В любую историческую эпоху были дети, которым нравилось учиться и дети, которые учиться не хотели. Есть они и сегодня.
Главная движущая сила успешной учёбы — это интерес ребёнка к тому, что происходит во время обучения. Ученики могут достигнуть хороших результатов при условии, что им это интересно. А вот как раз интерес-то сейчас из школы и уходит.
Зато появилось понятие «технический отличник» (тот, кто с хорошими баллами проходит в университет, совершенно не понимая, к чему его будут готовить в учебном заведении). И повсюду слышны реплики родителей:
«Я всю жизнь прожил, и ни разу мне эта химия не понадобилась»;
«Ребёнок так перегружен, он не успевает, нужна помощь репетитора»;
«К ЕГЭ мы начали готовиться в 8 классе»;
«Я сама гуманитарий, у сына те же проблемы — он не понимает математику»…
Этот печальный ряд можно продолжать. Выросло поколение родителей, которые часто не понимают ценности образования и с удовольствием тиражируют эти убеждения своим детям.
Позиция «мне это не надо, я буду юристом (тренером, дизайнером и т.д.)» усваивается подростками очень быстро. Их желание увильнуть от учебы становится с годами всё более устойчивым и массовым. Дети что-то выучивают, отправляют какие-то тесты, получают оценку (техническую), переходят из класса в класс, не вкладывая усилий — собственно, не учась.
На наш взгляд, сегодня самое важное – это вернуть ребёнку интерес к процессу обучения.
Главным в этой трансформации должно стать развитие навыков самообразования, что мы и стараемся делать в «Школе Экспресс» Санкт-Петербурга.
Первое, что важно показать ученикам — что надо научиться находить полезную информацию, изучать несколько источников по предложенной теме, анализировать, обдумывать её и делать свои выводы. И в перспективе делать это почти или совсем без помощи других людей. Очень многие дети, попробовав так работать, входят во вкус. Такая привычка к самостоятельному обучению сохраняется на всю жизнь, что крайне важно для современного человека в быстро меняющемся мире.
Образовательная среда, отношения между учителями и учениками, которые мы выстраиваем в школе, позволяет сформировать собственные подходы и принципы педагогической деятельности. Сейчас наш коллектив занят созданием системы педагогической поддержки (сопровождения). Главное состоит в том, что новую информацию ученик получает самостоятельно на нашей платформе (Школа Дистанционного обучения), где есть доступ к библиотекам, к учебникам разного уровня, видеоурокам, и собрано полное методическое сопровождение учебных курсов. А усваивать и применять полученные знания для решения познавательных и практических задач — этому он учится в школе, вместе с учителем.
Ольга Дмитриевна Владимирская,
директор ЧОУ «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга