Закон об образовании Российской Федерации не препятствует ускоренному освоению школьной программы. Чаще всего такой формат выбирают, с тем, чтобы за один учебный год успешно одолеть 10 и 11 классы.
Кто чаще всего хочет сократить себе сроки обучения:
- Во-первых, дети, которые в какой-то момент поняли, что они могу осваивать школьную программу самостоятельно, те, кто уже попробовал учиться, используя учебник и интернет.
- Во-вторых, ребята, которые увлечены изучением каких-либо школьных предметов, участвуют в олимпиадах всероссийского и международного уровня, кому необходимо дополнительное время для достижения высоких результатов.
- В-третьих, те, кто увлечен и уже преуспел в каком-либо виде деятельности: спорте, музыке, других видах искусств.
- В-четвертых, уже работающие подростки, получающие профессию, ориентированные на трудовую деятельность (семейные фирмы).
- В-пятых те, кто по каким-то причинам меняют место жительства, но хотят иметь аттестат петербургской школы.
- В-шестых, детей, получающих образование в семье, занятых самообразованием. Надо сказать, что их количество растет год от года.
Решение получить образование в ускоренном варианте должно быть осмысленным и продуманным. Необходимо понимать, что ускоренное – это, прежде всего, интенсивное обучение. Оно не всем под силу. Но даже тем, кому оно по плечу, необходимо заручиться педагогической поддержкой. Нельзя такое обучение пускать на самотек. Постигать школьную премудрость в ускоренном режиме в одиночку можно, но трудно, а, главное, неизвестно, получится ли.
Настоящим образовательным подспорьем для ученика, в том числе, желающего за один год освоить два класса, может стать педагогическая поддержка в виде школы дистанционного обучения. Школа дистанционного обучения – это законченный учебно-методический комплекс, который может быть отдан ученику для самостоятельного освоения или «работает» при постоянной поддержке учителей разных предметов.
Каждый ученик составляет для себя под руководством тьютора учебный план, уделяя особое внимание предметам, которые выбраны для сдачи в формате ЕГЭ. Что чрезвычайно важно при форсированном учебном процессе? Решение об ускоренном обучении должно быть принято учеником самостоятельно, никто не должен заставлять учиться с опережением, взрослеть раньше времени, – это свободное и сознательное волеизъявление шестнадцати-семнадцатилетнего подростка.
Поэтому при принятии решения о таком обучении, необходимо хорошо взвесить возможности ученика. Для интенсивного обучения требуется, чтобы у детей была созидательная мотивация (а не жажда самоутвердиться и подростковый максимализм), желание учиться планомерно, изо дня в день, и компетентная педагогическая поддержка.
Что можно посоветовать тем, кто только стоит перед принятием подобного решения?
Осваивайте основы самообразования: тренируйте память, развивайте умение анализировать и классифицировать, формируйте у себя навыки осмысленного чтения, расширяйте кругозор.
Ну, а тем, кто решился встать на этот путь, мы пожелаем воодушевляться примерами наших великих соотечественников, которые осваивали учебные курсы экстерном, порой в предельно сжатые сроки. Это – основатель космонавтики Константин Циолковский, физики, нобелевские лауреаты Андрей Сахаров и Виталий Гинзбург, кибернетик Сергей Лебедев, пианист Генрих Нейгауз, поэт и дипломат Федор Тютчев, руководитель советского государства Владимир Ленин, писатель Лев Толстой и многие другие замечательные, высокообразованные люди.
Анатолий Бузулукский