§4 Прогнозное проектирование экстерната как образовательного учреждения для молодежи и взрослых
Как уже отмечалось этап утверждения экстерната как образовательного учреждения индивидуального обучения на настоящий момент не завершен.
Анализ современной образовательной ситуации показал, что есть образовательных учреждений реализует такую форму получения среднего образования, как экстернат. Все они в той или иной мере учитывают необходимость индивидуализации, но ведущим, основополагающим принципом в деятельности учреждения она не является. индивидуализация не выступает в качестве образовательного смысла этих образовательных учреждений. Поэтому необходим социальный прогноз, который объяснил бы, что идея индивидуализации подготовки экстернов не может быть реализована в отрыве от деятельности – институционально оформленного образовательного учреждения, которое базирующегося на программах индивидуального обучения. Поскольку возможны пути воплощения идеи создания экстерната как образовательного учреждения, реализующего индивидуальные программы подготовки экстернов, а в практике такого образовательного учреждения не было, то необходимо разработать такой возможный прогноз, который позволил бы очертить признаки такого (или таких) образовательных учреждений [12, 13].
В ходе теоретической проработки и обсуждения как проблемы создания образовательного учреждения индивидуального обучения, так и путей практического воплощения этой идеинеобходимо было найти ответы на следующие вопросы:
1. Каковы исторические предпосылки создания экстерната как образовательного учреждения индивидуального обучения?
2. Каковы имеющиеся образцы образовательных учреждений, решающих в настоящее время аналогичную проблему?
3. Как создать образовательное учреждение индивидуального обучения, ведущей образовательной идеей которого будет разработка индивидуального образовательного маршрута в рамках образовательной программы?
4. Каковы образцы решения проблемы, предложенные другими авторами?
5. Какие ресурсы существуют для решения этой проблемы на социально-педагогическом уровне?
6. Каковы возможные (реальные) издержки в решении проблемы?
Экстернат как образовательное учреждение общего среднего образования основывается на следующей иерархии ценностей:
- обеспечение права свобод личности, выполнение конвенции о правах ребенка, Закона об образовании, сотрудничество;
- выполнение социокультурных и социопедагогических функций социальной поддержки и всестороннего развития личности;
- создание высокого психологического комфорта для всех субъектов педагогического процесса.
Для построения этой идеи мы обратились к методу прогнозного социального проектирования [133, 147, 149].
Необходимость осмысления накопленного практического опыта работы по созданию образовательного учреждения индивидуального образования и преодоления разрыва между практическим опытом и научными знаниями в принятии управленческих решений позволяет нам опираться на идеи прогнозного социального проектирования.
Прогнозно-социальное проектирование мы будем понимать как особую разновидность научно-практической деятельности, направленной на реконструкцию уже имеющихся или создание новых объектов (школ, клубов и т. д.), несущих важную социокультурную функцию, а также на создание прообразов намеченного и в возможного в случае осуществления конкретных управленческих мероприятий будущего состояния таких объектов [12].
Важной частью исследования является выяснение специального предпланового звена социально-управленческого [23]. Сама по себе прогнозная информация еще не пригодна для того, чтобы на ее основе принимались управленческие решения. Необходим этап интеграции знаний (социальный прогноз) с действием (социальное управление). Функцию интеграции научного знания с практикой и призван взять на себя проблемно-целевой (прогнозный) социальный проект, ориентированный на выработку ресурсообеспечения образцов решений перспективных социальных проблем исходя из целей общественного развития.
Образ желаемого будущего, призванный ориентировать деятельность человека в настоящем, предстал в виде долговременных целей.
Автор труда «Образ будущего» Ф. Полак пишет о том, что социальная наука должна сделать одним из своих важнейших направлений создание образов будущего, которые призваны направлять культурные инновации.
Будущее, утверждает Г. Берже, следует рассматривать не как нечто уже решенное и постепенно раскрывающее нам себя, но как то, что должно быть создано. Важность разработки позитивных образов будущего наряду с выявлением возможных направлений развития подчеркивал и Б. де Жувенель [53].
