Музыкой увлекаются многие ученики школы «Экспресс», и большинство – на самом серьёзном уровне, планируя связать с этим искусством свою профессиональную деятельность. Но все они не похожи друг на друга, как разноцветные камешки в калейдоскопе. Сегодняшний разговор с ещё одной нашей ученицей – очередное тому подтверждение. Энергичная и неизменно жизнерадостная Юлианна Погосян играет на разных инструментах, поёт сразу в нескольких популярных музыкальных направлениях и мечтает собирать тысячи поклонников на своих концертах.
– Первое выступление состоялось в апреле 2013 года в клубе «Sound Hall», это сеть баров-караоке в Нижнем Новгороде. Владелец клуба сам предложил устроить концерт. Я пела и играла на гитаре, пианино и маленькой гитарке укулеле. В некоторых песнях папа аккомпанировал мне на пианино, он музыкант. Пришли все мои друзья, было очень классно! Второй сольный концерт, он же – первый на большой сцене, состоялся в декабре 2013 года и был посвящен 25-летию моей музыкальной школы (Детская школа искусств № 18 г. Нижнего Новгорода. – Прим. ред.). Моя учительница уже давно хотела организовать такое выступление, но когда она мне сообщила в сентябре, что на декабрь в школе запланирован концерт, для меня это всё равно оказалось неожиданно, хоть и очень приятно.
– Как всё прошло?
– Очень хорошо! Я думала, что буду волноваться, ведь это нормально, когда ты выходишь на сцену. А тут я прямо не знаю, что это такое было: вышла – и не хочется уходить, даже чтобы переодеться. Потому что это такое наслаждение – ты стоишь и поёшь! Я там, действительно, как у себя дома. У меня очень хорошие отношения с учителями, поэтому я хоть и закончила там учиться, периодически хожу туда на занятия вокалом. Иногда даже помогаю учительнице работать с совсем маленькими детками, подсказываю им распевки разные и как дыхание ставить.
– Где тебе больше понравилось выступать – в клубе или на более «академической» сцене в школе?
– Везде есть свои плюсы. Когда поёшь в клубе, то обстановка более спокойная, не тратишь силы на иногда бессмысленные передвижения по сцене, а просто спокойно сидишь или стоишь. А когда это большая сцена, там нужно занимать пространство, нужно как-то двигаться, больше энергии уходит. Но мне это и нравится, я думаю. Если нужен опыт, то я бы выбрала сцену, конечно. Ну а публика – она везде одинаковая.
– Ты выступаешь под творческим псевдонимом Ericka Janes. Как он появился?
– Псевдоним – это имена членов моей семьи. Ericka - от моего папы (Эрик), Janes – моя сестра – Женя (я сделала «фамилию» из ее имени). Там есть еще второе имя – Ann – потому что мою маму зовут Анна. Полный псевдоним – Ericka Ann Janes.
– Как интересно! А как давно ты занимаешься музыкой?
– Уже лет 13. Изначально я пошла в музыкалку как скрипачка, и в 2011 году окончила струнно-смычковое отделение по классу скрипки и вокально-эстрадное отделение с красными дипломами. Как-то так получилось… (смеется). По правилам, на каком бы инструменте, кроме фортепиано, вы бы ни играли, вы всё равно должны заниматься фортепиано хотя бы раз в неделю. Это является общим для всех. Обычно скрипачи не очень его любят, а я, наоборот, фанатка, это вообще, наверное, самый любимый мой инструмент. Поэтому и на экзамене настояла, чтобы играть более сложные вещи – то, что сдают ученики, которые учатся на фортепианном отделении. И потом я ещё на гитаре научилась играть. Мне мама базовые аккорды показывала, а дальше я как-то сама.
– А укулеле?
– Укулеле мне в прошлом году сестра подарила на день рождения. С тех пор я на ней и играю. Но в основном у меня вокал и подыгрывание себе либо на гитаре, либо на пианино. На скрипке я сейчас не играю, так как она сломалась.
– А с эстрадным вокалом сразу определилась?
– Нет, сначала я была на академическом отделении, там мне голос нормально поставили, а потом я перевелась на эстрадный вокал, потому что эстрада у меня перебивала оперу. Но с оперным вокалом я все равно не расстаюсь. Если в музыкалке бывают большие хоровые концерты, то учительница меня приглашает, и если у меня есть свободное время, я иду с ними репетирую и потом выступаю.
