ked intelligentnostЕлена Дмитриевна Крутецкая,
учитель химии ЧОУ «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга

Родилась в Ленинграде в 1946 г. Окончила школу № 210 Куйбышевского района г. Ленинграда. Окончила химический факультет ЛГПИ им А. И. Герцена в 1968 г. Учитель высшей категории. Учитель-методист, автор нескольких учебных пособий по химии.

— Елена Дмитриевна, когда Вы почувствовали в себе тягу к педагогике, педагогическое призвание? Как стали учителем?

— Я приняла решение стать педагогом, еще учась в школе, будучи старшеклассницей. Я училась в школе № 210 г. Ленинграда, на Невском проспекте д 14. Последние три школьных года (а у нас была политехническая школа) раз в неделю мы, школьники, проходили практику на базе химфака Герценовского пединститута в качестве химиков-лаборантов. Тогда у меня и появился интерес к химии. А одновременно – и к педагогике.

В нашей школе работала совершенно замечательный учитель химии – Александра Борисовна Резник. Очень требовательный, очень знающий педагог. Она дала нам глубокие знания по своему предмету. Поначалу, когда я выбирала педагогическую специальность, я еще не знала в точности, чему отдать предпочтение – химии или математике. В том, что я хочу быть учителем, я не сомневалась. А вот преподавателем какой именно учебной дисциплины – размышляла. С математикой у меня тоже всегда всё было хорошо. В химии меня привлекало то, что это была еще и практическая наука, красота химического эксперимента завораживала. Химия победила.

В итоге я поступила на химфак Герценовского института, где уже к тому времени знала и педагогов (ибо они с нами проводили занятия), и лаборатории. Переход из школы в вуз оказался плавным. А когда я перешла на 4 курс вуза, я начала уже работать в своей родной школе, вела одну параллель – 8 класс. У меня было свободное расписание, как у отличницы, и это позволяло совмещать учебу и работу учителем. Так началась моя педагогическая карьера в той же школе, которую я окончила.

Убеждена: шаг в профессию во многом зависит от школьного учителя, от воздействия его личности на ученика. Могу сказать, я первая в нашем роду – педагог, я не потомственный учитель. Мои родители хотели, чтобы я стала инженером. Правда, бабушка по папиной линии окончила Смольный институт. Отчасти ее можно считать педагогом, ибо многие смолянки преподавали, вели просветительскую деятельность. Не исключением была и моя бабушка. А вот потом количество педагогов в семье увеличилось. Мой муж стал педагогом под моим влиянием. Отработав четверть века на производстве, он пришел учителем труда в школу, окончил РГПИ им. А.И. Герцена, уже имея двух детей, и еще 25 лет трудился в школе. Сын и дочь тоже учились в этом вузе. Дочь и сейчас работает педагогом. И моя сестра, инженер по образованию, также работала в школе. Можно сказать, я в свою педагогическую веру обратила близких, родных людей.

— С какими трудностями Вы столкнулись на первых порах своей педагогической деятельности?

— Первое время было непросто с так называемыми организационными моментами – с дисциплиной (особенно не в старших классах, а в средних). Возрастная дистанция с моим старшим классом, когда я пришла в школу, составляла 5 лет. Мы, по сути, принадлежали к одному поколению и хорошо понимали друг друга. А я была у них, у выпускников, еще и классным руководителем.

С младшими (7 – 8 классы) поначалу было сложнее, наблюдались некоторые шероховатости дисциплинарного свойства. Подростковый возраст не случайно принято считать самым трудным. Дети, пока ты им не докажешь, что ты собой представляешь, не поверят тебе. Им важно привыкнуть к учителю, изучить его. Спустя некоторое время все налаживается. Необходимо терпение, уважение и внимание к детям.

Мы проводили со старшими ребятами в младших классах уроки занимательной химии. Эти занятия были увлекательны и для тех, и для других. Таким образом появлялся интерес к химии у разных возрастных групп. Надо сказать (об этом важно знать особенно начинающим учителям), первые годы в школе, конечно, всем бывает непросто. Это абсолютно естественная ситуация. Через сложности начального периода проходят все педагоги. Но важно не отчаиваться, работать, искать свои педагогические приемы.

