Вот уже почти двадцать лет как экстернат узаконен как форма получения образования, но равноправного статуса с другими формами получения образования он так и не получил. Это связано с целым рядом объективных причин:

- сложностью его организации в общеобразовательной школе;

- малой осведомленностью детей и родителей о возможностях экстерната;

- неприятием его учителями, привыкшими к традиционной форме обучения;

- устоявшимися представлениями, что экстернат нужен только тогда, когда ученик не в состоянии учиться в массовой школе, только как «спасательный круг» для лентяя или положившего все на плаху своей карьеры спортсмена.

Однако, количество учащихся, которые получают образование экстерном, растет год от года.

Негосударственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Экспресс» Санкт-Петербурга работает тринадцать лет. За это время школу окончили 696 человек, и все они получили образование в форме экстерната.

Жизнь в нашей школе очень отличается от той, к которой привыкли школьники. У нас нет общего расписания, нет определенного времени, в течение которого ученики осваивают тот или иной объем материала. Каждый экстерн имеет свою маршрутную книжку, в которой фиксируется его учебный план, куда можно вносить коррективы, если возникает такая необходимость.

Понятно, что экстернат – это не массовая форма получения образования. К ней прибегают те, кому рамки классно-урочной системы по каким-то причинам становятся неуютными. Распространение экстерната, его утверждение на ниве российского образование говорит лишь о том, что у современного школьника есть возможность выбора. Для большинства школьников этот выбор – классно-урочная система. Ну, а те, кто не «вписался», могут выбрать для себя экстернат. Нельзя сказать, что самостоятельно учиться может каждый. Учащиеся, которые пришли в экстернат должны понимать, что им придется много работать самостоятельно.

В режиме работы массовой школы эту самостоятельность ученику не всегда удается проявить. Ученик привык быть ведомым. Все, начиная с предмета изучения, и заканчивая объемом домашнего задания, для него спланировал учитель. Он же несет полную ответственность за жизнь и здоровье, он же следит за пропусками уроков. Малейшее невыполнение – звонок родителями. Родители привыкли контролировать любой шаг, дети привыкли отчитываться…, если не начали бунтовать. Ученики, которые бунтуют, часто оказываются в экстернате. Они не ищут его, им советуют его друзья, а иногда взрослые, которые имеют уже опыт работы с экстернами. В новой образовательной ситуации возникает и новые мотивы; свобода, неожиданно обретенная, оказывается суровой необходимостью учиться, делать выбор в пользу учебы, самому отвечать за свои действия, выполнять учебную программу, вычленяя из нее главное и т.п.

Понятно, что не всем удается успешно достичь поставленной цели, кое-кто «сходит с дистанции», но их принципиально меньше, чем тех, кто поборов себя, может учиться самостоятельно и в итоге получает аттестат.

В каком же случае можно говорить о целесообразности обращения к экстернату? Давайте рассмотрим несколько примеров.

Пример первый

Ребенок учится в выбранной вами гимназии или лицее. Цели и задачи, которые ставит перед собой это учебное заведение, совпадают с теми, ожиданиями, которые сложились у учеников и их родителей. А первые годы учебы все складывается удачно. При переходе из класса в класс, учебная нагрузка возрастает - школа-то хорошая! В школе, понятно, все школьники должны посещать все уроки, которые предусмотрены учебным планом, а учебными планами в лицеях и гимназиях предусмотрено увеличенное количество часов по ряду предметов. Требования к высокому уровню знаний школьников и желание ученика (родителей) получать хорошие отметки (впереди высшее образование!) часто нуждаются еще и в дополнительных занятиях. К слову сказать, репетиторство в последние годы приняло невиданные ранее размеры, но это тема отдельного разговора. Понятно одно, чем больше у ученика нагрузка в школе, тем больше он нуждается в дополнительной поддержке. При этом длительность учебного дня современного старшеклассника достигает 12 часов. Этот тезис не нуждается в дополнительном подтверждении: все, у кого в доме есть прилежный старшеклассник, это знают не из материалов научной конференций.

Теперь представим себе, что этому подростку нравится заниматься чем-то еще кроме школьных предметов. Он хочет петь, танцевать, играть в театре, фотографировать… Времени на занятия любимым делом нет, интерес пропадает и к тому, что происходит в школе, возникают конфликты с учителями, родители недовольны. При этом напоминаем, что в школе все хорошо организовано и работает, просто нет места для дополнительных занятий по индивидуальному выбору ученика. Он физически не успевает. Возникает альтернатива: или пропускать что-то в школе, или бросать то, чем хочется заниматься, если вопрос решается в пользу любимого дела, то тут-то и возникает момент, когда можно подумать о смене формы обучения. Но в нашем учебном заведении нет такого варианта. Многие учителя до сих пор считают, что если ученик не ходит к нему на уроки, то и предмет его он знать не может по определению… Но ученик должен сделать свой выбор иначе неуспех ждет его по всем направлениям.

