§ 2 Экстернат в современной образовательной ситуации
В 90-е годы наряду с ростом интереса общества к новым формам образования наблюдаются и существенные изменения в подходах к их организации. По мере развития общества всё большее значение приобретает образование как сфера социальной жизни, создающая условия для самореализации индивида в процессе освоения им ценностей культуры [106]. Интерес к экстернату как к форме получения образования обусловлен, на наш взгляд, целым рядом факторов:
– Выводы исследований отношения взрослых к образованию в условиях кризисного социума, проведённых лабораторией социально-педагогических исследований ИОВ РАО под руководством С. Г. Вершловского, показали, что социально-экономические трудности, ухудшение условий существования оборачиваются весомым аргументом в пользу жизненной ценности образования [106]. И молодёжь и взрослые убеждаются, что без образования невозможно решить успешно проблему трудоустройства, добиться устойчивого социального положения, обеспечить для себя и своей семьи достойный уровень дохода. Образование осознаётся как необходимое условие жизненного успеха, как своеобразный капитал, обеспечивающий и выживание и конкурентоспособность на рынке труда [106]. Система образования в этих условиях получает новый импульс развития.
– Другое важное обстоятельство, побуждающее молодых людей получать образование, – наличие образовательного ценза при приёме на работу в частных фирмах и совместных предприятиях. По данным Центра социологических и политических исследований Белорусского университета (1997 г.), 57 % подростков [44] твердо ориентированы на продолжение обучения в вузе. В исследовании отмечается, что интересы большинства подростков обращены к образованию как необходимой предпосылке успешного продвижения в жизни. В целом, отмечается в исследовании, можно сделать вывод о том, что происходит изменение характера и статуса понятия «хорошее образование» в иерархии ценностей. Данная ценность становится все более инструментальной, принимая утилитарно-прагматический характер.
Несмотря на то, что система образования предлагала достаточное количество вариантов его получения, она не могла удовлетворить весь спектр возникающих потребностей. Так, вечерняя школа, предлагающая на сегодняшний день большую индивидуализацию, чем дневная, становится малопривлекательной для взрослых людей, потому что заметно «помолодела» и учиться в такой среде взрослому человеку дискомфортно. Учебный процесс в школе не способен в полной мере учитывать реальные жизненные ситуации учащихся. Он слишком растянут и имеет жесткие рамки расписания. Отсутствие социальных льгот, работа в частных предприятиях не даёт возможности взрослым посещать вечернюю школу.
По данным образовательной статистики [48] 1989-го года, образовательные учреждения не посещают 100–150 тыс. детей до 15-тилетнего возраста. Эту армию пополняют дети беженцев и вынужденных переселенцев из стран бывшего СССР, не имеющие соответствующего статуса (по разным оценкам количество таких детей колеблется в пределах 600–900 тыс.).
На этом фоне наблюдается интерес молодёжи и взрослых к ускоренным формам получения среднего образования. Так, в 1994-м году к услугам экстерната обратились более трёхсот человек, а в 1997-м — более 1500.
Учитывая то, что на современном этапе образование активно содействует социализации молодёжи и взрослых, разные образовательные учреждения ведут работу по организации новой формы экстерната. Побуждают их действовать в данном направлении прежде всего реальные потребности подростков, молодёжи и взрослых в иных, нетрадиционных формах получения образования, непохожих на привычно организованное школьное образование [1, 6, 8, 19].
После выхода "Закона об Образовании РФ", предусматривающего необходимость расширения прав и возможностей граждан на получение общего образования и предоставляющего возможность обучающемуся достичь необходимого образовательного уровня в избранной им форме обучения, в Инструкции МО № 377 от 1991 г. впервые ставится вопрос об организации экстерната для одаренных детей и регламентируется возможность ускоренного освоения ими школьного курса. Приказом Министерства образования РФ от 27.08.94 г. № 225 было принято "Примерное положение о получении общего образования в форме экстерната", где впервые продекларировано право обучающегося на выбор освоения общеобразовательной программы в форме экстерната.
Экстернат предполагает самостоятельное, в том числе и ускоренное, освоение общеобразовательных программ, по отдельным программам, предметам, классам, курсам основного, общего и среднего (полного) общего образования с последующей аттестацией в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях. Для экстерната действует единый государственный стандарт общего образования. На основании этого положения учащиеся лично или через родителей имеют право выбирать осуществляющиеся в данном учебном заведении формы обучения, определять темпы, сроки освоения обязательного и превышающего его уровня образования, избирать индивидуальную программу обучения. Индивидуальные программы и учебные планы могут вводиться для отстающих учащихся, которые при желании могут воспользоваться экстернатом для подготовки по всем или отдельным предметам.
