ПЛАН АНАЛИЗА ДРАМАТИЧЕСКОГО

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

 

 

 

1. Время создания и публикации пьесы.

2. Место, занимаемое в творчестве драматурга.

3. Тема пьесы и отражение в ней определенного жизненного материала.

4. Действующие лица и их группировка.

5. Конфликт драматического произведения, его своеобразие, степень новизны и остроты, его углубление.

6. Развитие драматического действия и его фазы. Экспозиция, завязка, перипетии, кульминация, развязка.

7. Композиция пьесы. Роль и значение каждого акта.

8. Драматические характеры и их связь с действием.

9. Речевая характеристика персонажей. Связь характера и слова.

10. Роль диалогов и монологов в пьесе.

11. Выявление авторской позиции. Роль ремарок в драме.

12. Жанровое и видимое своеобразие пьесы. Соответствие жанра авторским пристрастиям и предпочтениям.

 

План рецензии на книгу

(фильм, спектакль)

1. Библиографическое описание (автор, название, все выходные данные).

2. Краткая характеристика творчества писателя (в связи с данным произведением).

3. Творческий замысел автора книги (если об этом говорил сам автор).

4. Смысл названия (всегда есть, надо искать).

5. Краткая информация о содержании (не более одного абзаца).

6. Критическая оценка произведения (искать, за что похвалить; с этого начинать давать критическую оценку).

7. Актуальность проблематики.

8. Особенности сюжета и композиции.

9. Мастерство автора в изображении характеров героев.

10. Индивидуальный стиль писателя, особенности языка.

11. Искусство иллюстратора.

12. Основная мысль рецензии. Если рецензия пишется на кинофильм или спектакль, в основе которых лежит литературное произведение, то необходимо написать, кто автор сценария, кто поставил фильм или спектакль, сравнить режиссерский замысел с литературным произведением, отметить актеров.

 

 

Анализ эпизода

 

Умение анализировать эпизод необходимо при любой работе над художественным произведением, при устном ответе, в сочинении и т.д. Но анализ эпизода – это еще и вид школьного сочинения, который можно отнести к одному из самых трудных.

Необходимо:

· установить границы эпизода;

· определить основное содержание эпизода и то, какие персонажи в нем участвуют;

· проследить смену настроений, чувств героев, авторскую мотивировку их поступков;

· рассмотреть композиционные особенности эпизода, его сюжет;

· проследить логику развития авторской мысли;

· отметить художественные средства, которые создают в этом эпизоде его эмоциональную атмосферу;

· показать роль этого эпизода в произведении, то, как он сцеплен с другими эпизодами; показать его роль в раскрытии авторского замысла.

Последняя из перечисленных задач является самой главной, так как при анализе эпизода нам важно показать, как общий идейный замысел всего произведения в целом отражается в каждой его части.

Главная опасность – замена анализа (анализ - это метод исследования, состоящий в расчленении целого на составные элементы) пересказом эпизода!

Анализ эпизода – это сочинение-рассуждение, требующее особого внимания к тексту произведения. Тема такого сочинения иногда начинается со слова «роль»: «Роль первого сна Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», «Роль диалогов-споров в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Но тема, естественно, может быть сформулирована по-другому. Для полного и достаточного раскрытия такой темы важно увидеть, что ее формулировка требует анализа одного или нескольких эпизодов произведения.

Следовательно, анализ эпизода в литературном произведении предполагает внимание к деталям, осмысление их роли, значения для образа в целом. Чем зорче взгляд исследователя, тем лучше – и в науке, и в искусстве. Но любой анализ предполагает обязательно и синтез – то, во имя чего этот анализ делается: обобщения, выводы, сделанные на основе наблюдений.

 

АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

 

 

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ

 

1. Впечатления от стихотворения и все, что связано с первоначальным восприятием: тема, идея стихотворения, образы; настроение, картины, возникающие в воображении при его чтении; ассоциации; как хотелось бы прочитать это стихотворение (вслух, про себя, с какой интонацией).

2. Взгляд на стихотворение в целом: композиционные особенности (характер строфы, наличие анафоры (анафора – одинаковое начало поэтических строк:

Там рано жизнь тяжка бывает от людей

Там за утехами несется укоризна,

Там стонет человек от рабства и цепей!..), рефренами (рефрен – повтор одинаковых строк в стихотворении (стихотворение Н.А. Некрасова «Зеленый шум») и т.д.); движение поэтической мысли в стихотворении (логика развития поэтической мысли от начала стихотворения к финалу – построфный анализ); особенности синтаксиса, лексика стихотворения и ее особенности.