Пример второй

Дети, которые учатся в самых разных не специализированных школах, но уже включенные в процесс профессиональной деятельности имеют постоянные трудности в решении школьных проблем. Они танцуют в профессиональных ансамблях, поют в хоровых коллективах, играют в театрах. Их жизнь очень насыщенная, вплетенная в жизнь профессионального сообщества плохо соотносится с необходимостью ежедневно посещать школу, да и попасть в график контрольных работ не всегда удается. Возникают конфликты. Такой ученик не только попадает в разряд плохо успевающих, но дестабилизирует отношения в классе. Почему Иванову можно пропускать, с Сидоров должен сидеть в школе все уроки? Почему Иванов приехал с гастролей из Парижа и Мария Ивановна должна с ним дополнительно заниматься? Почему на фоне урочной формы обучения все учителя должны продумывать, как аттестовать далеко не всегда прилежного «артиста»? Дело здесь не в конкретной школе или конкретном учителе дело в том, что в школе есть устоявшиеся правила внутреннего распорядка. Все эти правила должны выполнять. Делать постоянные исключения - значит поставить под сомнения верность этих правил. Но для большинства учащихся они нормальны, они их не тяготят. Мешает лишь тот, кто «выпадает».

Такому ребенку прямая дорога в школу, где есть экстернат. К слову сказать, мотивированный на профессиональный успех подросток легко вписывается, как правило, в систему самообразования.

Человечество богато различными областями деятельности, талант к которым проявляется уже в юности. Скорость развития всех процессов в современном мире настолько велика, что лишь те, кто профессионально занят своим любимым делом с ранних лет может надеяться на достижение значимых результатов. Склонность, талант, желание подростка заниматься чем-то помимо школы, могут быть распознаны только при внимательном отношении к личности ребенка со стороны семьи и школы. Подготовка в экстернате может обеспечить и такое внимание, и понимание того, что главное для такого подростка – это его любимое дело.

В нашей школе мы исходим из того, что главная задача современного образования — развитие способности к постоянному самообучению, способности не только добывать, но и самостоятельно получать новые знания применительно к целям своей деятельности. И если цель у ученика осмыслена, если он понимает, что хочет стать художником, но и среднее образование он тоже должен получить, то за такого экстерна можно не волноваться – он будет учиться самостоятельно. Начнется выработка таких внутренних механизмов, инструментов саморегуляции познавательно-образовательной деятельности, которые позволят организовать самообучение и, порой сделать это в ускоренные сроки. Для таких учащихся очень важен результат, полученный от конкретной деятельности. Одним из таких результатов будет своевременное получение аттестата.

Пример третий

Мы сейчас много узнали о лево- и правополушарных детях. Знаем, что с леворукими детьми теперь не поступают грубо, не переучивают их, но в экстернате много леворуких. В чем-то они все-таки «отстают», замыкаются в себе, становятся неуспешными. Распознать правополушарного ребенка не сложно, сложнее организовать для него учебный процесс так, чтобы он не отставал в массовой школе. В режиме индивидуальной, персонифицированной поддержки, проблемы у таких детей исчезают. Вопрос только в том, что время бывает упущено, и догонять приходится много, для правополушарного ребенка, как правило, проблема в математике и других точных дисциплинах.

Пример четвертый

Старшеклассник, вполне успевающий, ничем особенно не увлеченный, хорошо владеющий компьютером… скучает в школе. Его тяготит необходимость ежедневного выполнения домашних заданий, ему скучно прочитать один параграф и рассказать его. Он не злой, не вступает в пререкания с учителями, ладит с родителями. Но день ото дня все меньше погружается в школьные предметы, постепенно отстает. Можно поменять ему условия обучения, заставить встряхнуться, взять на себя хоть какую-то ответственность за собственную жизнь и учебу.

Пример пятый

Дети, которые чувствуют недооценку со стороны окружающих, и те, над которыми смеются в школе, - «белые вороны» всех мастей: слишком добрые, слишком агрессивные, слишком талантливые или пока не желающие себя никак проявить. Они начинают искать утешение в реализации вне школы, не имея возможности противостоять «гонениям». Такие учащиеся часто имеют хронические заболевания, с удовольствием пропускают школу под предолгом недомоганий.

Это далеко не полный перечень случаев, когда ребенку, скорее всего, показан экстернат. Важно понимание, выявление причин и предоставление ребенку возможности самому выбрать свой путь.

