ШМАНКЕВИЧ Татьяна Юрьевна – кандидат социологических наук, заместитель директора Центра социологических и интернет-исследований Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия (Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.).
Аннотация. В статье рассмотрена эволюция школьного экстерната в России как отражение истории гражданского образования, диалога гражданина с государством. Описывается, как экстернат из компенсаторной практики для непривилегированных слоев населения превращается в альтернативную образовательную стратегию, основанную на самообразовании, развитии критичности мышления и росте гражданской активности. Анализируется трансформация школьного экстерната в советский период в рамках образования взрослых. Отдельно рассматривается феномен “детского” школьного экстерната. Особое внимание уделяется его эволюции в постсоветские годы.
Ключевые слова: гражданское образование • школьный экстернат • экстерны • социальный заказ на экстернат
Альтернативой классической классно-урочной форме могут выступать заочное, вечернее, дистанционное, домашнее обучение, школьный экстернат. Задача статьи – проанализировать этапы становления школьного экстерната в России как отражение эволюции гражданского образования, отражение диалога гражданина с государством. Статья написана по результатам исследования “Школьный экстернат в Санкт-Петербурге (2008–2015 гг.)”, в ходе которого изучены государственные документы об экстернат-образовании, письма и видеопослания выпускников экстернат-школ, материалы СМИ, школьных сайтов и тематических групп в социальных сетях. Важнейшей частью полевого проекта стали 16 неформализованных интервью с руководителями экстернат-школ, преподавателями, учащимися и их родителями1.
Появление школьного экстерната как следствие формирования гражданского образования. Под школьным экстернатом (от лат. “externus” – посторонний) понимается самостоятельная (часто ускоренная) форма получения лицом (экстерном) образования вне учебного заведения с установленным порядком сдачи экзаменов по программе курса данного учебного заведения. Важнейшим условием для появления экстерната выступает формирование гражданского образования. В России это началось с XVIII в. Первые государственные школы открываются в ходе петровских преобразований2 с целью подготовки граждан для службы в государственных учреждениях, армии, флоте, промышленности и торговле. С учетом исторической эпохи используется и термин “гражданское образование” как образование, поддерживаемое государством.
1 С наиболее важными информантами работа велась на протяжении всего проекта. Особая благодарность за помощь в исследовании директору ЧОУ “Школа Экспресс” (Санкт-Петербург) О.Д. Владимирской.
2 Профессиональные (Школа Математических и Навигацких наук, Инженерная и Артиллерийская школы) и начальные цифирные школы.
С созданием государственной школьной подготовки стало возможно самостоятельно пройти курс и сдать экзамены по программе учебного заведения. Для принятия такого решения будущему экстерну необходимо было осознать себя как индивидуальность, личность. Таких понятий в допетровской России не существовало, поскольку человек трактовался исключительно в религиозном, а не социальном смысле. Поэтому параллельно с появлением гражданского образования важно отметить становление гуманистической литературы, прогрессивной философской общественной мысли, в том числе возникновение понятия патриотизма, согласно которому государь, как и все его подданные, должен служить не богу, а отечеству. В интересах петровских преобразований переосмыслена древнерусская концепция “лучших людей в обществе”. В трудах видных представителей общественно-политической мысли той эпохи Ф. Прокоповича, В.Н. Татищева, И.Т. Посошкова “лучшие люди” получали характеристику как самые прогрессивные, передовые.
Идея формирования прогрессивной личности подразумевала особое внимание к такой сфере общества как образование и воспитание будущих граждан. Наметившаяся тенденция усилилась во второй половине XVIII в., народное образование объявляется государственной задачей. К острой государственной нужде в профессионально подготовленных специалистах добавилось изменение личностного отношения к образованию. Если до этого главная цель образования сводилась к пользе государства, к тому чтобы подготовить человека для “государевой службы”, то теперь в центр внимания попадает сам человек, его интеллектуальное, культурное, нравственное развитие [История, 2000: 8]. Среди идеологов российского Просвещения Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, М.В. Ломоносов, связавшие идею образования с духовно-нравственным совершенствованием личности и активной гражданской позицией. Меняется интерпретация понятия “быть гражданином”, а вместе с ним и понимание гражданского образования. Гражданская позиция начинает рассматриваться не как слепое служение государству, но как критическое отношение к нему во имя блага своего народа и своей родины. В такой атмосфере оформляется идея школьного экстерната как идея выбора альтернативной образовательной траектории активной личностью, гражданином, осознающим значение образования для своей дальнейшей судьбы и для судьбы своего государства.
