1. Четко сформулируйте тему реферата, которая бы кратко выразила его суть.
2. Подумайте, какие вопросы, и в какой последовательности вам необходимо раскрыть в процессе работы. Это поможет составить план реферата.
3. Изучите литературу по данной теме.
4. Читая выбранные вами книги и статьи, обратите внимание на ссылки авторов на источники, так как они могут заинтересовать вас уже в ходе детального знакомства с темой.
5. Выписки делайте на особых листах, карточках, удобных для последующей обработки и систематизации материала.
6. Классифицируйте выписки, сделанные при чтении литературы, в соответствии с пунктами плана.
7. Реферат пишется по следующему плану:
· во введении объясните, чем вы руководствовались, выбирая данную тему, покажите ее важность и актуальность;
· раскрывая содержание темы, пишите логично, последовательно, высказывания авторов не забывайте взять в кавычки, над которыми обязательно поставьте порядковый номер цитаты, а в примечании сделайте сноски: укажите фамилию, инициалы автора, полное название произведения, место, издательство и год издания, соответствующую страницу;
· в заключении сформулируйте основные выводы, к которым вы пришли. Постарайтесь обосновать, что дала вам работа над данной темой;
· в конце приложите список литературы, которую вы использовали.

Пометки, которыми можно воспользоваться

при чтении текста



! - полное согласие с мнением автора, сильно сказано.

? - сомнение, высказанная мысль подлежит доказательству, несогласие.

!? - удивление, недоумение.

Sic («так») – правильно говориться.

NB (сокр.) («заметь хорошо») – весьма важно, обратить особое внимание.

V - самое главное.

 

Организация самостоятельной работы учащихся

 

Самостоятельная работа учащихся в домашних условиях предполагает их осознанную познавательную деятельность без помощи учителя.

Чтобы самостоятельно работать с учебником и дополнительными источниками знаний, необходимо овладеть следующей системой общих умений:

1. Ориентироваться в книге: уметь пользоваться оглавлением, понимать структуру учебника, назначение разных шрифтов, иллюстраций, схем, цветных таблиц и т.д.

2. Выделить главное и второстепенное в тексте учебника, усвоить и закрепить этот материал в памяти, для чего им необходимо уметь составить простой и развернутый планы, сделать записи в форме тезисов, конспектов, рефератов, докладов, уметь выразить содержание прочитанного в форме схемы, таблицы или схематического рисунка.

3. Соотнести печатный текст с содержанием информации, заключенной в форме чертежа, карты, рисунка, схемы, стенной таблицы, с целью получения более полных и конкретных знаний по тому или иному вопросу.

4. Проверить правильность решений той или иной познавательной задачи, используя с этой целью методический аппарат и разнообразные источники знаний, в первую очередь словари и справочники.

5. Пронаблюдать то или иное явление живой природы, зафиксировать результаты своих наблюдений, объяснить их, используя научные знания.

Кроме того, по каждому предмету необходимо сформулировать специфические умения, которые свойственны только данному предмету. Покажем это на примере трех предметов.

Химия

1. Умение пользоваться химическими приборами и веществами.

2. Умение решать качественные, вычислительные и экспериментальные задачи по химии.

3. Умение использовать в познавательной деятельности аналогии, эксперимент, схемы устройств химических производств и т.д.

4. Умение связно и логично излагать изучаемый материал, оперировать химической символикой.

Математика

1. Умение анализировать задачу. Устанавливать связь между данной и искомой величинами.

2. Умение актуализировать знания и операции при анализе условия задачи и при ее решении.

3. Умение выстраивать систему аналитико-синтетических операций при решении задачи, оперировать числовой и знаковой символикой.

4. Умение «видеть» чертеж при анализе условия геометрической задачи.

5. Умение пользоваться алгоритмами решения задач, умение составлять алгоритм.

Литература

Умения работать с текстом художественного произведения.

