Вернее, она принимает вломившуюся к ней троицу за гостей. На самом же деле это банда мошенников, скрывающихся от закона. Ничего не подозревающая героиня радушно их встречает. Её новые «друзья» решают остаться в укрытии совсем ненадолго, но им и в голову не может прийти, кто оказался у них на пути. И невозможно предположить, чтобы беззащитная старушка перевернула их жизнь с ног на голову, а нищий домишка в захолустье стал их родным домом. В первом спектакле заняты Ирина Сотикова Владимир Миронов, Вадим Франчук Дмитрий Андреев, Алексей Красноцветов. Современный взгляд режиссера на сюжет пьесы, уникальная игра актеров, сделали спектакль интересным для самых требовательных зрителей. Спектакль полон тонкого юмора и актерских перевоплощений!

Второй - спектакль–бенефис замечательной актрисы Ольги Волковой, которая начинала свою актерскую карьеру на сцене нашего ТЮЗа, была одной из ведущих актрис. Ее партнерами были Георгий Тараторкин, Антонина Шуранова, Николай Иванов. Ольга Владимировна полна творческих сил и энергии, а тут еще родные стены… Думаю, будет не менее увлекательно, а главное – душевно!

Share this article:

Продолжайте читать
5491 Hits
Комментариев: 0

Спектакль «Иван и черт» в театре «Мастерская»

​Театр «Мастерская» Козлова порадовал меня в очередной раз и оригинальностью идеи , и способами воплощения. Спектакль «Иван и чёрт»,- фрагмент, не вошедший в основную инсценировку «Братьев Карамазовых» на сцене театра. Он оказался таким значимым для понимания сути «русской души», что был выделен режиссером Андреем Горбатым в отдельный спектакль. О чем он? Об идее, о гордыне, о вере и о потере души. Умный, интеллигентный Иван Карамазов придумал концепцию спасения мира, а она обернулась чудовищным оправданием зла. На сцене - живой оркестрик с разбитным рассказчиком, звучит довольно вольный пересказ романа, похожий на сказку о трех сыновьях, но со страшным концом..А в центре сцены разворачивается, вначале лениво-снисходительная, а затем все более изнуряющая, глубокая, трагичная борьба с балагуром-чертом,(которого, к слову, великолепно изображает Антон Мамот), а вернее с самим собой, со своим внутренним «я». В любой идее, особенно глобальной, таится черт, с ним можно долго бороться, но победить его невозможно, ибо он – часть твоей души. «В эпоху, когда каждый третий уверен, что знает, как осчастливить и спасти мир, Достоевский звучит камертоном, по которому настраиваются душа и мысль. Андрей Горбатый сделал смешной и страшный рассказ о том, что бывает с одержимыми идеей и забывшими о главном – о множестве таких же людей вокруг.» Очень хочется отметить блестящую игру Дмитрия Житкова (Иван Карамазов). До мурашек в какие-то моменты.

Share this article:

Продолжайте читать
4940 Hits
Комментариев: 0

Спектакль «Наш Авлабар» в театре «Мастерская»

Видели ли Вы спектакль «Ханума» в постановке БДТ, где в главных ролях были заняты известные актеры театра и кино Людмила Макарова, Валентина Ковель, Владислав Стржельчик, Ефим Копелян, Николай Трофимов и др.? Я понимаю, что это вопрос к старшему поколению. Для тех, кто видел, напоминаю: основа сюжета — довольно типичная для мировой драматургии история: богач не слишком голубых кровей стремится породниться с аристократией, выгодно посватав свою дочь. Жених, как водится, староват и дурноват, юная прелестница влюблена в другого и обращается за помощью к хитроумной свахе.

Блестящаяпостановка классического водевиля Авксентия Цагарели имела ошеломляющий успех. Сам Георгий Товстоногов с большой нежностью и любовью к своей маленькой Родине – Грузии читал удивительно мелодичные стихи Григола Орбелиани («Мухамбази», 1861) в переводе Николая Заболоцкого.

Я очень люблю наш театр «Мастерская» и, увидев в афише новое название «Наш Авлабар», с удовольствием пошла на премьеру.

