Письмо, оставшееся без ответа, — это рука, не встретившая руки.
Марина Цветаева. Песня и формула
О, что это была за радость — получить бумажное письмо! Взять в руки конверт с наклеенными на него марками, проштампованный почтовыми отделениями, пахнущий дорогой, которую он преодолел по пути от автора к адресату. Открыть его — кто-то аккуратно вскрывал приклеенный клапан, кто-то отрезал краешек ножницами, особо нетерпеливые просто разрывали конверт (главное, не повредить содержимое!). Вынуть вожделенный листок или несколько, исписанный такими неповторимыми строчками, состоящими из букв с наклоном и завитками, присущими только их автору (такими же уникальными, как отпечатки его пальцев!). Заглянуть, нет ли там ещё фотографии, рисунка или открытки. Скорее прочитать, что же там написано! Ах, этот короткий, но такой захватывающий отрезок времени — такой молниеносный по сравнению с невыносимо долгим ожиданием. В считанные минуты добраться до «Жду ответа, как соловей лета». Ну почему же так мало?! Пробежать глазами от начала и до конца снова, чтобы продлить удовольствие. А потом сесть за стол, положить перед собой листок (чаще всего, тетрадный, в клеточку) и… «Привет! А у нас…»
Компьютеры, планшеты, смартфоны пришли в нашу жизнь не так уж давно, и если не у вас, то у ваших родителей точно, есть дома коробочка с бумажными письмами от родных и друзей. Попробуйте прочитать хотя бы одно, и вы поймете, что это гораздо больше, чем «раритет» и «винтаж». И если уж выражаться языком трендов, это даже больше, чем просто «хэнд-мейд». Для адресата – это, без капли пафоса и преувеличений, частичка души человека, который прислал долгожданную весточку. Образно, конечно, но бумажное письмо хранит тепло рук, создавших его. А нередко оно хранило и вполне реальный аромат – если его перед отправкой сбрызнули духами. Да, может показаться невероятным и даже смешным, но такое увлечение вполне успешно перекочевало из романтики и символизма XVIII-XIX веков, в реализм и прагматику конца XX — начала XXI столетия. Барышни 1990-х и 2000-х вкладывали в это действие всё тот же смысл, что и их пра-пра-прародительницы в корсетах и кринолинах.
Но если отойти от эмоциональной стороны, то и по содержанию, и по стилистике традиционное письмо зачастую разительно отличается от письма электронного. Лауреат Нобелевской премии по литературе 2010 года Марио Варгас Льоса как-то сказал: «Электронная почта — это карикатура на переписку». Сложно с этим не согласиться, ну а про СМС и говорить нечего. Бумага располагает к построению полных фраз, к развёрнутым синтаксическим конструкциям и развитию сюжета. А необходимость длительной, по меркам Интернета, доставки письма делает такой диалог принципиально иным, нежели онлайн-переписка с помощью гаджетов. Если бы тексты электронных писем доставляли обычной почтой, то только на беседу типа «Как дела?» — «Норм. А у тебя?» — «Ок» ушло бы недели три, а то и больше. Пока собеседники добрались бы до более информативной части, касающейся деталей событий, большинство фактов утратили бы свою актуальность.
Но беда современных писем даже не в сокращённых до предела (а порой — и беспредела) словах и фразах, а в том, что язык, как чистое и непредвзятое зеркало жизни, неумолимо фиксирует, что до деталей зачастую добираться никто и не хочет. С одной стороны, «однопальцевая» печать при наборе текста на сенсорном экране, при которой не особо-то распишешься, с другой — динамичность ритма современной жизни, сумасшедший информационный поток и «куча своих проблем», — всё это приводит к тому, что люди перестают пользоваться полноценной письменной речью не только в телефонных сообщениях. Эта же тенденция неумолимо перекочёвывает и в речь устную — примерно по тем же причинам. А постепенно захватывает и сферу чувств. В погоне за квинтэссенцией информации теряется нечто очень важное: отношение человека к тому, о чём он пишет.
К сожалению, краткость электронных сообщений не имеет никакого родства с талантом. Напротив, даже мешает развитию. В том числе, и освоению столь важных в сегодняшнем мире коммуникационных навыков, одним из важнейших среди которых является риторика. Ну, откуда возьмётся умение красиво и убедительно говорить у человека, у которого техника речи строится, словно по инструкции для создания СМС (да, есть и такие)?
Если вы хотите научиться быстро общаться при помощи SMS-сообщений, соблюдайте несколько простых правил:
- Опускайте служебные слова. Не используйте предлоги и артикли, при условии, что их отсутствие не меняет смысла фразы.
- Сокращайте слова. Не пишите их полностью, особенно если они длинные. Оставляйте только один-два слога, которые помогут угадать целое без труда.
- Сокращайте слоги, которые совпадают с названием согласной буквы.
- Сокращайте написание слов при помощи цифр (Источник)
Ключевые рекомендации — «сокращайте» и «опускайте». Апогей современной лаконичности мыслей и чувств – полисемантичное «Ы».
Однако сколько бы новых гаджетов ни изобреталось и как бы ни ускорялся мир, человек был и остаётся существом природным. И если не тренировать мозг, он не научится формулировать мысли, а если не тренировать руку, она не будет уметь писать. К тому же, мозг и руки тесно связаны между собой благодаря мелкой моторике, о которой сегодня очень много говорят в связи с развитием детей-дошкольников, и, увы, существенно реже соотносят её с тинейджерами и молодым взрослым поколением. А ведь, если долго бездействовать, то можно и разучиться что-то делать. Поэтому, если вы чувствуете, что всё чаще испытываете сложности с выражением своих мыслей, подбором слов, построением фраз, если ваш активный словарь сильно сократился и в нём стала преобладать СМС-лексика – берите бумагу, ручку и начинайте писать письмо. Не важно, кому, хоть самому себе в будущем. Главное, пусть повествование будет как можно полнее, детальнее, образнее.
Впрочем, уверена, в вашем окружении обязательно найдётся человек, и, скорее всего, не один, который с удовольствием получил бы ваше послание. Чтобы снова испытать почти забытые ощущения от того, как кончиками пальцев сжимаешь шероховатый исписанный листок с проступающими на обороте контурами «тиснёных» от нажима букв. Чтобы снова почувствовать, как бумага каким-то непостижимым образом передаёт через нанесённые на ней строки тонкую материю души их автора. Чтобы прочитать, а потом перечитать снова. Чтобы взять ручку и тетрадь, написать ответ и подарить вам в благодарность частичку себя.