От компенсаторной практики к альтернативной образовательной стратегии и гражданскому протесту. Первые сведения о распространении школьного экстерната в России относятся к началу XIX в., ко времени создания единой школы, “все ступени которой не только представляли естественное продолжение предыдущей, но и находились в идейно педагогической связи между собою” [Чехов, 1923: 21]. В рамках образовательной реформы были законодательно оформлены условия для последовательной сдачи экзаменов по программе каждой ступени, в том числе для сдачи экзаменов экстерном. Первыми школьными экстернами стали жители тех мест, где не хватало школ, представители непривилегированных слоев населения, не имевшие возможности для учебы в стенах образовательного заведения, но которым хватило понимания важности образования для будущей жизни и решимости выстраивать свой собственный образовательный сценарий.
Возврат к сословной образовательной схеме во второй четверти XIX в. привел к крушению единой школы, что нанесло ощутимый удар по народному образованию, в т.ч. по экстернату. Со второй половины XIX в. картина снова меняется. Реформы 1860-х гг. дали новый импульс развитию школы. В гимназии принимают детей из всех сословий. Самым распространенным типом начального учебного заведения становится земская школа. По инициативе крестьян и на их средства были открыты тысячи крестьянских школ грамоты. Важным этапом в развитии гражданского образования называют появление воскресных школ, учителя которых стремились “дать учащимся – взрослым и подросткам – не только элементы грамотности и математики, но и первоначальное общее развитие” и вместе с ним первые навыки критического мышления [Чехов, 1923: 33–34].
По мере того, как образование становилось более доступным, необходимость в экстернате не отпадала. На смену просветительским идеям приходила революционно-демократическая идеология, объединившая задачи образования и самообразования человека с развитием гражданской культуры. Экстернат начинают практиковать весьма обеспеченные люди, занимающиеся самообразованием либо получающие домашнее обучение. Из компенсаторной образовательной практики для непривилегированных слоев населения школьный экстернат трансформировался в образовательную стратегию, основанную на самообразовании личности, развитии критичности мышления, росте гражданской активности.
Наступившая после убийства Александра II в 1881 г. реакция сразу же отразилась на государственной политике в области просвещения. Гимназии возвращались к средневековым методам обучения, механическому заучиванию и зубрежке, к подавлению самостоятельности мысли, усилению наблюдения за учениками в стенах гимназии и вне ее, к поощрению доносов и наушничества. Особое внимание уделялось процедуре экзаменов, которые должны были отсеять неугодные элементы, неблагонадежные в политическом отношении. Оформилась “особая категория учащихся, т. н. лица домашнего воспитания и “посторонние”, куда попадали все “неугодные, неблагонадежные элементы””, исключенные из среднеучебных заведений, прежде всего, по политическим соображениям [Ганелин, 1950: 262].
Под влиянием происходящих перемен неизбежно менялся состав экстернов. Помимо “исключенных”, выбор в пользу школьного экстерната добровольно делали молодые люди из дворянского сословия и разночинцев, не желающие мириться с существующими порядками и отличающиеся широтой взглядов и критическим отношением к государству. С этого времени можно говорить о выборе экстерната в качестве альтернативы казенной косной системе обучения как о гражданской протестной позиции. Эволюционное развитие экстерната прерывается революционными событиями 1917 г., разрушившими вместе со “старым миром” прежние ценности и прежнюю схему образования.