— Будучи молодым педагогом, на кого Вы равнялись в профессии?

— В первые годы мне очень помогали мои учителя, опытные преподаватели школы. Они щедро делились своими педагогическими «секретами», отвечали на, наверное, очень наивные вопросы молодой учительницы. С точки зрения методики преподавания химии я продолжала равняться на свою школьную учительницу химии, о которой я уже упомянула. Передо мной на рабочем столе всегда были мои школьные тетради по химии, где каждая тема была изложена четко и исчерпывающе. Я понимала, как построить объяснение учебного материала. Действительно, мне чрезвычайно помогло, что с самого начала в моей жизни была отличная школа.

— Расскажите, пожалуйста, о современной системе образования (быть может, в сравнении с прежней, советской).

— Что касается советских времен, пожалуй, самыми продуктивными годами в образовании был период с середины 80-х до начала 90-х годов. В том числе и в моей педагогической деятельности. У меня тогда уже появился опыт. Да и само время было интересным. Были очень знающие ребята. Ученики были заинтересованы в том, чтобы у них были хорошие оценки. Действовал конкурс аттестатов при поступлении в вузы. За «красивые глаза» хорошие оценки никто не ставил, их необходимо было заработать.

Хочу отметить, что была достаточная свобода в методике преподавания предметов, планировании уроков, не было жесткого бюрократического контроля. Учитель был вправе распределять свое время так, как он считал целесообразным для учебного процесса. Я ввела зачетную систему, готовила уроки-лекции, уроки-семинары. Наиболее подготовленные ученики помогали товарищам и в рамках зачетов оценивали своих одноклассников.

Мы практиковали в то время сдвоенные уроки. Ведь за полтора часа можно успеть очень много. И ребята при такой системе готовились не к шести урокам ежедневно, а лишь к трем. Готовились старательнее, лучше, глубже. Это был верный образовательный маневр. Учебный процесс не был непосильно трудоемким, но при этом отличался планомерным характером. А система зачетов хороша в том смысле, что дает возможность своевременно обобщить знания, прежде чем переходить к следующей теме, разделу. К зачету учащиеся повторяют все пройденное, и то, что пропустили, наверстывают при подготовке к зачету. При этом последующий учебный материал усваивается намного легче. Мой основной методический опыт был наработан именно тогда.

В 1991 году я перешла на работу в институт усовершенствования учителей, продолжая вести уроки и в школе. С огромной теплотой вспоминаю Тамару Трофимовну Буровцеву, замечательного педагога, методиста, которая и пригласила меня на работу в институт усовершенствования. Тамара Трофимовна – истинный петербургский интеллигент, глубоко порядочный и высоконравственный человек (очень трудно говорить о ней в прошедшем времени). Это образец петербургского педагога. Если химия у меня – со школы, то понимание педагогики – от Тамары Трофимовны. Мало того, что она прекрасный преподаватель химии и великолепный методист, она еще и человек невероятной культуры – знаток поэзии, истории нашего города. Она проводила интереснейшие экскурсии по городу. А какими поучительными были ее лекции по истории химии, ее методические разработки! Мы с ней работали, общались на протяжении двух десятков лет. И в нашу школу, «Школу Экспресс», меня привела Тамара Трофимовна.

— Какими качествами, по Вашему мнению, должен обладать современный учитель?

— Во-первых, я назову интеллигентность как важнейшее качество учителя. Это широкое понятие. Интеллигентность учителя – это в том числе и всемерное уважение к ученику, коллегам, родителям, благожелательность в межличностных отношениях.

Второе, что должно быть безусловно присуще учителю – профессионализм в предметной области, глубокое знание своего предмета.

