

- Те, который проводит Комитет по культуре. Например, международные юношеские конкурсы имени Г. С. Свиридова, «Юный пианист» и имени С. В. Рахманинова. Потому что там сильное жюри: в него входят представители как петербургской Консерватории, так и специалисты из Москвы.
- Один из последних конкурсов, в котором ты принимал участие - «Ре-лиго» - какое значение для тебя имеет?
- Любой конкурс имеет свое значение, один сложнее, другой проще. На конкурсах «более легких» есть возможность обыграть программу, попробовать свои силы и выявить недочеты. Вот этот конкурс в данном случае в большей степени, чтобы потренироваться! В нынешнем учебном году, например, в марте будет довольно сложный городской конкурс «Юный пианист».
- Да, интересный способ подготовки к ответственному выступлению. Виталий, но если говорить о выборе инструмента, игрой на фортепиано сегодня никого не удивишь. То ли дело орган – штука, можно сказать, экзотическая. Почему ты выбрал именно эти музыкальные инструменты?
- Из-за их звучания. Орган отличается разнообразием регистров, особенно хорошо на нем исполнять Баха. На фортепиано хорошо идут романтические произведения.
- Ты участвовал в различных концертах и фестивалях органной музыки. А где, по-твоему, орган звучит лучше всего?
- В церкви: там прекрасная акустика. Сколько мы в Эстонии храмов ни объездили – везде был просто отличный звук! Нас специально возили туда, чтобы мы поиграли побольше на различных механических органах, потому что у электронного, конечно, звучание уже не то.
- Да, например, в Санкт-Петербургском государственном университете, в Консерватотории (Зал Глазунова). Но акустика лучше всё-таки в церкви. А в школе мы репетируем на электронном органе.
- Судя по всему, музыка для тебя – это уже не просто хобби, а профессиональное предпочтение?
- Да. Я начал заниматься фортепиано с пяти лет, и где-то к 5 классу понял, что это серьёзно. Тогда же возник и интерес к органу.
- Это был твой самостоятельный выбор или кто-то в семье музыкант и это повлияло?
- Мама занималась фортепиано, папа – скрипкой. Но они учились не профессионально, а только для себя.
- А ты планируешь поступать именно в музыкальный вуз?
- Да, сначала в училище при Консерватории, затем – в Консерваторию. Сразу на два отделения – фоно и орган.
- Так можно?
- Да, если успеваешь учиться и там, и там.
- Какие твои любимые композиторы?
- Сергей Рахманинов, Иоганн Себастьян Бах. Очень нравятся произведения Анатолия Лядова. А ещё Ференц Лист – он виртуоз, и Людвиг ванн Бетховен с его сложными сонатами.
- Как музыка влияет на твою жизнь, на убеждения? Что она вообще тебе даёт?
- Когда занимаешься – душа отдыхает. Но, правда, это только когда произведение уже хорошо готово, а пока разучиваешь, надо реально работать.
- Часа 3-4.
- Этого достаточно?
- Вполне. Я не вижу смысла в том, чтобы сидеть по 5-6 часов, как многие делают. Я люблю качественно сделать дело, а не сидеть подолгу. Но в обычной школе времени на музыку не хватало. Часто приходилось вместо 3 часов заниматься только 1 час, пока переделаешь всё, что задано на дом. В прошлом году перед экзаменом так тянулось месяца три подряд. Слава Богу, что по музыке у меня тогда никаких мероприятий не было.
- И тогда ты решил, что всё, баста, надо что-то делать?
- Да, а родители подсказали, что надо искать что-то типа экстерната, и вот нашли школу «Экспресс».
- Сейчас ты каждый день занимаешься учёбой?
- Да, конечно. Бывает больше, бывает меньше или поровну с музыкой.
- У каждого экстерна свой подход к изучению предметов, наиболее удобный или эффективный лично для него. У тебя есть какие-то свои схемы?
- Да ничего особенного. Беру по одному предмету, как закончу – сразу перехожу к следующему.
- Ты можешь назвать себя самодисциплинированным?
- Нет.
- То есть, сподвигнуть себя на те или иные занятия, особенно, если это делать не хочется, достаточно сложно?
- Пожалуй, да.
- И всё же, очевидно, что это получается, да и твой послужной список говорит сам за себя. Как ты этого достигаешь?
- Что-то мама помогает, спасибо ей за это огромное, что-то сам – так и получается. Я знаю, что это надо делать, и делаю. И хочу поблагодарить, конечно же, своих педагогов, которые меня учат, поддерживают во всём.
- Полдня учёба, полдня музыка… На другие увлечения, наверное, уже и времени не остаётся?
- Да нет, остаётся. Я очень люблю ходить в театры, особенно, в оперу. Мои любимые театры – Мариинский, Михайловский.
- Какие спектакли особенно запомнились?
- Больше всего мне понравились «Травиата» и «Аида». Там очень красивая музыка, запоминающиеся арии. Во многих операх нет таких шикарных вокальных соло. А ещё я с детства увлекаюсь рыбалкой. Мы с другом на даче помешаны на этом деле, практически каждый день ходим на Суходольское озеро – это озёрно-речная система Вуоксы. Ловим на донки, на жерлицы, сетями, спиннингом. Рыбачим зимой и летом.
- Какая рыба у вас там водится?
- Судак, лещ. В этом году большие попадались.
- Ох, и знатная, наверное, уха получается?
- Да, но мы не только уху варим, также коптим, солим. Много вялили в этом году.
- В-общем, жизнь у тебя, Виталий, сейчас бьёт ключом. А какой ты видишь её лет, так скажем, через 10?
- Я не знаю, как жизнь сложится – бывает всё по-разному. Если пригласят, поеду работать за границу. Хочу там преподавать музыку по обоим моим направлениям.
- А выступать с концертами не хочется?
- Нет, концертная деятельность мне не так интересна. Я больше склоняюсь к педагогике. Хотя загадывать еще рано, надо еще много учиться! Как говорится: «Поживем – увидим!!!»
- Что ж, удачи тебе и больших творческих достижений!
- Спасибо.
Беседовала Надежда Костырева
Фото: из личного архива Виталия Синельникова.