АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

 

 

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ

 

1. Впечатления от стихотворения и все, что связано с первоначальным восприятием: тема, идея стихотворения, образы; настроение, картины, возникающие в воображении при его чтении; ассоциации; как хотелось бы прочитать это стихотворение (вслух, про себя, с какой интонацией).

2. Взгляд на стихотворение в целом: композиционные особенности (характер строфы, наличие анафоры (анафора – одинаковое начало поэтических строк:

Там рано жизнь тяжка бывает от людей

Там за утехами несется укоризна,

Там стонет человек от рабства и цепей!..), рефренами (рефрен – повтор одинаковых строк в стихотворении (стихотворение Н.А. Некрасова «Зеленый шум») и т.д.); движение поэтической мысли в стихотворении (логика развития поэтической мысли от начала стихотворения к финалу – построфный анализ); особенности синтаксиса, лексика стихотворения и ее особенности.

3. Рассмотрим стихотворение внимательнее: ритм стихотворения (размер и рифма, их связь с замыслом автора, с темой стихотворения); звукопись, средства художественной выразительности, их самобытность, оригинальность; цветовое решение стихотворения.

4. Включение стихотворения в биографический контекст: характер лирического героя (если в стихотворении есть лирический герой); личность автора: как отразилась, раскрылась она в стихотворении (в ситуации, изображенной в стихотворении, в характере лирического героя и т.д.); место стихотворения в творчестве автора (время и история его создания, цикл, в который оно, возможно, входит; как перекликается это стихотворение с другими стихотворениями того же автора на ту же тему – сходство, различие).

5. Можно дополнить план сочинения еще одним пунктом: включить стихотворение в контекст русской лирики на ту же тему, показать общее и отличное.

Наш план – минимум, как видим, оказался довольно пространным. О стихотворении, даже если оно небольшое по объему, можно многое рассказать. Это план не обязательно соблюдать в точности и в той последовательности, в какой он здесь изложен. Как выстроить композицию своего сочинения и о чем именно в нем писать, вам подскажут особенности стихотворения, о котором вы будете писать, ведь каждое стихотворение сугубо индивидуально.

Главное: любые наблюдения над стихотворением – все равно над чем именно – нам важны не сами по себе. Любой анализ предполагает синтез. Другими словами: что бы мы ни отметили в стихотворении, нам всегда важно рассказать о роли этого чего-то в стихотворении в целом. Например, если мы анализируем размер, нам важно сказать, что вносит этот размер в звучание стихотворения, что поэт передает с помощью ассонанса (ассонанс-1. неточная, неполная рифма; 2. концентрированное повторение в стихотворении гласных звуков), почему, допустим, поэт соединяет в стихотворении высокий и разговорный стили и т.д.

Логику анализа поэтического текста можно представить и образно. Вот перед вами прекрасная вещь, которой хочется любоваться (а стихотворение истинного поэта – всегда шедевр).

Как естественно поведет себя человек, столкнувшись с чем-то, что его восхищает? Сначала он получит яркое впечатление и это впечатление осознает, осмыслит. Затем рассмотрит в целом (как «устроено»). Затем начнет вглядываться в мельчайшие детали… Далее, как бы отступив на шаг, посмотрит уже отстранено, издали: как вписывается этот удивительный предмет в окружающее (и может, пойдет самооценка: почему он мне нужен, дорог, почему так понравился).

Единственное, чего нельзя делать, - пересказывать содержание стихотворения. Нужно хорошо понимать, что анализ – это не пересказ, это рассмотрение, изучение, исследование. Познакомить с содержанием стихотворения можно с помощью цитирования.

Цитата должна предварять ваши рассуждения, чтобы читатель понимал, какие именно строки вы анализируете, чем любуетесь или восхищаетесь. Рассуждение без цитаты, размышление над строчками, которые не прозвучали в сочинении, - это рассуждение впустую, ведь перед вашим читателем совсем не обязательно лежит раскрытая книга. Анализ поэтического текста лучше даже начать с цитаты, чтобы сразу ощутить атмосферу стихотворения.

 

Стремитесь всегда сохранять в вашей работе настроение того стихотворения, о котором идет речь, а для этого подбирайте соответствующую лексику: торжественную, нежную, задорную, доверительную, суровую – в зависимости от темы, настроения самого стихотворения.

Главное - помнить то, о чем замечательно сказал С.Я. Маршак в своей статье «Об одном стихотворении»: «Произведение искусства не поддается скальпелем анатомы. Рассеченное на части, оно превращается в безжизненную и бесцветную ткань. Для того чтобы понять, «что внутри», как выражаются дети, нет никакой необходимости нарушать цельность художественного произведения. Надо только поглубже вглядеться в него, не давая воли рукам.

Чем пристальнее будет ваш взгляд, тем вернее уловите и смысл, и поэтическую прелесть стихов…»

Итак, при анализе поэтического текста важно помнить, что наличие метафор, сравнений, эпитетов и т.д. – не главное. Главное – уловить живую авторскую мысль, настроение стихотворения и осторожно, бережно, чтобы не разрушить впечатление, постараться передать все это в своей речи…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Добавить комментарий


Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте

Подписаться на новости школы