План разбора

лирического стихотворения

I. Дата написания

II. Реально-биографический и фактический комментарий

III. Жанровое своеобразие

IV. Идейное содержание

1. Ведущая тема

2. Основная мысль

3. эмоциональная окраска чувств

4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него

V. Структура стихотворения

1. Основные образы стихотворения

2. Основные изобразительные средства: эпитет, метафора, аллегория, сравнение, гипербола, ирония, сарказм, олицетворение

3. Речевые особенности в плане: интонационно-синтаксический повтор, антитеза, инверсия, анафора и другие

4. Стихотворный размер

5. Рифма (мужская, женская, точная, неточная); способы (парная, перекрестная, кольцевая)

6. Звукопись (аллитерация, ассонанс)

7. Строфика (двустишие, трехстишие, пятистишие, катрен, сонет, Онегинская строфа)

 

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4

Трудный жанр эссе

 

 

Жанр эссе все больше входит в практику школьных сочинений, поэтому хочется остановиться на нем поподробнее. Сочинение в жанре эссе требует от автора не только продемонстрировать какую-то «сумму знаний», но и сделать акцент на собственных чувствах, переживаниях, на своем отношении к тому, о чем он пишет. Словом, автор эссе – не только рассказчик, повествователь, но и… герой. Для эссе характерна ярко выраженная авторская позиция, искренность, эмоциональность изложения. Жанр эссе дает право на субъективный подход к теме и свободную композицию.

 

 

Границы жанра довольно размыты, его определяют иногда как записки, наброски, раздумья. В современной критике есть такой термин – «авторская проза».

 

 

Литературный энциклопедический словарь сообщит нам, что эссе – это прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующие на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо… Стиль эссе отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.

 

 

Эссе – древнейший жанр мировой литературы. Произведения в жанре эссе пишутся на философские, духовные, исторические, автобиографические, литературно-критические темы. Важно отметить, что эссе может быть воплощено в совершенно различные литературные формы: проповедь, статья, дневник, рассказ, очерк, исповедь, речь, письмо, слово и др.

 

 

Названия произведений этого жанра часто начинаются с предлога «о» (союзов «как», «или»): «О добродетели», «О предсказаниях», «О воспитании» (Мишель Монтень, создатель жанра эссе, французский философ второй половины 16 века), «Разговор о Данте» (О.Мандельштам ), «Пушкин, или правда и правдоподобие» (В.Набоков), «Как читать книгу» (И.Бродский). Мы видим, что свобода композиции и право на субъективный подход к раскрытию темы заложены уже в названии.

 

 

К эссе обращаются прежде всего такие писатели, творчеству которых свойственно лирическое начало, стремление к самовыражению, самораскрытию личности. Жанр эссе требует свободного владения темой и определенной смелости (самобытности, непохожести на других) во взглядах и суждениях. Каждый автор эссе, наверное, должен чувствовать, что слова Грибоедова: «Как живу, так и пишу: свободно и свободно», - относятся и к нему тоже.

 

 

Маленькие произведения в жанре эссе называются скитце (нем.). Это набросок, зарисовка, фрагментарный рассказ. В скитце есть что-то импрессионизма: главное в нем – впечатление автора, «остановленное мгновенье».

В русской литературе для меня пример таких «остановленных мгновений», правда, поэтических, - это лирика А.А.Фета.

 

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали…

 

Пробовать свои силы в написании скитце очень полезно – это развивает творческие способности, чувство слова, формирует стиль.

 

Остановимся еще раз на главных особенностях жанра эссе:

- небольшой объём и конкретность темы;

- личный подход к ее раскрытию, субъективность, иногда парадоксальность суждений;

- свободная композиция, определяющаяся прихотливым движением мысли, впечатлениями, воспоминаниями, ассоциациями;

- свободное использование лексического состава языка – от слов высокого стиля до разговорной лексики;

- атмосфера доверия к читателю, разговорная интонация.

 

 

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4

 

Примерный план характеристики художественного образа (персонажа).

 

Вступление. Место персонажа в системе образов произведения.

 

Главная часть. Характеристика.

1. Социальное и материальное положение.

2. Внешний облик.

3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей, привычек:

а) характер деятельности и основных жизненных устремлений;

б) влияние на окружающих.

4. Область чувств:

а) тип отношений к окружающим;

б) особенности внутренних переживаний.

5. Авторское отношение к персонажу.

6. Какие черты личности героя выявляются в произведении:

а) с помощью портрета;

б) в авторской характеристике;

в) через характеристику других действующих лиц;

г) с помощью предыстории или биографии;

д) через цепь поступков;

ж) в речевой характеристике;

з) через окружающую обстановку.

Заключение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.

Необходимо сразу отметить, что слово «рецензия» - это не название сочинения, как полагают многие, а только указание на его жанр. Поэтому любой вашей рецензии необходимо дать название, которое в соответствии с требованиями этого жанра носило бы несколько рекламный, «зазывной» характер. Словом, в названии должна заключаться некая тайна, интрига, «приглашение к чтению».

Рецензия – труднейший, но и интереснейший жанр школьных сочинений. Основное требование: в рецензии надо сказать свое, новое слово о литературном произведении (фильме, спектакле и т.д.). Писать настоящие рецензии по всем законам этого жанра учат искусствоведов, литературных критиков в соответствующих высших учебных заведениях, и учат не один год. Поэтому на школьном уровне мы можем говорить только о школьной рецензии.

