Среди множества образовательных нововведений, мод и «требований сверху» очень важно не пропустить те подлинные кристально твердые и ясные тренды, которые переросли моды и модников, став устойчивыми ориентирами, позволяющими «услышать ось земную, ось земную» (О. Мандельштам). Один из таких безусловных в своей ценности трендов – индивидуализация в образовании. Многие мифы о ней давно опровергнуты. Однако тренд крепнет, и рождаются новые мифы. Обсудим?

Новый миф № 1. Индивидуализация в образовании – это всего лишь философская идея

Да, понятие индивидуализации в образовании сильно своими философскими корнями. Последователи этого подхода с удовольствием процитируют Мишеля Фуко или предложат вам ознакомиться с «Философией субъективности» современного философа Вадима Марковича Розина. И в школе «Эврика-развитие» г. Томска, где впервые в России практики индивидуализации стали проектироваться (специально под своим именем!) еще в начале 1990-х, главными проектантами были выпускники именно философского факультета. Однако сила индивидуализации в образовании не только в философских корнях, но и, продолжая «растительную» аналогию, в пушистой кроне конкретных педагогических решений.

Месяц назад, 6–7 ноября, в Приморском крае состоялся семинар «Индивидуализация при введении ФГОС основного общего и среднего общего образования: диагностика условий, выбор стратегии, педагогические средства», в котором приняли участие около 50 человек: школьные директора и учителя Владивостока, Уссурийска, студенты педагогических специальностей, преподаватели ДВФУ. Участники всячески подчеркивали, что основой индивидуализации служат различные типы задач, которые решают ученики (учебно-практические, учебно-исследовательские), а также отношения и виды деятельности, в которые они включены (учебная, проектная, социальная). Системное представление о феномене индивидуализации в образовании позволяет проектировать эффективные изменения в управленческой и педагогической практике региона, образовательной организации. Так что индивидуализация – не только философская теория (хотя это само по себе замечательно), но и серьезнейшая продуктивная практика.
 

Новый миф № 2. Индивидуализация в образовании – это то, что всегда существовало

Никто и не спорит: при любой образовательной системе школьник, даже находясь на «типовом» уроке, волен слушать или не слушать учителя, быть активным соучастником образовательного процесса или тихо улизнуть из него в собственные мысли, книгу под партой или гаджет. И выполнение домашнего задания тоже может быть различным: осознанным, творческим, формальным, фиктивным… Вот и проявил-де ребенок субъектность, прошел индивидуальную образовательную траекторию. Стоит ли «множить сущности» и что-то специально обсуждать?

Однако будьте внимательны. Индивидуализация в образовании, во-первых, не сводится к своеволию ученика, а предполагает его собственную способность определять цели и средства своего учения, осуществлять контроль, оценку и рефлексию. Во-вторых, важно и то, какие условия для процесса индивидуализации создает образовательная система, как обеспечивает права ученика формировать содержание и процесс образования, адекватные его интересам и особенностям личности. И с этого ракурса можно сравнивать разные образовательные системы, территориальные образовательные сети, образовательные городские и сельские среды, конкретные школы. Насыщенность возможностями индивидуализации со стороны системы образования – вот что важно наращивать и продвигать.

Словарик

  • Индивидуализация – процесс развития и самореализации человека в качестве субъекта собственной жизни и деятельности; характеризуется накоплением опыта, развитием инициативности, самостоятельности, осознанности, свободы и ответственности личности;
  • индивидуализация в образовании: со стороны ребенка – а) движение по индивидуальной образовательной программе (ИОП), способность определять цели и средства своего учения, осуществлять контроль, оценку и рефлексию, б) становление субъекта самообразования; со стороны образовательной системы – создание условий для построения, реализации и рефлексии ребенком его образовательного движения (создание условий для построения и реализации ребенком ИОП), обеспечение права ученика формировать свое содержание и процесс образования, адекватные его интересам и личности;
  • индивидуальный образовательный маршрут – письменно зафиксированный проект движения ученика в определенном цикле занятий; включает образовательные цели, формы и методы работы, уровень осваиваемого содержания и т.д.;
  • индивидуальная образовательная программа (ИОП) – 1) индивидуальные цели образования, шаги и способы их достижения, методы анализа и оценки результатов, результаты; 2) комплексное описание образовательной деятельности, отражает индивидуальные цели образования, шаги и способы их достижения, методы анализа и оценки результатов, результаты. ИОП формируется и реализуется субъектом образовательной деятельности, оформляется различными средствами;
  • индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
 