Каково же было мое разочарование, когда после нескольких минут просмотра я поняла, что это – «Ханума». Чем могут удивить эти молоденькие актеры после таких гигантов сцены? Но вскоре разочарование стало сменяться живым интересом, а затем и полным восторгом. Очарование постановки Александра Кладько в неповторимом колорите, который напоминает изумительный примитивизм картин Пиросмани, где оживает дух старого Тифлиса. «Наш Авлабар» — это удивительный микс классического театра и кавказской энергетики, водевильное веселье в сочетании с грузинским темпераментом, зажигательные танцы и не менее горячие диалоги, интриги и любовь. Очень рекомендую вам этот спектакль.

Share this article:

Продолжайте читать
5203 Hits
Комментариев: 0

Спектакль «Пять историй о любви» в театре «Суббота»

Спектакль «Пять историй о любви», поставленный по пьесе М.Исаевой «Про мою маму и про меня» — это цепь историй, смешных, печальных, лирических, очень узнаваемых, и в то же время неповторимых. На глазах зрителей создаётся групповой портрет женских судеб, в каждой из которых главным «предлагаемым обстоятельством» всегда остаётся любовь. Прекрасное музыкальное сопровождение из песен, написанных на стихи Б.Пастернака, М.Цветаевой, В. Долиной, блестящая игра актеров и теплая атмосфера наверняка поднимут Ваше настроение и настроят вас на лирический лад.

Share this article:

Продолжайте читать
16119 Hits
Комментариев: 0

«Дон Кихот» в Молодежном театре на Фонтанке

В 1605 году в Испании вышла книга, сразу приковавшая к себе всеобщее внимание. Роман «Дон Кихот» был острой и забавной пародией на рыцарские романы, которыми зачитывалась тогда вся страна. Автор ее, Мигель де Сервантес, ставил своей задачей «внушить людям отвращение к нелепым рыцарским историям». Он достиг своей цели: после «Дон Кихота» рыцарский роман навсегда вышел из моды. Но странное дело:рыцарский роман умер, а пародия на него осталась жить. Прошли века, но интерес к ней не гаснет, а разгорается все ярче и ярче.

В 1938 году М.А.Булгаков пишет одноименную пьесу для Вахтанговского театра, которую исследователи называют завещанием потомкам. Кто же он, этот Дон Кихот? Безумец, одержимый идеей спасения мира от злых чар, или мечтатель, свято верящий в свою мечту и свои идеалы? Почему нам, обычным людям, бывает неуютно рядом с ним, и мы принимаем его странствия за бродяжничество, отвагу — за безрассудство, а бескорыстие — за безумство? Не потому ли, что его жизнь, наполненная чудесами и детской радостью,лишь подчеркивает наше неумение мечтать, верить, любить беззаветно и безусловно? О суровом столкновении детского восприятия мира с реальностью, наивной души художника с приземлённой прагматичностью и ставит свой спектакль Семён Спивак. В исполнении Андрея Шимко обаятельный, энергичный, заражающий энтузиазмом Дон Кихот дарит зрителю своё открытое сердце.

Share this article:

Продолжайте читать
5071 Hits
Комментариев: 0

Александринский театр

Александринский театр

Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина – легендарный Александринский театр – является старейшим национальным театром России. Он был учрежден Сенатским Указом, подписанным дочерью Петра Великого императрицей Елизаветой 30 августа 1756 года в день Святого Александра Невского. Именно этот театр является прародителем всех Российских театров, а дата его основания – Днем рождения Русского профессионального театра. Российский государственный театр драмы на протяжении двух с половиной столетий служил атрибутом Российской государственности. В 18, 19 и начале 20 веков он являлся главным императорским театром, судьбой которого занимались Российские императоры.

С 1832 года Российский государственный театр драмы получил великолепное здание в центре Невского проспекта в Санкт-Петербурге, построенное по проекту великого архитектора Карла Росси. Это здание было названо Александринским театром (в честь супруги императора Николая Первого Александры Федоровны) и с тех пор имя Александринского театра неразрывно связано с мировой историей сценического искусства. Уникальный комплекс зданий, с пятиярусным зрительным залом, огромной сценой, дворцовыми парадными фойе, величественным фасадом, ставшим одной из эмблем Северной столицы, вошел в число жемчужин мировой архитектуры, находящихся на учете ЮНЕСКО.

