Одиннадцатиклассники по всей России в декабре 2017 года писали итоговое сочинение, в их числе были и учащиеся «Школы Экспресс». Конечно, все получили «зачёт», но повод к статье не в этом. Как отметила в беседе с журналистами телеканала «Россия» директор Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Оксана Решетникова, сочинение – это «кладезь всевозможных объектов анализа, и содержательных, и социологических, и разных других». Вот и мы с интересом прочитали испещрённые письменными размышлениями страницы, пытаясь как можно чётче представить себе, как живёт, что чувствует и как мыслит нынешняя молодёжь, на примере учеников нашей школы.
От Островского до Сапковского
Ребята готовятся войти во взрослую жизнь, а потому и темы выпускных сочинений им были предложены совсем не детские, актуальные и в 17, и в 70 лет. И все они – о социуме и о взаимоотношениях между людьми. Когда измену можно простить? Какие поступки человека говорят о его отзывчивости? Возможно ли счастье, построенное на несчастье других? Чем смелость отличается от безрассудства? Бывает ли общественное мнение ошибочным? На подобные вопросы мы то и дело отвечаем в течение всей жизни. Бывает, что совершенно по-разному, а нередко и вовсе затрудняемся найти решение. Среди будущих выпускников сейчас лишь единицы сомневающихся, суждения большинства – уверенные, прямолинейные, а отчасти даже жёсткие и вполне ожидаемо переходящие в юношеский максимализм.
Общий тренд по стране: снижение образности текста, уменьшение количества художественных оборотов, зато больше свободы в трактовке произведений и оценке героев. (Смотрите видео телеканала «Россия»: информационный сюжет с середины второй минуты и интервью с директором ФИПИ Оксаной Решетниковой с пятой минуты.) Причём, выпускники нередко выбирают не те книги, которые советовали учителя, а предлагают свои варианты.
Спектр литературных источников, которые использовали наши одиннадцатиклассники, также был весьма широким: опирались не только на отечественных классиков, но вспоминали и действующих лиц произведений зарубежных авторов, например, героев «Над пропастью во ржи» Д. Д. Сэлинджера или Дон Кихота М. Сервантеса. Были и совсем экзотические варианты, такие как серия рассказов в жанре фэнтези «Ведьмак: последнее желание» Анджея Сапковского. На примере взаимоотношений персонажей автор сочинения аргументировал свою позицию, отвечая на вопрос «Бывает ли мнение общества ошибочным?».
Но несмотря на обязательную литературоцентричность итогового сочинения, в этом обзоре мы заострили внимание именно на личных взглядах авторов, их рассуждениях и выводах. Интересных мнений было, конечно, больше, чем мы смогли уместить в этом материале. Из соображений тактичности цитаты публикуются без подписей.
Измена: простить нельзя расстаться
Измена. Несмотря на юный возраст, кто-то, наверняка, уже столкнулся с этой сложной ситуацией сам, а не только читал о ней в книгах или видел в кино. И кто-то, как один из молодых людей, твёрд и неумолим в своём отношении к этому: «На основе рассмотренных литературных примеров можно сделать вывод о том, что прощение и измена являются несочетаемыми понятиями. Человек, предавший однажды, предаст снова. Если черты изменника присутствуют в характере человека, то они останутся там навсегда. Слабые и безвольные люди, способные на измену, не достойны прощения. Вот почему измена не поддается прощению». А кто-то, напротив, готов дать шанс каждому: «На мой взгляд, постараться простить измену можно всегда». Но чаще выпускники говорят о том, что, дабы обрести прощение, виновнику необходимо всё же выполнить важное условие. И в этом мнении едины как юноши («Так когда же можно простить измену? Пожалуй, только в том случае, когда совершивший подобный проступок сам стыдится его и стремится исправить или загладить свою вину»), так и девушки («Существуют ситуации, когда измена может быть прощена. Например, когда человек поступил плохо не нарочно и искренне раскаивается. Но, несмотря на то, что простить измену можно, забыть её нельзя никогда»).
Об умении оценивать свои поступки говорили и те, кто писал на тему смелости и безрассудства.
«Осознанность своих действий – это одно из самых важных качеств человека. Мы все не герои книг, хотя иногда жизнь подбрасывает поистине удивительно сложные ситуации. Смелость – это не обязательно геройство, я считаю смелостью умение не бояться сталкиваться с реальностью и её проблемами», – пишет молодой человек, похоже, уже побывавший в весьма непростых жизненных ситуациях.
Его одноклассник тоже рассуждает не столько о подвигах бравых книжных героев, сколько о тех явлениях и событиях, которые нас окружают:
«Смелость и безрассудство – это две крайности, близкие по смыслу. Но их родство – это одно большое заблуждение. На протяжении сотен лет мы путаем их между собой, и этим самым общество стёрло и без того тонкую грань, которая их разделяет. Сейчас никто не видит разницы между смелым поступком и безрассудным действом, их считают одинаковыми по смыслу. В первом случае за поступком стоит чёткая мотивация и холодная голова, а во втором – импульсивность и отсутствие идеи и цели. … Мы все привыкли не замечать тонкие грани и прочие мелочи. Так проще жить в нашем обществе. Гораздо проще смотреть на «повешенный» ярлык, а не пытаться понять, что же за ним. Спасти человека из огня, нагрубить родителям, отслужить в армии, залезть на высокое дерево или родить ребёнка – всё это мы без разбора называем смелым поступком, и это глобальная ошибка и проблема нашего общества, и решить её можем только мы сами».