Третье – желание все время обновлять свои знания, постоянно учиться новому, заниматься непрерывным самообразованием. Тем более сейчас, когда все так стремительно меняется, надо успевать за новой информацией, трендами в образовательной среде. Оставаться на прежних позициях невозможно. Мы и так порой отстаем от своих учеников в цифровых технологиях.

И еще что очень важно для учителя – понимать и признавать вслух, что ты в чем-то ошибаешься. Не стесняться говорить об этом с детьми. Признание своей ошибки, наглядное исправление ее – это, помимо прочего, плодотворный воспитательный и методический прием. Для меня это всегда было в порядке вещей.

— Вы автор учебных пособий, учебников. Можно ли назвать Вас учителем-новатором?

— Наверное, можно. Хотя я само слово это не люблю. Так же, как не люблю термин «педагогические технологии». Ибо слово «технология» это что-то «механическое», предполагает некую жесткую последовательность приемов. Убеждена, педагогическая технология не может быть жестко структурированной и единой для всех. Все разное – классы, люди, учителя. Важно иметь в виду следующее: любой опыт учителя-новатора необходимо пропускать через себя, адаптировать к конкретным условиям. Педагогика, урок – это всегда творчество. Урок – это процесс, идущий всегда от конкретного учителя к конкретному ученику в конкретных обстоятельствах.

— «Школа Экспресс» славится своим дистанционным обучением. Есть ли сложности при таком обучении с преподаванием химии?

— Конечно, преподавание химии дистанционно отличается особой спецификой. У ученика ведь должно возникнуть «ощущение вещества». Поэтому мы все равно стараемся в нашей школе делать опыты в реальной обстановке. Дети должны видеть, как на самом деле все происходит. Но сейчас, надо сказать, в цифровом пространстве созданы удивительные видеоматериалы по химии, замечательные учебные видео-опыты. Их очень много, хорошего качества. Мы их просматриваем с учениками. У нас в школе накоплена большая база таких видео-опытов. Это важный материал – виртуальный химический практикум.

Но одно дело – посмотреть, другое дело – проанализировать, описать, сделать выводы. Поэтому мы с учащимися выполняем курс практических работ – с анализом, описанием, заполнением таблиц.

— Есть такая извечная педагогическая коллизия – учительское «надо» и ученическое «могу». Как вы ее разрешаете в своей повседневной работе?

— По-разному. Учитель должен понимать, что ученику надо. Конечно, в рамках стандарта, не ниже стандарта. Индивидуальный подход, который мы исповедуем в нашей школе, помогает нам понимать каждого ребенка. Важно, чтобы каждая оценка была заслуженной. И даже маленький успех самого что ни есть отстающего ученика должен восприниматься и им, и педагогом как победа. Ученику надо расти от успеха к успеху, преодолевая себя. Для меня в учебном процессе нет разницы между отличником и отстающим.

Я задалась вопросом (в прошлом году исполнилось 50 лет моей педагогической деятельности): я столько лет преподаю химию, которая в своих основах не изменилась, преподаю, по сути, одно и тоже, но почему-то мне это нисколько не надоело. Почему? Ведь должно было очень надоесть. И я догадалась, что дело не в том, что ты объясняешь учащимся. Всё дело – в реакции ученика, который вдруг понял суть темы, формулы. И у ученика восторженно загораются глаза. Ученик усвоил, дошел, понял, ему становится интересно. И он поистине счастлив от этого своего понимания. Я как учитель при этом испытываю настоящее педагогическое удовлетворение. Педагогическое счастье. Это наш общий успех с учеником. И это, конечно, никогда не может надоесть. Напротив, воодушевляет. Дает силы. Успехи детей – главная радость в жизни педагога. Прекрасно, когда тебе удается раскрыть способности ребенка, научить его учиться.

— Какой сейчас, на Ваш взгляд, должна быть химия в школе?

— Я последнее время интересуюсь, как преподают химию в школах других стран – в Англии, Австрии, Испании, Финляндии. Зарубежные программы по школьной химии существенно отличаются от российских. Абсолютно разный подход – у нас и у них.