Стены Александринского театра хранят память о великих деятелях Российского государства, политиках, военачальниках, деятелях культуры. Здесь бывали А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, П.И. Чайковский, А.М. Горчаков, С.Ю. Витте, В.А. Столыпин, К.Г. Маннергейм, многие коронованные особы европейских государств.

Именно здесь, в Александринском театре состоялись премьеры практически всех произведений русской драматургической классики от «Горя от ума» А.С. Грибоедова до пьес А.Н. Островского и А.П. Чехова. Александринский театр – это учебник истории русского театрального искусства. Именно на этой сцене играли знаменитые русские актеры – от В. Каратыгина и А. Мартынова до Н.Симонова, Н. Черкасова, В. Меркурьева, И. Горбачева, Б.Фрейндлиха. Эту сцену украшали дарования прославленных русских актрис от Е. Семеновой, М. Савиной, В. Комиссаржевской до Е. Корчагиной-Александровской, Е. Тиме, Н. Ургант. Сегодня на сцене Александринского театра работают такие артисты, как С.Паршин, В.Смирнов, Н.Мартон, Г.Карелина, И.Волков, С.Смирнова, С.Сытник,М.Кузнецова и др.

В театре работали великие театральные режиссёры Вс. Мейерхольд, Л.Вивьен, Г. Козинцев, Г. Товстоногов, Н. Акимов.Спектакли Александринцев вошли во все мировые энциклопедии театра. С театром сотрудничали великие художники А. Бенуа, К. Коровин, А. Головин, Н. Альтман, выдающиеся композиторы А. Глазунов, Д. Шостакович, Р. Щедрин.

Среди великих старейших национальных театров Европы – парижского «Комеди Франсез», венского «Бургтеатра», лондонского «Дрюри Лейн», берлинского «Дойчес театра» – Александринский театр занимает почетное место, являясь символом Русского национального театра.

Театр обладает уникальными коллекциями декораций, костюмов, мебели, театральной бутафории, оружия, богатейшими музейными фондами, которые могут быть экспонированы как в России, так и за рубежом в самых престижных выставочных пространствах. Сегодня Александринским театром руководит известный режиссер, народный артист России, лауреат Государственных премий Валерий Фокин. Незаурядный, талантливый, пытливый и смотрящий далеко вперед человек, очень бережно относясь к традициям и истории этого театра, ищет и находит новые пути к сердцам зрителей. Его спектакли могут не нравиться, но оставить равнодушными не могут. В них заложена энергетическая мощь русской классики с ее безысходностью и стремлением к нравственной чистоте. Им присуща не только яркая зрелищность, динамика, парадоксальность, но и последовательный поиск нового театрального языка, что позволяет говорить о Фокине как об одном из лидеров современной европейской сцены.

Share this article:

Продолжайте читать
5691 Hits
Комментариев: 0

Михайловский театр

Жемчужина Санкт-Петербурга – знаменитый музыкальный Михайловский театр, где классические традиции сочетаются со смелыми творческими поисками и новаторскими экспериментами. Театр был открыт в 1833 году по указу императора Николая I и входил в число привилегированных императорских театров. Своим названием театр обязан великому князю Михаилу, младшему сыну Павла I. Здание театра возведено по проекту А.П. Брюллова при участии А.М. Горностаева. Архитектору удалось органично вписать фасад в созданный К. Росси ансамбль площади. В 1859 году в результате реконструкции по проекту А. Кавоса была расширена сцена и на один ярус увеличен зрительный зал, интерьеры театра дополнились живописными плафонами, богатой лепниной и фигурами кариатид, украшающими и сегодня портал над авансценой. В театре давали спектакли французская и немецкая труппы, выступали именитые гастролеры. Здесь опереттой "Цыганский барон" завершил свои 30-летние петербургские сезоны король вальсов Иоганн Штраус. На сцене театра пел и ставил спектакли великий Федор Шаляпин. Среди выступавших в разные годы на сцене Михайловского театра можно отметить Люсьена Гитри, Матильду Кшесинскую, труппу Сары Бернар. Частыми посетителями были А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, Л.Н. Толстой, П.И. Чайковский. Новую страничку в историю балета внес всемирно известный балетмейстер Дж. Баланчин. С 1918 года императорский Михайловский театр был преобразован в государственный Малый оперный театр. Дух творчества и высокую театральную культуру привнесли сюда выдающиеся музыканты, деятели оперного и балетного искусства, среди которых дирижеры Самуил Самосуд, Эдуард Грикуров, Борис Хайкин, Юрий Темирканов, режиссеры Всеволод Мейерхольд, Николай Смолич, хореографы Федор Лопухов, Игорь Бельский, Олег Виноградов. Здесь прошли мировые премьеры величайших опер ХХ века, таких как «Катерина Измайлова» и «Нос» Дмитрия Шостаковича, «Война и мир» Сергея Прокофьева, впервые был показан легендарный балет «Светлый ручей». В 1920 году театру, как и всем бывшим «императорским», было присвоено звание академического. Труппу возглавлял С. А. Самосуд, чьё творчество принесло театру славу «лаборатории советской оперы». По меньшей мере, три мировые премьеры, в разные годы осуществлённые С. А. Самосудом, вписали Михайловский театр в историю мирового оперного искусства: «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда» Д.Д. Шостаковича (соответственно, 18 января 1930 года и 22 января 1934 года) и «Война и Мир» С. С. Прокофьева (1-я часть, 8 картин) — 12 июня 1946 года. Помнит театр и времена, когда балетную труппу возглавлял известный российский танцовщик Фарух Рузиматов, которого сменил Михаил Мессерер, а оперную труппу – незабвенная Елена Образцова. В 2011 году театр впервые в своей истории был удостоен российской театральной премии «Золотая маска». Нил Шикофф получил награду за исполнение лучшей мужской роли в опере в 2010 году (роль Элеазара в спектакле «Иудейка»). Балетная труппа театра, первые гастроли которой в Лондоне состоялись в 2008 году, была по итогам своих лондонских гастролей 2013 года удостоена премии Круга британских критиков как «Лучшая международная труппа». В 2014 году спектакль «Евгений Онегин» в постановке Андрия Жолдака получил «Золотую маску» как лучший оперный спектакль года и получил премии за лучшую работу режиссёра и художника по свету. В 2014 году состоялся американский дебют балетной труппы Михайловского театра. Труппа выступила в нью-йоркском Линкольновском центре искусств («Пламя Парижа», «Жизель», «Дон Кихот», вечер одноактных балетов), а также в калифорнийской Коста-Месе («Пламя Парижа») и была с восторгом принята американской публикой. В настоящее время творческая энергия и талант нового поколения театральных лидеров обеспечивают постановкам театра внимание самой требовательной публики. Балетная труппа, которой руководит выдающийся испанский хореограф Начо Дуато, имеет совершенно уникальное лицо: чистота академической традиции сочетается с актуальной пластикой и дыханием новизны. В оперном репертуаре проверенная временем классика обогатилась редко исполняемыми или почти забытыми названиями. Каждая премьера становится событием и получает известность, выходящую далеко за пределы России. 

Share this article:

Продолжайте читать
5780 Hits
Комментариев: 0

Императорские театры Санкт-Петербурга

 Эту «большую тройку» знают во всём мире. Мариинский и Михайловский — звезды российского и мирового музыкального театра, с каждым годом преумножающие свою известность. У драматического Александринского театра сложился собственный уникальный стиль, а с открытием Новой сцены появилась площадка для крупных фестивалей и театральных экспериментов. Спектакли этих театров — всегда самые масштабные и самые обсуждаемые, а премьеры становятся главными культурными событиями не только города, но и всей страны. Сегодня поговорим о Мариинке, как ласково величают ее петербуржцы.

В далеком 1783 году на Карусельной площади по указу Екатерины II был выстроен Большой Каменный театр, ставший прародителем современной Мариинки. Архитектор Антонио Ринальди постарался на славу — Большой Каменный был не только самым настоящим украшением площади, но и отвечал самым современным требованиям того времени. Выступление русской труппы чередовалось с гастролями итальянских и французских артистов, на громадной сцене проходили музыкальные вечера и шли драматические спектакли. В 1802 году внешний вид Большого театра заметно изменился благодаря вмешательству архитектора Тома де Томона. В новогоднюю ночь с 1810 на 1811 год в театре разгорается грандиозный пожар, длившийся 2 дня и уничтоживший внутреннее убранство театра до самого основания. Откроется вновь он только через 7 лет.