3. Рассмотрим стихотворение внимательнее: ритм стихотворения (размер и рифма, их связь с замыслом автора, с темой стихотворения); звукопись, средства художественной выразительности, их самобытность, оригинальность; цветовое решение стихотворения.

4. Включение стихотворения в биографический контекст: характер лирического героя (если в стихотворении есть лирический герой); личность автора: как отразилась, раскрылась она в стихотворении (в ситуации, изображенной в стихотворении, в характере лирического героя и т.д.); место стихотворения в творчестве автора (время и история его создания, цикл, в который оно, возможно, входит; как перекликается это стихотворение с другими стихотворениями того же автора на ту же тему – сходство, различие).

5. Можно дополнить план сочинения еще одним пунктом: включить стихотворение в контекст русской лирики на ту же тему, показать общее и отличное.

Наш план – минимум, как видим, оказался довольно пространным. О стихотворении, даже если оно небольшое по объему, можно многое рассказать. Это план не обязательно соблюдать в точности и в той последовательности, в какой он здесь изложен. Как выстроить композицию своего сочинения и о чем именно в нем писать, вам подскажут особенности стихотворения, о котором вы будете писать, ведь каждое стихотворение сугубо индивидуально.

Главное: любые наблюдения над стихотворением – все равно над чем именно – нам важны не сами по себе. Любой анализ предполагает синтез. Другими словами: что бы мы ни отметили в стихотворении, нам всегда важно рассказать о роли этого чего-то в стихотворении в целом. Например, если мы анализируем размер, нам важно сказать, что вносит этот размер в звучание стихотворения, что поэт передает с помощью ассонанса (ассонанс-1. неточная, неполная рифма; 2. концентрированное повторение в стихотворении гласных звуков), почему, допустим, поэт соединяет в стихотворении высокий и разговорный стили и т.д.

Логику анализа поэтического текста можно представить и образно. Вот перед вами прекрасная вещь, которой хочется любоваться (а стихотворение истинного поэта – всегда шедевр).

Как естественно поведет себя человек, столкнувшись с чем-то, что его восхищает? Сначала он получит яркое впечатление и это впечатление осознает, осмыслит. Затем рассмотрит в целом (как «устроено»). Затем начнет вглядываться в мельчайшие детали… Далее, как бы отступив на шаг, посмотрит уже отстранено, издали: как вписывается этот удивительный предмет в окружающее (и может, пойдет самооценка: почему он мне нужен, дорог, почему так понравился).

Единственное, чего нельзя делать, - пересказывать содержание стихотворения. Нужно хорошо понимать, что анализ – это не пересказ, это рассмотрение, изучение, исследование. Познакомить с содержанием стихотворения можно с помощью цитирования.

Цитата должна предварять ваши рассуждения, чтобы читатель понимал, какие именно строки вы анализируете, чем любуетесь или восхищаетесь. Рассуждение без цитаты, размышление над строчками, которые не прозвучали в сочинении, - это рассуждение впустую, ведь перед вашим читателем совсем не обязательно лежит раскрытая книга. Анализ поэтического текста лучше даже начать с цитаты, чтобы сразу ощутить атмосферу стихотворения.

 

Стремитесь всегда сохранять в вашей работе настроение того стихотворения, о котором идет речь, а для этого подбирайте соответствующую лексику: торжественную, нежную, задорную, доверительную, суровую – в зависимости от темы, настроения самого стихотворения.

Главное - помнить то, о чем замечательно сказал С.Я. Маршак в своей статье «Об одном стихотворении»: «Произведение искусства не поддается скальпелем анатомы. Рассеченное на части, оно превращается в безжизненную и бесцветную ткань. Для того чтобы понять, «что внутри», как выражаются дети, нет никакой необходимости нарушать цельность художественного произведения. Надо только поглубже вглядеться в него, не давая воли рукам.

Чем пристальнее будет ваш взгляд, тем вернее уловите и смысл, и поэтическую прелесть стихов…»

Итак, при анализе поэтического текста важно помнить, что наличие метафор, сравнений, эпитетов и т.д. – не главное. Главное – уловить живую авторскую мысль, настроение стихотворения и осторожно, бережно, чтобы не разрушить впечатление, постараться передать все это в своей речи…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условная схема сопоставления героев произведения

- Особенности портретной характеристики: как героя характеризует внешность, одежда и т.д.;

- Происхождение;

- История семьи, родовые и индивидуальные признаки;

- Особенности характера, привычки;

- Выразительные детали;

- Образованность, род знаний;

- Речевая характеристика;

- Способность к внутреннему диалогу, самоанализу;

- Отношение героя к людям;

- Отношение окружающих к герою;

- Как проявляет себя герой в ситуации выбора;

- Как изменяется герой на протяжении произведения.

 

 

Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте

Подписаться на новости школы