Новый миф № 3. Индивидуализация в образовании – это тьюторство

Тьюторское сопровождение – особая педагогическая деятельность. Она направлена на реализацию принципа индивидуализации, включает организацию образовательной среды и сопровождение формирования и реализации обучающимися своих ИОП.

Тьютор – это и особая позиция педагога, и новые профессиональные знания, практический опыт, новые форматы трудоустройства/отчетности/аттестации. К сожалению, многие учителя, классные руководители, социальные педагоги, с удовольствием знакомясь с тьюторством, прямо говорят, что профессию менять не собираются, что условий для полноценной реализации тьюторского сопровождения в их школе нет. Но, к счастью, индивидуализация в образовании намного шире, чем только тьюторство.

Индивидуализация может начинаться с вопроса о том, как именно дети хотят изучать ваш предмет. С открытого диалога. С комплексной работы с текстом. С интересного образовательного события. Ищите свой формат, свои приемы!

Анализ ученических эссе по итогам работы по ИОМ

Особые возможности для индивидуализации на уроке дает использование индивидуальных образовательных маршрутов, построенных на основе выбора учеников. Рассказывает Людмила Николаевна Курч, учитель, г. Ижевск.

Было дано такое задание.

Напишите эссе по итогам работы по своему индивидуальному образовательному маршруту. Отвечайте подумав и искренне.

  1. Как вы поняли, для чего мы начали работу по индивидуальному образовательному маршруту?
  2. Сравните свое обычное состояние на уроке с тем, как вы себя чувствовали при проведении уроков по индивидуальному образовательному маршруту: более или менее уверенно, более или менее спокойно, более или менее напряженно? Или так же, как обычно? Объясните изменение своего психологического состояния, если оно было.
  3. Какие формы работы (в паре, в группе, индивидуально, работа с критериями, работа с образцами и т.д.) показались вам наиболее интересными и наиболее эффективными? Были ли ситуации, когда вы меняли выбор маршрута? Если да, то почему? Есть ли сейчас ощущение, что в некоторых случаях нужно было совершить другой выбор? Каково было основание выбора формы и вида работы: по дружбе, по умению выполнять работу, по отношениям в классе, по планируемому результату?
  4. Вспомните, на каком уровне вы планировали изучать комедию Гоголя «Ревизор» (базовый, повышенный, продвинутый). Получилось ли соответствовать заявленному уровню? Почему? Как вы сейчас оцениваете свой уровень?
  5. Что вы поняли о предмете «литература» и, в частности, о комедии Гоголя «Ревизор» после изучения комедии по индивидуальному образовательному маршруту?

Ответы дали двадцать восьмиклассников.

В ответе на первый вопрос большинство сообщило, что работа по ИОМ помогает работать так, как хочешь сам, потому что каждый индивидуален. Работа по ИОМ помогает понять, как лучше работать, а учителю – увидеть, что ученик умеет, а что нет. Трое написали, что это поможет в будущем для обучения в вузах. Еще трое отметили, что такая форма работы помогает научиться понимать текст. А один честно признался, что не знает, для чего мы работали по ИОМ.