Пусть говорят
Практически единодушно не доверяют общественному мнению и не считают необходимым на него ориентироваться выпускники, выбравшие эту тему для своих работ.
«Я точно могу ответить на вопрос "Бывает ли общественное мнение ошибочным?", – пишет одна из девушек. – Да. Бывает, очень часто гении сталкиваются с непониманием общества. Как работы Ван Гога были признаны шедеврами после его смерти, так и на живых примерах мы видим абсолютно то же самое. Время идёт, и вместе с ним меняется общественное мнение. Поведение, тенденции, мода, поступки, которые нельзя было даже представить в прошлом, сейчас считаются нормой и не осуждаются вовсе. Со временем происходит изменение стандартов общественного мнения. Сейчас решения и желания человека в большинстве стран мира стараются учитывать и соблюдать их, в мире демократии человек имеет право на высказывание своего мнения».
Её одноклассник согласен, хотя и с оговоркой: «Общественное мнение может быть ошибочным, но это не значит, что не надо к нему прислушиваться. Нужно помнить, что формирование общественных устоев, на основе которых формируется общественное мнение, – это сложный и длительный процесс, и попытка выразить недовольство этими устоями чаще всего приводит к активному обсуждению вашей позиции, несмотря на то, правы вы или нет».
В отличие от предыдущих авторов, другой молодой человек рассматривает общественное мнение с принципиально иной позиции, отмечая его утилитарную функцию, – как один из важнейших механизмов социального контроля. «На основании этого мнения к человеку могут быть применены общественные санкции, такие как одобрение или осуждение. Эти санкции нужны для регулирования поведения человека в обществе, и в случае совершения индивидом действий, которые считаются неприемлемыми в обществе, появляется необходимость указать на отклоняющееся поведение через осуждение, а в случае соответствия действий и норм, одобрять эти действия. Несмотря на то, что этот механизм играет такую важную роль, он несовершенен. Порой сложно понять, является ли общественное мнение оправданным или оно основано на какой-либо устаревшей традиции».
Ещё одна выпускница истоки формирования народной позиции видит во влиянии правящих структур: «Общественное мнение можно и нужно анализировать и подвергать сомнению, так как чаще всего оно идёт не от мнения большинства, а от власти, которая меняет его для своей выгоды. Общественное мнение – это не только и не столько отношение общества к тем или иным вещам, но и свод общественных норм и устоев, многие из которых сформировались довольно давно и в сегодняшней ситуации являются бесполезными или даже вредными. Иногда мнение, навязанное обществу, может быть ложно и выгодно государству». Решение девушка видит в собственном благоразумии каждого человека: «Главное – не бездумно следовать или отрицать общественное мнение, а анализировать его и искать в нём истину».
Формула счастья
Но если недоверие мнению большинства можно считать оправданным, то разочарование уже в юном возрасте в широте людской души наводит на грустные мысли.
«Я, прожив семнадцать лет, встретил немного отзывчивых людей, – с явной печалью и даже некоторой обречённостью отмечает молодой человек. – Большинство считает, что даже оказание мелкой услуги можно расценивать как «отзывчивость», но действительно «отзывчивый» человек помогает всем, чем может, не жалея ни сил, ни времени, ни средств и ресурсов». Хочется верить, что в будущем точка зрения автора изменится в лучшую сторону благодаря встретившимся на его жизненном пути людям. Например, таким, о каких написала его одноклассница:
«К чему бы мы ни стремились, какие бы цели ни ставили, все мы хотим от жизни одного – счастья. Определением для слова «счастье» может быть душевная удовлетворённость, спокойствие относительно будущего. Но каждый человек самостоятельно находит занятие, состояние, способное принести ему равновесие между душой, телом и разумом. Для кого-то истинная радость – делать добро другим людям. Для кого-то – материальное состояние. Для других – найти любимого человека, создать семью. Здоровье близких, успешная карьера. Сколько на свете людей – столько и представлений об идеальной жизни. Но как достичь той самой удовлетворённости внутри себя? Работать над собой, не лениться, идти к своей цели, самосовершенствоваться. Но возможно ли добиться счастья без любого непосредственного участия других людей? Я так не думаю. … Жить в цивилизованном обществе – значит заботиться о других. Хоть иногда. Проявлять сострадание, помогать нуждающимся и всегда стараться думать о последствиях своих поступков. Никогда не выбирать радикальные методы достижения своей цели. И даже если какое-то время вам будет везти, оставайтесь добры друг к другу, отзывчивы, и со временем вы обязательно обретёте собственное счастье».
Универсальный рецепт, который подойдет каждому. Желаем удачи всем выпускникам и большого человеческого счастья, такого, каким его каждый для себя понимает!
Надежда Костырева