Почему одни люди поднимаются на вершину карьеры, а другие так и остаются на нижних ступенях в профессии? Вопрос далеко не праздный. И ответ на него, как и многое в жизни, следует искать в образовании и воспитании. Современный мир, по сути, сформулировал одно из ключевых своих правил: чтобы быть успешным специалистом, недостаточно одних лишь глубоких знаний и трудового опыта, нужно еще нечто, чему сейчас, к сожалению, толком не учат в российских школах. Это нечто – особые навыки, так называемые «мягкие навыки» или «гибкие навыки», soft skills.
Вообще основу профессионализма любого специалиста составляет триада – фундаментальные знания, профессиональные умения и уже упомянутые soft skills. Профессиональные умения («твердые навыки», по-английски hard skills) – это сугубо технические, технологические умения, связанные с той или иной профессиональной деятельностью, отраженные, как правило, в должностных инструкциях работника. Они легко поддаются наблюдению, измерению и наглядной демонстрации. К hard skills относятся, например, умение управлять автомобилем, владение английским языком, навык слепой печати, то есть те технические и административные процедуры, которые присутствуют в практике той или иной компании (работа с оборудованием, управление процессами, делопроизводство, программирование, логистика, ГОСТы, стандарты и т.п.).
Soft skills – это комплекс неспециализированных, надпрофессиональных навыков, которые отвечают за результативное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть не связаны с конкретной профессией. Это социальные навыки, еще их называют жизненными навыками. Они позволяют быть человеку успешным независимо от специфики его деятельности. Они, в отличие от hard skills, не поддаются абсолютно объективной оценке. Чем выше человек взбирается по карьерной лестнице, тем большее влияние на его успехи оказывают именно soft skills и меньшее – профессиональные навыки, hard skills. То есть, soft skills – это навыки успеха.
Можно выделить 4 типа soft skills:
1. Социальные компетенции: коммуникативность, эмоциональный интеллект (умение различать эмоции и мотивы других людей), гибкость и принятие критики, ораторские способности.
2. Лидерские компетенции: умения принимать решения, сформировать команду, разрешать конфликты, ответственность, наставничество.
3. Интеллектуальные компетенции: аналитический склад ума, умение видеть и решать проблему, обучаемость, креативность.
4. Волевые компетенции: ориентированность на результат, тайм-менеджмент, стрессоустойчивость, готовность к рутинной работе.
Быть может, основополагающим навыком из soft skills является умение непрерывно учиться, желание самообразовываться и совершенствоваться.
Современные работодатели все охотнее отдают предпочтение претендентам с ярко выраженными soft skills.
Надо отметить, что soft skills можно и нужно развивать, причем начиная со школьной скамьи. Богатый опыт такого развития накоплен в европейском и американском образовании. Фактически, формирование социальных навыков у учащихся было присуще и советской школе. Между тем российские учебные заведения активно загружают знания в головы наших детей (что, безусловно, хорошо), но подчас забывают учить их социальным навыкам.
Надо, например, пестовать лидерские качества. Пусть старшеклассники курируют младших школьников или новичков. Между прочим, в советской школе (также, впрочем, как и на фабриках и заводах) наставничество практиковалось чрезвычайно широко.
Надо прививать детям навык работать в команде. Для этого больше проводить командных мероприятий, игр, осуществлять постановку спектаклей, вести коллективную проектную работу, волонтерские программы.
Надо развивать коммуникабельность детей: проводить уроки-дискуссии, учить самопрезентациям. Надо тренировать креативность: учить детей предлагать разные решения. Надо культивировать позитивность у школьников. Для этого следует поддерживать их начинания и не бояться хвалить за добрые дела. В советской школе, в частности, действовал прекрасный педагогический принцип: опора на положительное в человеке.
Быть может, следует подумать и о некоторых организационных и методических мерах по формированию soft skills в современной российской школе.
Например, при определении целевых установок каждого урока особо учитывать и задачу совершенствования того или иного навыка из soft skills. Безусловно, всякий учебный предмет способен самым благотворным образом служить такому развитию.
Кроме того, было бы полезно составлять, а затем анализировать (вместе с родителями) характеристики на учащихся школ, касающиеся именно развитости ребенка с точки зрения soft skills.
Для учителей необходимо организовывать специальные курсы, семинары по привитию и оттачиванию «мягких» навыков у детей.
При этом представляется чрезвычайно ценным формировать у учеников правильный, если хотите, нравственный взгляд на социальные навыки, на весь комплекс soft skills. Имеет первостепенное значение то, чтобы учащиеся понимали: в основе всякой их компетенции, любого навыка из категории soft skills должны лежать морально-этические императивы. Важно, чтобы эти замечательные навыки soft skills не были наигранными, напротив, были естественными, честными, благонравными. Чтобы приветливость, участливость, доброжелательность не оказались лишь «маркетинговым ходом», но были свойством натуры, искренним побуждением.
Следует помнить и еще об одном обстоятельстве. От планомерного развития soft skills не только человек становится другим – прогрессивным, творческим, ответственным, интеллигентным, но и общество в целом начинает выглядеть по-иному – цивилизованным, развитым, передовым, зрелым.