О.Д. Владимирская, 
доцент кафедры педагогики и андрагогики СПбАППО, 
директор НОУ «Экспресс», к.п.н.

Негосударственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Экспресс» Санкт-Петербурга, о котором говорится в статье Н. Геды «Экскурсия по домашнему обучению», создано в 1997 году как учреждение, работающие в режиме экстерната.

Первоначально в школе проходили подготовку только старшеклассники – это была понятная аудитория, для которой и была создана школа, для которой разрабатывалась ее миссия. Но в начале 21 века ситуация стала меняться: в школу стали обращаться родители детей основной (5-9 классы) и даже начальной школы. Как известно, спрос рождает предложение, педагогический коллектив школы начал искать возможности работы с такими детьми.

Четырех-пятилетний опыт работы не дает права делать научные выводы, но наблюдениями своими уже можно поделиться.

Всем понятно, что традиции домашнего обучения имеют богатый опыт, и в российской (до 1917 г.) и в зарубежной педагогике. Не опираясь на него строить систему неразумно и, наверняка, обречено на неудачу. Полностью копировать чьи-то модели, тоже, в наше время, невозможно. Динамика нашей жизни такова, что успеть за требованиями времени можно только создавая новое.

Руководствуясь этими соображениями, педагогический коллектив школы и пытается создать собственную модель получения образования в семье, основанную на разумном балансе традиций и инноваций.

В чем суть этой модели?

1. Создается нормативная база получения образования в семье.

2. Создается система консультирования детей (родителей).

3. Разрабатывается пакет требований к работе учащегося.

4. Создана и постоянно совершенствуется система индивидуальных образовательных маршрутов.

5. Совершенствуется работы Школы дистанционного обучения.

В статье Натальи Александровны достаточно подробно описан современный нормативный подход к организации образования в семью. Хотелось бы только добавить, что и в рамках одного региона, могут быть разные подходы: в разных районах отелы образования решают эти вопросы по-разному, оставаясь в рамках правового поля. Дело в том, нет на сегодняшний день государственного положения, которое регламентировало бы этот процесс, как, например, регламентирован экстернат. Поэтом, с точки зрения выполнения закона «Об образовании», мы стараемся все свести именно к этому положению, как экстерны.

А вот как организовано их обучение в семье – это действительно очень сложный, нелинейный, разнообразный процесс. Выстраиваем мы его совместно с родителями. Наталья Александровна, как активный участник этого процесса (двое ее детей учатся дома), написала обо всем очень подробно. НО! Случаи обращения бывают очень разными, родители не всегда одинаково понимают свою роль в этом процессе, не всегда сознают ответственность за ту работу, которую возлагают на себя. Перечислять примеры нет смысла: сколько детей, столько и вариантов работы с ними. Нет двух одинаковых случаев, нет двух одинаковых ситуаций - только путем постоянного согласования можно решить эти вопросы (да и то не всегда с первого раза). Процесс вхождения ребенка в ритм самостоятельной учебы проходит у всех по-разному, в разные временные сроки. В любом случае, необходимо запастись терпением.

Решение о переходе ребенка на самообразование, получение образования в семье, конечно же, принимают родители. Это очень серьезный шаг! Ребенок «выпадает из привычного алгоритма жизни». Мы всегда советуем родителям очень хорошо подумать, прежде чем на него решиться. Возникают различные вопросы, на которые родители должны искать ответы самостоятельно.

Наш скромный опыт сегодня позволяет выделить несколько причин, по которым родители обращаются к семейному образованию:

-неудовлетворенность организацией обучения в массовой школе;

-большая занятость ребенка дополнительным образованием (рисование, танцы, спорт и т.п.);

-осознание того, что ребенок может быть успешнее при индивидуальном подходе;

-психологические трудности, мешающие обучению в коллективе;

-невозможность посещать школу по болезни.

Понятно, что в каждом случае, работа с ребенком будет построена индивидуально. Но, не следует забывать, и об этом говорится в статье Н. Геды, о том, что кроме учебы ребенок должен получать еще и образование. Проверить пресловутые ЗУНы (знания, умения, навыки), гораздо проще, чем зафиксировать, приращение «внутреннего содержания».

Это очень серьезная тема. В рамках короткой статьи не хотелось бы ее касаться. Хотелось бы только отметить, что ребенок, который научился учиться самостоятельно (вся деятельность школы направлена на то, чтобы его этому научить), имеет гораздо больше шансов стать образованным человеком.

Полученный опыт подготовки школьников в форме самообразования можно охарактеризовать как успешный, так как есть «встречные потоки» - поучившись год-два дома, решив какую-то проблему, ребенок может вернуться в массовую школу. Может быстро окончить школу и начать профессиональную карьеру. Может восстановить здоровье…, но главное – он начинает чувствовать себя успешным, осознавать собственные возможности в организации собственного учебного процесса, становится самостоятельным и более ответственным. Экстерны, уже окончившие высшие учебные заведения говорят о том, что им было гораздо легче учиться, чем сокурсникам со школьной скамьи особенно на первых курсах – помогал навык учиться самостоятельно. Экстерны, которые продолжили образование за рубежом, рассказывают о том, что самообразование занимает большую часть учебного времени, и на его организацию им уже не приходится тратить много времени.

Эти факты свидетельствуют о том, что в нашем образовании происходят заметные изменения – образование становится более индивидуализированным, родители и учащиеся имеют возможность выбора формы получения образования и пользуются этой возможностью. Как все новое, проторяют себе дорогу эти изменения не простым путем, но тем важнее для нас достижения и успехи.


Добавить комментарий


Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте

Подписаться на новости школы