В Финляндии учебники по химии очень красочные. Химия у них практикоориентированная. Это главное отличие. Там нет систематических знаний, они там «клиповые». И очень много химического эксперимента. А у нас систематический курс очень перегружен теоретическими знаниями. У них систематический курс – в последних классах школы, когда ученик выбирает тот или иной предмет, отрасль знания для будущей своей профессии.

Я считаю, что для общего развития, для жизни практикоориентированных знаний вполне достаточно. Систематический курс химии должен быть в школах с углубленным изучением химии. Такие школы у нас есть, и там хороший уровень химического образования. В обычных школах должна преподаваться химия «для жизни». Надо строить обучение по предметам (особенно химии, физике) так, чтобы дети чувствовали пользу от знания этих предметов в повседневной жизни.

— Какими Вам кажутся современные ученики, современные дети?

— Наши дети и внуки оказались в непростой ситуации. Мы за ними не успеваем, учебники за ними не успевают – за их жизненными потребностями и за их компьютерными способностями. При этом хочу отметить, что жизнь стала куда более поверхностной, чем она была раньше, к примеру, три десятилетия назад. Вглубь человек не успевает окунуться. А мы стараемся упрочить, углубить фундаментальность образования. Дети же порой не видят необходимости в таком образовании в современную эпоху.

При этом принципиальной, сущностной разницы между учениками советской поры и современными детьми я не вижу. В глубинном, человеческом, нравственном понимании. Общечеловеческие ценности вечны. Доброта остается добротой. Желание понять человека остается желанием понять человека. Какой бы компьютер не стоял между нами, когда ты хочешь понять человека, ты понимаешь, что «Гугл» здесь не поможет.

Страшно потерять молодое поколение. Печально, что для них потребность живого общения чрезвычайно снижена. Они живут в своих гаджетах, каждый в своем «уголке». Они находятся в одной комнате и не видят друг друга. Вот это страшно. Они лишили себя роскоши человеческого общения. Они не понимают, что это воистину роскошь – живое человеческое эмоциональное общение. И меня это тревожит.

— Что бы Вы сказали себе молодой, себе – молодому учителю – сейчас, из сегодняшнего дня?

— У меня никогда не было мысли о том, что я поступила неправильно, выбрав профессию учителя. Я бы сказала себе молодой: живи, работай, учись – и все будет хорошо. Выбранная мной профессиональная дорога – правильная, верная.

— Вы счастливый человек?

— Я думаю, да, я счастливый человек.

Интервьюер – А.Н. Бузулукский, заместитель главного редактора журнала «Педагогика онлайн»

Журнал «Педагогика онлайн» № 4, 2018

 

Директор ЧОУ «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга, кандидат педагогических наук Ольга Дмитриевна Владимирская - о роли своего сына в создании школы-экстерната, об успехах, педагогических принципах и цифровых технологиях в «Школе Экспресс», о новых спецпроектах для учеников и учителе, по-настоящему влюблённом в свою работу.

VOD PO4 2018

— Ольга Дмитриевна, расскажите, пожалуйста, читателям нашего журнала о «Школе Экспресс» Санкт-Петербурга, ее учителях и, в частности, о Елене Дмитриевне Крутецкой. Как возникла идея создания Вашей школы, какие педагогические ожидания и чаяния способствовали этому?

— Еще на первых порах своей педагогической деятельности я начала задумываться над тем, что есть дети, которые чувствуют себя неуютно в рамках традиционной школы, которым в коллективе сложно. Они зачастую увлечены каким-то своим делом (искусством, спортом) и отдаются ему целиком и полностью в ущерб школьному учебному процессу. Хотя они и способны учиться хорошо. Но, уделяя много внимания дополнительному образованию, своим интересам, они, в результате, начинают отставать по школьным предметам, замыкаются в себе. Мне захотелось создать школу именно для таких детей, для которых важен индивидуальный подход и комфортная, вдохновляющая среда для обучения и развития.