Персонифицированный подход, предлагаемый в экстернате, в первую очередь и направлен на развитие нестандартного подхода к образовательному процессу. Способность к самообучению, которую мы стараемся сформировать, практически своим результатом имеет именно развитое поисковое мышление ученика как способность самостоятельно находить решение многих не только учебных, но и жизненных задач. При персонифицированном обучении в большей степени делается акцент на развитие психологической составляющей, на «открытии себя» и своих возможностей: от управления деятельностью ученика со стороны учителя на переход к « самоуправлению», к самоорганизации, самоконтролю обучающимся собственной деятельности персонально. Очень важно сделать все, чтобы помочь детям и подросткам чувствовать себя оцененными, а еще важнее, чтобы они сами научились себя оценивать.

В экстернат обращается много молодежи. Это молодые люди, которые бросили школу в конце девяностых годов и спустя несколько лет решили продолжить свое образование. Это особая категория экстернов. Они, как правило, уже состоялись в жизни, имеют семью, часто имеют свой бизнес. Взрослые, они каждый по-своему прочитывают школьные учебники, удивляются и сокрушаются, что не занимались этим раньше.

Разнообразны экстерны и по своему национальному составу. Есть у нас и выходцы из стран СНГ. Встречаются жители Туниса, Алжира. Есть дети, которые живут с родителями в других странах, но получают российское образование.

Важным в работе экстерната является подбор педагогического коллектива. В нашей школе работают замечательные педагоги, которые умеют найти общий язык с самыми разными экстернами. Учителями нашей школы созданы методические пособия, которые помогают в освоении школьных предметов, предлагают методики подготовки к ЕГЭ, умеют создавать в школе доброжелательную атмосферу.

Главное достижение педагогического коллектива последних лет – это создание школы дистанционного обучения. Пользуясь ею, учиться с ее помощью можно даже не живя в Санкт-Петербурге. Удобна она и для работающей молодежи, и для тех, кто хочет максимально много времени отдавать любимому делу.

В экстернате мы стараемся воспитывать оптимистов, способных задумываться о будущей профессиональной деятельности. У экстернов, которые смогли осмыслить свои жизненные устремления, отмечается улучшение не только душевного, но соматического состояния. Мы очень стараемся научить экстернов радоваться удачам, учим находить в себе сильные стороны и развивать их.

Поэтому очень хочется обратиться ко всем, кто считает экстернат некой второсортной формой получения образования, внимательнее присмотреться к работе школ экстернатов: мы готовы к сотрудничеству.

Ученик, который в школе слыл неудачником и двоечником, порой очень успешно не только завершает школьное образование и становится успешным в жизни. Просто он получает возможность поставить на первое для себя место любимое дело, важность которого для себя он уже осмыслил, среднее образование рассматривает для себя как средство достижение этой цели.

Наличие экстерната – это возможность реального выбора для ученика, его поддержка и возможность не выпадать из системы непрерывного образования.

Экстернат не нужен всем школьникам, но, если ученик:

- понимает свою цель и может самостоятельно идти к ней;

- способен учиться самостоятельно;

- хочет достигнуть результата,

то ему прямая дорога в экстернат!

 

Представление негосударственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Экспресс» Санкт-Петербурга

Миссия: Предоставить возможность детям и молодежи оказавшихся в нестандартной для них жизненной ситуации получить среднее образование на основе взаимной адаптации – требований современного школьного образования и запросов, возможностей и потребностей учащихся.

Основная деятельность: обучение учащихся 5-9 и 10-11 классов в форме экстерната. Организация обучения на дому.

НОУ «Экспресс» – это образовательное учреждение, в котором созданы условия для получения среднего общего образования в индивидуальном режиме для тех, кто получает среднее образование в форме домашнего обучения (экстерната) classical education in the homeshcooling.

Практическая деятельность НОУ «Экспресс» на современном этапе включила в себя:

постоянный мониторинг родителей, которые хотят давать своим детям образование в семье;

разработку программы помощи родителям, обучающим своих детей самостоятельно;

постоянную корректировку образовательной программы индивидуального обучения получения среднего образования;

отработку организационных форм безурочной подготовки, развитию навыков самообразования;

мониторинг успешности учащихся, окончивших школу.

Используемая программа индивидуального образования претерпела несколько редакций, которые обусловлены изменениями в содержании образования, изменениями понятия о качестве образования, характером контингента детей и подростков, обращающегося в школу.

Главная учебная идея – это идея привития навыков самообразования и обучение всех учащихся приемам самостоятельной работы. Итогом этой работы явилось создание программы курса «Основы самообразования», который подкрепляется пособием «Самообразование: пять шагов», изданного в НОУ «Экспресс» в 2005 году.

 


Добавить комментарий


Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте

Подписаться на новости школы