Такое понимание научных и практических задач социального прогнозирования дало повод к развитию идеи социального проектирования, трактуемого как создание альтернативных образов будущего и путей их достижения.
В этой ситуации проектировщик отказывается от роли пассивного наблюдателя но и включается в процесс формулирования и обоснования социальных целей. М. Соорос отмечает еще важность того, какие индивиды или социальные группы станут конструировать будущее и из каких побуждений они будут исходить.
Процесс конструирования будущего, по М. Сооросу [53], складывается из ряда этапов:
1) формулировка исходных ценностей - целей;
2) анализ современного положения вещей и данных поисковых прогнозов;
3) формулировка альтернативных сценариев будущего;
4) их оценка по критериям непротиворечивости, возможности воспроизведения, совместимости с другими сценариями, комплексности;
5) выработка стратегии воплощения альтернативных сценариев в жизнь и их оценка.
К числу возможных методов оценки автор причисляет экспертные опросы (с привлечением населения), эмпирическую проверку следствий, логику реализации проекта, социальный эксперимент.
Опыт создания проектов будущего содержит в своей основе специфику «человекоцентризма», конкретизирование новой парадигмы приоритетов общественного развития, создает «мост» от системы управления к человеку, к достижению баланса интересов человека и общества, ищущих взаимоприемлемые решения.
Прогнозная социально-проектная деятельность представляет собой форму конструктивной социальной коммуникации-диалога между социальными субъектами внутри группы проектировщиков и вовне (с населением, специалистами-практиками, должностными лицами органов управления образованием и территориального управления).
Ориентация этой деятельности на социально-этические идеалы требует перенесения акцента с факторов целедостижения на механизмы достижения целей, на достижение не только научной, но и морально-этической обоснованности самого процесса. Постановка той или иной социально значимой цели не может осуществляться в отрыве от ответов на вопрос: как, какими средствами, за счет чего предполагается обеспечить ее достижение. Важно исходить из того, что именно механизм («алгоритм»), а не ожидаемый в будущем результат, целедостижение, детерминирует качественную сторону социально-воспроизводственного процесса.
Для построения конкретного прогноза возможного развития экстерната воспользуемся этапами, предложенными М. Сооросом [53].
I. Формулировка исходных ценностей-целей
Основная цель проекта - создание образовательного учреждения индивидуального обучения, ориентированного на получение среднего образования для той категории людей, которые нуждаются в особых условиях обучения.
Экстернат формируется как образовательное учреждение среднего образования для взрослых, призванное: 1) решать не только прагматические задачи, но и обеспечивать развитие общеобразовательных, общекультурных потребностей людей; 2) формировать потребность человека в дальнейшем получении образования, развитие необходимых личностных предпосылок для включения в процесс непрерывного образования; 3) обеспечивать реализацию идеи индивидуального образования через организацию индивидуального образовательного маршрута; 4) выполнять социокультурные и социопедагогические функции социальной поддержки общекультурного развития личности.
Достижение этих целей, составляющих содержание прогнозного проекта, позволяет надеяться на необходимый эффект при условии:
1) изучения имеющихся практических проектов по экстернатным формам получения образования;
2) взаимодействия социально-педагогического и дидактического подходов к решению проблемы;
3) применения комплекса взаимодополняющих способов организации образовательного процесса;
4) ориентации на обеспечение устойчивости, воспроизводимости и совершенствования социально-педагогической комфортности условий образовательной деятельности экстернов;
5) обоснования ресурсного обеспечения проекта;
6) многостороннего «взвешивания» позитивных и негативных социальных последствий проекта.
II. Анализ востребованности экстерната как образовательного учреждения
Система общего среднего образования состоит из определенного набора давно устоявшихся составляющих, которые в своем единстве призваны обеспечивать ее непрерывность, функционирование и развитие.
