hermitage otvetstvennostЭдуард Петрович БАБАЕВ,
генеральный директор официальной гостиницы Государственного Эрмитажа

Интервью журналу «Педагогика онлайн»

— Благодарим Вас за согласие дать интервью петербургскому журналу «Педагогика онлайн». Наше интервью хотелось бы посвятить проблемам профориентации школьников, выбору ими будущей профессии. Ваше мнение как руководителя петербургской гостиницы класса люкс, как гражданина и родителя нам чрезвычайно важно. Расскажите, пожалуйста, как Вы сами выбрали свою профессию, дело жизни. Какие факторы повлияли на этот выбор, что помогло Вам добиться столь весомых успехов в бизнесе?

— С точки зрения выбора профессии мне представляется чрезвычайно важным, как правильно от среднего образования перейти к получению высшего образования. Это тот перекресток, на котором не каждый умудряется выбрать оптимальный вектор своего дальнейшего жизненного пути, в том числе в профессиональной сфере. Быть может, мой пример будет отчасти поучителен для современных выпускников школ и их родителей. Я родился в городе Баку. И поступил после школы в Азербайджанский университет нефти и химии имени М. Азизбекова. Мой отец был нефтяником и частенько брал меня с собой на работу. А трудился он на огромном градообразующем предприятии. Я был своеобразным сыном полка на этом громадном предприятии в городе нефтяников. Мой отец прошел свой профессиональный путь от обычного рабочего до управляющего заводом и пользовался огромным уважением. Я все время думал: я не могу подвести своего отца, я должен быть его достоин. Пиетет и любовь к родителям помогают молодому человеку развивать в себе чувство ответственности за свои поступки, за свою учебу и профессиональную деятельность. Это в том числе и важный фактор при выборе профессии. В институте я был старостой студенческой группы. И вообще очень активным человеком, общественником. Староста отвечал не только за себя, но и за всю группу. Наша кафедра была одной из образцово-показательных в вузе. Ребята собрались очень толковые. Многие пришли из армии. Я добросовестно учился, приобретал новые знания, осваивал важные навыки. Правда, не скрою, и меня иногда посещала мысль, а верный ли я путь выбрал? Кто не задается таким вопросом!? Тем не менее я горд и благодарен, что прошел обучение именно в этом прославленном вузе.

— Как Вы оцениваете роль школы в выборе учащимися будущей профессии или это – дело семьи?

