Жемчужина Санкт-Петербурга – знаменитый музыкальный Михайловский театр, где классические традиции сочетаются со смелыми творческими поисками и новаторскими экспериментами. Театр был открыт в 1833 году по указу императора Николая I и входил в число привилегированных императорских театров. Своим названием театр обязан великому князю Михаилу, младшему сыну Павла I. Здание театра возведено по проекту А.П. Брюллова при участии А.М. Горностаева. Архитектору удалось органично вписать фасад в созданный К. Росси ансамбль площади. В 1859 году в результате реконструкции по проекту А. Кавоса была расширена сцена и на один ярус увеличен зрительный зал, интерьеры театра дополнились живописными плафонами, богатой лепниной и фигурами кариатид, украшающими и сегодня портал над авансценой. В театре давали спектакли французская и немецкая труппы, выступали именитые гастролеры. Здесь опереттой "Цыганский барон" завершил свои 30-летние петербургские сезоны король вальсов Иоганн Штраус. На сцене театра пел и ставил спектакли великий Федор Шаляпин. Среди выступавших в разные годы на сцене Михайловского театра можно отметить Люсьена Гитри, Матильду Кшесинскую, труппу Сары Бернар. Частыми посетителями были А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, Л.Н. Толстой, П.И. Чайковский. Новую страничку в историю балета внес всемирно известный балетмейстер Дж. Баланчин. С 1918 года императорский Михайловский театр был преобразован в государственный Малый оперный театр. Дух творчества и высокую театральную культуру привнесли сюда выдающиеся музыканты, деятели оперного и балетного искусства, среди которых дирижеры Самуил Самосуд, Эдуард Грикуров, Борис Хайкин, Юрий Темирканов, режиссеры Всеволод Мейерхольд, Николай Смолич, хореографы Федор Лопухов, Игорь Бельский, Олег Виноградов. Здесь прошли мировые премьеры величайших опер ХХ века, таких как «Катерина Измайлова» и «Нос» Дмитрия Шостаковича, «Война и мир» Сергея Прокофьева, впервые был показан легендарный балет «Светлый ручей». В 1920 году театру, как и всем бывшим «императорским», было присвоено звание академического. Труппу возглавлял С. А. Самосуд, чьё творчество принесло театру славу «лаборатории советской оперы». По меньшей мере, три мировые премьеры, в разные годы осуществлённые С. А. Самосудом, вписали Михайловский театр в историю мирового оперного искусства: «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда» Д.Д. Шостаковича (соответственно, 18 января 1930 года и 22 января 1934 года) и «Война и Мир» С. С. Прокофьева (1-я часть, 8 картин) — 12 июня 1946 года. Помнит театр и времена, когда балетную труппу возглавлял известный российский танцовщик Фарух Рузиматов, которого сменил Михаил Мессерер, а оперную труппу – незабвенная Елена Образцова. В 2011 году театр впервые в своей истории был удостоен российской театральной премии «Золотая маска». Нил Шикофф получил награду за исполнение лучшей мужской роли в опере в 2010 году (роль Элеазара в спектакле «Иудейка»). Балетная труппа театра, первые гастроли которой в Лондоне состоялись в 2008 году, была по итогам своих лондонских гастролей 2013 года удостоена премии Круга британских критиков как «Лучшая международная труппа». В 2014 году спектакль «Евгений Онегин» в постановке Андрия Жолдака получил «Золотую маску» как лучший оперный спектакль года и получил премии за лучшую работу режиссёра и художника по свету. В 2014 году состоялся американский дебют балетной труппы Михайловского театра. Труппа выступила в нью-йоркском Линкольновском центре искусств («Пламя Парижа», «Жизель», «Дон Кихот», вечер одноактных балетов), а также в калифорнийской Коста-Месе («Пламя Парижа») и была с восторгом принята американской публикой. В настоящее время творческая энергия и талант нового поколения театральных лидеров обеспечивают постановкам театра внимание самой требовательной публики. Балетная труппа, которой руководит выдающийся испанский хореограф Начо Дуато, имеет совершенно уникальное лицо: чистота академической традиции сочетается с актуальной пластикой и дыханием новизны. В оперном репертуаре проверенная временем классика обогатилась редко исполняемыми или почти забытыми названиями. Каждая премьера становится событием и получает известность, выходящую далеко за пределы России.