В настоящее время в системе среднего образования очевидно выявлен круг проблем с обучением детей, имеющих особые запросы или нуждающихся в особых условиях обучения. Кроме того, изменение социально-экономических условий потребовал от большого количества взрослых людей, давно оставивших среднюю школу, обратиться к вопросу получения образования, что, очевидно, продиктовано условиями их жизненного определения.
Обе эти категории – подростки и взрослые – нуждаются в индивидуальном подходе, который в рамках общеобразовательной школы осуществить достаточно сложно.
Восполнить этот пробел может образовательное учреждение, осуществляющее сугубо индивидуальное обучение. Помощь в получении образования не всегда должна сводиться к традиционным приемам обучения, чаще взрослые нуждаются в руководстве собственным учением. В этой ситуации они могут сами регулировать рамки своей подготовки.
Разработка образовательной программы индивидуальной подготовки привела к идее о том, что стандарт может быть достигнут различными путями, выбор пути зависит от особенностей конкретного человека, а сама образовательная программа ориентирует на поиск наиболее благоприятных условий, способствующих достижению человеком образовательного стандарта. Главный смысл помощи в получении образования в форме экстерната - удовлетворить индивидуальные потребности и интересы людей, повысить их компетентность, т. е. способность самостоятельно улучшать свои экономические, социальные, политические и культурные условия [106].
Над проблемой индивидуализации работают и в массовой образовательной школе, ей посвящены работы Е. И. Казаковой и А. П. Тряпицыной [55, 107], С. А. Расчетиной [149]. И. С. Якиманская [211], В. В, Бондаревская и др. [27]. Интересен практический опыт школы № 89 по разработке индивидуального маршрута ученика в рамках школы равных возможностей. Но личностный подход к обучению взрослых предполагает прежде всего определение общей позиции молодежи и взрослого человека по отношению к учебной деятельности, в которую он включается, а именно: позиции активного и самостоятельного субъекта собственного учения. Школа же может предложить маршрут, но в основном только в конкретных рамках (возрастных, временных, содержательных, с определенным заранее набором учебных дисциплин). Учащимся этот маршрут проложен заранее, и заранее известно, когда путь в этом маршруте будет пройден. Анализ проблемы позволил выявить ряд противоречий, отраженных во введении.
Попытка решить эти противоречия побудила к созданию образовательного учреждения индивидуального обучения - экстерната.
Сегодня экстернат может обеспечивать стабильность образовательной системы в целом, совместно со всеми заинтересованными в этом «прокладывать» индивидуальные образовательные маршруты, содействующие достижения ими жизненного успеха, определять способы дальнейшего продолжения образования. Этим в большой степени определяется специфика работы экстерната как образовательного учреждения индивидуального образования.
Показателем необходимости развития этой формы получения образования являются особенности мотивации заинтересованных в ней категорий молодежи и взрослых. Изучение контингента, обращающегося в экстернат, показывает, что он по своей структуре близок к контингенту вечерней (заочной) школы. Но в последнее время все больше дают себя знать изменения, связанные с социальными преобразованиями в стране.
Если раньше отношение к образованию во многом было обусловлено принципами внешней целесообразности, нередко неосознанной, связанной с обязанностью посещения школы, внешне регулирующей процессы образования, то сейчас социально-экономические трудности, ухудшение условий существования парадоксальным образом выступают весомыми аргументами в пользу жизненной ценности образования. И молодежь, и взрослые убеждаются в том, что без образования невозможно решить проблему трудоустройства, добиться устойчивого социального положения. Образование осознается как необходимое условие жизненного успеха, как своеобразный капитал, обеспечивающий выживание и способность конкурировать на рынке труда [106].
Специфическая позиция взрослых как «творцов» своей образовательной деятельности во многом определяет содержание и организацию обучения. Процесс обучения должен адаптироваться к социальным условиям, т. к. он не поддается только педагогической регуляции. Противоречия, создающиеся действием неблагоприятных факторов, следует нивелировать за счет создания рациональных организационно-педагогических условий и мобилизации самого процесса обучения посредством разработки определенной дидактической стратегии, учитывающей особенности субъекта в условиях обучения [108].
