Взрослый человек: на урок или с урока?

( вместо введения)

Уроки для взрослых… Что означает соединение этих несоединимых, на первый взгляд, слов? Урок - понятие традиционно школьное. Оно ассоциируется с годами ученичества, классом, партами. Для взрослого слово "уроки" приобретает совсем иное звучание, иной смысл. Это выводы, которые он извлекает из важнейших эпизодов собственной жизни. Подобные уроки всегда неповторимы, и потому – уникальны. Название книги следует воспринимать как метафору, позволяющую перенести свойство одного явления на другое. Здесь не будет назиданий и готовых «рецептов» для взрослых. Это не сборник цитат или известных истин, а попытка осмыслить новые нетрадиционные формы образования взрослых.

Что такое образование взрослых?

Хотя термин «образование взрослых» уже "прижился" и в отечественной, и в зарубежной (adulteducation) научно-методической литературе, тем не менее, на наш взгляд, он иногда вводит людей в заблуждение. Дело в том, что, следуя давно устоявшемуся ведомственному подходу в социальных вопросах, мы привыкли все, что называется "образование", относить в сферу полномочий Министерства образования, а все, что касается "культуры" – в Министерство культуры и так далее. Вместе с тем, такой "узко специализированный" подход к проблеме духовного, интеллектуального и творческого развития человека часто мешает нам взглянут на проблему комплексно и распыляет и без того скудные средства, выделяемые на эти цели.

Итак, когда мы говорим "образование взрослых", мы имеем в виду все сферы целенаправленного развития взрослого человека. Этим занимается и образование (дополнительные курсы, кружки, системы повышения квалификации),и культура (клубы, хоры, кружки ремесел, библиотеки), и службы занятости (переобучения и переквалификация), и неправительственные организации (гражданское воспитание, работа с женщинами, молодежью, инвалидами), и любой руководитель любой организации (семинары, планерки, рабочие собрания). То есть, любая работа, связанная с расширением знаний, умений, навыков и качеств взрослого человека, является образованием взрослых.

Образование взрослых, как любой социальный институт отвечает запросам общества. Вместе с тем оно составляет обособленную часть системы образования, призванную удовлетворять ожидания и потребности различных групп взрослых людей: занятых в сфере профессионального труда и безработных, изменивших в силу обстоятельств привычный образ жизни и инвалидов, лиц "третьего возраста" и т.д. Статистика говорит о растущем уровне образования людей. Вечерние школы, дающие общее среднее образование, перестали быть школами для взрослых и фактически превратились в «подростковые». Одновременно возрастает роль институтов постдипломного образования, центров повышения квалификации и переподготовки. Можно полагать, что запросы рынка и изменяющиеся потребности населения будут и в дальнейшем повышать роль и значение этого звена непрерывного образования. Его развитие обусловлено также особенностями социально - демографической ситуации: ростом численности лиц "третьего возраста", для которых образование выступает важнейшим средством борьбы с одиночеством.

Образование взрослых относительно автономно. Ему противопоказана жесткая регламентация (централизация, унификация, контроль) "сверху". Всякая попытка управления местными инициативами неизбежно обедняет возможности образовательных учреждений и ведет к свертыванию их деятельности.

Образование – это не просто занятия с преподавателем, это многосторонний процесс приобретения знаний и нравственных ценностей. В настоящее время ЮНЕСКО официально признает три формы образования:

  • Формальное (formal), то есть проходящее в специальных образовательных учреждениях и заканчивающееся выдачей общепризнанного свидетельства или диплома – оно включает и обычную систему профессионального образования, и различного рода курсы переподготовки и повышения квалификации.
  • Неформальное (non-formal), которое может проходить в любом месте и не обязательно ведет к выдаче диплома. Сюда можно отнести различного рода клубы, кружки, лектории, секции. Этим-то образованием, собственно говоря, и занимаются организации и учреждения культуры. Сразу скажем, что в развитых странах система неформального образования стоит на одном уровне с формальной, а зачастую и выше ее по значимости, потому что именно в ней человек находит оптимальные условия для творческого развития своей личности.
  • Информальное (informal), то есть неорганизованное и часто не имеющее целенаправленного характера приобретение информации через любые источники (библиотеки, средства массовой информации, общение с друзьями, посещение театра, музеев или выставок).

В последние десятилетия во всем мире стали активно пропагандировать идею непрерывного образования. Сейчас страны Европейского Союза обсуждают один из своих основополагающих документов – "Меморандум непрерывного образования", который должен заложить фундамент для "учения длиною в жизнь" (lifelonglearning) как неотъемлемого права каждого гражданина Европы.

