2006 г.
О.Д. Владимирская
Система образования взрослых во Франции - система устоявшаяся, имеющая богатый опыт. Вместе с тем она находится в процессе непрерывного развития и преобразования. Перемены сопровождаются многочисленными дискуссиями относительно цели образования, соотношения между обучением и профессиональным образованием, приобщением молодежи к культуре, обеспечением возможности для каждого существить свободу выбора, реализовать свои гражданские права. Дискуссии вызывают вопросы подготовки и переподготовки преподавателей, взаимоотношения учителей и учащихся, автономия образовательных учреждений, применение новых методов обучения, подготовка и переподготовка кадров… Набор проблем очень похож на наш, отечественный.
В условиях, когда образование включается в систему рыночных отношений, важным фактором поддержания системы становится ее децентрализация, перераспределение функций по всей вертикали управления. В итоге возрастает ответственность образовательного учреждения за сам факт своего существования. Меняются требования со стороны общества в целом и со стороны тех, кто конкретно получает образовательную услугу, к качеству образования.
В системе образования взрослых Франции можно выделить три группы образовательных учреждений, в которых различаются уровни требований к качеству образования:
–1. Жесткий надзор государства за выполнением стандарта там, где есть государственный стандарт образования. Это – вся система общего и высшего образования, особенно процедуры их завершения и приема на работу молодых специалистов. Общегосударственный характер дипломов, централизованный прием на работу, в частности преподавателей, согласования с муниципальными органами управления кандидатур даже воспитателей материнских школ (Ecolematernele) – ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ОБЩЕРЕСПУБЛИКАНСКИМИ СТАНДАРТАМИ. Главным критерием качества в этих сферах остается государственный знаниевый стандарт. Широко развита и система сертификации, которая привязана не только к производству, но и к работе в сфере образования
.2. Одно из ведущих мест в системе образования взрослых во Франции занимают образовательные учреждения, которые на местах решают, по каким специальностям необходима подготовка и переподготовка в данном районе. В этих учреждениях осуществляется гибкий подход к организации занятий, они проводятся для безработных в рабочее время, а для тех, кто хочет поменять работу, – во внерабочее время, а также в виде сессий от двух дней до нескольких недель. Формы и методы обучения основываются на учете особенностей контингента, в некоторых случаях занятия проводятся по индивидуальным программам. Групповые формы используются в тех случаях, когда подбирается однородная группа слушателей, которые объединены решением одной и той же задачи. Занятия ведутся и по заказу предприятий. В этом случае теоретические занятия ведутся на базе центра, а отработка практических навыков – на рабочих местах. Широко используется подготовка сотрудников одного учреждения по заявке, тогда подготовка организуется совместно с предприятием и полностью опирается на профессиональный опыт команды. Эти центры находятся на самофинансировании, получая средства от всех видов образовательных услуг, которые оплачиваются либо предприятиями заказчиками, либо слушателями курсов.
Все эти учебные заведения объединены в Национальную Ассоциацию по профессиональному обучению, в которую входят более 200 центров и университетов во всех регионах страны. Обучение в этих центрах ведется не только по общенациональным и международным программам, но и по программам, созданным непосредственно в самих центрах и университетах. В центрах ведется подготовка практически по всем специальностям народного хозяйства, а их около 500.Обучение в центрах осуществляют преподаватели, имеющие большой практический опыт работы на предприятиях и прошедшие педагогическую и методическую подготовку по работе со взрослой аудиторией. В конце обучающего цикла новые знания и умения слушателей оценивает комиссия, в состав которой входят не только педагоги, но и представители предприятий, представители местных органов власти, которые заинтересованы в притоке хорошо подготовленной рабочей силы. Это позволяет согласовывать уровень требований и давать объективную оценку работе центра. Таким образом, в этой группе образовательных учреждений за качеством обучения следит уже не только, а точнее, не столько государство, сколько представители общественности. Эту оценку можно рассматривать как один из показателей качества образования в центре. Подобные показатели являются неформальными, но формируют общественное мнение, работают на имидж учебного заведения.
Что касается удовлетворенности обучающихся, то на создание комфортных условий для их обучения тратятся немалые средства (муниципалитетов и предприятий, по заказам которых ведется подготовка и переподготовка). Уровень обучения во многом зависит от усилий преподавательского состава. С каждым кандидатом в слушатели опытный консультант проводит первоначальное собеседование, помогает выбрать программы, или предлагает путь индивидуальной подготовки. Желающие проходят двухдневный курс пользователей сети Интернет, что предполагает открытие доступа к дистанционным программам других центров, расширяет возможности получения информации в ходе обучения.