Образовательная деятельность молодежи и взрослых неразрывно связана с нравственной ориентацией человека, его гражданской позицией в основных сферах жизни «человек-общество», «человек и природа», «человек-человек» (Л. Н. Лесехина).
Особенности отношения взрослых к институтам образования обусловлены тем, что ведущим видом их деятельности является трудовая, а обучение включается как составное звено в более широкий контекст их жизнедеятельности. Это влечет за собой кардинальное изменение смысла и функций обучения молодежи и взрослых (Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская) [95]. В нем, как отмечено, они видят себя самостоятельными субъектами, «так что процесс учения приобретает в их глазах смысл самообразовательной деятельности». В ходе опытно-экспериментальной работы, проведенной сотрудниками Института образования взрослых, определились две группы мотивов - «краткосрочные» и «дальнего», проектирующего действия. Первые связаны с сугубо профессиональными интересами людей (повышение квалификации, профессиональное продвижение). Сами по себе они не меняют отношения к образованию как средству осуществления своих жизненных целей, но по мере реализации этих целей значимость образования снижается. Мотивы «дальнего» плана связаны с решением проблем жизненного самоопределения (социального, нравственного, религиозного и т. д.). В этом случае образование выполняет «человекообразующую» функцию, обеспечивающую все более глубокое вовлечение взрослого в образовательный процесс.
Экстернат как образовательное учреждение наиболее приближен к удовлетворению потребности людей в получении среднего образования по индивидуальному графику, через индивидуальное обучение в процессе прохождения образовательного маршрута может реализовать свои социокультурные функции на основе разработки специального научно-методического сопровождения, в нем заложена необходимость учитывать те условия, в которых оказался человек, предоставить ему возможности поиска жизнеустройства и жизненного пути, содействовать включению его в процесс непрерывного образования. Сам факт обращения в экстернат обусловлен прежде всего социальными факторами, поэтому проблемы экстернов в полной мере вряд ли могут быть решены в рамках существующих образовательных учреждений.
Ошибочно было бы считать, что при организации учебного процесса экстернат учитывает только социальные условия, очень важна ориентация на развитие у обучающихся ценностных отношений к учению, к людям, к жизни, к миру. С ним и связаны важные гуманистические и социокультурные функции образовательного процесса в экстернате.
Таким образом, говоря о создании условий, способствующих продвижению экстернов в индивидуальном освоении образовательной программы, мы выделяем комплекс социально-педагогических условий, обеспечивающих функционирование экстерната как образовательного учреждения и направленных прежде всего на поддержку и развитие личностной позиции экстернов в ситуации активного жизненного самоопределения:
Первая группа - «Диагностика» - в широком жизненном контексте: это оценка социально-педагогических характеристик социума; условия жизнедеятельности, мотивы обращения в экстернат, предыдущего учебного опыта, уровень реальных знаний, возможности в продолжении образования и т. д.
Вторая группа - «Компенсирование» - формирование у человека стремления восполнить имеющиеся пробелы (недостатки) в образовании в соотношении с действительностью в той области, которой он интересуется, в которой может добиться быстрых успехов:
- позитивная поддержка и развитие внутренних возможностей;
- помощь в приспособлении к условиям обучения после длинного перерыва с учетом индивидуальных особенностей;
- учет индивидуальности человека, недостатков его развития, воспитания, негативного прошлого учебного опыта;
- организация целенаправленной деятельности, способствующей корректировке индивидуальных возможностей;
- поддержка лиц, имеющих особые нужды.
Третья группы - «Стимулирование» (в широком смысле):
- использование широкого спектра способов – от информирования до оказания реальной помощи;
- активизация положительных успехов учебной деятельности посредством одобрения, небезразличного отношения к личности учащихся;
- развитие позитивного отношения к образовательной деятельности, интереса к общекультурным ценностям, уважительного отношения к институту образования, к людям;
- авансирование в оценке учебной деятельности, при условии реальной самообразовательной работы. При этом человек не втягивается в систему обязательных воспитательных воздействий, на него не давит груз моральных требований и обязательств и явного воспитательного воздействия.