В Санкт-Петербурге, например, для проведения экзаменов у экстернов Комитет по образованию определяет в каждом районе среднюю общеобразовательную школу. Экзамены сдаются экстернами в два срока: январь и июнь текущего года. Школы, которым поручен экстернат, организуют консультации по всем предметам за три месяца до начала экзаменов. Прием экзаменов у экстернов производится в соответствии со сметой, утвержденной РОНО. Инструкция № 8-443/25 МО РФ 1988 года расширяет права школ по использованию экстернатной формы обучения [101].
Число лиц, имеющих право сдавать экзамены в форме экстерната, существенно расширено и практически не имеет ограничений ни по возрасту, ни по уровню первоначального образования.
Предусматривается и ускоренное освоение общеобразовательных программ по отдельным предметам, обучение по индивидуальному учебному плану, которое регламентируется уставом общеобразовательного учреждения.
Экстерну, не обучающемуся в данном учебном заведении, после подачи заявления в течение трех месяцев предоставляется возможность получения консультаций по учебным предметам, использования литературы из библиотечного фонда, предметных кабинетов.
Предусматриваются и случаи проведения промежуточной аттестации. К итоговой аттестации за курс полной средней школы допускаются экстерны, имеющие документ об основном общем образовании. При желании экстерн может сдавать экзамены по программам для классов с углубленным изучением ряда предметов. Экстерны, проявляющие особые способности к какой-либо из областей знаний, по их желанию и по решению педагогического совета общеобразовательного учреждения проходят аттестацию по индивидуальным программам. В отличие от предыдущих, данная инструкция предусматривает награждение особо отличившихся экстернов грамотой "За особые успехи в изучении отдельных предметов". Экстерн может быть награжден золотой или серебряной медалью в случае успешного прохождения программ по всем предметам – в объеме программ III ступени обучения. Награждение производится в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Данной инструкцией предусмотрена форма получения общего среднего образования на бесплатной для экстерна основе, в рамках государственного образовательного стандарта. Оплата труда работников, привлекаемых для работы с экстернами, осуществляется за счет выделения общеобразовательному учреждению средств по государственным нормативам.
В современной образовательной ситуации экстернат как форма получения образования узаконен в своих правах в ряду других образовательных форм. Однако полного признания как образовательное учреждение он пока не получил.
В настоящее время существует целый ряд образовательных учреждений, которые пытаются отрабатывать организационные, методические, финансовые стороны деятельности экстерната для наделения его необходимыми элементами образовательной структуры.
В последние годы вечерние школы претерпевают серьезные изменения: значительно изменился контингент обучающихся. Если до 1993 года в них обучались в основном молодые люди (старше 16 лет), то в настоящее время возраст обучающихся приблизился к возрасту учащихся общеобразовательных школ. В настоящее время в вечерних (сменных) школах около 30 % учащихся в возрасте до 15 лет и моложе; 45 % – 16-17лет; 24 %– 18-29 лет и 1,3 % составляют обучающиеся старше 30 лет. Проведённые в ряде территорий ( в Москве, Ставропольском крае, Ленинградской, Липецкой и др. областях) исследования показали, что контингент вечерних средних школ разнороден по возрасту, подготовленности, социальной зрелости, профессиональной направленности и мотивам обучения [48]. ( Данные решения Коллегии Министерства образования от 19.05.98 7-1)
В решении Коллегии также отмечается, что продолжается отток педагогически запущенных подростков в вечернюю школу. В неё попадают имеющие слабые знания подростки и хорошо успевающие, проходящие обучение в форме экстерната с целью экономии времени для дальнейшего профессионального обучения. Отмечается в этой связи необходимость дифференцированного подхода к разработке образовательных программ разного уровня, обновленного содержания, форм и методов обучения. Вечерние (сменные) школы организуют образовательный процесс на основании введенного в 1993 году Базисного учебного плана и имеют возможность создавать образовательные программы, гибкие учебные планы, учитывать уровень подготовки обучающихся, их запросы, возможности образовательного учреждения[30].