Школьный экстернат как форма образования взрослых. После 1917 г. единым официальным определением для всех типов общеобразовательных учреждений первой и второй ступени стало название “единая трудовая школа”. В целях воспитания обучение соединялось с производительным трудом. Гражданское образование вновь сводится к подготовке кадров, обязанных своим трудом приносить пользу социалистическому государству. В соответствии с новыми задачами идея школьного экстерната получает интерпретацию как организация обучения граждан без отрыва от производства. В 1920-е гг. в зависимости от потребностей отдельных отраслей производства создавались разного типа школы: школы грамоты, школы сельской молодежи, школы рабочих подростков. Школы при производстве содержались, главным образом, на средства, получаемые от хозяйственных органов и других заинтересованных учреждений, от местных исполнительных комитетов из губернского и уездного бюджета [Положение..., 1925].
К середине 30-х гг. ХХ в. усиление репрессивного характера советского государства отразилось на образовательной политике. Выбор был сделан в пользу унификации школьной системы, в рамках которой экстернат из персонального гражданского выбора окончательно переформатировался в коллективное следование линии коммунистической партии и советского государства. Официально школьный экстернат был введен в СССР в 1935 г. Формально он декларировался как одна из форм получения восьмилетнего и общего среднего образования, фактически сводился к разновидности заочного образования для “работающей молодежи и взрослых”. Особо подчеркивалось, что к сдаче экзаменов за курс восьмилетней школы допускались лица не моложе 16 лет, средней школы – не моложе 18 лет [Вечерняя школа, 1973: 396– 402]. Советскому государству требовались грамотные специалисты, поэтому предприятия и учреждения законом обязывались способствовать обучению своих рабочих и служащих, предоставлять экстернам дополнительный отпуск с сохранением зарплаты.
Очередные изменения приходятся на годы Великой Отечественной войны, когда была создана сеть общеобразовательных школ для обучения подростков, работающих на предприятиях и в учреждениях и готовых без отрыва от работы продолжать своё образование. Школы в эти годы работали в составе 5–7 и 5–10 классов. В апреле 1944 г. данным школам было присвоено название “Школа рабочей молодёжи” (ШРМ), измененное в 1958 г. на “вечерние (сменные) средние общеобразовательные школы”. Как правило, вечерние школы были укомплектованы 9–11 классами. Но для тех, кто в свое время не получил неполное среднее образование, создавались соответствующие классы восьмилетней школы. Сохранились типы школ при предприятиях (“школы (или классы) мастеров”), учебные комбинаты на селе, где помимо общего образования основной упор делался на повышение профессиональной квалификации учащихся и на обучение новым профессиям [Туркина, 1975]. Потребность в подобных школах сохранялась вплоть до 1990-х гг.
Все советские годы экстернат развивался преимущественно в русле образования взрослых, позволяя компенсировать недостаточный уровень образования и квалификации работников дополнительным обучением без отрыва от производства. По аналогии с петровским временем можно говорить о превращении экстерната в новую “учебную повинность” на благо государству, базирующуюся на отношениях побуждения и принуждения [Басов, 2012: 76]. Исследователи отмечают богатое педагогическое наследие, оставленное вечерними школами, применяющими на практике принципы образования взрослых, подразумевающие уважение к личности учащегося, учет его индивидуального жизненного опыта [Онушкин, Огарев, 1995: 29].
Феномен “детского” экстерната. Альтернативный потенциал школьного экстерната в советские годы проявился, главным образом, в прецеденте “детского” экстерната, позволяющего наиболее одаренным детям завершать школьное образование раньше сверстников. Это были редкие исключения из общего правила, нестандартные образовательные сюжеты. Решение по каждому случаю принималось отдельно, родителям будущего экстерна предстояло преодолеть немало бюрократических препятствий, чтобы получить особое распоряжение главы районо. Учебные учреждения, имеющие право принять экзамены экстерном, назначались специальным постановлением областного (краевого) отдела образования или министерством просвещения народного образования автономной (союзной) республики. В подобных условиях родительскую инициативу организовать для своего ребенка переход на экстернат можно рассматривать как гражданскую инициативу по аналогии с выбором альтернативных образовательных сценариев во второй половине XIX в.