Однако Большой Каменный имеет весьма опосредованное отношение к Мариинке. Он, когда-то бывший одной из значительных достопримечательностей Петербурга, лишь заложил у знати традицию «ездить в оперу». Нынешний Мариинский театр, названный так, кстати, в честь Марии Александровны, супруги царствовавшего в тот момент Александра II, появился лишь в 1859 году. Его возвели по проекту архитектора Альберто Кавоса на месте сгоревшего Театра-цирка, еще одной площадки театрального комитета, расположившейся напротив Большого Каменного театра. Строители Мариинского театра серьезно подумали об акустике. Под полом оркестровой ямы лежит толстый слой битого хрусталя, что придает оркестру дополнительное «серебряное» звучание, а сама оркестровая яма вплоть до 1970 года была задвинута под авансцену. Сегодня она оборудована подъемником.

К слову, один совет. Если вы приходите слушать оперу, то самыми лучшими для этого местами считаются места в 3-м ярусе, поскольку акустическая волна направляется именно туда (этому способствует, например, особый угол наклона сцены). А если вы приходите на балет — садитесь в бельэтаж. Тут вам никто не помешает, и находиться вы будете на «режиссерском» расстоянии от сцены.

Зал Мариинки по задумке архитектора должен был быть не менее великолепным, чем зал Большого Каменного театра. Занавес, нарисованный художником Александром Головиным в 1914 году, в точности повторяет рисунок парадной мантии императрицы Александры. Кстати, в том же году убранство театра сменилось с малиново-красного на голубое. Кроме роскошной золотой лепнины его украшает громадная бронзовая люстра. Ее вес — 2,5 тонны, в ней используется 210 лампочек, а состоит она из почти 2500 небольших хрустальных подвесок. Это — уже третья люстра, появившаяся тут в 1860 годах. Первая, масляная, стала причиной пожара, а вторая, английская газовая, была заменена. Потолок — под стать прибору. Венецианский живописец, профессор Дузи, изобразил на нем танцующих нимф и амуров, а по кругу разместил портреты 12 русских драматургов. Попробуйте рассмотреть их всех.

На сцене Мариинки выступали великолепная Анна Павлова, любимица Николая II Матильда Кшесинская, Галина Уланова. Свои первые шаги тут делали Вацлав Нижинский, Рудольф Нуриев, Михаил Барышников, Джордж Баланчин. Для этого зала творил Чайковский и Глинка.

Поэтому современные мастера сцены, не скрывая своих чувств, говорят о том, что подпитываются до сих пор потрясающей энергетикой своих талантливых предшественников. Лучшие театры мира считают за честь пригласить для участия в своих спектаклях солистов этого театра. На этой сцене блистали Любовь Казарновская, Елена Образцова, Анна Нетребко. Ну, а нынешнему художественному руководителю театра Валерию Гергиеву энергии не занимать. Такой насыщенный график гастролей под силу только беззаветно преданному своему делу человеку и сильному талантливому коллективу.

Share this article:

Продолжайте читать
5723 Hits
Комментариев: 0

Молодежный театр на Фонтанке

Пьесу «Касатка» Алексея Толстого режиссеры не слишком балуют. А вот театром на Фонтанке она очень любима и даже является визитной карточкой этой площадки. Секрет прост: это и сильный актерский состав, и кропотливый труд режиссера Семёна Спивака, и, конечно, сама тема пьесы — любовь.

Героиня пьесы - Марья Косарева. В прошлом блестящая эстрадная примадонна, в настоящем - скучающая, стареющая в безвкусно обставленном гостиничном номере женщина в компании князя Бельского, живущего за ее счет, и второго нахлебника - Абрама Желтухина. Карточная игра, сигары, пустые разговор... И никакого проблеска, а только страх так и погибнуть в бессмысленности и ничтожности существования.

Плачевное положение вынуждает их покинуть номера. Единственное спасение — уехать в деревню, к тетке князя Бельского. «Там в комнатах пахнет шалфеем», — вспоминает князь. Троица собирается и едет в деревню, на природу, к яблоням, цветам, босым девкам. Там и происходит перерождение душ персонажей, они расцветают, как эти самые яблони, открывают в себе новые чувства, обретают самих себя и любовь… Нежную, застенчивую, позднюю и неожиданную. Любовь, которая поглощает все остальное, оставляя после себя неизмеримое счастье. 

Share this article:

Продолжайте читать
4732 Hits
Комментариев: 0

Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте

Подписаться на новости школы