Чаще всего экстернат организуется как подразделение на базе вечерних сменных школ, деятельность которого построена на основании примерного положения об организации экстерната в РФ. Итоговая аттестация проводится два раза в год. Набор в группы осуществляется в межсессионный период. Никакой целенаправленной работы с экстернами обычно не ведется, они готовятся к экзаменам самостоятельно. Перед экзаменами проводятся групповые консультации (один час по каждому предмету), индивидуальная работа с экстернами положением не предусмотрена.
На базе общеобразовательных школ экстернат встречается крайне редко и имеет, как правило, внутренний характер, то есть предоставляет эту услугу только учащимся данного образовательного учреждения. В лицензионных программах только пяти школ Санкт-Петербурга экстернат заявлен как форма получения образования. Таким образом, изучая современное состояния экстерната, мы, в первую очередь, обратились к опыту вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений.
Только в последние годы возникли и утвердились:
– Модели вечерней школы, предложенные лабораторией Г.Д.Глейзера, т.е. «реальные училища»(Москва,ВСШ 40) и школа первой профессии (Ханты-Мансийский автономный округ).
– Открытая вечерняя школа как логическое развитие Центра образования взрослых (Ульяновск).
– Школа комфортного обучения (Удмуртия).
– Классы компенсирующего обучения, профильные и гуманитарные классы в школе взрослых (Лужская ВСШ).
И это лишь малая часть того, что уже реализовано, причем не в отдельно взятых школах, а массовом опыте. Школы, названные выше, отличаются лишь тягой к теории, желанием осмыслить ситуацию, поставить эксперимент, осмысливать и описывать его ход и результаты. В большинстве образовательных учреждений эта работа ведётся, но она пока не получила чёткого научного обоснования.
Для большинства школ, пытающихся приспособиться к изменившимся условиям жизни, характерно использование широкого спектра организационных, дидактических и социокультурных инноваций [30]. По сути дела, каждое из перечисленных учебных заведений является полипрофильным, разноуровневым, с обязательной функцией социальной коррекции и поддержки учащихся разных возрастов. В этих учреждениях экстернат не просто заявлен, он реально существует, но в разных организационных формах.
Практически только в стенах этого типа школ сегодня ученик вместе с учителем и родителями выбирает и реализует удобный для себя способ образовательной деятельности. Для каждого возможен подбор варианта получения образования, соответствующий его специфике по набору дисциплин, глубине и уровню освоения, темпу учебной деятельности, формам обучения, вплоть до заочного, дистанционного и экстерната.
В решениях коллегии отмечаются и негативные тенденции в развитии вечерних (сменных) школ, которые во многом мешают реализации намеченных планов. Отмечалось, что в настоящее время требуется новое научно-методическое осмысление разрабатываемых программ, различных видов учебных планов с учетом специфики образовательных учреждений для разных организационных форм обучения.
Проблема ускоренного получения образования становится очень актуальной. Сложность и разнородность контингента, нуждающегося в этой форме получения образования, обусловливает необходимость создания социально-педагогических условий, которые в условиях массового обучения решаются в основном подвижнической деятельностью энтузиастов. Все это усугубляется отсутствием достаточной материально-технической базы вечерних (сменных) школ. Серьезное внимание обращается на тот факт, что по-прежнему для вечерних школ не готовятся специальные кадры, способные обеспечить реальный индивидуальный подход к молодым людям и взрослым.
Пример подготовки к сдаче экзаменов и ликвидации пробелов в образовании демонстрирует существующая уже около десяти лет Школа обучения в диалоге – «ШОД». Основной принцип работы школы – это совершенствование методики коллективных способов обучения (КСО), предложенный в двадцатые годы В.К Дьяченко и существенно развитой В. В. Архиповой. Занятия в школе строятся нетрадиционным способом: нет уроков, школа работает два раза в неделю по четыре часа. На одной «площадке» одновременно работают 4 – 5 учителей, вокруг которых собираются группы учащихся (подростков), которые в этот момент решили заниматься данным предметом. Ученик может поработать с учителем 15 минут или 4 часа. Может поработать за одно посещение с несколькими учителями. Итог его работы будет зафиксирован в маршрутном листе в конце занятия [50].
Предполагается, что таким образом ученик может ликвидировать пробелы, имеющиеся в учебной работе, и подготовиться к сдаче итоговой аттестации.
Участие автора в работе «ШОДа» позволяет сделать вывод о том, что для многих учащихся «ШОД» на определённом этапе помогает выправить учебную ситуацию. Отношения между учителем и учащимися достаточно демократичны, обычно учитель стремится создать такую ситуацию, при которой ученик хочет посещать именно его занятия (на выбор ученика предоставляется несколько преподавателей одного предмета. Каждый педагог заинтересован в том, чтобы учащийся именно по его предмету достиг существенного успеха. Бывают случаи, когда ученик приходит в «ШОД» только для занятий по одному учебному предмету, в изучении которого в школе он испытывает затруднения.