Качественные изменения в экстернате начинают происходить с середины 80-х гг. вместе с перестройкой (1985–1991) во всей стране. Гарантия гражданских свобод предполагала и легитимацию свободы выбора форм обучения. Школьному экстернату возвращалась его первоначальная правовая сущность – право персонального выбора гражданами формы получения образования. Для всех, кто по разным причинам не вписывался в традиционную образовательную схему, открывалась возможность ускорить свое обучение в общеобразовательной школе или закончить школу, не посещая уроки. Новый порядок был уточнен и закреплен законом “Об образовании” в 1991 г. Но легитимация школьного экстерната не означала его превращения в массовую форму получения образования. По-прежнему преобладающей оставалась классно-урочная школа. Но если кто-то в силу разных причин чувствовал себя в этой школе некомфортно, у него появилось право выбрать нечто другое. Существенно упростилась процедура перехода учащегося на экстернат, достаточно стало написать заявление от родителей ученика на имя директора школы.
Правом выбора “иного” образовательного сценария закон 1991 г. наделил и учебные учреждения. В первую очередь воспользовались этим правом не дневные общеобразовательные школы, а вечерне-сменные, что объясняется как особенностью развития советского образования, преемственностью школьного экстерната школам рабочей молодежи, так и конгруэнтностью идеи экстерната концепции образования взрослых [Шманкевич, 2011: 352]. В новых условиях вечерние школы не превратились лишь в отголосок советского прошлого. Многие новации, гибкие и интенсивные формы обучения, к которым только подступалась массовая общеобразовательная школа, давно были в практике “вечерки”. Закономерно, что вечерние школы первыми проявили мобильность и в плане развития на своей базе школьного экстерната, открыв свои двери как взрослым учащимся, так и детям.
Дневные общеобразовательные школы к освоению нового направления оказались готовы меньше. Проблема не ограничивалась нежеланием школьной администрации использовать непривычную форму обучения. В школьном экстернате видели потакание подростковой асоциальности. Часто причиной перехода от дневного обучения к экстернату служил школьный конфликт, разрешить который в “старых” стенах было практически невозможно. За желающими перейти на экстернат (не только за учеником, но и за его родителями) тут же закреплялась репутация “трудных, скандальных клиентов”, и директора “чужих” школ не торопились взять на себя подобную ношу. Как новая гражданская практика школьный экстернат у многих вызывал боязнь и недоверие и почти сразу был заклеймен как “рыночный”.
Формирование рынка образовательных экстернат-услуг. При подобном отношении школьный экстернат рисковал остаться преимущественно сферой образования взрослых. Повернуть ситуацию в сторону формирования целостной образовательной схемы удается с появлением частных экстернат-школ3, как правило, являющихся воплощением авторских проектов, требующих гражданской смелости. Первые частные экстернат-школы были открыты в Москве и Санкт-Петербурге, где более полно представлена их целевая аудитория: ученики, мотивированные на новый образовательный сценарий, и родители, готовые и способные этот сценарий оплачивать. Постепенно в эту сеть включались другие города. Школьный экстернат привлекал рекламой методического сопровождения каждого учащегося, акцентом на самообразовании и грамотном распределении собственного времени, которые обеспечат успешность образовательных целей экстернов и после получении аттестата о среднем образовании. В доказательство на сайтах школ размещали отзывы бывших экстернов, утверждающих, что, в отличие от выпускников обычной школы, они были избавлены от трудностей адаптации после поступлении в вуз.
Устойчивость социального заказа на экстернат подтвердилась деятельностью частных экстернат-школ в течение кризиса конца 1990-х. Зафиксированное в это время некоторое уменьшение количества экстернов эксперты объясняли не столько падением платежеспособности клиентов, сколько демографическим кризисом. В результате первоначальное отторжение правил “рынка” заменяется их осмыслением и постепенным принятием. Успехами экстернат обязан и продуктивному диалогу с государством, закрепившим практическое новаторство этих лет новаторством законодательным. С 2000 г. все общеобразовательные школы, прошедшие государственную аккредитацию, получили право внести в школьный устав пункт об экстернате [Приказ, 2000]. Рынок образовательных экстернат-услуг больше не ограничивался сферой вечерне-сменных школ и частного сектора.