– У меня родители музыканты, так что другого выбора у меня и не было в принципе!
– Ну, не скажи, ведь не всегда дети идут по стопам своих родителей…
– Я просто выросла в этой атмосфере, они все время поют, и для меня это было естественно. Папа окончил музыкальное училище как гобоист, но играет вообще на всём и поёт очень-очень классно. А мама пишет песни, поёт, играет на пианино и на гитаре, хоть она и режиссёр по образованию. Вся профессиональная деятельность родителей связана с музыкой.
– Что ты чувствуешь, когда занимаешься музыкой, поёшь?
– Тепло, чувство, что больше ничего не надо. Я даже не знаю, как объяснить, если честно… В этом есть «что-то», которое тут (показывает на сердце. – Прим. ред.) дёргает прямо всё. Наверное, это называется счастье.
– Какие из направлений, которые ты исполняешь – поп-рок, кантри, регги и т. д… – тебе нравятся больше всего?
– Мой самый любимый жанр – поп-панк-рок. Это такой лёгкий рок, не тот, где рычат на низких тонах, а такой: вроде бы это поп, но всё-таки в рок уходящий.
– Для примера, из известных исполнителей кто в этом жанре поёт?
– Ну, например, есть такая певица Деми Ловато. Она, когда была в моём возрасте, лет 16-ти, пела как раз поп-рок. Сейчас она больше в стиле R’n’B исполняет. Потом есть очень классная австралийская группа «5 Seconds of Summer» – «Пять секунд лета». Это молодые люди лет 17-19, которые сами пишут песни в таком направлении. Ещё ирландцы «The Script», у них более «взрослый» поп-рок, но тем не менее, это одна из моих любимых групп.
– А ты пишешь сама или поешь песни других исполнителей?
– И то, и другое. С самого начала это, в основном, были каверы на чьи-то песни. А позже я начала писать песни, старалась сразу на английском. Раньше у меня очень смешно выходило, так как я через переводчик это всё делала, и сейчас, когда я смотрю в эти тетрадки, думаю: «Господи, какой ужас! Такая грамматика!» Сейчас уже лучше, так как я сама на английском пишу.
– А почему сразу на английском?
– Близок мне этот язык очень-очень. Петь на нём мне удобнее и больше нравится. Он лучше распевается.
– Какая твоя любимая песня или песни из своего и из чужого творчества?
– О-о-о… Хороший вопрос! Из чужого: песня «Try Hard» у «5 Seconds of Summer». А из своих есть одна песня у меня, называется «Notice Me» – «Заметь меня». Песня обращена к музыканту, члену одной британской группы, и я хочу, чтобы этот человек меня заметил через моё творчество. Было бы очень интересно пообщаться, устроить что-нибудь совместное. Я посвятила ему две песни.
– Ты отлично поёшь. Не хотела бы поучаствовать в шоу «Голос» на Первом канале или в другом похожем?
– Я думала об этом, но, во-первых, там можно только с 17 лет, а, во-вторых, я не люблю конкурсы и не очень-то подхожу для них, так как пою только то, что мне интересно. Мне говорили, что с этим надо бороться, но я так не думаю.
– Ляна, давай немного отвлечёмся от творчества. Как давно ты учишься экстерном?
– С 8 класса, уже четыре года.
– Это всё связано с моей музыкальной школой, потому что, когда я была в 8 классе общеобразовательной, я была в 7, то есть в последнем, завершающем, в музыкалке. И чтобы мне нормально закончить музыкальную школу, мне нужно было не ходить в обычную, иначе всё время получалось так: то там плохо, то там. И в последний год обучения в школе искусств я решила, что надо закончить её на красные дипломы. Что я, зря в неё ходила столько лет? Поэтому и решили перейти в экстернат.
– Но причина перехода уже давно отпала. Почему ты решила не возвращаться к обычной форме обучения?
– По-моему, ходить в школу – это пустая трата времени. Мои лучшие друзья всё ещё учатся в общеобразовательной школе, и я вижу, что они всё равно понимают материал дома, а не на занятиях.
– У тебя есть свои секреты эффективного обучения по индивидуальному плану? Как удобнее лично тебе?
– Какой-то определенной стратегии у меня нет. Я решила, что нужно заняться, допустим, историей – иду на сайт, смотрю, что нужно сделать, и делаю, пока всё не сдам. И только потом берусь за другой предмет. Лично для меня так удобнее.