Почему же именно в наше время эта проблема приобрела особую актуальность?

Во-первых, это связано с объективной потребностью постоянно осваивать новые технологии, неудержимо навязываемые нам научно-техническим прогрессом. Если еще вчера компьютер, особенно, в сельской местности, был чем-то вроде ракеты, о которой все знали, но видели только по телевизору, то сегодня практически в каждой организации он становится столь же привычным, как и калькулятор. Вслед за ним к нам приходит электронная почта, Интернет, новые бухгалтерские программы, и если мы не будем готовы их принять и признать, очень скоро мы окажемся на обочине не только профессиональной, но и общественной жизни.

Второй фактор – это усложнение социальной среды, а именно, необходимость все время делать осознанный выбор. Если раньше нас совершенно не волновало, какой сорт колбасы покупать, за какого кандидата голосовать, в какой банк вкладывать свои деньги и в какую школу отдать ребенка – выбора просто не было, то сейчас от многообразия рекламных предложений и предвыборных плакатов порой голова идет кругом. И чем более информирован и образован будет человек, тем более осознанно он будет делать свой выбор, основывая его не на яркости рекламы и красивости фраз, а на собственных убеждениях и знаниях.

Третья предпосылка необходимости постоянного образования, особенно, неформального образования – это новые нравственно-этические требования, предъявляемые современным обществом. В период изменения устоявшихся нравственно-психологических норм значительно повышается роль нравственности в общественной жизни, заметно усиливается внимание общества к проблемам воспитания патриотизма, борьбы с социальными пороками, соблюдения законов, уважения прав и выполнения обязанностей граждан, укрепления семьи, развития здорового образа жизни, сохранения окружающей среды и т.д. Отсюда острая постановка проблем воспитания, гражданского образования не только подрастающих поколений, но и взрослых людей.

В этом же ряду стоит и проблема удовлетворения все возрастающих потребностей отдельного человека в развитии своей собственной личности, то есть обучение взрослых в целях самосовершенствования и самореализации. то есть реализация способностей человека становиться всем, чем он захочет, достигать своих целей, проявлять свою общечеловеческую и личностную сущность. Конечно, не всегда еще условия нашей жизни позволяют нам достичь этой верхней ступеньки, но будем надеяться, что именно к этому все же движется наше общество.

Кого мы называем взрослым?

Часто считают, что взрослые – это люди, которым уже далеко за 30, а то и вовсе пенсионеры. Взрослым можно назвать любого человека, получившего среднее образование и начавшего самостоятельно зарабатывать деньги. То есть эта категория охватывает и работающую молодежь, и людей среднего возраста, и стариков, которых все чаще называют представителями "третьего возраста".

Организация ЮНЕСКО, давно и серьезно занимаясь особенностями обучения взрослого человека, сформулировала главный принцип образования взрослых, выведенный ими в результате многочисленных исследований – «Для взрослого обучение должно быть веселым!» (Adult learning must be fun.). Что это означает?

Психологи выделили пять основных особенностей, отличающих взрослого учащегося, от ученика или студента:

  1. Взрослый осознает себя самостоятельной, самоуправляемой личностью и критически относится к любым попыткам руководить им, даже если вслух этого не высказывает.
  2. Взрослый накапливает большой запас жизненного, социального и профессионального опыта, который формирует его мировоззрение и с точки зрения которого он оценивает любую поступающую информацию.
  3. Его мотивация к учению заключается в совершенно прагматическом подходе – он стремится с помощью учебы решить свои жизненные проблемы (карьера, общение, развлечение и т.д.).
  4. В отличие от ученика или студента он стремится к безотлагательному применению полученных знаний или к получению безотлагательного удовлетворения от самого процесса учебы.
  5. Его восприятие неизменно сопровождается эмоциональной оценкой информации, при этом его мозг стремится "заблокировать" любую информацию, сопровождаемую отрицательной эмоцией (даже если это просто чувство голода, неудобное сидение или недостаток свежего воздуха).

Основные правила работы с группой взрослых людей называют андрагогической моделью обучения. Термин "андрагогика" (от греческого andros – "взрослый человек") появился в противовес педагогике (pais– "ребенок") для обозначения науки, изучающей закономерности обучения взрослого человека.

Ключевым звеном между содержанием образования и личностью выступают методы (способы, приемы и операции), с помощью которых знания становятся достоянием взрослого человека. Они задают общую направленность процессу обучения.