Изменение социального состава экстернов. В первые годы ХХI в. школьный экс- тернат в основном представлен старшеклассниками, желающими быстрее закончить школу и выбирающими экстернат сознательно. По словам директора одной из экстернат-школ г. Санкт-Петербурга, решение о выборе экстерната чаще принимали не родители, а сами подростки, мотивированные определенным желанием, например, поступить в институт, чтобы избежать призыва в армию, либо просто стремлением к большей самостоятельности. Отношение родителей к экстернату менялось не так быстро, главным образом, из-за предубеждения, что экстернат – это не столько способ получения образования, сколько средство приобретения аттестата.
3 Одно из проявлений “бума” частных школ, последовавшего за принятием Закона об образовании 1991 г. [Альтернативное образование..., 2007].
Примерно к 2005 г. отмечен качественный сдвиг в родительском восприятии экстерната. Школьный экстернат перестает рассматриваться только как компенсаторная мера для неуспевающих. Формируется новый тип “клиентской семьи”, выбирающей экстернат не как палочку-выручалочку из сложной ситуации, а как оптимальную форму обучения. Появляются первые “династии”: вслед за старшими детьми, закончившими школу-экстернат, в эту же школу родители приводят младших. На экстернат переходит все больше талантливых учеников, а лучшей рекламой служат успешные образовательные карьеры выпускников. Как следствие, в экстернат-школу начинают приходить по рекомендации тех, кто раньше эту школу закончил. В такой преемственности можно увидеть признаки формирования новой молодежной солидарности, в основе которой образовательные стратегии, нацеленные на достижение индивидуального успеха.
В расширяющемся контингенте экстерната по мотивационному признаку удалось выделить 14 групп. 1. “Конфликтные” дети, не нашедшие понимания в прежних школах. 2. Физически ослабленные, спасающиеся от изматывающей школьной нагрузки, в том числе, дети-инвалиды. 3. Сильные ученики, которым скучна школьная программа. 4. Стар-шеклассники, нацеленные на поступление в конкретный вуз и желающие сконцентрировать свои усилия на определенном блоке предметов. 5. Учащиеся, получающие не только общее, но и серьезное дополнительное образование, имеющие профессионально мотивированные цели (спортсмены, музыканты, художники, фотомодели, для которых сложно принять традиционный алгоритм школьной жизни). 6. Юноши, стремящиеся пораньше закончить школу и поступить в вуз, чтобы избежать призыва в армию. 7. Учащиеся, мотивированные на занятие бизнесом еще до окончания школы. 8. “Хронические троечники” и те, кто “забил” на учебу, для них экстернат – шанс мобилизоваться и получить аттестат. 9. Учащиеся младших классов, родители которых были не готовы отдать своих детей в массовую школу. 10. Учащиеся из “глубинки”, желающие получить образование в губернских или столичных городах. 11. Дети иностранцев, с трудом адаптирующиеся к российской школе. 12. Учащиеся, недавно приехавшие из ближнего зарубежья или других регионов России, которым сложно адаптироваться в массовой школе.13. Российские дети, выехавшие с родителями за границу, но не желающие там получать школьное образование, либо российские дети, вернувшиеся в Россию после длительного обучения в зарубежной школе и не сумевшие приспособиться к изменившимся условиям. 14. Взрослые, в силу разных обстоятельств не получившие в свое время школьный аттестат.
Снижение возрастных рамок школьного экстерната (вплоть до учащихся начальной школ) привело к размыванию границы между школьным экстернатом и семейным обучением. В качестве способа решения этой проблемы “сверху” существующие Положения о школьном экстернате и о семейном образовании были отменены под предлогом, что их нужно доработать. Положение об экстернате было доработано и принято в 2000 г. Нового Положения о получении образования в семье не вышло. Возникла амбивалентная ситуация, когда по Закону об образовании 1991 г. получение образования в семье считалось легитимным, но юридического сопровождения для этой формы обучения в виде специального Положения не существовало. Поэтому в школьных документах тех лет форма “семейное обучение” нередко подменялась экстернатом, что влекло за собой методологические трудности.