Четвертая группа - «Активизация» - создание такой микросреды в образовательном учреждении, которая бы активизировала интересы человека к жизни, к деятельности, способствовала самореализации, формированию уверенности в себе, в своих возможностях, побуждала бы включиться в процесс непрерывного образования, продолжить обучение в высшем учебном заведении, совершенствоваться в имеющейся специальности, - т. е. способствовать повышению компетентности - способности самостоятельно решать возникающие проблемы.
Анализ качественных и количественных показателей деятельности экстерната, наблюдения за судьбами экстернов, объективный рост числа экстернов за последние три года подтверждают необходимость создания такого образовательного учреждения, которое могло бы оказать экстернам социально-педагогическую поддержку на индивидуальном уровне.
Реально экстернат можно организовать на базе любого образовательного учреждения, но обязательным условием его создания является наличие в нем единомышленников учителей-андрагогов.
Приводимые ниже сценарии являются свидетельством того, что экстернат может развиваться и как форма получения общего среднего образования, и как собственно образовательное учреждение индивидуального образования.
Данные сценарии основываются на педагогической прогностике, и осуществление их вероятно, но не обязательно именно в таком виде. Их содержание лишь показывает, какими путями может развиваться удовлетворение потребности людей в этой форме получения образования, как оно зависит от состояния социума и решения противоречий, приведенных выше.
Зная вероятные варианты развития, можно повлиять на те или иные тенденции, создать наиболее благоприятный вариант решения образовательной проблемы.
III. Формулировка альтернативных сценариев построения экстерната
Одним из эвристических методов прогнозного проектирования является разработка сценариев, в которых выражается вероятностный и альтернативный характер возможных изменений. Варианты сценариев обладают большими конструктивными возможностями [133]. Они выполняют профилактическую функцию, предупреждая о возможных кризисах развития, а также функцию нормативную, поскольку определяют базовые параметры развития образования, разработку соответствующих программ методов обучения, адекватных возрастным и статусным особенностям обучающихся, и т. д. [106].
При разработке и оценке перспективных возможностей сценариев организации экстерната мы опирались на следующие позиции:
- оптимистический подход, основанный на вере в творческие силы общества и растущую необходимость того, чтобы все большее количество людей училось всю жизнь;
- активность и саморегулируемость системы образования взрослых, ее способность воздействовать на все звенья непрерывного образования, на социокультурное развитие общества в целом;
- тесная взаимосвязь ориентаций в сфере образования и социокультурной среды экстерната;
- комплексность, связанная с рассмотрением условий, обеспечивающих не только рост числа вовлеченных в образовательный процесс, но и его содержание и организацию;
- конструктивность, предполагающая активное воздействие прогноза на сознание людей, но формирование теоретического знания «управленцев» взамен обыденного сознания;
- непрерывность, постоянной корекции разработанного прогноза с учетом изменений, происходящих в мире, стране, регионе;
- «субъектность» образовательного процесса, нацеленная на ориентации экстернов в сфере образования, их взаимосвязанные тенденции с характером их жизнедеятельности, индивидуализации и активизации учебной деятельности.
Все приведенные ниже сценарии имеют право на существование. Но в их анализе мы попытаемся оценить возможные результаты деятельности образовательных учреждений, функционирующих в соответствии с определённым сценарием, и обосновать преимущества собственного выбора.
I. Первый сценарий (нормативный).
В соответствии с существующими тенденциями в организации прохождения итоговой аттестации предполагается, что она полностью будет отделена от процесса подготовки. Разработанные на основе существующих стандартов тестовые технологии будут реализовываться с помощью компьютера. В известном смысле это облегчит унификацию и стандартизацию образования, устранит возможность использовать процесс получения аттестатов в коммерческих целях.