Объективно возрастающая роль образовательного процесса в развитии личности, ее способности управлять собой, самостоятельно усваивать постоянно обновляющуюся информацию, побуждают пересматривать подобное представление о методах обучения взрослых. В соответствии со сложившимися в современной педагогической литературе подходами речь идет о технологиях образования как системе способов, принципов и применяемых в обучении и адекватных особенностям позиции взрослых.

Если обдумывать особенности конкретной технологии (или метода работы), учитывая особенности взрослого человека, то, видимо, следует задать себе следующие вопросы:

  • будет ли у участников возможность самостоятельного поиска решения?
  • насколько близки       процессы обучения к реальной жизненной ситуации, поведению человека, где он сам принимает решения и эмоционально переживает результат?
  • будет ли участников возможность общения с другими участниками? какие могут возникнуть отношения в процессе обучения? что предпринять, чтобы они были связаны с положительными эмоциями?
  • будут ли в процессе обучения поддерживаться чувство собственного достоинства, самоуважение, опора на достижения, жизненный и профессиональный опыт, партнерские начала?

Сам характер вопросов говорит об особой роли того, кто работает со взрослыми. Эффективность их деятельности прямо зависит от способности учесть отмеченные выше особенности образовательного процесса и на этой основе выстроить "тактику взаимодействия". Позицию преподавателя можно определить как содействие самоопределению и самореализации обучающегося взрослого. Следовательно, преподавание, как профессиональное занятие, сталкивается в новой ситуации с решительными изменениями: не столько (и не столько!) передача знаний, сколько приобщение взрослых к путям и методам, позволяющим использовать собственные резервы для решения профессиональных и иных жизненно важных проблем.

Где учиться андрагогической компетентности?

Необходимость повышения андрагогической компетентности начинает осознаваться обществом на наших глазах: создаются соответствующие кафедры, разрабатываются образовательные программы, готовятся пособия, организуются специализированные курсы, проводятся конференции. Но, к сожалению, о создании системы андрагогической подготовки в нашей стране пока говорить рано.

Анализ зарубежного и отечественного опыта разработки и использования методов образования взрослых позволяет выделить те из них, которые в наибольшей степени   обогащают их мотивацию учебной деятельности, содействуют развитию профессиональной компетентности. Они предусматривают вариативность форм учебной деятельности, использование разнообразных форм организации групповой работы, динамическую смену видов деятельности.

В последнее десятилетие разработка и практическое использование новых обучающих технологий образования взрослых идут быстро и интенсивно. Поскольку андрагогика как наука об образовании взрослых еще только складывается, а система профессиональной подготовки андрагогов отсутствует, важно определить условия, содействующие поиску эффективных способов работы со взрослой аудиторией.

Одна из наиболее распространенных форм обучения взрослых – семинар, который понимается как короткий учебный курс, посвященный какой-либо теме или проблеме.

Насколько нам известно, общепринятой классификации семинара как формы профессионального обучения нет. Даже если вынести за скобки все занятия, называемые семинаром, из сферы культуры, искусства, разного рода молодежные встречи, очевидно, что одним словом - «семинар» - называют образовательные мероприятия, совершенно разные и по форме, и по целям.

Наверняка, предложенная ниже классификации несовершенна, и можно искать другие способы описания семинара как формы организации занятий для взрослых. Для нас интересно то, что делает семинар наиболее популярной формой обучения взрослых, что объединяет все разнообразие тематики и целей. Во время обучения на семинаре предполагается активность и личная заинтересованность слушателей, их способность наряду с организаторами «привносить» нечто существенное в содержание курса; участниками в семинарской группе всегда рождаются идеи и создается нечто новое – продукт, проект, вещь. Участие в семинаре далеко не всегда означает решение проблемы, чаще всего, участник получает своеобразный заряд, импульс, который помогает сориентироваться, определить приоритеты, наметить новые задачи и вместе с единомышленниками обсудить пути их решения.

вид семинара цель например:
Профессиональный новые знания, информация, обмен опытом «Правовые знания», «Новое в составлении годового отчета» (для бухгалтеров)

«корпоративный»

анализ текущей ситуации, выработка новых подходов к деятельности «Планирование сотрудничества» (для партнерских организаций, участвующих в одном проекте)
«мастер-класс» все этапы создания какого-либо продукта (в том числе и нематериального) «Уровневая подготовка специалиста-андрагога». Разработка модульной программы

экспериментальный

знакомство с каким-либо методом работы и освоение его на практике, оценка «Использование психодрамы для работы с трудными подростками»

Примером такого обучения может быть цикл семинаров, объединенных общей темой «Профессиональное мастерство андрагога». Участники семинара работают в качестве преподавателей в системе профессиональной подготовки и переподготовки различных категорий взрослого населения (безработных, инвалидов, военнослужащих, заключенных, пожилых людей) в учреждениях образования взрослых Санкт-Петербурга. Большинство участников семинара пытаются использовать инновационный опыт в области технологий обучения взрослых и говорят о необходимости анализа собственного опыта и опыта коллег, о более глубоком осмыслении теории обучения взрослых и социально-психологических особенностей взрослых учащихся.