Полученное таким образом образование, не имеющее жестко спланированного курса, - объект субъективной оценки слушателя. Обучение считается качественным, если слушатель удовлетворен. В этом проявляется нацеленность образования на потребителя, как один из критериев оценки качества образования взрослых. После успешного окончания курса выдается сертификат соответствующего образца, который обязательно будет приниматься в том районе, где проходило обучение, но не всегда в других районах. Сертификат получают не все окончившие курс, а только те, кто проходит итоговые испытания.
Сотрудники центров считают, что говорить о качестве образования взрослых, было бы, вероятно, разумно, учитывая мнение о его результатах всех участников образовательного процесса, – мнения потребителя, сотрудников образовательных учреждений и заказчиков. Организаторы образовательного процесса движутся в этом направлении, но пока больше внимания они уделяют потребителю и заказчику.
В работе негосударственных центров и университетов не может быть определен единый и постоянно действующий стандарт качества. Сотрудники центров понимают, что сложившийся в результате деятельности неформальный стандарт не может применяться постоянно в своем первоначальном виде. В ходе развития учебной деятельности он трансформируется, побуждая менять программы, подходы, повышать квалификацию сотрудников центра.
3.Особую группу центров, работающих со взрослыми, представляют центры и университеты, где реализуются не коммерческие программы, а социально значимые образовательные проекты общекультурного направления: курсы иностранных языков, краеведческие и фольклорные клубы, клубы по интересам, спортивные объединения. Эти учреждения существуют за счет платы потребителей, поддержки муниципальных властей и помощи спонсоров.
Так, в городе Мулен большой популярностью пользуется UniversitePopulairel”AgglomerationMoulinoise– негосударственное учреждение, где обучается более пятисот человек. Программы, предлагаемые университетом, опубликованы в местной печати в виде отдельных сборников и предоставляются всем желающим. В университете изучают испанский, английский, итальянский и русский языки, работает группа, изучающая историю района и создающая истории собственных семей. Мэрия города, всячески поддерживая инициативы создания новых программ, поддерживает зарубежные поездки в страны изучаемого языка. Университет не платит арендную плату за предоставленное помещение, но обязательно отчитывается о результатах своей деятельности, согласуя новые проекты. Таким образом, качество в этой группе образовательных учреждений оценивают потребители и представители общественности в лице местной администрации, но эти оценки носят неформальный характер.
Изучение работы образовательных учреждений для взрослых во Франции показало, что организационные проблемы таких учреждений схожи с теми, с которыми сталкиваемся мы в практике своей работы:
– Чаще всего при оценке качества мы руководствуемся некой моделью качества, отражающей наше собственное его видение и представление о том, в каких направлениях оно может развиваться в учреждениях постдипломного образования.
– Для тех программ, где не существует государственного стандарта, вырабатывается некий неформальный стандарт качества, на который влияют общественные потребности и конкретный заказчик.
– Стандарт качества определяется ожиданиями со стороны всех участников образовательных проектов: потребителей услуг, заказчиков в лице организаций, общества и государства и сотрудников образовательных учреждений:
-для потребителей образовательных услуг основной частью стандарта качества являются комфортные условия обучения, удобное время занятий, наличие учебных пособий, доступ к источникам информации;
-заказчики заинтересованы в качестве подготовки, уменьшении реальной стоимости услуг;
-для сотрудников образовательных учреждений качество - это прежде всего современные условия труда, доступ к источникам информации, возможность повышать квалификацию, изучать и использовать современный мировой опыт, использование технических средств.
Для определения критериев качества неформального образования взрослых необходимо, по всей видимости, создавать ее концепцию. «Качество» – это нечто, понятное всем, о чем все говорят, но сформулировать однозначно, что есть качество в образовании взрослых, оказывается довольно ложно, очевидно, из-за того, что трудно определить единые критерии для разнообразных направлений образования взрослых. Более того, вызывает определенные затруднения и отсутствие единства в существующей понятийной базе. Вот почему разработка единого подхода в оценке качества в образовании взрослых, особенно в части неформального образования, требует осмысления и согласования.