Но в этом случае не будут учитываться индивидуальные особенности личности, возраст, жизненные ситуации, в которых часто оказываются люди, обратившиеся в экстернат, будет затруднена возможность оказать человеку реальную помощь. Затруднено будет и одно из основополагающих условий андрагогики, заключающееся в том, что взрослый – сам творец своего образовательного пути и имеет право решать, чему и как учиться. Будет нарушена важная потребность взрослой личности - потребность в самореализации, вызывающая к жизни сам феномен образования взрослых. Невозможность учитывать особенности личности, сведение общения с преподавателями до минимума обеднит и духовную, социокультурную составляющую образования, не позволит содействовать дальнейшему развитию человека.
Кроме того, те, кто окончил школы 5-7 лет назад, дети вынужденных переселенцев - словом, те, кто не владеет навыками тестовых технологий, получат дополнительный психологический барьер при прохождении итоговой аттестации и, вероятно, окажутся один на один со своей проблемой, т. к. оказание образовательной помощи сценарием не предусмотрено.
Необходимо также учитывать тот факт, что в современной социально-экономической ситуации все более отчетливо проявляется тенденция, связанная с нежеланием частного производства отрывать людей от работы на длительное время, поэтому сессионный вариант итоговой аттестации перед многими поставит дополнительную проблему, снизив качество подготовки к экзаменам.
Предлагаемый сценарий предполагает, что экзамены будут проходить централизованно. В соответствии с Законом об образовании для тех, кто получает образование первый раз, прохождение итоговой аттестации должно финансироваться за счет бюджета.
Данный сценарий не предполагает осуществления индивидуального подхода к экстернам, не учитывает разницу качества образования, полученного в разные периоды, тем самым не является привлекательным для тех, кто хотел бы обратиться к этой форме получения образования.
II. Второй сценарий (традиционный).
Возможна организация подразделения экстерната на базе существующего образовательного учреждения. Это может быть общеобразовательная средняя или вечерняя сменная школа. Вечерняя сменная школа предпочтительней для реализации проекта, так как наличие в ней учителей-андрагогов существенно облегчит работу с экстернами.
Подготовка к прохождению итоговой аттестации ведется на основе традиционных форм в рамках образовательной программы учреждения.
В этом проекте не предусматриваются формы индивидуализации работы с экстернами, работа строится в соответствии с типовым положением о проведении итоговой аттестации.
Под влиянием установившихся стереотипов будет предпринята попытка своеобразного «косметического ремонта» установившегося взаимодействия учителя и ученика. Сохраняется ориентация на исторически сложившийся перечень и содержание образовательных программ, а значит и на традиционный уровень общения учитель-ученик, без учета ведущих идей андрагогики. Образовательный процесс в школе не будет давать возможности учителям уделять внимание экстернам в должном объеме и на должном уровне. Экстернат неминуемо перейдет в категорию «падчерицы»: время прохождения возможных подготовительных занятий определится расписанием школы. В качестве средств работы с экстернами могут быть использованы чисто внешние: простое расширение номенклатуры платных услуг, предоставляемых школой. Экстернат в этом случае не будет представлять для педагогического коллектива интереса серьезной социально-педагогической работы. Приток количества экстернов в слабо адаптированную к происходящим социальным и экономическим изменениям среду оставит работу с экстернами как чисто коммерческую, не рассчитанную на развитие и перспективу.
Данный сценарий, призванный удовлетворить сиюминутный, краткосрочный образовательный запрос реальных потребителей рынка услуг, не вписывается в перспективное развитие школы как педагогической системы. Такой сценарий обречен на вечное отставание, следование потребностям рынка без учета формирования широких образовательных, общекультурных потребностей людей, обратившихся к этой форме получения образования.
III. Третий сценарий (личностно-ориентированный).
Создание образовательного учреждения индивидуального образования.
Сценарий основан на реализации образовательной программы индивидуального обучения (получение общего среднего образования в форме экстерната).
Программа позволяет реализовать социально-педагогические условия, заявленные выше, позволяет учитывать индивидуальные особенности человека, его образовательный уровень, образовательные приоритеты, особенности этапа жизненного пути, на котором оказался человек в момент обращения в экстернат.