Судьба распорядилась так, что я работала в небольшой гарнизонной школе, где все было на виду. Были маленькие классы, не более 15 – 20 человек. С детьми можно было работать практически индивидуально. И результаты такой работы были весьма высокими. При этом в школе на должном уровне была организована и воспитательная работа. Учитывались педагогические, психологические, возрастные особенности и способности каждого ребенка. Педагогу в такой школе также было интересно и комфортно. До каждого ученика мог дойти каждый учитель. Это важное педагогическое кредо вдохновило меня на создание своей школы.

Кроме того, положительную роль сыграл и опыт воспитания и обучения моего собственного сына. Сызмальства он увлекся железнодорожным транспортом, хотел стать железнодорожником. Занимался на Малой Октябрьской железной дороге с 4 по 9 класс. Проходил там серьезное обучение, по сути, жил там. Он возвращался из школы, быстро делал уроки и бежал туда, куда тянуло его, к своей железной дороге, наставникам, друзьям. Будучи старшеклассником, он учился в школе-вузе, в специальном классе при ЛИИЖТ (теперь – Петербургский госуниверситет путей сообщения). Вместе со своими товарищами. Все они окончили разные факультеты ЛИИЖТ. Дружат до сих пор (а им уже по 45 лет). У них жизнь сложилась хорошо. Надо сказать, школа-вуз была правильным направлением. Я в моем сыне видела наглядный пример увлеченности будущей профессией.

В 1992 году вышел новый закон об образовании, где экстернат предлагался как форма получения образования. В постсоветской России таких школ еще не было. Меня данное нововведение чрезвычайно заинтересовало, и я стала изучать этот вопрос. Сделала диссертационное исследование – «Социально-педагогические условия организации экстерната как образовательного учреждения». Моя диссертация легла в основу экспериментальной работы и положила начало деятельности нашей школы. Я помню, как директора петербургских школ рекомендовали наше только что открывшееся образовательное учреждение некоторым своим учащимся, нуждающимся в индивидуальном маршруте обучения.

Школа быстро встала на ноги, окрепла, приобрела вес в образовательном пространстве города. Дело в том, что учитель, который трудится в классно-урочной системе, не в состоянии сделать так, чтобы всем или хотя бы большинству учащихся в классе предоставить возможность индивидуального педагогического сопровождения. А мы именно на это были нацелены изначально. У нас нет классно-урочной системы. Мы сразу предлагаем ребенку индивидуальный образовательный маршрут. В разные годы мы по-разному это делали, были различные подходы, поскольку менялась нормативная база.

Подчеркну: для нас ключевым, руководящим документом является федеральный образовательный стандарт. Мы не вправе давать ребенку образование ниже этого стандарта. Но главный наш педагогический принцип – индивидуальный подход к ученику, персонификация образования. Повторю: именно из этого постулата и родилась наша школа. И мы увидели, насколько это эффективно. Причем для всех детей. И в первую очередь для тех, кто только так, следуя по индивидуальному маршруту, и может добиваться успехов в учебе. Жизненно важно в педагогике учитывать потребности каждого ребенка.

— Ольга Дмитриевна, каковы успехи «Школы Экспресс»? Назовите некоторые из них.

— Нам, действительно, есть чем гордиться. Главный наш успех – в этом году состоялся уже 21 выпуск школы. Мы побеждали на многих международных и всероссийских педагогических конкурсах. Нашу идею индивидуального сопровождения учащихся поддержали преподаватели из различных регионов нашей страны. Мы охотно делимся своим педагогическим опытом с коллегами.

— Какие задачи стоят перед «Школой Экспресс» в настоящее время?

— Многие наши воспитанники, подавляющее большинство, знают, чем будут заниматься в будущем, в какой профессиональной сфере будут строить свою карьеру. Многие дети серьезно занимаются различными видами искусства. Много у нас спортсменов. Мы создаем индивидуальный график учебного процесса для каждого ребенка. Но всякий ученик должен освоить государственные образовательные стандарты.