1. Умение определять и формулировать тему произведения.

2. Умение пересказать сюжет и осмыслить его роль в произведении.

3. Умение установить связь между частями произведения.

4. Умение выделить главных и второстепенных действующих лиц и понимать принципы их композиционной группировки.

См.: «Пути улучшения качества знаний учащихся вечерних школ» из опыта работы / Под. ред. Е.В.Пермениной, М., Просвещение, 1985.

 

КАК ПИСАТЬ ДЕЛОВЫЕ БУМАГИ

Каждому человеку в жизни приходится сталкиваться с деловыми бумагами: либо получать их, либо составлять самому. Но далеко не каждый, даже научившись писать пространные сочинения, составлять конспекты, умеет толково писать, например, заявление или акт.

К деловым бумагам относятся:

· заявления,

· отношения,

· расписки,

· счета,

· докладные записки,

· доверенности,

· справки,

· автобиографии,

· протоколы,

· договоры,

· трудовые соглашения,

· характеристики,

· приказы,

· объявления,

· деловые письма,

· различные акты и др.

Для деловых бумаг характерен особый стиль, особые обороты речи

(канцеляризма), общепринятые штампы.

Деловые бумаги – важные документы. Каждый из них в течение определенного срока хранится в делах учреждений, организаций, фирм. Поэтому нужно очень серьёзно подходить к составлению и написанию любой деловой бумаги. Следует писать их чётким почерком, конкретно и логично, обязательно оставлять поля шириной 3-4 см с левой стороны на каждом листе бумаги.

Образцы некоторых деловых бумаг

Заявление

Заявление пишется только от руки. Форма его такова: сверху в полную строчку указывается наименование организации или должностного лица, которому оно адресовано. Ниже столбцом (от середины строки) указывается должность, фамилия, имя, отчество

(полностью) и адрес подателя заявления, а затем посредине строки пишется слово «Заявление» (с прописной буквы). Далее с красной строки излагает текст заявления, в конце которого слева проставляется дата подачи, справа - подпись заявителя.

 

 

 

Директору государственного предприятия «Русские самоцветы»

от Петровой Марии Ивановны,

проживающей в Санкт-Петербурге,

по ул. Качалово д. № 8, кр. 17

Заявление

Прошу принять меня на вверенное Вам предприятия контролером ОТК. В этой должности я работала на заводе «сигнал»Санкт-Петербурга в течение 5 лет.

14.03.04. Подпись /М. И. Петрова/

______________________________

 

1 Допустимо писать и без предлога «от», а просто: Петровой и т.д.

Отношение

Отношение пишется по форме заявления. Но отношение – это обращение от имени учреждения или должного лица. Поэтому в левом углу листа ставится штамп учреждения. В конце отношения – подписи ответственных лиц или лице.

Доверенность

Доверенность - это письменное полномочие одного лица (доверителя), выдаваемое им другому лицу (поверенному) на право не выступать от его имени (например, получить материальные ценности, деньги). Подпись доверителя заверяется, ставится гербовая печать того учреждения, где работает данное лицо.

Доверенность

Я, Иванов Петр Сергеевич, доверяю Голубевой Марии Алексеевне получить от фирмы «Прометей» причитающуюся мне зарплату за январь 2005 года в сумме восемь тысяч рублей.

2.01.05. г. Подпись /П. С. Иванов/

Собственноручную подпись Иванова П. С. заверяю

(Подпись заверяющего лица)

(Печать)

Счет

Счет. Заглавие этого документа пишется по форме заявления, т. е. указывается полное наименование учреждения, которому предъявляется счет.

 

 

 

 

 

Автобиография

Я, Макаров Андрей Петрович, родился 21 сентября 1980 года в Ленинграде в семье инженера. (Далее описывается окончание учебы, указывается, кем и где работал, а в конце сообщается состав семьи).