— Что, например, мне нравилось в прошлой, советской системе образования, чего явно не хватает сейчас и что, действительно, не мешало бы вернуть в современную школу. Я говорю об устойчивой системе трудового воспитания, в рамках которой осуществлялась и профориентация учащихся. У каждой школы были свои шефы – фабрики, заводы, промышленные предприятия. На уроки труда к нам приходили представители этих заводов, рассказывали о специфике своей производственной деятельности. Еще со школьной скамьи нас, четырнадцатилетних подростков, педагоги стремились приобщить к практическому труду, организовывали для нас производственную практику и обучение, прививали любовь к труду, развивали интерес к той или иной профессии и специальности. Все это очень важно для самоопределения юного человека, гражданина. В связи с этим многие из нас имели возможность осознанно выбирать свою будущую трудовую стезю: кто-то шел в профессионально-техническое училище, техникум, кто-то в тот или иной вуз, со спецификой которых ребята познакомились еще в школе. Должна быть тесная связь школы с тем или иным предприятием. Нам, к примеру, после 8 класса летом разрешалось работать на том или ином предприятии – строго по 4 часа, согласно нормам трудового законодательства. Помню, меня и мой класс определили на машиностроительный завод, на котором мы с подлинным интересом работали полтора месяца. За это время мы, как минимум, поняли, чем занимается завод, что и как он производит. Мы окунулись в рабочую атмосферу. Нам стал известен весь технологический процесс. Мы возмужали, словно повзрослели за это короткое время. Честно сказать, это было чрезвычайно полезно и ценно в той педагогике, что, к сожалению, на сегодняшний день мы потеряли. Трудовое воспитание, производственная практика – важнейшее профориентационное звено. Будучи подростками, мы имели возможность самым тесным образом знакомиться с реальными отраслями промышленности и выбирать свой путь в том или ином направлении. Очень хорошо, что мы начинали рано приобщаться к труду, работали летом и даже имели уже свой заработок. И таких подростков по стране было очень много. Кроме того, надо отметить, что приобщение к труду способствует развитию силы воли. Ведь можно же было летом и дурака повалять, отдохнуть. Нет, мы шли работать. Эта была реальная взрослая трудовая жизнь с производственной дисциплиной, с определенным порядком и регламентацией. Хочу отметить роль классного руководителя в нашем становлении. Родители, школа и трудовое воспитание, принятое в ту пору в нашей большой стране – Советском Союзе, – вот истинные факторы успеха людей моего поколения. Все это помогало нам искать себя, свой путь в жизни и профессии еще в школьные годы. Важно начинать искать этот путь как можно раньше. До поступления в вуз. Если человек не знает, чего он хочет, если не понимает, кто он и зачем он, путного из него ничего не выйдет. Мне кажется, сегодняшние школьники, вообще молодые люди зачастую не знают себя, не знают, где их профессиональные интересы, что они любят, чего хотят достичь на трудовом поприще. Поэтому многие выпускники вузов не знают себя, не знают толком своей профессии. Я, например, еще будучи подростком уже понимал, как работает «нефтянка», за что отвечает тот или иной цех на заводе. Впоследствии я не связал себя с нефтяной отраслью. Но я понял, в том числе благодаря этой практике, что для меня главное. А главное – это найти себя в профессии и получать удовольствие от любимой работы. И, как следствие, видеть результат своего труда в любимом деле. Это для меня и удовольствие, и счастье. Скажите, в какую реальную, плодотворную, живую стихию могут окунуться современные школьники? Они зачастую проводят жизнь в интернете, а, значит, как правило, живут чужими мыслями. Не уверен, что это хорошо для их становления как зрелой личности.

— Что еще повлияло на Ваше становление как личности?

— После института я был призван в армию. Это настоящая школа жизни, школа ответственности, мужества и зрелости. Служил я в Западной группе войск и дослужился до старшины роты.

— Получается, что Вы всегда так или иначе брали на себя ответственность за тот или иной коллектив, за дело.

— Я не боялся и не боюсь ответственности. Я считаю, что это важнейший фактор развития человека – брать на себя ответственность за то или иное направление и за людей. Это важно – отвечать не только за себя, но и за других людей, коллег, соратников, сподвижников. А ведь многие этого избегают. Меньше, мол, знаю, крепче сплю. Я не мог быть таким. Мне важно было думать об окружающих меня людях, о том, каким образом сделать крепче, слаженней учебную группу, трудовой или воинский коллектив. Такова, видимо, моя природа. Быть может, это гены моего отца и воспитание. Мой отец был сиротой, рос в детском доме. И мама была воспитанницей детского дома. Их нелегкая судьба – следствие Великой Отечественной войны. У моих родителей не было проводников по этой жизни. Они всего добились сами. Мне кажется, и мой отец стал руководителем именно благодаря своему невероятному чувству ответственности за дело, за людей, за семью. Одним словом, чувство ответственности во мне – семейное. Именно родители, в том числе своим примером приучили меня к ответственной учебе и ответственной работе. Отец умел брать инициативу в свои руки. Видимо, мне это и передалось от него. И я горжусь своими родителями и благодарю их. Половина моего успеха – это результат их воспитания.

— Как дальше сложилась Ваша судьба, карьера?

