Введение к главе 1
В первой главе диссертации раскрываются теоретические позиции, определяющие основные направления развития и способы деятельности экстерната как образовательного учреждения индивидуального обучения. Рассматривается развитие экстерната в историческом контексте, выделяются этапы становления экстерната в системе общего среднего образования от доинституциональных к институциональным.
Даётся краткий анализ современного состояния возможности получения среднего образования в форме экстерната. Рассматривается основной принцип организации деятельности экстерната – принцип индивидуализации, его специфика и особенности в применении к деятельности экстерната. Системообразующим звеном в деятельности экстерната является «Образовательная программа индивидуального обучения», которая учитывает разнообразные запросы, и реализовать которые без индивидуального подхода в работе невозможно.
Идея индивидуализации реализуется в образовательной программе, которая обеспечивает индивидуальное сопровождение экстерна. Индивидуализация является ведущим смыслом образовательной программы. Программа, в свою очередь, является тем связующим звеном, которое объединяет усилия объектов образовательного процесса в достижении цели. Включаясь в диалоговое взаимодействие экстерн, становясь полноправным творцом своего образовательного процесса, не может не проявлять активности в своей учебной деятельности. Поэтому ведущими принципами, который рассматривается в главе являются индивидуализация и активизация.
В главе предлагаются возможные сценарии развития экстернатной формы получения образования в современных условиях на основе принципа прогнозного социального проектирования.