Цели семинаров:

  • развитие уровня профессиональной культуры андрагога, овладение андрагогом целостной профессиональной деятельностью;
  • развитие и обогащение опыта практической деятельности;
  • овладение теорией и практикой применения современных технологий обучения взрослых;
  • анализ андрагогических условий эффективного использования современных технологий обучения взрослых.

Цикл семинаров включил изучение четырех технологий:

  • групповой работы с использованием метода конкретных ситуаций;
  • деловых игр;
  • творческих мастерских;
  • модульного обучения.

Предложенные технологии универсальны и могут быть использованы как в дополнительном профессиональном, так и в общекультурном образовании взрослых. Основой каждой из них является работа в «малой группе», в рамках которой возможно активное взаимодействие и диалогическое общение субъектов образовательного процесса.

При организации обучающих семинаров были учтены следующие факторы:

  1. Профессионально значимые потребности обучающихся, опыт и особенности их профессиональной деятельности.
  2. Потребность в развитии базовой теоретической подготовки участников семинара.
  3. Возможность обогатить профессиональную культуру преподавателя.

Организаторы полагали, что семинар эффективен в той мере, в какой создает атмосферу доверия, открытого общения и взаимопонимания участников; позволяет осмыслить теоретические предпосылки и подходы к рассматриваемой проблеме; создает условия для активной практической и интеллектуальной деятельности; обеспечивает возможность проанализировать результаты совместной деятельности.

В связи с этим каждый семинар включал следующие этапы:

  • знакомство участников; упражнения на «разогрев» для создания непринужденной и творческой атмосферы;
  • сообщение целей, выявление потребностей и ожиданий участников;
  • теоретическое введение в обсуждаемый метод;
  • организация практической работы;
  • подведение итогов.

Семинары проходили в течение целого рабочего дня. Такая продолжительность является оптимальной для погружения участников в теоретическое и практическое осмысление изучаемой проблемы. Важно то, что каждый из семинаров делится на два больших этапа. На первом этапе участники на практике знакомятся с методикой и технологией обучения взрослых в режиме «реального времени». Становясь, таким образом, на позиции взрослого слушателя во время «проигрывания» метода, они могут ощутить на себе и по достоинству оценить его преимущества и недостатки. Обсуждение «испытанной» технологии происходит на втором этапе, когда участники семинара снова «становятся» коллегами-андрагогами. Если в первой части в роли ведущего выступает сторонник метода, тот, кто успешно применяет его на практике, то на втором обязательно должен быть другой ведущий, «нейтральный» модератор, который при помощи активных методов направляет дискуссию. Он способствует тому, чтобы обсуждение носило конструктивный характер и ни одна идея не была утрачена. Во время обсуждения тот, кто представляет метод, может получить обратную связь, осмыслить ценность метода, а также риски и опасности, которые с ним связаны.

В практике проведения обучающих семинаров для взрослых сегодня существует довольно большой набор необходимых методик и приемов. Продумывая программу семинаров, его руководители тщательно отбирали те из них, которые позволяют наиболее успешно решить намеченные задачи.

Первый этап — начало работы и знакомство участников семинара.

Методики, используемые на этом важном этапе работы, не только помогают создать необходимую атмосферу открытости и сотрудничества, но и способствуют успешному поиску новых знаний и эффективности совместной творческой работы. Чаще всего на данном этапе использовался метод представления участников семинара по кругу. Им предлагалось представить краткую информацию о себе: имя, область деятельности. Иногда использовались и другие методики, например: «Расскажи о себе», «Расскажи о партнере».

Методика «Расскажи о себе» — это не только простое представление себя, но и ответы на неожиданные вопросы. Например: «Ваше самое большое достижение в прошлом году?» Обычно это сразу вызывало интерес, позволяло раскрепоститься и создавало атмосферу непринужденности, открытости.

Методика «Расскажи о партнере» предполагает предварительное знакомство в парах с использованием определенного плана: имя, работа, самая большая последняя удача, отношение к изучаемой проблеме. На этой основе каждый представляет своего партнера группе. Поскольку такая форма знакомства занимает достаточно много времени, выступления регламентировались: пять минут на знакомство и 30 секунд на рассказ. Это создает дополнительный «спортивный азарт».

