Последнее двадцатилетие привнесло в нашу жизнь массу перемен. Нет такой сферы жизни, которой бы они не коснулись. Образование – не исключение. Двадцать лет назад образованный человек имел работу лучше, чище, престижнее. На сломе девяностых разбогатеть (читай, стать уважаемым человеком) мог любой удачливый, оказавшийся в нужное время в нужном месте. Легенда о Билле Гейтсе, не имеющего среднего образования миллионере, греет душу сегодняшнему школьнику, которому надоело делать уроки.
Какие задачи решает сегодня школа? Какие вопросы ставит сегодня перед молодым человеком жизнь? Что делать, если надо менять профессию? Как научиться руководителю работать со взрослыми, своими подчиненными? Что всем нам даст национальный проект «Образование»?
В нашей рубрике мы попробуем ответить на эти и другие вопросы.
Начнем со знакомства с системой образования в Санкт-Петербурге.
Санкт-Петербург остается научным и образовательным центром, признанным не только в России, но и за рубежом.
В системе образования представлено дошкольное, общеобразовательное начальное, среднее и специальное образование, высшее образование, и огромный спектр дополнительного образования.
Учреждения, которые оказывают образовательные услуги- это как государственной, так и негосударственной формой собственности. У нас есть государственные образовательные учреждения (ГОУ) и негосударственные (НОУ).
По данным Комитета по образованию на начало сентября 2008 года в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга обучались и воспитывались около800 тысяч детей и подростков. Среди них студенты начального профессионального, среднего специального образования, школьники и дошкольники. Для них работает более двух тысяч образовательных учреждений, в том числе около 70 негосударственных.
В Петербурге 840 тысячи студентов. Они обучаются в 48 государственных и примерно50 негосударственных вузах (35 из них имеют государственную аккредитацию).
Все мы, работники образования, искренне заинтересованы в повышении качества и доступности образования для всех, в создании необходимых условий для обучения и воспитания всех без исключения детей. Мы принимает участие в национальном проекте «Образование», надеемся на повышение статуса учителя и его материального благосостояния, стараемся развивать негосударственный сектор образования и как альтернативу государственному и как дополнение ему.
В следующих номерах журнала мы поведем речь о том, как меняется система образования, расскажем о модернизации, о современных возможностях дошкольного образования, нестандартных школах, новых специальностях в вузах, возможностях дополнительного образования, которые будут особенно востребованы сегодня, в условиях кризиса.
Для всех ли нужен школьный урок?
О.Д. Владимирская,
доцент кафедры педагогики и андрагогики СПбАППО,
директор НОУ «Экспресс», к.п.н.
Новое время дает нам новые возможности, в том числе и в сфере образования. Мог ли выпускник в 80-е годы прошлого столетия представить себе ситуацию: в школу можно приходить только для того, чтобы сдать выученный дома материал?
Сегодня такое встречается достаточно часто. Аттестат теперь можно получить путем самообразования или экстерната. И к этим формам в последние годы обращаются все больше учеников. Причем, если до недавних пор это были, в основном, старшеклассники, то теперь дома учатся дети разного возраста. По данным журнала «Русский Newsweek» порядка двадцати пяти тысяч школьников Москвы получают среднее образование дома.
Если говорить строго, то экстернат был всегда, правда, он долгое время не был узаконен. Так, в своих мемуарах Эльдар Рязанов и Лев Дуров пишу о том, что они сумели сдать экзамены и «перепрыгнуть» через класс. Раньше других окончил школу академик С. Королев, но все это счастливые исключения. Системы, которая помогала бы осваивать школьный курс в форме экстерната, практически не существовало.
Ситуация изменилась в 1985 году: впервые в СССР вышло положение, в котором были сформулированы понятия экстернат и экстерн, был дан алгоритм подготовки школьников, желающих сократить срок обучения в общеобразовательной школе или по каким-то причинам учиться дома.
Уже в начале 90-х годов стало ясно, что не все дети могут, хотят и должны учиться одинаково. После выхода закона «Об образовании» в 1992 году, родители, став участниками образовательного процесса, продемонстрировали свое право формулировать социальный заказ. Количество людей, выбирающих экстернат, год от года увеличивается.
Причем, контингент тех, кто обращается к этой форме получения образования, разнолик и разносторонен. Это и сегодняшние школьники, и работающие люди, которые в прежние времена отправились бы в вечернюю школу, а также дети тех, кто может позволить себе домашнее обучение своего ребенка.
Не каждому по силам
По закону каждая школа может организовать экстернат, но как показывает практика, далеко не всем образовательным учреждениям это удается одинаково успешно. Для организации этой деятельности необходим ряд условий, при которых учащиеся могут осваивать программу, не только не отставая, но и перегоняя своих сверстников. Это, прежде всего, наличие такой образовательной программы, которая бы позволила организовать для каждого ученика работу по индивидуальному учебному плану, основная доля времени в котором отведена самообразованию; школа должна координировать учебу всех экстернов. И, второе условие – наличие, учителей-консультантов, то есть учителей, которые не просто учат, но помогают правильно организовать учебный процесс. Учат, как распределять время, осваивать материал самостоятельно, искать ответы, на возникающие вопросы, словом, регулируют продвижение учащихся.