Дети и родители с пониманием относятся к нашим требованиям. При всех блестящих победах на хоккейной площадке ученику необходимо пройти полный курс по обязательным программам обучения. Во главе угла учебного процесса нашей школы – образовательный стандарт. Конечно, мы учитываем творческую занятость ребенка – гастроли, соревнования. Ребенок, находясь в любой точке земного шара, может продолжать учебу дистанционно.

— Ваша школа славится именно своим дистанционным обучением.

— Да, дистанционное обучение – это наш конек. Мы постоянно развиваем главный наш методический, образовательный инструмент – «Школу дистанционного обучения». Это то, что отличает нас от остальных образовательных учреждений. Мы не просто посылаем по электронной почте задания учащимся. Наша дистанционная школа работает на единой компьютерной платформе MOODLE. Она позволяет ребенку любого возраста в любом уголке планеты учиться качественно. В настоящее время ученики «Школы Экспресс» проживают в более чем 20 странах мира – в Канаде, Австралии, Казахстане, Турции, Индии и др.

— Считаете ли Вы необходимым развитие у Ваших учащихся социальных навыков, так называемых Soft skills?

— Безусловно. Новые стандарты подразумевают и ведение исследовательской деятельности, и проектную работу, и умение трудиться в команде. Почему для нас это в особенности важно? Развитием социальных навыков мы, по сути, нивелируем некоторые издержки индивидуального обучения наших ребят, стараемся добиваться баланса в развитии их индивидуальных и коллективистских качеств. Мы стараемся, чтобы наш ученик не был все время один.

Мы стали внедрять специальные программы, приемы по формированию коммуникативных навыков, командного подхода, лидерских качеств. Причем с активным использованием все тех же цифровых технологий. В этом учебном году мы открываем новый проект – «Дни школы», в рамках которых будут проходить различные мастер-классы и иные образовательные групповые мероприятия. Soft Skills чрезвычайно важны для будущей карьеры каждого выпускника. Мы хотим, чтобы наши дети умели излагать свои мысли и письменно, и в живом общении. Дети, например, любят нашу игру – «Расскажи о своем вчерашнем дне в 5 предложениях». Мы, разумеется, будем продолжать работать в этом направлении.

— Какими компетенциями должен обладать учитель в Вашей школе?

— У нас сформировался замечательный, стабильный педагогический коллектив. Специфика обучения в нашей школе диктует особый характер подготовленности педагогов. Каковы наши основные требования к учителям? Как одно из главных я бы назвала – умение переключаться в рабочем процессе в зависимости от уровня знаний того или иного ученика. Учитель призван одинаково продуктивно строить свой диалог как с отличником, так и с отстающим учащимся. Умение переключаться, умение не раздражаться, умение работать с каждым – это показатель профессионального мастерства педагога.

Нам важно, чтобы каждый ребенок учился добросовестно и демонстрировал успехи. Чтобы у каждого был образовательный рост. Нам важно, чтобы учитель работал на победу с любым учеником. Нам ценен учитель, который очень хорошо понимает детей, который терпим и терпелив. Ведь педагогика – это терпение. Как правило, ученики, которых понимает учитель, начинают прилагать усилия в учебе, начинают лучше учиться, стараться, становятся прилежными.

— «Школа Экспресс» – образовательное учреждение с дистанционным обучением. Вероятно, Ваши педагоги должны обладать компьютерными технологиями на достаточно высоком уровне?

— Да, конечно. Компьютерными технологиями современный учитель обязан владеть. Мы проводим соответствующие занятия с нашими педагогами по повышению их компьютерной грамотности, по освоению новых цифровых форматов обучения. Новые компьютерные программы, гаджеты, мобильные приложения помогают нашим учителям в дистанционной образовательной работе.

— Ольга Дмитриевна, расскажите, пожалуйста, о Елене Дмитриевне Крутецкой, учителе химии «Школы Экспресс» – героине нашей рубрики «Петербургский учитель». О ее педагогических принципах, талантах, вкладе в успешное развитие школы.