Более спокойно и уверенно себя чувствовали десять человек, как обычно – шестеро. Чувство напряженности и неуверенности отметили четверо, указав в качестве причин страх ответственности за свой выбор («боялся не справиться с заданием, сам должен построить маршрут – это впервые»; «страшно сделать выбор: выбрать сложное задание на хорошую оценку или легкое на оценку похуже»).

Интересными были признаны все предложенные формы работы, поскольку конкретный выбор предопределялся личными психологическими особенностями ребят. Одни написали, что выбрали работу индивидуальную, так как не хотят ни от кого зависеть и ни за кого работать. Другие сочли комфортной парную работу, дающую возможность посоветоваться с товарищем. Консультации с учителем помогали в сложной ситуации. Самыми интересными оказались ответы о групповой форме. Для нескольких человек она оказалась хороша тем, что так было веселее, можно пообщаться с друзьями. Это были в основном мальчишки, которые любят свалить свою работу на других и любым способом отлынить от работы. В то же время девочки, которые, видимо, попали в первый раз в группу с такими одноклассниками, откровенно написали, что общение превратилось в балаган и что работать было невозможно. В то же время часть очень хороших учеников утверждала, что работа в группе эффективна, так как каждый преследует общую цель, высказывает содержательные мысли и все становится понятно. Для себя же я решала, что групповую работу следует готовить более продуманно, что самая интересная форма – это работа в группе, а самая эффективная – индивидуальная... И только один ученик как самую эффективную отметил работу с критериями.

Изменение маршрута отметили шестеро – и вот по каким причинам: «ради групповой работы», «ради работы с учителем», «некомфортно работать в группе», «решал, как будет удобнее работать», «потому что заранее не до конца продумывала свой результат». Двое сообщили об ощущении, что маршрут надо было поменять, но причин не указали. На мой взгляд, это происходило потому, что изначально формы работы выбирали за компанию (как сосед по парте или друг), а потом понимали, что это не совсем верный выбор.

На четвертый вопрос все ответили, что их работа соответствовала заявленному уровню. Лишь одна девочка написала, что продвинутому уровню не совсем соответствовала, но меня порадовала фраза из ее эссе: «…но мне нравится ставить высокие цели и достигать их». В то же время я считаю, что не все из тех, кто выбрал повышенный уровень, смог удержать эту планку.

Последний вопрос был призван выяснить, насколько целостным сложилось у восьмиклассников осознание предмета «Литература». После прочтения эссе самым радостным моим ощущением было то, что шесть учеников признали литературу сложным предметом. Я очень рада этому пониманию, так как с начальной школы у школьников и даже их родителей есть впечатление, что литература – это просто чтение, и поэтому отношение к предмету не всегда серьезное. Еще несколько человек отметили, что литература нужна для развития себя, предмет помогает понимать суть текстов. Эти мнения тоже оказались для меня важны: ведь человек переносит на себя впечатление от предмета. Остальные ответы были скорее шаблонными (пригодится в жизни, нужно для экзаменов).

В целом эссе показали, что работа по ИОМ ребятам понравилась. Они начали осознавать свои потребности и возможности (хотя только начали). По моим впечатлениям, на уроках ребята работали более полноценно, более активно и эффективно. Знание подробных образовательных результатов помогало более целенаправленно работать. Я решила, что такую же работу проведу по теме «Сложносочиненные предложения».

Новый миф № 4. Индивидуализация в образовании – это дорого и трудозатратно

Почти не миф. Для грамотной индивидуализации нужны специальные условия: избыточная вариативная образовательная среда; педагоги, обладающие необходимыми компетенциями; локальная нормативная база. Однако в рамках новых ФГОС многие задачи решаются «на автомате». И окончательный выбор остается, конечно, за самими участниками образовательного процесса.
 
 

федеральный эксперт в области индивидуализации и тьюторства, член правления МОО «МТА»
Мария Чередилина

Источник: http://vogazeta.ru/ivo/info/14741.html

 


Добавить комментарий


Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте

Подписаться на новости школы