Школьный экстернат и в прежние годы не был однороден. Он различался по социальному составу, по мотивированию выбора этой формы обучения, по способностям учащихся к обучению (главным образом, к самообразованию), по индивидуальному предшествующему школьному опыту. Но это, как правило, была определенная возрастная группа, на которую и было ориентировано методическое сопровождение экстернов. С появлением в экстернат-школе учащихся младших классов стало понятно, что этих детей надо сначала подготовить, прежде чем использовать для них такой способ освоения школьной программы. Однако экстернат основывается на принципах самообразования, а дополнения, касающиеся домашнего образования, было сложно включить в школьный Устав, так как соответствующего Положения не существовало.
Дискуссии по поводу школьного экстерната. В образовательном постсоветском пространстве возник новый опыт, который насторожил многих. Против экстерната энергично выступили психологи, рекомендующие не переоценивать степень готовности ребенка заниматься самостоятельно. Школьный экстернат критиковался за образовательные темпы, приучающие ребенка к цейтноту и к роли “вечно догоняющего”, за интенсивный подход к обучению, оказывающий огромное давление на еще не окрепшую нервную систему подростка, за превращение юных экстернов в заложников родительских амбиций и обладателей “комплекса вундеркинда”. Осуждению подвергалась правовая и финансовая непрозрачность школьного экстерната, что служило основанием для целого ряда “теневых” практик: от подмены самообразования вынужденным репетиторством до закамуфлированной торговли школьными аттестатами.
Научные и околонаучные дискуссии о школьном экстернате, помноженные на слухи, привели к тому, что при разработке нового закона “Об образовании” особо обсуждался вопрос: быть в дальнейшем форме обучения “экстернат” или нет. Обсуждение новой редакции Закона об образовании шло по разным каналам, в том числе в Общественной палате, где решался вопрос, как согласовать иерархические принципы управления общеобразовательной школой и правила потребительского рынка. Конструктивного профессионального разговора, позволившего проанализировать и успехи, и трудности экстерната, не получилось [Шманкевич, 2014]. Основное время дискуссии заняла эмоциональная критика существующей образовательной схемы со стороны представителей семейных школ. Из интервью участника дискуссии: “Родители, принявшие на себя роль директоров семейных школ, эмоционально рассуждали о праве ребенка на гармоничное развитие, с уничтожающей критикой нападая на существующую образовательную систему. Но это ведь утопизм! Не надо забывать, что ты живешь в государстве, где есть правило, согласно которому все должны получить образование определенного формата. И совершенно логично, что есть какая-то проверка в конце этого формата. И это нужно принять, правила нужно соблюдать, а не пытаться их обойти, обмануть” (директор школы, женщина, 66 лет).
Экстернат как идея. Закон “Об образовании в РФ” [Федеральный закон, 2012], вступивший в силу с 01.09.2013 г., сохранил экстернат как идею, но не как учебную форму. Количество легальных форм обучения по закону сведено к двум. Как утверждают законодатели, произошла смена образовательной парадигмы и понятийного аппарата. Если раньше под формами обучения подразумевались дневное, вечернее, очное, заочное, экстернат, домашнее и пр., теперь в качестве таковых называются или обучение в рамках образовательного учреждения, у которого есть лицензия, или обучение вне его. Понятие “экстерн” сохранено. Если индивидуальный выбор делается в пользу получения образования вне учебного учреждения, ребенок имеет право сдать экзамены экстерном и получить аттестат.
Прописанная в новом законе форма аттестации экстерном формально ничем не отличается от экстерната как формы обучения по старому закону. И прежде взаимоотношения учащихся и образовательного учреждения сводились к аттестации. Все, что выходило за рамки аттестации, школами проводилось как платные образовательные услуги. По новому закону каждый экстерн, как и прежде, имеет право получать бесплатные консультации (два часа по любому предмету перед каждым экзаменом), брать учебную литературу в школьной библиотеке, посещать лабораторные и практические занятия, принимать участие в олимпиадах, конкурсах и централизованном тестировании. Каждые полгода экстерн должен сдавать промежуточные экзамены, не более двенадцати в год. Подчеркивается, что экстерн имеет право прийти в школу и совершенно бесплатно сдать экзамены, чтобы получить школьный аттестат. Но, по замечанию эксперта, проблема в том, “что просто так этого ребенка никто не возьмет. Потому что кому он нужен-то? У него все равно знания не заточены на таком уровне, на котором они должны быть” (методист бывшей экстернат-школы, женщина, 49 лет).
