ВОРОБЬЁВА ЖАННА ВЛАДИМИРОВНА,
Председатель Комитета по образованию Санкт-Петербурга
Интервью журналу «Педагогика онлайн»
— Уважаемая Жанна Владимировна! Благодарим Вас за согласие ответить на вопросы нашего образовательного периодического издания. Расскажите, пожалуйста, читателям «Педагогики онлайн» (а это прежде всего – учителя петербургских школ, колледжей, лицеев, дошкольных учреждений, родители учащихся) о самых значимых достижениях петербургского образования последнего времени. Каковы отличительные черты именно современного петербургского образования? В каких направлениях петербургское образование является безусловным лидером в нашей стране?
— Когда говорят о петербургской школе и ее достижениях, чаще всего приводят в пример ее самых выдающихся воспитанников – победителей олимпиад, медалистов, ребят, которые получают 100 баллов сразу на нескольких экзаменах. Словом, тех школьников и выпускников, которые добились впечатляющих успехов. Их имена знают в России и за рубежом, о них снимают сюжеты, про них пишут в новостях. Но это сотни, может быть, тысячи детей. А в нашем городе – сотни тысяч воспитанников детских садов, школ, учреждений профессионального образования. Это же касается и наших замечательных школ, и педагогов. У всех на слуху «бренды» петербургской школы – Президентский лицей № 239, Губернаторский лицей № 30, Академическая гимназия № 56. Все знают фамилии Катренко, Рыжов, Демаков. Но хороших и очень хороших школ в нашем городе сотни, а прекрасных педагогов – десятки тысяч. Здесь и раскрывается главная особенность петербургской школы. Да, у нас есть выдающиеся учителя, школы мирового уровня, одаренные дети. Но при этом возможность получить качественное образование и проявить себя есть у каждого ребенка. И самое главное достижение петербургского образования заключается в том, что при значительных масштабах – а это 700 тысяч детей, более 2 тысяч учреждений, десятки тысяч педагогов и почти треть расходов всего городского бюджета – нам удается сохранить высокий уровень качества образования для каждого ребенка. И в этом сегодня нам помогает новая система поддержки детских талантов, которая призвана выявлять способности всех без исключения детей и помогать им выстраивать индивидуальные образовательные маршруты.
— Какие задачи стоят перед петербургским образованием, в частности, в свете майского (2018 года) Указа Президента РФ В.В. Путина и в целом в рамках стратегии развития нашей страны?
— Задачи, которые поставлены в майских указах и отражены в новом нацпроекте «Образование», можно условно разделить на две группы. Это задачи, касающиеся материально-технического обеспечения образования, и задачи, касающиеся содержания образования. К решению многих из этих задач Санкт-Петербург приступил еще до выхода указов и подписания нацпроекта, потому что мы всегда стремимся быть тем регионом, на который другие ориентируются при определении векторов развития.
Достижение 100-процентной доступности дошкольного образования для детей до трех лет – это, пожалуй, самая сложная задача. Это проблема всех больших растущих городов, в которых за счет повышения рождаемости и миграции идет демографический подъем. У нас ежегодно прирост численности воспитанников детских садов составляет около 10 тысяч, а учеников школ – порядка 20 тысяч. То есть каждые три-четыре года нам нужно создавать в общей сложности 100 тысяч дополнительных мест. Самое сложное, пожалуй, это места для самых маленьких петербуржцев в возрасте до трех лет. Поэтому в городе разработан план создания именно таких мест, а также развития вариативных форм дошкольного образования. Это, например, популярные сегодня группы кратковременного пребывания. Мы понимаем, что не все родители хотят или нуждаются в том, чтобы оставлять детей в детском саду на весь день. Многие из них выбирают именно такие группы, поэтому их количество мы будем увеличивать.
