Hard Soft SkillsПочему одни люди поднимаются на вершину карьеры, а другие так и остаются на нижних ступенях в профессии? Вопрос далеко не праздный. И ответ на него, как и многое в жизни, следует искать в образовании и воспитании. Современный мир, по сути, сформулировал одно из ключевых своих правил: чтобы быть успешным специалистом, недостаточно одних лишь глубоких знаний и трудового опыта, нужно еще нечто, чему сейчас, к сожалению, толком не учат в российских школах. Это нечто – особые навыки, так называемые «мягкие навыки» или «гибкие навыки», soft skills. 

 

phoca thumb l IMG 2012Одиннадцатиклассники по всей России в декабре 2017 года писали итоговое сочинение, в их числе были и учащиеся «Школы Экспресс». Конечно, все получили «зачёт», но повод к статье не в этом. Как отметила в беседе с журналистами телеканала «Россия» директор Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Оксана Решетникова, сочинение – это «кладезь всевозможных объектов анализа, и содержательных, и социологических, и разных других». Вот и мы с интересом прочитали испещрённые письменными размышлениями страницы, пытаясь как можно чётче представить себе, как живёт, что чувствует и как мыслит нынешняя молодёжь, на примере учеников нашей школы.

 

Владимирская Ольга Дмитриевна,
частная школа «Экспресс»

1. Если бы вам сейчас снова пришлось «с нуля» создавать свою школу, на каких теориях или концепциях вы бы основывались?

Концепция была бы той же самой, единственное, я бы это сделала лет на восемь пораньше. Как только вышел Закон об образовании, в котором было написано, что есть экстернат, раньше ведь его не было, в советские времена. Как только это стало разрешено, я в принципе стала заниматься экстернатом, но на базе государственной школы, и это была большая ошибка. Нужно было сразу делать свою школу. Потому что эти вот восемь лет в принципе можно было заниматься делом, и работать на результат. Потому что на базе государственной школы, конечно, ничего не вышло, и развитие началось только тогда, когда вот уже от отчаяния сделала собственную школу. А то, что касается содержания – это мой интерес, я хотела заниматься теми детьми, которые выпадают из школы не потому, что они плохие, а потому что они другие. А теперь, поскольку индивидуализация у нас теперь тоже заявлена в Законе об образовании, таких детей все больше и больше, а с ними никто не работает. То есть если начальная школа еще как-то справляется с индивидуализацией, то, начиная с 5 класса, ребенок вообще выпадает, если он особенный. А они грамотные теперь, они все говорят, что они действительно такие, и в 7 классе они все у нас.

 

vuz ili kolledzh

Если ваш ребенок, старшеклассник или выпускник, вдруг скажет вам: «Папа, мама, не хочу учиться…» (вы уже грешным делом подумаете: «…а хочу жениться»), а потом добавит: «Не хочу учиться в университете, а хочу пойти в колледж», пожалуйста, не удивляйтесь этому. Налицо – новый, на мой взгляд, многообещающий образовательный тренд: выпускники школ все охотнее и осознаннее отдают предпочтение колледжам, а не вузам. Даже отличники. За примерами далеко ходить не надо. Многие учащиеся, окончившие «Школу Экспресс», в том числе завершившие школьный курс с одними пятерками, избрали для своего дальнейшего обучения именно средние профессиональные учебные заведения, а не высшие. По сути, они остановили свой выбор на практичной профессии, а не на некоем объеме умозрительных теоретических знаний. Например, кто-то поступил в медицинский колледж, кто-то – в морской.

Конечно, родителям вместе с детьми необходимо все обстоятельно взвесить: изучить образовательные тенденции, вообще осмыслить ход развития современного общества, спрос на рынке занятости, соотнести эту информацию с личностными характеристиками, способностями, устремлениями своего сына или дочери.

Среди множества образовательных нововведений, мод и «требований сверху» очень важно не пропустить те подлинные кристально твердые и ясные тренды, которые переросли моды и модников, став устойчивыми ориентирами, позволяющими «услышать ось земную, ось земную» (О. Мандельштам). Один из таких безусловных в своей ценности трендов – индивидуализация в образовании. Многие мифы о ней давно опровергнуты. Однако тренд крепнет, и рождаются новые мифы. Обсудим?

Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте

Подписаться на новости школы