В Санкт-Петербурге ЕГЭ проводится в штатном режиме с 2009 года. За это время в регионе сложилась эффективная система подготовки и проведения ГИА. Государственная итоговая аттестация – это сложный технологический процесс, в который формально вовлечено почти 50 тысяч человек – это и те, кто сдавали экзамены, и те, кто обеспечивали проведение ГИА в 2018 году.
Важным нововведением (но только в плане организации ЕГЭ) стало применение технологии печати экзаменационных материалов в аудиториях пунктов проведения экзамена и сканирования экзаменационных материалов в 100% пунктов. То есть впервые все бланки и контрольные измерительные материалы печатались непосредственно в аудиториях, и все готовые работы сканировались в пунктах проведения экзаменов. Все оборудование было подготовлено и настроено, технология прошла обкатку в прошлые годы в ходе поэтапного внедрения. Особое внимание было уделено подготовке технических специалистов для обеспечения применения новой технологии.
Как и в прошлые годы, все экзамены проходили под контролем наблюдателей, которые следили за соблюдением правил как непосредственно в ППЭ, так и с помощью систем видеонаблюдения (всего было аккредитовано 6632 общественных наблюдателя). Во всех пунктах проведения экзаменов были установлены системы онлайн-видеонаблюдения. Кроме того, камеры работали в помещениях предметных и конфликтной комиссий. Это очень важно, потому что, как показала практика, спорные ситуации, которые помогает разрешить видеозапись, порой возникают не только в ходе экзаменов, но и во время работы конфликтных комиссий.
Для управления системой видеонаблюдения действовали два Ситуационных центра: на базе Санкт-Петербургского центра оценки качества образования и информационных технологий и Педагогического колледжа № 1 им. Н.А. Некрасова.
Хочется отметить, что главная задача экзаменов – получить объективную оценку знаний выпускников. И вся система выстроена таким образом, чтобы эта задача эффективно решалась. Это касается и качества подготовки контрольных измерительных материалов, которые действительно позволяют выявлять знания ребят, и подготовки экспертов, и обеспечения мер информационной безопасности на всех этапах ЕГЭ. Эти меры исключают возможность утечки КИМов и правильных ответов.
Итоги проведения государственной итоговой аттестации в Санкт-Петербурге являются стабильными и показывают высокое качество знаний выпускников школ Санкт-Петербурга. Всего в досрочный и основной этап ЕГЭ-2018 получено 423 стобалльных результата (на 20% выше прошлого года), при этом много стобалльных результатов – традиционно по русскому языку, а в 2018 году особенно хочется отметить химию (46 стобалльных результатов, в 2017 – 12), литературу (61 максимальный результат, в 2018 – 24).
17 выпускников получили два стобалльных результата. Интересный факт: 7 выпускников получили стобалльные результаты по русскому языку и литературе, а 5 – по русскому языку и химии, информатике или физике (то есть наших выпускников одновременно можно назвать и «физиками» и «лириками»). Максимально высокие результаты ЕГЭ позволяют выпускникам Санкт-Петербурга быть конкурентоспособными и поступить в выбранный ВУЗ.
После обработки 109,5 тысяч работ участников ЕГЭ основного этапа можно отметить, что более 17 тысяч участников ЕГЭ показали высокобалльный результат (80 и более баллов) – это 15,7% результатов, то есть каждый шестой результат считается высокобалльным. Для сравнения в прошлом году таких результатов было 14% (каждый седьмой).
Каждый третий выпускник в Санкт-Петербурге имеет высокобалльный результат по русскому языку (35,5%), 100 баллов на ЕГЭ по русскому языку получили 215 человек, количество 100-бальных результатов увеличилось на 17% по сравнению с предыдущим годом. Вообще, надо отметить, языки петербургским выпускникам даются особенно хорошо. И по русскому, и по английскому, и по немецкому, и по французскому средний результат превысил 70 баллов. В целом итоги государственной итоговой аттестации в Санкт-Петербурге являются стабильно высокими.
Говоря о подготовке к государственной итоговой аттестации, важно отметить, что уже в начале учебного года были известны все «правила игры», ибо выпускники и родители не должны беспокоиться о том, что в какой-то момент нормативные документы могут измениться. Каждая школа целенаправленно отрабатывает с выпускниками и родителями Порядок проведения государственной итоговой аттестации, знакомит с правами участников ГИА и, конечно, с тем, что категорически запрещено на ЕГЭ. Ведь нарушение Порядка проведения государственной итоговой аттестации приводит к удалению участника экзамена, и лишает выпускника возможности поступить в текущем году в выбранное учебное заведение. Количество нарушений в Санкт-Петербурге каждый год сокращается: в прошлом году за весь период ЕГЭ было удалено 9 человек, а четыре года назад – 49 удалений. Но, к сожалению, и в 2018 году были удаленные – 6 человек. Причина – наличие мобильного телефона или шпаргалок.