— С Еленой Дмитриевной мы знакомы очень давно. Мы с ней работали в Академии постдипломного педагогического образования. Я – на кафедре педагогики, а Елена Дмитриевна – на кафедре химии. Она была ведущим методистом в нашем городе. Но главный ее талант – она учитель.

krutetskayaПоначалу Елена Дмитриевна достаточно скептически восприняла идею школы с индивидуальным образовательным маршрутом. Она не сразу приняла мое предложение перейти в нашу школу, изучала некоторое время ее работу со стороны. Но все-таки стала у нас работать. На первом этапе она неохотно соглашалась с дистанционными уроками химии, считала, что такие уроки должны проходить при непосредственном взаимодействии учителя и учеников в школьной аудитории. Однако вскоре и Елена Дмитриевна, и все мы убедились, что благодаря компьютерным технологиям, посредством интернета сейчас можно показать любой опыт дистанционно и по химии, и по физике (я сама учитель физики). Если ученик, к примеру, находится в Канаде, единственный способ обучения – дистанционный.

Хочу заметить, что школьный курс химии в нашей «Школе дистанционного обучения» я считаю эталонным. И заслуга в этом – Елены Дмитриевны Крутецкой. Она создала и практические занятия, и лекции, и тесты. Можно сказать, Елена Дмитриевна вжилась в эту дистанционную систему. Это удивительный пример самообразования учителя, поиска новых форм. Ее уроки химии – интересны, гармоничны. Она автор нескольких учебников и учебных пособий по химии, в том числе для поступающих в вузы. Эти учебные книги издаются и переиздаются.

Елена Дмитриевна по-настоящему влюблена в свой предмет. Она чрезвычайно доброжелательно относится и к детям, и к коллегам. Елену Дмитриевну можно смело отнести к представителям петербургской, ленинградской интеллигенции. Мы с Еленой Дмитриевной с детских лет жили в одном районе Ленинграда, в одно время окончили Герценовский университет. Вся ее жизнь – это работа в школе, работа с детьми, педагогическое подвижничество.

Ленинградских, петербургских учителей видно сразу. Елена Дмитриевна – человек разнообразных интересов, с богатейшим культурным кругозором. Она много читает, ходит в театры, активно путешествует. Учитель воспитывает своей личностью. Это – как раз о Елене Дмитриевне Крутецкой. 

Интервьюер – А.Н. Бузулукский, заместитель главного редактора журнала «Педагогика онлайн»

Журнал «Педагогика онлайн» № 4, 2018

Елена Германовна Паскевич,
учитель истории и обществознания первой квалификационной категории
 
«Почему я работаю в НОУ "Экспресс"?» Честно говоря, ответить на этот вопрос не представляет особых затруднений. 
 
Прежде всего, я здесь работаю, потому что мне нравится организация учебного процесса. Очень интересно работать в такой форме, иметь дело с мотивированными и разносторонними учащимися.Это не просто работа, заставляющая больше задумываться о различных методических приёмах, а еще и общение с учениками, каждый из которых по-своему уникален. 
 
Мне нравится получать возможность для своего профессионального роста, в частности, работая в Школе дистанционного обучения. И ещё мне очень дорога атмосфера, царящая здесь, и уникальная возможность общения с коллегами, которые являются прекрасными разносторонними людьми и отличными специалистами. Здесь ценится профессионализм, причём на всех уровнях. 
 
Вот почему каждый раз, идя на работу, я ощущаю радость, а покидая школу после отработанного дня – чувство удовлетворения!
 

altОлег,
системный администратор
 
Мне нравится здесь работать. Почему? Попробую сформулировать, что отличает мою работу в школе «Экспресс» от других мест. 
 