— После армии я приехал в Петербург. И несказанно счастлив, что свою сознательную жизнь связал с этим замечательным городом. В чем я укрепился, служа в армии? Я понял, что для меня главное – выполнить то или иное задание ответственно, с пользой для общего дела. И проявлять для этого инициативу, не ждать порой, когда тебе прикажут, а делать, исходя из понимания сути вещей, из чувства ответственности, что это необходимо сделать, что кроме тебя этого никто не сделает. Действительно, если что-то лежит не так, значит, надо взять и положить на место. Зачем через это перескакивать?.. В начале петербургской жизни я некоторое время работал в жилищной службе. Это было в начале 90-х годов – в сложную эпоху. Я воочию увидел, как рвутся трубы по всему району, когда нет отопления, как сумбурно работает система снабжения, какой наступил коллапс на заводах, в производственной сфере. Тогда у меня возникло несколько идей, как можно улучшить рабочий процесс, как комплексно решать задачи. И мои управленческие решения были поддержаны и применены на практике. Я старался изначально решать все производственные задачи с пользой для дела и на перспективу. Главное – не бояться проблем. Искать способы их преодоления. Более того, важно предвидеть возможные проблемы и принимать верное и быстрое решение по их устранению. Причем – в системном порядке, на долговременной основе. Выработать систему и следовать ей. Не забывая работать над ее совершенствованием.

— Какими важными качествами должен обладать современный профессионал?

— Я хочу отметить важность командной работы. Я человек команды. И доверяю команде. Без единомышленников ничего невозможно сделать, каким бы ответственным и инициативным ты ни был. Важно уметь объединять людей. Не каждому удается создать эффективно работающий коллектив. В его основе – доверие к ее руководителю. Командный подход к делу – это один из необходимых социальных навыков, так называемых Soft skills, которым должен владеть современный профессионал. И, разумеется, этот навык необходимо прививать со школьной скамьи. Далеко ходить не надо, начиная с 5 класса, я играл в школьной команде КВН, мы участвовали в районных и городских состязаниях. И многие школьники, плохо успевающие по тем или иным предметам, вдруг становились активными в общественной, именно командной интересной работе. Важно в школе давать не только академические знания, но и формировать практические навыки – и командной работы, и коммуникативные, и проектной деятельности. Это все пригодится в реальной профессии. Дети должны сами придумывать и сами воплощать свои задумки в жизнь. Тем самым в школьниках воспитывается такое основополагающее качество, как самостоятельность. Учителя очень многое делают, надо поклониться им в пояс. Но и родители должны заниматься своими детьми. Мы сейчас чересчур прислушиваемся к сетованиям наших детей. Но надо доверять учителям и помогать учителям в образовании наших детей.

— Каких молодых специалистов Вы принимаете на работу, с какими компетенциями?

— Я вижу две категории молодых специалистов. Первые: их чуть ли не насильно родители заставляют устроиться на работу. Любую работу. Трудно понять, на что эти ребята ориентируются при трудоустройстве. Вторых мы принимаем из профильных вузов. Мы работаем в сфере гостеприимства. Но это – универсальная сфера: здесь и бухгалтерия, и экономика, и отдел бронирования, и различные хозяйственные службы, ресторанная служба. Мы хотим, чтобы трудовой старт у молодых сотрудников в нашей сфере происходил в рамках общения с внешним миром. Здесь молодой сотрудник узнает себя с другой стороны и предстает в другом амплуа. Эдакое своеобразное отражение в зеркале. Это важно пройти. Так сотрудник постигает культуру общения, что вдвойне важно для сферы гостеприимства. Эта работа – мой вклад, вложение в общую культуру. Правда, это самая непростая задача. Именно мы, старшее поколение, должны помочь молодежи войти в ответственную жизнь. Я всегда интересуюсь у молодых соискателей на ту или иную должность в нашей гостинице: как ты себя чувствуешь здесь, это твое? Крайне необходимо, чтобы у человека было ощущение, что здесь его дом, что ему здесь психологически комфортно. Гостиница – это дом. Каждый должен чувствовать себя в ней, как дома – и гость, и сотрудник. Какими качествами в особенности должен обладать наш сотрудник? Он должен быть носителем истинных культурных ценностей. Нам важно выявить главные достоинства соискателей, в чем они действительно могут себя проявить наилучшим образом. К сожалению, лишь один процент молодых людей приходят из вуза по-настоящему теоретически подготовленными, знающими. Большинство, окончив вуз, даже не представляют, что же за профессия их ждет, на которую они вроде бы учились. Поэтому мы предлагаем выпускникам вузов начать с самого ответственного, например – со встречи гостей, с самого простого, но при этом важного. Человек, действительно, должен почувствовать, его ли это – работать в индустрии гостеприимства и заботиться о людях. Мы же придумали важную концепцию с Эрмитажем, чтобы любой гость, в каком бы настроении и в какое бы время он ни приехал к нам в гостиницу, в любое время чувствовал себя и ощущал в Петербурге. У нас весь отель сделан в духе Петербурга и пропитан этим духом. Наш гость должен чувствовать, что он в Петербурге. Мы максимально популяризируем петербургские культурные ценности во всем. Во всех мелочах.