Для наших выпускников особое значение приобретает атмосфера, которая окружает ребенка дома. Для достижения хорошего результата очень важно, чтобы родители создавали комфортную психологическую обстановку в семье, поддерживали выпускников, демонстрировали уверенность в их силах и не предъявляли своим детям завышенных требований.
Перед ребятами стоит задача достойно справиться с экзаменами, а перед нами – организаторами – сделать процесс аттестации выверенным, объективным и прозрачным.
Есть и интересные задачи, которые предстоит решать в 2019 году. Прежде всего, это проведение устного собеседования в 9 классах как допуск к государственной итоговой аттестации (в 11-х классах таким допуском к ГИА является итоговое сочинение). В 2017/2018 учебном году модель устного собеседования была апробирована в 9-х классах: осенью и весной. Главное, что при его проведении создаются комфортные условия для девятиклассников: собеседование проводится в той школе, где обучается ребенок, учителями, которые также работают в его школе.
Кроме того, Санкт-Петербург примет участие в пилотном внедрении технологии передачи экзаменационных материалов единого государственного экзамена по информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в пункты проведения экзамена. Самих участников ЕГЭ это новшество не коснется, но оно является важным для обеспечения безопасности экзаменационных материалов, упрощения доставки.
Для выпускников и родителей проводится много мероприятий, которые помогают им понять, что такое государственная итоговая аттестация. Школьникам предлагается участвовать в апробации технологии проведения ЕГЭ и тренировочных экзаменах, во Всероссийской акции «100 баллов для победы», а для родителей уже два года подряд проводится Всероссийская акция «Единый день сдачи ЕГЭ родителями», инициатором которой выступает Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.
Впервые акция прошла 7 февраля 2017 года. В тот день к ней присоединились более трех тысяч родителей из 50 регионов. В Санкт-Петербурге ЕГЭ по русскому языку вместе с родителями писали вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Владимирович Кириллов, председатель Комитета по образованию Жанна Владимировна Воробьева, трёхкратная олимпийская чемпионка Татьяна Казанкина, Герой Советского Союза Александр Ватагин, директор Президентского ФМЛ № 239 Максим Пратусевич, телеведущий Михаил Титов и другие известные петербуржцы. Поскольку акция была позитивно воспринята участниками, было решено сделать мероприятие ежегодным.
20 февраля 2018 года для родителей снова была организована пробная сдача ЕГЭ. Они смогли пройти через все процедуры экзамена, заполнить бланки, увидеть, как осуществляется контроль на госэкзамене, как печатаются и обрабатываются экзаменационные материалы, написали экзаменационную работу, составленную из заданий, аналогичных тем, что их дети выполняют на ЕГЭ. Акция призвана показать родителям, что ЕГЭ является максимально объективным и прозрачным.
В этом году мы продолжили традицию приглашать на ЕГЭ для родителей известных петербуржцев. В акции приняли участие замечательные люди нашего города: Светлана Викторовна Друговейко-Должанская – преподаватель филологического факультета СПбГУ, член Совета по русскому языку при Президенте России и член Совета по культуре речи при Губернаторе Санкт-Петербурга, член Орфографической комиссии Российской академии наук, научный руководитель портала «Грамма.ру», председатель экспертной комиссии «Тотального диктанта» в Санкт-Петербурге; Александр Абрамович Друзь – обладатель приза «Бриллиантовая сова» игры «Что? Где? Когда?» и шестикратный обладатель приза «Хрустальная сова», трёхкратный чемпион мира по спортивной версии игры «Что? Где? Когда?», автор и ведущий интеллектуальных игр и познавательных программ на различных телеканалах; протоиерей отец Михаил (Михаил Браверман) – настоятель Храма святых равноапостольных Константина и Елены на улице Доблести, заместитель Председателя отдела религиозного образования и катехизации по благочиниям Санкт-Петербургской Епархии. Отец Михаил – магистр богословия, а также является автором нескольких книг о вере, богослужении.
Итоги ЕГЭ для родителей показали, что легче всего взрослым дались задания на расстановку ударений. Сложнее оказались задания на пунктуацию. И лишь немногим удалось ответить на вопросы о двойном «Н» в причастиях. После проверки всех работ выяснилось, что каждый пятый родитель показал высокобалльный результат, получив более 80%. Большинство родителей достигли результата от 40% до 80%, и лишь несколько человек не смогли набрать минимальные для условной «аттестации» проценты. Среди абсолютных отличников 2018 года – Александр Друзь и Светлана Друговейко-Должанская, обширнейшие знания и большой жизненный опыт которых не помешали им справиться со школьным экзаменом.
Интересной оказалась оценка акции. «Боишься того, с чем ты не знаком. Чтобы не бояться экзаменов, надо их почаще сдавать, – уверен Александр Друзь. – По моему опыту, выпускники волнуются гораздо меньше, чем их родители. Если ты в школе всё время хорошо учился – тогда с волнением справишься».
Ирина Александровна АСЛАНЯН,
заместитель председателя Комитета по образованию Санкт-Петербурга
Журнал "Педагогика Онлайн", № 4 - 2018