Рецензия имеет ряд близких ей жанров. Ее можно сравнить с развёрнутой аннотацией. И у рецензии, и у аннотации близкие задачи – рассказать, о чём произведение, а главное – чем оно интересно. Если сформулировать кратко – информация и реклама. Но рецензия близка и к литературно-критической статье, поскольку пишущий должен иметь свою идею, видеть проблему, в свете которой он и будет рассматривать художественное произведение. Для школьной рецензии такая проблема вовсе не обязательно должна носить глобальный характер (типа обзора всех произведений новейшей литературы за последний год), но идея, проблема, «освещающая» вашу работу, делающая ее почему-либо важной для вас, актуальной, обязательно, должна быть. Этим рецензия отличается от отзыва – жанра школьных сочинений, вполне освоенного и любимого школьниками 5-8-х классов.

Для отзыва вполне достаточно ваших личных впечатлений от произведения (на уровне «нравится – не нравится», хотя все же хотелось бы, чтобы было и «почему нравится»). Для рецензии такого уровня недостаточно, но личные впечатления, собственное мнение автора работы для рецензии очень важны. Ваши впечатления делают рецензию живой, «эмоционально окрашенной». Вне личных впечатлений, авторского отношения рецензии не существует, потому что рецензия – личностный жанр. Поэтому можно сказать, что отзыв как бы включается в состав рецензии. Отношение к рецензируемому произведению у автора рецензии может носить отрицательный характер.

Примерное содержание рецензии приводит в своей книге «Сочинения различных жанров в старших классах» Т.А. Калганова:

· краткие библиографические сведения о книге;

· смысл названия книги;

· личные впечатления от прочитанного;

· особенности сюжета и композиции;

· актуальность проблематики;

· язык и стиль произведения;

· мастерство автора книги в изображении характеров героев;

· какова основная мысль рецензии?

Но чтобы понять, что обязательно должно быть в рецензии, и не заставлять себя придирчиво сверяться с каким-либо планом (я принципиально против бухгалтерского подхода к творческим работам), давайте посмотрим на критерии оценки рецензии.

В «Инструкции по проверке и оценке работ учащихся по русскому языку» говорится: «Сочинение-рецензия оценивается следующим образом. Отдельно анализируется содержание рецензии и его речевое оформление. Содержание оценивается с трех позиций: анализ содержания исходного текста, анализ оформления сочинения также оценивается с трех позиций: последовательность изложения, богатство речи, грамотность».

Мы цитировали инструкцию, стиль которой сух, холоден, четок – как и положено в инструкции.

Может быть, кому-то именно эта четкость формулировок поможет составить свое представление о рецензии.

Помните главное:

можно критерии оценки изложить и другим способом:

· наличие разбора и оценки произведения;

· наличие в работе основной мысли автора сочинения;

· самостоятельность работы (то есть «несписанность»);

· понимание авторской позиции;

· анализ художественных особенностей (стиль, язык и др.);

· умение пользоваться теоретико-литературными понятиями;

· язык и стиль сочинения;

· композиционная стройность.

В жанре рецензии важнее всего оригинальность замысла, живость языка и некая «рекламность» в содержании. Если вы, прочитав рецензию, ощутили желание поскорее прочитать то произведение, которому она посвящена, - значит, рецензия удалась.

План анализа стихотворения

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).

3. Тема, идея, основная мысль (о чем стихотворение). Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

4. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения. (Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста).

1) Подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов.

2) Проанализировать художественные приёмы, которые использует автор: метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения.

3) Необходимо помнить, что за счёт применения определённых художественных приёмов слово в стихе значит больше, чем в обыденной речи (т.е. больше своего лексического значения, которое зафиксировано в толковых словарях). Слово приобретает новый смысл, возникают новые связи между словами. Так и создаётся поэтический образ, который отражает неповторимость художественной манеры автора.

Обратите внимание на:

А) Ритм стиха, стихотворный размер:

Ямб U┴

Хорей ┴U

Анапест UU┴

Амфибрахий U┴U

Дактиль ┴UU

Дольник

Верлибр (свободный или белый стих)

Акцентный стих.

┴-ударный слог; U-безударный слог; UU-пиррихий, (т.е. пропуск ударения в двусложном размере).

 

Б) Значимые перебои ритма, они несут смысловую нагрузку, помогают передать интонацию, настроение автора, создают мелодию:

О как на склоне наших дней (8 слогов)

Нежней мы любим и суеверней… (10 слогов, перебой ритма)

Сияй, сияй прощальный свет (8 слогов)

Любви последней, зари вечерней (10 слогов, перебой ритма)

 

В) Рифмы

- Смежная (парная) ААВВ

- Перекрёстная АВАВ

Рифма дополнительно связывает по смыслу рифмующиеся слова и строчки, создаёт новые значения слов.

 

Г) Анафоры (одинаковое начало строчек) – как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.

 

Д) Переносы. Значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент:

Знали бы вы,

Ближний и дальний,

Как головы

Собственной жаль мне-

Бога в орде!

Степь, каземат-

Рай – это где

Не говорят!

 

Е) Звуковые повторы/связывают по смыслу слова в строке, стихи в строфе, как бы «внутренняя рифма»/.

И крутится в моём мозгу:

Мазурка, море, смерть, Марина

 

4) Композиция стихотворения, его деление на строфы /как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы. Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

5) Какую лексику использует автор:

- бытовую, повседневную,

- литературную, книжную,

- публицистическую,

- архаизмы, устаревшие слова,

- неологизмы, слова, созданные автором («громокипящий кубок»).

 

6) Образ лирического героя, как он соотносится с образом автора:

- сам автор,

- рассказ от лица персонажа,

- автор играет какую-то роль («поэтический театр» Цветаевой).

 

Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте

Подписаться на новости школы