Экстернат регулирует свое развитие, откликаясь на потребности внутреннего потенциала саморазвития. В этом сценарии предполагается возможность качественного прогнозирования, а затем проектирование развития на длительную, стабильную перспективу. Экстернат может учесть желания потребителей, сопоставить их со своими возможностями и ресурсами (материальными, кадровыми). Экстернат может опробовать разные образовательные программы, соответствующие потребностям. Гармония во взаимодействии субъектов педагогического процесса в этом случае гарантирована. На реализацию сценария будут брошены все силы, т. к. это единственная образовательная услуга, предоставляемая учреждением. Здесь возможно и осмысление, и научная поддержка. Возможна ориентация на каждого конкретного потребителя. Возможна «перестройка» управленческой деятельности школы, ее ориентация на специфику контингента, и, в связи с ним, специфику работы с педагогическими кадрами. Кроме всего сказанного, в основу данного сценария может быть положена концепция маркетинга (Прикот, с. 23), суть которой может быть выражена известным афоризмом: «не пытаться продать то, что произвел, а производить то, что можно продать». Концепция маркетинга в широком смысле - это ориентация на каждого конкретного потребителя в каждом сегменте рынка (образовательных услуг, в нашем случае). Реализация маркетинговых стратегий позволит избежать тех опасностей, которые показаны в сценарии II.
Данный сценарий обеспечивает личностно-ориентированный подход.
IV. Четвертый сценарий (комплексный).
Получение среднего образования взрослым человеком часто сопровождается желанием (или необходимостью) получить еще и профессиональное образование или удовлетворить свои общекультурные потребности.
Предлагаемый проект позволяет сочетать получение среднего образования с профессиональным и дополнительным образованием.
Реализация возможна на базе многопрофильных центров образования взрослых.
Идея соединения общего и профессионального обучения не нова. В данном сценарии её можно реализовать на качественно новой основе. В условиях изменившейся социально-экономической ситуации большое распространение получили краткосрочные образовательные проекты (курсы), в которые включается взрослый человек, получающий среднее образование в ситуации потери работы (или угрозы ее потерять). При этом он находится в такой жизненной ситуации, когда дополнительные трудности по поиску места, где бы он мог получить специальность, нежелательны. Поэтому соединение этих двух составляющих должно иметь благоприятный эффект.
Выводы по главе
Анализ образовательной ситуации на разных этапах активного обращения общества к экстернатной форме получения образования позволяет сделать вывод, что экстернат не может быть поддержан только общественностью в той мере, в которой это необходимо, отвечать на возникающие потребности достаточно большого количества людей. Очевидно, экстернат должен приобрести форму института. На современном этапе возникла реальная необходимость придания экстернату статуса образовательного учреждения индивидуального обучения. Статуса, закрепляющего его деятельность нормативными актами и обеспечивающего его функционирование.
Опыт работы образовательного учреждения по организации различных форм получения среднего образования позволяет говорить о его практическом потенциале, особенно в тех формах, которые близко подходят по своему типу к образовательным учреждениям индивидуального обучения.
При всей необходимости предоставления различных форм получения среднего образования, учитывая возрастающую потребность населения в экстернатной форме получения образования, образовательные учреждения вряд ли смогут самостоятельно решить стоящие перед ними задачи. Необходима институциализация экстерната как образовательного учреждения, о чём свидетельствует не только опыт прошлого
,но и анализ современной образовательной ситуации.
Развитие экстерната как образовательного учреждения базируется на понимании образования как условия развития индивидуального опыта человека в процессе усвоения им опыта социального.
Развитие экстерната основывается на принятии в качестве системообразующей его деятельности образовательной программы реализующей идеи индивидуализации процесса обучения и активизации образовательной позиции экстернов и находящей оптимальное воплощение в индивидуальном образовательном маршруте.
На основании социально-прогнозного проектирования, представленного в четырёх сценариях развития экстерната, наиболее адекватным оказываются сценарии, опирающиеся на личностно-ориентированный подход и мобильную профессиональную подготовку.