vuz ili kolledzh

Если ваш ребенок, старшеклассник или выпускник, вдруг скажет вам: «Папа, мама, не хочу учиться…» (вы уже грешным делом подумаете: «…а хочу жениться»), а потом добавит: «Не хочу учиться в университете, а хочу пойти в колледж», пожалуйста, не удивляйтесь этому. Налицо – новый, на мой взгляд, многообещающий образовательный тренд: выпускники школ все охотнее и осознаннее отдают предпочтение колледжам, а не вузам. Даже отличники. За примерами далеко ходить не надо. Многие учащиеся, окончившие «Школу Экспресс», в том числе завершившие школьный курс с одними пятерками, избрали для своего дальнейшего обучения именно средние профессиональные учебные заведения, а не высшие. По сути, они остановили свой выбор на практичной профессии, а не на некоем объеме умозрительных теоретических знаний. Например, кто-то поступил в медицинский колледж, кто-то – в морской.

Конечно, родителям вместе с детьми необходимо все обстоятельно взвесить: изучить образовательные тенденции, вообще осмыслить ход развития современного общества, спрос на рынке занятости, соотнести эту информацию с личностными характеристиками, способностями, устремлениями своего сына или дочери.

Выбор профессии – вопрос, с которым сталкивается каждый. С раннего детства человек пытается понять, какое место он будет занимать во взрослой жизни. Кем только в детстве каждый из нас не мечтал быть. С возрастом приходит понимание: идеальная профессия – это не только любимое, но и востребованное дело.

Нынешние абитуриенты и школьники, их родители должны предугадывать изменения в системе социально-экономических отношений. А эти изменения видятся колоссальными благодаря невероятным темпам развития новейших технологий, уготавливающих новый уклад мировой экономики – цифровой, наукоемкой, чуть ли не с тотальной роботизацией. При этом, учитывая внешние обстоятельства, надо прислушиваться и к зову сердца: идти в ту профессиональную среду, к которой лежит душа, где будет интересно трудиться.

В современном мире, на удивление, повышается престиж рабочих профессий. И в целом образование повсеместно ориентируется на прагматические компетенции. Правда, и рабочий теперь нужен совершенно другой, что называется, «высокотехнологичный», Hi-tech-рабочий, не только с рубанком, но и с мобильным приложением наперевес.

Крупнейшее соревнование по профессиональному мастерству среди молодежи – международный чемпионат Worldskills – с каждым годом набирает обороты, демонстрирует невероятную привлекательность современных рабочих специальностей. Россия на этой олимпиаде профессий становится фаворитом. В 2019 году эстафету Worldskills примет Казань. Это дает нам возможность посмотреть объективно на все свои профессиональные школы, на всю отечественную систему среднего профессионального образования, оценить, как оно выглядит на фоне мирового сообщества, перенять опыт самых лучших учебных заведений планеты.

Минобрнауки запустило приоритетный проект «Рабочие кадры для передовых технологий». Как бы там ни было, в стране создается конкурентоспособная система лицеев, колледжей по подготовке наиболее востребованных молодых профессионалов.

Нам, например, стоит внимательно приглядеться к опыту Финляндии, вполне себе успешного во всех отношениях государства. А ведь в основе так называемого «финского образовательного чуда» лежит культивирование практической значимости знаний, их прикладного характера, формирование интереса юных граждан этой страны к насущным, современным рабочим специальностям.

В российских же семьях до последнего времени считалось, что ребенок в обязательном порядке, не мытьем так катаньем должен получить вузовский диплом. А нужно ли в действительности и ребенку, и обществу, и в особенности будущему обществу повальное высшее образование? Все повальное, как правило, оборачивается профанацией. Выбирать нужно полезное и перспективное. Современных, технически оснащенных, добротных колледжей должно быть больше. Вузов – меньше.

Апология колледжей – это, по сути, апология мастерства. Рабочий человек – прежде всего мастер. Понимание того, что ты мастер, что ты профи, как ничто иное поднимает самооценку человека. Счастье – быть мастером своего дела. Профессионализм, профессиональное мастерство дарит человеку чувство социальной комфортности, осмысленности жизни, уверенности в будущем. Безусловно, будут складываться новые стереотипы: высококвалифицированный, современный рабочий, талантливый мастер по определению должен принадлежать среднему классу общества, быть его сердцевиной. «Синие воротнички», рабочие-профессионалы, по праву приобретают в наши дни особую, высокую статусность.
Надо прощаться с предубеждением, что вуз – это престижно, а колледж – не совсем комильфо. Финны, например, не испытывают подобного чувства, и нам тоже следует изживать эту сомнительную социальную неловкость. Повторюсь, сейчас в глобальном мире наиважнейшим становится приобретение именно практических компетенций. Кроме того, ничто не помешает вашему сыну или дочери после колледжа окончить и университет, если всё же возникнет такая необходимость. Современный мир трудно представить без непрерывного образования, самообучения, повышения профессионального уровня, но вовсе не обязательно делать это в стенах высших учебных заведений.

Анатолий Бузулукский

 


Добавить комментарий


Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте

Подписаться на новости школы