Многие задачи, поставленные в майских указах и нацпроекте, касаются направлений работы, в которых Петербург уже активно продвигается вперед. Например, нацпроект предусматривает создание во всех регионах цифровых образовательных центров. А у нас в сентябре на Петроградской стороне открылась первая площадка Академии цифровых технологий. Это современное учреждение дополнительного образования, в котором ребята смогут овладевать инженерными и рабочими профессиями и специальностями в сфере IT, робототехники, технологий цифрового производства и экономики. Обучение проводится в специализированных и интегрированных объединениях по направлениям: программирование, робототехника (мобильная, экстремальная, летательная, плавательная), автоматическое управление (электроника, мехатроника, электронная инженерия, интернет вещей), большие данные и машинное обучение, технологии беспроводной связи, дополненная и виртуальная реальность и многим другим. В учреждении будут обучаться будущие инженеры, программисты, разработчики приложений дополненной и виртуальной реальности, электротехники, мультимедийные журналисты и другие специалисты, востребованные в цифровой экономике.
Миссия Академии, как открытого образовательного учреждения, заключается в развитии каждого ребенка и подростка, обеспечении их движения от ознакомительного курса к повышенному уровню с акцентом на более высоком уровне образования, приобретении опыта командной проектной работы, погружения в среду производства, бизнеса, общения.
Сегодня мы уже готовимся к следующему шагу. Надо сделать так, чтобы достижения науки и техники, цифровая образовательная среда, были доступны детям не только в передовых учреждениях. Петербург и дальше должен работать на опережение и двигаться быстрее, чем это предусмотрено нацпроектом «Образование». Сегодня технической и естественнонаучной деятельностью по программам дополнительного образования занимаются 18% юных петербуржцев. Это больше, чем в среднем по стране. Но если мы хотим, чтобы наш город действительно возглавил технологический прорыв России, то наукой и техническим творчеством к 2024 году должна быть охвачена, по крайней мере, треть наших детей.
— Какие проблемные аспекты Вы видите в современном петербургском образовании? На что необходимо обращать особое внимание? Где мы отстаем, в чем надо подтянуться петербургскому образованию?
— Самая большая проблема петербургской системы образования является прямым следствием успешного социально-экономического развития нашего города. Речь идет, конечно, о демографии. Как уже говорилось выше, детей в нашем городе становится с каждым годом все больше и больше, а это значит, что возрастает нагрузка на всю систему образования. Пока в Санкт-Петербурге средняя численность классов колеблется в пределах 25 – 30 детей. При этом наименее наполненные классы в школах центральных районов – в среднем 23 человека. В плотно населенных районах города, в особенности в микрорайонах интенсивной жилищной застройки наполняемость – выше, в отдельных случаях превышает 30 – 35 человек в классе. Основной механизм решения проблемы – открытие дополнительных классов в наиболее нагруженных параллелях и использование внутренних резервов школ. Разумеется, этот процесс имеет рамки – невозможно ужиматься до бесконечности, поэтому для удержания численности классов в нормативных пределах необходимо активное строительство и открытие новых школ в развивающихся районах. Аналогичная ситуация – и с детскими садами.
Со своей стороны Комитет по образованию и администрации районов готовы взять на себя все обязательства по скорейшему включению новых объектов в сеть образовательных учреждений и максимально оперативной подготовке их к открытию. Принципиальное значение при этом имеет планомерность и поэтапность ввода новых школ и детских садов, чтобы администрации районов и Комитет по образованию тоже могли планировать свою деятельность и были готовы принять каждый новый объект, дооснастить по необходимости и обеспечить кадрами в плановом, а не авральном режиме. Только тогда вопросы переполненности классов и введения второй смены даже не будут обсуждаться.
— Чему сейчас, на Ваш взгляд, в первую очередь должна учить школа?
— Мы исходим из того, что школа сегодня должна давать те знания и умения, которые человек должен будет использовать в будущем. Она не может жить вчерашним днем, она должна ориентироваться на те условия, которые будут завтра, прогнозировать, видеть перспективу. Безусловно, элемент традиционности в нашем образовании присутствует, так как есть ценности, которые не меняются со временем. Математические формулы с годами не теряют своей актуальности, равно как и жизненные формулы, описанные великими русскими писателями. Поэтому есть знания, которые дети получали и двадцать, и пятьдесят лет тому назад, но и сегодня их актуальность ничуть не снизилась.