В менее благоприятной ситуации – взрослые , избравшие ШОД для учебной деятельности. Во время занятий они оказываются за одним столом (в одной паре) с пятиклассником или десятиклассником, часто имеющими проблемы в школе. Школьник понимает, какую учебную проблему решает в данный момент, знает, что надо предъявить учителю. Взрослый же человек не может, как показывает опыт, взаимодействовать со школьниками в таком режиме. Взрослый человек нуждается в серьезном диалоге с учителем, создании целостной программы собственного продвижения, ликвидации имеющихся пробелов. Взрослые тяготеют к более традиционным формам общения, ими востребуется лекционная «поддержка» и индивидуальные консультации.
Таким образом, заявленная в КСО позиция о возможности обучения в разновозрастных группах получает малое практическое подкрепление. На практике заявленный важный теоретический принцип КСО – о взаимодействии учащихся в процессе обучения при работе в парах сменного состава и в постоянных парах – реализуется с большим трудом или вообще не реализуется. «Основной девиз» организаторов такой формы обучения: «ученик сам удовлетворён своей деятельностью, сам регулирует ход подготовки, сам выбирает учителя». В таком случае роль учителя второстепенна, он «ведом» желанием ученика; никакие сроки для изучения материала ученику не предлагаются, поэтому учёт прохождения учебного материала и проверка знаний, необходимая с точки зрения традиционных методов, осуществляться не могут.
Опыт работы «ШОДа» интересен прежде всего попыткой подойти к обучению детей и подростков с проблемами. Он помогает выравнять знания тем, кто по разным причинам отстал в освоении необходимого учебного материала, у кого сложились конфликтные отношения в школе, кто может учиться самостоятельно, опережая своих товарищей и другие. «ШОД» предоставляет возможность самостоятельно пройти образовательный маршрут, но для систематической, продуманной, целенаправленной работы с каждым учащимся, в которой большинство из них нуждается, предоставленных оснований недостаточно.
Таким образом, на базе существующих вечерних школ экстернат заявлен, но развития в необходимых масштабах не получает в силу отсутствия образовательных программ для разных уровней подготовки, разных категорий обучающихся, слабой материальной базы, отсутствия специальных пособий в помощь экстернам, невозможности в полной мере осуществить индивидуальный подход (в том числе и по экономическим соображениям); отсутствия целенаправленной подготовки учителей-андрагогов, способных работать с разными категориями обучающихся; комплексного осмысления проблемы в целом [60].
Безусловный интерес для нас представляют исследования к.п.н. В. Н. Вершинина [31], заместителя директора по научно-методической работе открытой школы №1 г. Ульяновска. Он даёт тщательный анализ работы с молодёжью, желающей самостоятельно сдать экзамены за курс средней школы в центре образования. Через ЦОВ ежегодно проходит 25 – 30 экстернов. Главный вопрос, которым задаются сотрудники центра: Экзаменовать или учить? (В. Н. Вершинин, Открытая школа, №1,1996 год). Иными словами, встаёт вопрос о возможности организации экстерната как особой институциональной формы обученеия.
По наблюдениям В. Н. Вершинина, первые контакты с экстернами показывают бессистемность их знаний, опыт самообразования у этой категории молодёжи, как правило, отсутствует, зато многих тянет к привычным формам работы с учителями. Ясно, что требуется серьёзная подготовка, но согласно букве «Примерного положения о получении среднего образования в форме экстерната» на работу с экстерном по каждому предмету отводится 1 час на консультацию и 20 минут на экзамен по устному предмету. Ни о какой подготовке в этой ситуации речь просто идти не может. Абсолютное большинство вечерних (сменных) школ осуществляют аттестацию по такой форме: 2 раза в год набирают группу, проводят необходимые часовые консультации и принимают экзамены.