Учащемуся, выбравшему обучение вне образовательного учреждения, необходимо грамотное методологическое сопровождение. За два десятилетия экстернат-школы накопили в этом направлении определенный опыт. После вступления в силу нового закона об образовании остаться на образовательном рынке смогли школы, не только вовремя прошедшие лицензирование, но и заранее добавившие в свои школьные уставы помимо экстернат-образования другие формы обучения. Теперь эти школы могут позиционировать себя как обычные общеобразовательные учреждения, использующие индивидуальные формы работы и составляющие суть экстерната. В особо сложном положении оказались “малогабаритные” частные школы, специализирующиеся на экстернат-услугах и арендующие, как правило, небольшие помещения. На потребительском рынке эти школы по-прежнему востребованы, но не всем удалось вписаться в правила нового образовательного стандарта, который, по закону, должен быть не просто выполненным, но выполненным “при условии выполнения условий”. То есть если проверка покажет, что все учебные программы пройдены в полном объеме, учащиеся успешно сдали экзамены, но спортивного зала или столовой в школе нет, – условия не соблюдены, стандарт считать выполненным нельзя. Безвыходность положения провоцирует на заключение фиктивных договоров с фитнес-центрами, которые якобы предоставляют помещение для уроков физкультуры, с различными столовыми и кафе, которые школу “как бы кормят” и т.п.
Ситуация для школ не стабильная и не комфортная. Но, несмотря на сложности и на то, что по закону школьного экстерната “как бы нет”, социальный заказ на экстернат-образование не отменяется. Более того, география этого заказа расширяется. Так, только в одной школе Санкт-Петербурга экстернат-образование получают ребята, которые вместе с родителями живут в Шри-Ланке, Таиланде, Турции, Швейцарии, Канаде, в Америке, Испании. Расширяется и российская география потребителей экстерната. В этих условиях важнейшим информационным каналом, позволяющим ориентировать в образовательном рынке экстернат-услуг, становится виртуальное пространство. Онлайн экстернат по-прежнему есть. И есть он, в первую очередь, даже не на школьных сайтах, которые тоже должны соответствовать букве Устава, а в социальных сетях. Именно “сетевое радио”, свободное от бюрократического контроля, называет вещи своими именами и ориентирует потенциальных потребителей в рынке экстернат-услуг. Из интервью: “Мы в школе даже специалиста взяли, который за эти сайты отвечает, они как-то организуют работу в группах. В результате, многие приходят, они даже нашего сайта не видели, в социальных сетях с кем-то связались, что-то увидели. Информация о нас есть в Вконтакте, Фэйсбуке, Твитере. И в итоге, к нам обращается даже больше народа, чем мы можем взять” (директор школы, женщина, 61 год). Сейчас сложно ответить на вопрос, насколько будет устойчивым этот успех, происходящий вопреки, а не благодаря официальной политике.
Заключение. Национальная программа гражданского образования отмечает многогранность этого понятия, включающего в себя в том числе “формирование современного инновационного конкурентоспособного сознания, укрепление стремления к труду, творческому созиданию, обретению сознательности, ответственности и чувства человеческого достоинства” [Национальная программа...]. На развитие этих же качеств нацелен школьный экстернат, что дает основание для рассмотрения его в качестве значимой составляющей государственной концепции гражданского образования. Закономерно, что успехи в развитии школьного экстерната, позволившие говорить о формировании целостной образовательной схемы, стали результатом взаимодействия гражданских и государственных законодательных инициатив.
Осмысления требовал не столько образовательный опыт, сколько опыт взаимодействия граждан с государством, накопленный к концу первого десятилетия ХХI в. Случился тот самый виток, когда количество неминуемо переходит в качество. Каким быть этому качеству, зависело от результатов диалога гражданского общества и государства. Для сохранения экстерната в рамках государственного образования нужно было доказать, что он в эту сферу вписывается. Сведение обсуждения к критике самой образовательной схемы предрешило участь школьного экстерната.