Плюсы для меня: 
 
- Все сотрудники ощущаются одной командой, где каждый старается внести свой вклад в наши общие цели. Ведь неравнодушное отношение к работе – это очень важно. 
- Фактически нет конфликтов внутри коллектива, нет «работы локтями» и карьерной гонки. 
- Каждый, вне зависимости от своей текущей нагрузки, готов помочь. 
Такая атмосфера «большой семьи» помогает в работе, а минимальное количествово стрессов очень благотворно влияет на общую атмосферу в коллективе и взаимоотношения с экстернами. 
- Собран замечательный коллектив, где каждый человек находится на своём месте и работает не от звонка до звонка, а с полной отдачей, понимая, зачем он это делает. 
Именно так это было создано и по сей день поддерживается руководством.
- Свобода для творчества. 
Если в другой организации ты чувствуешь себя винтиком, который максимально унифицируется для максимально быстрой и безболезненной замены, то здесь я чувствую себя творцом, человеком, от которого напрямую зависит эффективность работы школы. Хотя, тут есть и минус для меня – знания по моим профессиональным областям (администрирование серверов под Unix и т.д.) недостаточно востребованы.
- Нацеленность на качество. 
Я работал и в коммерческих фирмах (где эффективность оценивается суммой заработанных тобой для этой фирмы денег), и в гос. учреждениях (где эффективность оценивается количеством отчётов по потраченным (освоенным) средствам), поэтому, когда я пришёл работать в частную школу - экстернат и услышал от директора о приоритете качества, эти слова во мне не нашли полного понимания. Это вызвало у меня если не отторжение, то скепсис, т. к. я считал такие цели неэффективными для успеха негосударственной школы. Снижение издержек и увеличение числа клиентов – вот что я выносил на первый план тогда. 
 
А потом я задумался, вы посмотрите ВОКРУГ! 

Ольга Александровна Борисова,
координатор Школы дистанционного обучения, учитель английского языка высшей квалификационной категории, Почетный работник общего образования Российской Федерации
 
Почему я работаю в школе - экстернате «Экспресс»? В жизни бывают такие моменты, когда раз – и что-то меняешь. В моей педагогической жизни это было в пятый раз, но где бы я ни работала, – это всегда были дети. Не могу себя представить без детских глаз, без уроков, без общения. Наверное, мне было бы очень тяжело работать в нашей школе, если бы не было уроков, но, к счастью, у меня они есть. Всем учащимся, да и мне тоже, очень повезло, что наши уроки проходят в прекрасно оборудованном классе: мульдимедийная доска, персональные компьютеры, доступ в интернет. Об этом мечтают многие учителя! И самое главное – возможность работать на уроке по уникальным учебникам, разработанным одним из ведущих издательств Великобритании, оснащенных и электронным учебником, и СD с различными заданиями для закрепления пройденного материала, и СD с аудиотекстами. Учись и получай удовольствие! А еще очень важное, что у ребят есть возможность общаться друг с другом, ведь уроки проходят 2 раза в неделю. И я вижу, с какой радостью они встречаются.
 
Что еще есть в нашей школе особенное? Это то, что ты можешь общаться с учениками дистанционно, по скайпу. Когда я в первый раз принимала экзамен по скайпу, то волновалась так, как будто меня запускают в космос (хотя до этого я много раз общалась со своими друзьями). Не знаю, кто больше получил удовольствие от того первого экзамена, я или мой ученик. И хотя сейчас это стало для меня привычным делом, к этим дистанционным встречам я всегда отношусь с особой ответственностью. Ведь какими бы «продвинутыми» наши дети не были, они все равно остаются детьми и им тоже, думаю, страшно «там», по ту сторону компьютера. Ситуация учитель – ученик для последнего всегда напряженная, и надо создать такую атмосферу общения, чтобы учащемуся, находящемуся за сотни километров, было комфортно, и ему бы хотелось продолжать получать образование именно в этой школе.
 
В-третьих, я повторюсь, но думаю, это прозвучит во всех ответах. В школе - экстернате «Экспресс» потрясающие учителя! Интеллигентные, творческие (или, как сейчас принято говорить, – креативные), вдумчивые, увлеченные! Благодарю судьбу, что позволила мне познакомиться с такими коллегами!
 

Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте

Подписаться на новости школы