На оценку подготовленности экстерна в этом случае влияет масса случайных факторов: какой вопрос достался, манера отвечать учителю, умение сосредоточиться и т. д. Иначе говоря, в дополнение к экзамену по предмету, экстерн держит дополнительный экзамен на умение держаться в экстремальной ситуации. В. Н. Вершинин предлагает кардинально поменять картину взаимодействия – использовать не букву «Положения», а его латентные возможности. Все желающие сдать экзамены экстерном сосредоточиваются в школе взрослых, которая организационно, дидактически и психологически более других подготовлена к работе с такой категорией учащихся. Этим шагом решается одновременно целая серия проблем: создаётся возможность соответствующей специализации педагогов, упрощаются вопросы контроля за ходом и результатами экзаменов, а главное – объединение всех экстернов в одну группу позволяет сконцентрировать средства для увеличения часов подготовки. Собирающее такую группу образовательное учреждение на каждый учебный год имеет столько часов, сколько экстернов сдают экзамены. 4-5 месяцев планового чередования консультаций с промежуточной самостоятельной работой превращают экстернат в довольно длительные курсы, порождая целый ряд позитивных дидактических и психологических следствий. Встреча экстерна с экзаменатором превращается в длительное взаимное сотрудничество. Самостоятельная работа экстернов опирается на плановую информационную поддержку учителя, на систему промежуточной экспертизы подготовленности, на постоянное усвоение системы требований и необходимой структуры тренировки.
Экзаменатор получает возможность наблюдать за работой экстерна. Он может теперь оценивать освоение всех или большинства разделов курса, учесть личностные возможности экстерна. После такой работы экзамен проходит более спокойно, благожелательно, продуктивно. Как у экстернов, так и у преподавателей снимается уровень тревожности за случайность результатов. Таким образом, в ЦОВ города Ульяновска традиционную контрольно-аттестационную функцию экстерната дополнили функцией опережающей поддержки экстернов.
Педагогический коллектив ЦОВ пересмотрел учебные программы по всем предметам, выделяя в их содержании узловые, опорные блоки, выстроил сопутствующую пошаговую систему консультаций и контроля, разработал контрольно-тестирующие материалы, соответствующие задания для самостоятельной работы и самопроверки. На практике была отработана методика динамически изменяющихся консультаций. На официальную экспертизу представлен целый комплект пособий, разработанных учителями и испытанных на практике.
Работа с экстернами в г. Ульяновске выявила круг ключевых проблем. Главная из них – это проверочный эталон. Тенденция к упрощению и занижению требований стандарта остаётся реальной, значит остаётся реальной и опасность профанации образования и дискредитации проблемы. В. Н. Вершинин приходит к выводам, что сегодняшний экстернат может существовать либо при условии явного или скрытого занижения проверочного эталона, либо за счёт систематической дидактической подготовки экстернов.
Другая серьёзная проблема – материальное обеспечение экстерната. Подготовка экстернов может проходить только за счёт самих экстернов, что не всегда возможно. И последнее – подобным образом организованная работа экстерната не всегда разрешает проблему, иногда загоняет её вглубь. Во-первых, немалое количество экстернов не могут посещать группу по целому ряду причин: занятость в установленное для занятий группы время и пр. Во-вторых, многие люди оказались за рамками обычного образования в силу своей психологической неприспособленности к работе в общем темпе, в группах, в единых формах.
Таким образом, подготовка экстернов в группах – это всего лишь частная попытка локального решения проблемы, протяженность, глубина и границы которой ещё не ясны. Всё вышесказанное свидетельствует о том, что организационно-деятельностная основа экстерната нуждается в осмыслении и экспериментальной проверке и сегодня не имеет сколько-нибудь серьёзного теоретического обоснования.
Опыт организации образовательного учреждения позволяет утверждать, что в современной образовательной ситуации наблюдаются процессы развития и в то же время упорядочивания образовательной системы. Образовательные учреждения ищут пути помощи тем, кто по разным причинам выпадает из системы общего образования или не удовлетворён ею. Такие образовательные учреждения становятся фактором, стабилизирующим эту систему.
Каждый опыт по-своему ценен, так как отражает определённую общественную потребность, но главный недостаток попыток заключается в том, что ни один из вариантов не обеспечивает подлинного индивидуального сопровождения.
Опыт работы образовательного учреждения по организации различных форм получения среднего образования позволяет говорить о его практическом потенциале, особенно в тех формах, которые близко подходят по своему типу к образовательным учреждениям индивидуального обучения [36].
При всей необходимости предоставления различных форм получения среднего образования, учитывая возрастающую потребность населения в экстернатной форме получения образования, образовательные учреждения вряд ли смогут самостоятельно решить стоящие перед ними задачи. Необходима институциализация экстерната как образовательного учреждения, о чём свидетельствует не только опыт прошлого, и анализ современной образовательной ситуации.