— Действуют ли в Вашем отеле курсы переподготовки, повышения квалификации сотрудников, программы адаптации молодых специалистов?

— Безусловно. У нас есть курсы повышения квалификации и адаптации сотрудников к особенностям нашей гостиницы. Первые три месяца мы наблюдаем за работником: какие у него сильные стороны, насколько он трудолюбив и ответственен. За это время мы выясняем, к чему психологически и профессионально склонен этот работник, к какой конкретно деятельности – в парадной обстановке (работе с гостями) или за кулисами (налаживании всех служб гостиницы). Не покривлю душой, если скажу: как только мы с сотрудником подписали трудовой контракт, я начинаю чувствовать себя ответственным за него, за его квалификацию, за качество его работы у нас в гостинице.

— Есть ли у Вас взаимодействие с профильными вузами по привлечению молодых специалистов в Вашу пятизвездочную гостиницу?

— За последние два года мы провели несколько встреч, круглых столов с представителями вузов об интеграции гостиничного бизнеса с теми или иными кафедрами профильных вузов. Мы готовы взять шефство над той или иной конкретной кафедрой, над конкретными студентами. Чтобы студент знал, что его ждут у нас после окончания учебы и что он выбрал правильную профессию.

— Чему, на Ваш взгляд, прежде всего необходимо учить в современной школе?

— Я, быть может, повторюсь, но скажу, что в школе прежде всего надо учить ответственности в подходе к учебе и к жизни, ответственности в отношениях со сверстниками и взрослыми, ответственности при выборе будущей профессии. Надо приучать детей к реальной ответственности. Потому что наши дети – и вполне грамотные, и информированные, но в практической плоскости они чрезвычайно инфантильны и даже беспомощны. И детям, конечно, должно нравиться в школе, должно быть интересно. Интересно что-то в ней делать полезное, творить – в команде с другими детьми, интересно приобретать фундаментальные знания и практические умения.

— Над чем сейчас надо в особенности работать педагогам в современных условиях?

— Главное, над чем работать: помочь детям найти себя. Это самое сложное. Чем быстрее они найдут себя, тем лучше будет им и всем нам – и работодателю, и обществу, и стране в целом. Школе и всем нам надо уметь заинтересовывать молодых, чтобы они нашли в огромном спектре предлагаемых вариантов свой маршрут, в том числе профессиональный, карьерный. Школа должна чувствовать, заинтересовала она ученика или нет. Если нет, искать варианты это исправить.

— Благодарим Вас. Хотим пожелать Вам и Вашему отелю успехов!

— Спасибо. Хочу сказать, гостеприимство в России всегда было на высоком уровне. Оно не фальшивое. Мы, может быть, и не умеем по-голливудски широко улыбаться, но зато улыбаемся искренне. В России, поверьте мне (я многое повидал, во многих странах побывал), живет невероятно дружелюбный и участливый народ. Мы открыты, и наш гостиничный бизнес по-российски и по-петербургски искренне доброжелателен, и профессионален. Благодаря высокоэффективной командной работе мы получили международное признание среди туристов и профессионалов сферы гостеприимства и можем сказать, что результат нашей работы – еще одна жемчужина в коллекции Эрмитажа – Искусство Гостеприимства.

Интервьюер – Анатолий Бузулукский, заместитель главного редактора журнала «Педагогика онлайн», член Союза писателей России

Журнал «Педагогика онлайн», № 2 - 2019

Для иллюстрации использовано фото с сайта официальной гостиницы Государственного Эрмитажа

 


Добавить комментарий


Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте

Подписаться на новости школы