Анализ эпизода
Умение анализировать эпизод необходимо при любой работе над художественным произведением, при устном ответе, в сочинении и т.д. Но анализ эпизода – это еще и вид школьного сочинения, который можно отнести к одному из самых трудных.
Необходимо:
· установить границы эпизода;
· определить основное содержание эпизода и то, какие персонажи в нем участвуют;
· проследить смену настроений, чувств героев, авторскую мотивировку их поступков;
· рассмотреть композиционные особенности эпизода, его сюжет;
· проследить логику развития авторской мысли;
· отметить художественные средства, которые создают в этом эпизоде его эмоциональную атмосферу;
· показать роль этого эпизода в произведении, то, как он сцеплен с другими эпизодами; показать его роль в раскрытии авторского замысла.
Последняя из перечисленных задач является самой главной, так как при анализе эпизода нам важно показать, как общий идейный замысел всего произведения в целом отражается в каждой его части.
Главная опасность – замена анализа (анализ - это метод исследования, состоящий в расчленении целого на составные элементы) пересказом эпизода!
Анализ эпизода – это сочинение-рассуждение, требующее особого внимания к тексту произведения. Тема такого сочинения иногда начинается со слова «роль»: «Роль первого сна Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», «Роль диалогов-споров в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Но тема, естественно, может быть сформулирована по-другому. Для полного и достаточного раскрытия такой темы важно увидеть, что ее формулировка требует анализа одного или нескольких эпизодов произведения.
Следовательно, анализ эпизода в литературном произведении предполагает внимание к деталям, осмысление их роли, значения для образа в целом. Чем зорче взгляд исследователя, тем лучше – и в науке, и в искусстве. Но любой анализ предполагает обязательно и синтез – то, во имя чего этот анализ делается: обобщения, выводы, сделанные на основе наблюдений.