Разумно построенный образовательный процесс дает возможность создавать новые взаимоотношения между учеником и преподавателем. Учитель не объясняет новый материал, а «ведет» ученика. Для тех, кто учится в экстернате, отсутствует понятие «урок», но появляется понятие «консультация». Переход от урока к консультированию, от обучения к учению – ключевое отличие экстерната от очной формы образования.
Создание экстерната многолетний и кропотливый труд педагогического коллектива. Умение работать с каждым индивидуально, понимать и принимать особых детей, одинаково радоваться успеху дипломанта олимпиады и «хронического неуспевающего» – вот черты профессионализма учителей, работающих с экстернами. Награда за это – успешность бывших экстернов, уже окончивших вузы, состоявшихся людей, благодарных судьбе за ту возможность, которую им предоставил экстернат.
В негосударственном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе «Экспресс» Санкт-Петербурга, работающего в режиме экстерната уже 11 лет, накоплен большой опыт работы с экстернами. За годы работы школу окончили без малого семьсот учащихся. Свою социоцентрическую функцию сотрудники НОУ «Экспресс» видят в том, что могут помочь разным учащимся: юным и не очень, имеющим таланты и безтананным, побеждающим в олимпиадах и тем, кому учеба дается с великим трудом, тем, кто бросил школу много лет назад и тем, кто оканчивает ее в 14 лет.
Кто создает ситуацию успеха
Сегодняшний экстерн очень «помолодел». К самообразованию сегодня активно обращаются учащиеся на этапе начального и основного общего образование. И опять спектр причин, по которым родители обращаются к экстернату очень разнообразен.
Существует устоявшееся мнение, что ребенок обязательно должен осваивать школьную программу в коллективе. К слову сказать, этого мнения придерживался до недавнего времени и автор данной статьи. Многолетний опыт работы со старшими школьниками и взрослыми людьми, обращавшимися к экстернату, не стимулировал рассматривать вопросы обучения школьников на ранних этапах получения образования. Жизнь, как обычно, внесла свои коррективы – к нам в школу стали обращаться родители детей младшего возраста. Не подумайте, что это неуспешные дети. Хотя, кто и по каким критериям способен оценить успешность ребенка? Чем компенсировать в школе хроническую неуспеваемость по одному из учебных предметов, которая быстро перерастает в ненависть к школе в целом? Как организовать учебный процесс успешного в музыке, вокале, балете, живописи… ребенка, если занятиям необходимо посвящать львиную долю, желательно утреннего, времени? Можно ли жизнь таких учащихся считать лишенных коллектива? Как быть с гиперактивным, как теперь принято называть, большое количество очень разных по сути детей? Вопросы, вопросы… Ответы на них очень часто лежат в той области, в которую мы называем индивидуальным подходом, но реализовать который, в массовой школе практически не можем.
Условия, в которых можно учиться в собственном ритме, создавать собственное образовательное пространство для большинства «особых» детей становится той благоприятной почвой, в которой начинается настоящее их развитие. Конечно, не стоит идеализировать процесс: не все дети могут учиться самостоятельно. Более того, индивидуальный режим образования нужен незначительной части детей, данная статья вовсе не призыв всем начинать учиться самостоятельно. Просто, если такая необходимость возникает, то родители и дети должны знать, что возможность организовать такой процесс есть. К сожалению, мы не располагаем данным о количестве детей, проходящих обучение дома, но предполагаем, что число их значительно.
Полученный опыт подготовки школьников в форме самообразования и экстерната можно охарактеризовать как успешный, так как есть «встречные потоки» - поучившись год-два дома, решив какую-то проблему, ребенок может вернуться в массовую школу. Может быстро окончить школу и начать профессиональную карьеру. Может восстановить здоровье…, но главное – он начинает чувствовать себя успешным, осознавать собственные возможности в организации собственного учебного процесса, становится самостоятельным и более ответственным. Экстерны, уже окончившие высшие учебные заведения говорят о том, что им было гораздо легче учиться, чем сокурсника со школьной скамьи особенно на первых курсах – помогал навык учиться самостоятельно. Экстерны, которые продолжили образование за рубежом, рассказывают о том, что самообразование занимает большую часть учебного времени, и на его организацию им уже не приходится тратить много времени.
Эти факты свидетельствуют о том, что в нашем образовании происходят заметные изменения – образование становится более индивидуализированным, родители и учащиеся имеют возможность выбора формы получения образования и пользуются этой возможностью. Как все новое, проторяют себе дорогу эти изменения не простым путем, но тем важнее для нас достижения и успехи.
Врезка:
На вопрос «Посоветовали бы вы своим друзьям обучаться в экстернате?» 94,1% выпускников 2007 года ответили положительно.
К числу достоинств этой формы получения образования относят:
- экономия времени – 44,5%
- возможность работать самостоятельно – 22,2%
Экстерны не скрывают, что:
- трудно заставить себя сесть за учебники – 47%
- трудно организовать свое рабочее время – 11,8%
- трудно разбираться в новом учебном материале – 32%
38,9% определенно считают, что успех обучения в экстернате зависит от самодисциплины, умения заставить себя заниматься, правильно планировать время.
Преподаватели экстерната, выполняя в основном координирующую функцию, не несут ответственности за знания экстернов. Порой в экзаменационной комиссии нет знакомых для экстерна преподавателей, но при этом 60% экстернов считают, что их знания были оценены объективно.
И, последнее, тот факт, что в экстернате нет учебного процесса в общепринятом смысле этого слова, 95% окончивших экстернат считают для себя положительным фактором.