– Музыка теперь не мешает учёбе?
– По-разному получается. Иногда бывает, что я очень-очень поздно ложусь, часов в 8 утра, если писала всю ночь что-нибудь, понимаю, что нужно как-то поспать, встаю в итоге где-то в середине дня, и на занятия времени не всегда хватает. Так не каждый день, конечно, бывает. Но, например, математику хочется тренировать ежедневно, потому что тут всё от практики зависит.
– Ты, очевидно, сова, а не жаворонок?
– Да, для меня очень трудно рано вставать, потому что я люблю поздно ложиться. Точнее, так получается. Мне так удобнее. Если я засыпаю в 5 или 6 утра, для меня это нормально.
– Как считаешь, это помогает или мешает тебе в жизни?
– Что касается учёбы – мешает, потому что хотелось бы делать все уроки в первой половине дня, чтобы вторая оставалась на мои дела.
– Какие школьные предметы тебе нравятся больше всего?
– Английский – это точно! Я живу этим языком, думаю на английском, просто обожаю его! Нравится литература, но я не могу сказать, что читаю много именно по программе. У меня есть свои интересы. Много читаю на английском. Нравится астрофизика, астрономию я люблю с детства и всё мечтаю полететь в космос. Жаль, что в школе больше обычной физики.
– А музыке сейчас где-то учишься или, может быть, с кем-то сотрудничаешь?
– Я, к сожалению, ни с кем сейчас не сотрудничаю. Хочется где-нибудь выступить, но когда уже назревает что-то, я понимаю, что мне, допустим, через неделю ехать в Питер. И опять всё отпадает. Так что пока просто пишу песни или что-нибудь слушаю и начинаю подбирать, нарабатываю материал.
– Трудный вопрос, потому что я пока не знаю, в какой стране это будет. Специализация – точно эстрадный вокал. Вуз, возможно, будет Гнесинка (Российская академия музыки имени Гнесиных. – Прим. ред.), но это ещё на рассмотрении. Мне главное, чтобы были хорошие учителя и дружелюбная атмосфера. Как с этим в Гнесинке, я не знаю, но когда я там была с мамой, мне как-то не особо понравилось. Хотелось бы, конечно, куда-нибудь за границу, но я не знаю, как получится. Я просто не очень вижу себя здесь. Я за масштабы – хочу выступать на большой сцене.
– У тебя много друзей из числа единомышленников по музыкальному творчеству? Или это увлечение никак не сказалось на круге близких людей?
– Мои самые хорошие друзья тоже из моей музыкалки. Но причина не столько в хобби, сколько в нашей системе. У нас, знаете, как: детская школа искусств (ДШИ) и общеобразовательная соединены друг с другом переходом. И в общеобразовательную школу нельзя было поступить, если не учишься в ДШИ. Поэтому все мои друзья либо музыканты, либо актёры, либо художники, либо танцоры.
– Вам хватает времени на общение друг с другом?
– Да, хотя его не так много, как хотелось бы. Порой моя подруга спрашивает: «Ляна, когда мы можем с тобой встретиться?» И я ей говорю: «Через неделю». А иногда бывают такие моменты, когда всё хочется отбросить и просто пойти погулять.
– Кроме музыки, у тебя ещё есть увлечения?
– Меня очень привлекает кинематограф. Это пока в стадии: «Ой, как интересно! Надо этим заняться». Но я планирую параллельно снимать свои фильмы или сниматься в каком-нибудь нормальном кино: не в банальных сериалах, а в авторских картинах, например.
– Представляла уже себе свою жизнь в будущем?
– Мне немножко страшно, если честно, потому что иногда начинаешь сомневаться в своих способностях. Но потом понимаешь, что сомневаться никогда нельзя, это же шаг назад. Я просто знаю, что всё будет хорошо в моей карьере, и всё.
– Каково твое жизненное убеждение?
– Это слова из песни «The Climb» (в переводе с англ. «Восхождение». – Прим. ред.) певицы Майли Сайрус. В ней говорится о том, что не важно, что у тебя на пути встречается, если ты что-то задумал и искренне этого желаешь, ты действительно этого добьёшься, несмотря ни на что, и никогда-никогда не нужно сдаваться. С этим девизом я и иду по жизни.
Беседовала Надежда Костырева
Фото: из личного архива Юлианны Погосян