Вместо того чтобы дорабатывать финансовые аспекты проблемы, проводить четкие границы между экстернатом, семейным образованием, дистанционным и интернет-образованием, волевым решением все эти проблемы вместе с разнообразными формами обучения были отправлены в прошлое. Разработчики закона об образовании утверждают, что такой поворот не перечеркивает весь накопленный опыт, но дает ему новое концептуальное обоснование. Вот только в новой концепции выбор граждан заметно сужен. Очевидно, что в масштабах страны формальный отказ от школьного экстерната затрагивает относительно немногочисленную группу населения. Но гражданское общество возможно лишь при соблюдении равных прав для всех граждан без исключения, куда относится и право выбора форм обучения.
Какая группа граждан на пути к своему образованию оказалась без должной профессиональной методологической поддержки? Прежде всего, те, кому в силу личностных качеств или по причине биографических обстоятельств не комфортно в массовой школе с ее авторитарными порядками и традиционной классно-урочной системой. Вопреки предубеждению о поголовной социопатии экстернов, в этой неоднородной группе гораздо больше юных граждан, обладающих такими личностными качествами как активность, критичность, самодостаточность. Новый дискурс сохранил для них определение “экстерн”, но оно вызывает аллюзию к категории-стигме “посторонние”, которой в конце XIX в. обозначали бунтарей, неугодных царскому правительству и потому нежелательных в стенах государственной школы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Альтернативное образование: доступность выбора, социальная ниша для маргиналов или институт неравенства? Исследование негосударственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга: отчет по проекту. СПб.: ЦНСИ, 2007 (рукопись).
Басов С.А. Гражданское общество и гражданские отношения: поиск смысла // Социологические исследования. 2013. № 2. С. 74–82.
Вечерняя школа: справочник по вопросам очного и заочного обучения работающей молодежи и взрослых. М., 1973.
Волков В. Советская цивилизация как повседневная практика: возможности и пределы трансформации // Куда идёт Россия? Общее и особенное в современном мире. М.: Интерцентр, 1997. С. 323–333.
Ганелин Р.Ш. Очерки по истории средней школы в России // М.-Л.: Учпедгиз, 1950.
История развития образования взрослых в России // Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики / Под ред. Е.П. Тонконогой. Т. I. Кн. I. СПб.: ИОВ РАО, 2000.
Национальная программа “Гражданское образование и светское воспитание населения Российской Федерации в XXI в.”. URL: http://ikondrashin.narod.ru/rus/grobr/prog.htm (дата обращения: 07.08.2015).
Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. СПб., Воронеж, 1995.
Положение о школах рабочих подростков. 7 апреля 1925 г. URL: http://www.bestpravo.ru/sssr/eh-pravo/w8o.htm (дата обращения: 07.07.15).
Приказ Министерства Образования РФ от 23 июня 2000 г. № 1884 “Об утверждении положения о получении образования в форме экстерната”. URL: http://base.garant.ru/182
Туркина Ю.П., Комиссарова Л.Ф., Простосердов В.П. Среднее образование плюс повышение квалификации // Вечерняя средняя школа. 1975. № 4. URL: http://enc-dic.com/enc_sovet/Shkola-masterov-110229/ (дата обращения: 08.08.2015).
Федеральный закон РФ “Об образовании в Российской Федерации” № 273-ФЗ от 29.12.2012. URL: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ (дата обращения: 07.07.15).
Чехов Н.В. Типы русской школы в их историческом развитии. М.: Изд. Т-ва “Мир”, 1923. URL: http:// elib.gnpbu.ru/text/chehov_tipy-russkoy-shkoly_1923 (дата обращения: 06.06.2015).
Шманкевич Т.Ю. Школьный экстернат до и после принятия нового Закона об образовании // Сибирский учитель. 2014. № 2(93). С. 5–11.
Шманкевич Т.Ю. Школьный экстернат. Историко-социологический экскурс // Вестник СПбГУ. 2011. Серия 12. Вып. 1. С. 352–357.
источник: журнал Социологические исследования №9, 2016