Изменения, происходящие во всех сферах современной жизни, существенно повлияли на информационные связи в обществе и образовании и в последнюю очередь на получение новой информации из разных источников.
Школа как социальный институт общества особенно остро почувствовала эти перемены и вместе с тем, как достаточно устойчивая консервативная форма передачи знаний и опыта новому поколению, цель которой обеспечивать преемственность социокультурного опыта, оказалась наименее подготовленной к ним.
Возникла коллизия между потребностями обучающихся в новых формах получения информации, в новой информации, которая еще «не устоялась», не прошла научно-педагогическую экспертизу, чтобы быть допущенной в школу, и действующими школьными программами, проектами образовательных стандартов, так называемого, второго поколения, способами проведения экзаменов, формами получения новых знаний (классно-урочный как основной).
В настоящее время школа занята поиском путей выхода из этих проблем, задаваясь вопросом: есть ли альтернатива, обеспечивать выход из такого положения? Возможно ли при сохранении всей полноты содержания образования, предписываемого государственным стандартом, найти новые формы обучения, которые бы в большей степени соответствовали интересам, потребностям и возможностям современных учеников и запросам общества к качеству их образования?
Хорошо известно, что современные дети обучаются гораздо быстрее и активнее, чем дети, которые учились 40-50 лет тому назад. Они быстро осваивают новые компьютерные технологии и легко пользуются новой техникой. Учителя постоянно констатируют этот факт и, вместе с тем, жалуются на их нежелание учиться. Конечно, любая новая форма школьного образования (а мы далее будем говорить об экстернате) должна обеспечивать предписанный социум стандарт образования, но вместе с тем, общество заинтересовано в его расширении и углублении – за счет новой, «пульсирующей» научной и социокультурной информации - если она приобретается под определенным руководством учителей самими учениками и по их собственному желанию.
Возможно ли это? Наша система образования показывает, что возможно, если поставить перед образованием задачу – найти новые пути обучения, которые обеспечивают личностный и информационный консенсус школы и обучающихся. Такой новый путь в настоящее время прокладывает экстернат, как форма получения полного школьного образования.
В негосударственном образовательном учреждении «Экспресс» Санкт-Петербурга, в течение 14 лет ищут современные формы работы с учащимися, которые готовы учиться «по-новому».
В школе в 1997 года отрабатывается форма получения образования без уроков, без расписания, прививаются навыки самообразования, стимулирующие развитие новых механизмов самореализации.
Школа ориентирована на тех учащихся, которые мотивированы на получение образования порой в ускоренные сроки, проживающих вне Санкт-Петербурга, занятых творческой деятельностью, работающих и т.п.
Чем же привлекает школа-экстернат своих учеников? Прежде всего своей внутренней организацией, направленной на такую форму обучения, которая способствует самореализации каждого обучающегося. Она обеспечивается системой получения образования (называемой «персонифицированной»), при которой достигается такой эффект в обучении, когда каждый ученик обучается сам. Психологам хорошо известно, что только то, чего человек достигает сам, приносит ему удовлетворение, а полученный результат высоко им оценивается, приобретает для него значимость. Именно эти условия и создаются в экстернате. Большую часть времени ученик обучается дома. Но чтобы он смог и захотел осуществлять «самообучение», его нужно подготовить к этому. С этой целью учителя готовят не только специальные методические пособия, они разрабатывают содержание школы дистанционного обучения. До 2007 эти пособия готовились в традиционной форме – всем учащимся раздавались методички по всем учебным дисциплинам, где каждый ученик получал в доступной форме разъяснения по работе с учебником, инструкции по работе с текстом, написанию рефератов и другим формам учебной работы.
Сегодня все, что необходимо для методического обеспечения процесса обучения, существует в дистанционном режиме. Ученик в любое время имеет доступ к этой системе, и перед ним всегда есть все материалы независимо от места его расположения.
Интересно, что в школе достаточно много учащихся, проживающих вне Санкт-Петербурга, которые на основе предложенных им материалов успешно справляются с освоением образовательного стандарта.
Существенно, что в этой системе меняется роль учителя: он превращается в тьютора, наставника, организатора процесса, так как не всегда дает ответы только на «предметные» вопросы, но руководит процессом обучения. Экстерн всегда имеет рядом с собой наставника, который, не подсказывая, помогает ему самому осуществить ту деятельность, которая приведет его к успеху, и адекватно оценить результат.
Обращает на себя внимание и процесс постоянного обучения учителей – осваивая новые технологии, они постоянно учатся, общение в сети стимулирует и новые направления в повышении квалификации. Учителя вынуждены все больше проникать в специфику дистанционного обучения.
Наивно думать, что такая форма обучения рекомендуется всем без исключения учащимся. Экстернат показан определенному кругу учащихся и для них он является необходимым, так как имеет целый ряд преимуществ:
- возможность свободно пользоваться разными источниками знаний и находить в них нужные для себя;
- утверждение в своих силах и возможностях, способность адекватно оценивать себя самому, «более раннее и не отягощенное» излишней родительской опекой и учителями взрослости;
- хорошая подготовка к продолжению образования в высшем учебном заведении, где требуется умение самостоятельно овладевать знаниями;
- развитие умения преодолевать трудности и быть самостоятельным и ответственным в решении различных жизненных задач;
- становясь хозяевами своего времени, ценить его и не растрачивать по пустякам.
Таким образом, можно говорить о создании новой модели образования - персонифицированного, ориентированного на личность, удовлетворяющего и развивающего эту личность.