Но в то же время развиваются новые области знаний, которых в прошлом просто не существовало, а значит нет и традиций, на которые можно было бы опереться. В изучении этих областей знаний инновационное все – и форма, и содержание. Новые подходы не только влияют на работу уже существующих образовательных учреждений – они ложатся в основу концепций школ совершенно нового типа. Таких как, например, готовящаяся к открытию Инженерно-технологическая школа № 777. Создаваемая в школе образовательная среда креативна – это интерактивное оборудование, лаборатория квантовой медицины, широкоформатные «умные классы» для предметов гуманитарного цикла, мастерские с оборудованием для фьюзинга, гончарного дела, мехатроники, робототехники, 3D-дизайна и прототипирования. Приоритетом Инженерно-технологической школы № 777 станет обеспечение многоканальной интеграции основного и дополнительного образования. Школа станет одновременно и местом серьёзной учебы, и местом свободного развития и творческой самореализации детей, а также основой инновационной системы подготовки инженеров будущего в Санкт-Петербурге.
— Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать современный учитель?
— Настоящий учитель всегда дает гораздо больше, чем заложено в школьной программе. Он помогает молодому человеку, подростку, ребенку понять себя, раскрыть лучшие человеческие качества, найти в конечном итоге свою дорогу в жизни. Учитель вкладывает в учеников частичку своей души, стремится показать им, как важны порядочность, справедливость, доверие, уважение друг к другу, любовь к родной стране.
Если говорить о личных качествах учителя, то он должен быть для детей не только наставником, но и старшим товарищем, к мнению которого прислушиваются. Ошибочно считать, что это функция исключительно классного руководителя. Ребенок может потянуться к любому учителю, который покажется ему близким по духу. Хороший педагог не оттолкнет ребенка, а пойдет с ним на контакт, поддержит, поможет мудрым советом, убережет от детских ошибок.
Каждый учитель, который хочет добиться успеха и признания в своей профессии, прежде всего, должен любить детей и свое дело. Люди, которые оказались в профессии случайно, которые не хотят развиваться, которые равнодушны к детям с их детскими проблемами, никогда не смогут стать действительно хорошими учителями.
Требований к современным учителям множество, и очень часто коллеги слышат слова: «Учитель должен», «Учитель обязан», «Учителю непременно следует», «Учителю необходимо» и так далее. Но нельзя требовать, не предлагая ничего взамен. Как минимум, труд педагога должен достойно оплачиваться. В Петербурге ситуация намного лучше, чем в большинстве регионов России – у нас зарплата педагога соответствует среднему доходу жителя благополучного мегаполиса. Но и жизнь в городе дороже, поэтому учителя должны чувствовать поддержку и словом, и делом. Так, каждый педагог может претендовать на получение премии Правительства Санкт-Петербурга – денежного поощрения лучшим учителям образовательных учреждений. Действуют, конечно, и традиционные меры социальной поддержки. Для молодых педагогов – компенсации за проезд на общественном транспорте и дополнительные надбавки к заработной плате в первые годы работы, для всех учителей – компенсации на отдых и оздоровление и особые условия приобретения жилья в рамках программы «Жилье работникам бюджетной сферы».
— Могли бы Вы поделиться с читателями журнала: каково Ваше педагогическое кредо?
— Уже много лет я работаю в управлении образованием. Поэтому и кредо, если можно так выразиться, не столько педагогическое, сколько управленческое. А звучит оно просто: «В Санкт-Петербурге нет плохих школ – есть только хорошие и очень хорошие». Это не только кредо, но и цель, к которой мы все стремимся. А способ достижения этой цели очень хорошо описывает директор Президентского физико-математического лицея № 239 Максим Пратусевич. Он говорит, что главный секрет успеха – привлечь хороших учителей и не мешать им работать. Этот метод достоин того, чтобы масштабировать его на всю систему образования.
— Уважаемая Жанна Владимировна, благодарим Вас за интересные и содержательные ответы.
Журнал «Педагогика онлайн», № 1 - 2019