Наша семья состоит из четырех человек: отец, Макаров Петр Иванович, работает инженером на предприятии «Сигнал»; мать, Макарова Мария Сергеевна, - домохозяйка; брат, Макаров Сергей Петрович, учится на II курсе педагогического университета имени Герцена.

28.09.04. г. Подпись /А. П. Макаров/

 

 

 

Характеристика

 

Характеристика – официальный документ с отзывом об учебной, служебной, научной, общественной деятельности какого-нибудь лица. Ее могут писать руководитель учреждения (предприятия), классный руководитель, местный комитет и др.

Характеристика пишется по следующей форме: в центре строки пишут слово «характеристика», на второй строке, справа, указывают фамилию, имя, отчество, год рождения, образование того, о ком пишут отзыв. В конце ставится дата, печать и подпись руководителя.

 

 

 

 

Характеристика

Иванова Василия Петровича,

1980 года рождения, образование

среднее

Иванов Василий Петрович работает с 15 августа 2002 года слесарем на заводе «Сигнал» Санкт-Петербурга.

За время работы (далее описывается его служебная и общественная деятельность на заводе).


24.12.04. г. Директор завода / С. Б. Иванов/

 

 

ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ (ПРИМЕРНЫЕ

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ)


1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста (отрывка): определите, где нужны логические ударения, паузы – короткие и более продолжительные; выберите нужный тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности.

2. Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему текста.

3. Озаглавьте текст. Объясните смысл названия: на что указывает заглавие – на тему или на основную мысль текста? (Предложите свои варианты названия, если анализируется текст, имеющий заголовок.)

4. Определите стиль текста. Докажите своё мнение.

5. Докажите, что это текст. Какова роль первого (последнего) предложения?

6. Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является данный текст? Докажите.

7. Какие средства связи между предложениями используются в тексте (одном абзаце)? Какой способ связи между предложениями в этом тексте (цепная, параллельная связь, их сочетание)?

8. Объясните, пользуясь словарями, значение выделенных слов.

9. Подберите к выделенным словам синонимы (антонимы). Чем отличаются слова, входящие в ряд синонимов? Почему из ряда синонимов в тексте используется данное слово?

10. Найдите в тексте два-три многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Докажите, что эти слова многозначные.

11. Найдите в тексте (если есть) синонимы, антонимы, слова, употреблённые в переносном значении, слова, стилистически окрашенные (высок., книжн., разг., прост., офиц.). Какова их роль в тексте?

12. Найдите в тексте заимствованные слова, диалектизмы, профессионализмы, архаизмы, фразеологизмы. Объясните их значение.

13. Составьте план текста, подготовьтесь к его пересказу (устному или письменному; напишите изложение: подробное, или сжатое, или выборочное и т.д.).

14. Произведите на материале текста разные виды разбора.

15. Проанализируйте орфографию и пунктуацию текста. Сгруппируйте орфограммы и пунктограммы, объясните их.

Данные вопросы и задания являются примерными и могут быть дополнены в зависимости от особенностей текста, например, так:

1. Запишите текст (абзац). Подчеркните грамматические основы предложения.

2. Какова роль в этом тексте односоставных предложений? Как их использование связано с содержанием текста?

3. Какова роль вводных слов?

4. Какие языковые средства помогают автору выразить свое отношение, оценку?

5. Какова роль в тексте повторяющихся слов? Докажите, что повтор слов в этом тексте является оправданным и т.д.

Анализируя текст, надо стремиться построить свой ответ в форме связного высказывания. Если на уроке-зачете или устном экзамене по русскому языку вы выберете из предложенной выше программы работы с текстом пять-шесть заданий (включая разные виды разбора) и выполните их правильно, то этого будет вполне достаточно для того, чтобы получить положительную оценку. Материал для разных видов разбора (слова и предложения)может быть отобран учителем, или вы сами можете выбрать его из текста и произвести разные виды разбора.

 

 

Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте

Подписаться на новости школы