Взрослый человек: на урок или с урока?

( вместо введения)

Уроки для взрослых… Что означает соединение этих несоединимых, на первый взгляд, слов? Урок - понятие традиционно школьное. Оно ассоциируется с годами ученичества, классом, партами. Для взрослого слово "уроки" приобретает совсем иное звучание, иной смысл. Это выводы, которые он извлекает из важнейших эпизодов собственной жизни. Подобные уроки всегда неповторимы, и потому – уникальны. Название книги следует воспринимать как метафору, позволяющую перенести свойство одного явления на другое. Здесь не будет назиданий и готовых «рецептов» для взрослых. Это не сборник цитат или известных истин, а попытка осмыслить новые нетрадиционные формы образования взрослых.

Что такое образование взрослых?

Хотя термин «образование взрослых» уже "прижился" и в отечественной, и в зарубежной (adulteducation) научно-методической литературе, тем не менее, на наш взгляд, он иногда вводит людей в заблуждение. Дело в том, что, следуя давно устоявшемуся ведомственному подходу в социальных вопросах, мы привыкли все, что называется "образование", относить в сферу полномочий Министерства образования, а все, что касается "культуры" – в Министерство культуры и так далее. Вместе с тем, такой "узко специализированный" подход к проблеме духовного, интеллектуального и творческого развития человека часто мешает нам взглянут на проблему комплексно и распыляет и без того скудные средства, выделяемые на эти цели.

Итак, когда мы говорим "образование взрослых", мы имеем в виду все сферы целенаправленного развития взрослого человека. Этим занимается и образование (дополнительные курсы, кружки, системы повышения квалификации),и культура (клубы, хоры, кружки ремесел, библиотеки), и службы занятости (переобучения и переквалификация), и неправительственные организации (гражданское воспитание, работа с женщинами, молодежью, инвалидами), и любой руководитель любой организации (семинары, планерки, рабочие собрания). То есть, любая работа, связанная с расширением знаний, умений, навыков и качеств взрослого человека, является образованием взрослых.

2006 г.

О.Д. Владимирская

Система образования взрослых во Франции  - система устоявшаяся, имеющая богатый опыт. Вместе с тем она находится в процессе непрерывного развития и преобразования. Перемены сопровождаются многочисленными дискуссиями относительно цели образования, соотношения между обучением и профессиональным образованием, приобщением молодежи к культуре, обеспечением возможности для каждого существить свободу выбора, реализовать свои гражданские права. Дискуссии вызывают вопросы подготовки и переподготовки преподавателей, взаимоотношения учителей и учащихся, автономия образовательных учреждений, применение новых методов обучения, подготовка и переподготовка кадров… Набор проблем очень похож на наш, отечественный.

2005

Изменения, наметившиеся в образовательной системе, имеют множество тенденций, которые оцениваются и принимаются обществом по-разному, и только одна из них практически не имеет оппонентов. Речь идет о личностно-ориентированном подходе в организации образования. Значимость и актуальность этого направления в развитии современной школы мало кем ставится под сомнение.

Педагогическая деятельность постепенно утрачивает черты ритуального поведения учителя и воспитателя. Учитель все больше стремится к рефлексии процесса, задумывается не только о результатах, но и о том, как протекает сам процесс, усиливается субъектно-авторская позиция педагога.

Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте

Подписаться на новости школы