Важно, чтобы на этом этапе были представлены все участники семинара, включая преподавателя, модератора, менеджера и др.

Второй этап — работа по овладению теоретической основой изучаемой проблемы.

На этом этапе в центре внимания участников — анализ изучаемого вопроса, презентация теоретических основ предлагаемой технологии. На эту часть работы отводилось 20-30 минут. Для более глубокого восприятия информации использовались наглядные и другие раздаточные текстовые материалы. Преподаватель, с опорой на них, делал обзор наиболее трудных и значимых теоретических проблем, ориентируя обучающихся на самостоятельное осмысление теоретического материала. Жанр, в котором шла работа, лишь условно можно назвать лекцией, так как в ней присутствовали элементы свободной беседы.

Третий этап — практическая работа. Знакомство участников семинара с практическими основами изучаемой технологии.

На этом этапе работы использовались активные методы обучения, которые позволяли участникам семинара, прежде всего, более глубоко проникнуть в изучаемую технологию, сначала «почувствовать», а затем объяснить ее роль и смысл «самим себе». Работа проходила в малых группах. Выработанные в них решения выражали позицию всей группы, поэтому участникам требовалось время, чтобы найти подходящий термин, верное слово. В процессе обоснования решения участники группового обсуждения опирались на' те знания, которые были получены ранее. Содержание задания для группы и выработка решения определялись преподавателем в зависимости от изучаемой проблемы. Например, если на семинаре изучалась тема «Технология групповой работы с использованием метода конкретных ситуаций», то обучающиеся должны были понять значение и возможности «конкретной» ситуации», ознакомиться с требованиями к их разработке. В связи с этой задачей каждая группа получала текст с описанием двух ситуаций и заданием:

1. Ознакомиться с ситуациями.

2. Определить круг проблем, заключенных в описанных ситуациях.

3. Установить взаимосвязь между ситуациями (оценить сходство, различия, типизацию).

4. Предложить решение обнаруженных проблем.

Группы работают в разных аудиториях. После выполнения задания они вновь собираются вместе и предлагают свои решения, а затем они обсуждаются другими участниками семинара.

В завершении преподаватель проводит анализ предложенных решений, избегая их оценки, но выделяя значимые положения.

Четвертый этап — рефлексия, осмысление приобретенного опыта.

Этот этап является, пожалуй, самым важным, так как именно здесь осуществляется активное осмысление не только теории или чужого опыта, но и возможности его использования в собственной деятельности. Важной задачей на этом этапе становится анализ позитивных эффектов изучаемой технологии, рисков и опасностей, выявление ограничений. На этом этапе работа также осуществлялась в малых группах и завершалась общей дискуссией, обсуждением различных точек зрения.

На этапе рефлексии эффективно работают такие методики, как «Метаплан», «Карта сознания» и др.

В итоге участники самостоятельно выявляют условия, при которых применение данной технологии может быть эффективным. Выводы, сделанные на данном этапе работы, представляют существенное теоретическое обобщение, дополнениек теоретическому введению, сделанному в начале семинара.

Завершающий этап. Подводя итог, руководитель семинара предлагает каждому коротко сформулировать в одной фразе свои впечатления. Эти высказывания являются не только оценкой работы, но и определяют содержание и логику последующих семинаров.

*

Издание, которое читатель держит в руках, довольно необычно. Каждый из соавторов, принимавших участие в его подготовке, независимо от статуса и профессиональной принадлежности, образования и возраста, считает себя андрагогом, а потому находится в постоянном поиске интересных приемов, методов работы, которые позволяют работу со взрослыми сделать более эффективной, привлекательной, полезной. Понятно, что многое из того, что используется в практике их работы, почерпнуто из лучшего зарубежного опыта, творчески переосмыслено, адаптировано к нашим условиям и особенностям учреждений образования взрослых, в которых они работают.

Каждый из участников семинара – не только профессионал, но и яркая личность, которую отличают неповторимый стиль, манера, способы подачи материала. На наш взгляд, это нашло отражение и в данном пособии, в которое вошли представленные участниками технологии и их обсуждение в кругу единомышленников.

Идея собрать «под одной крышей» различные технологии образования, описанные практиками-андрагогами, и обсуждение этих технологий позволяет, на наш взгляд, «расширить» круг участников Круглого стола, привлечь новых активных сторонников образования взрослых, заинтересованных в том, чтобы новые современные технологии внедрялись в практику обучения взрослых.


Добавить комментарий


Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте

Подписаться на новости школы