Дарья Уполовникова,
выпускница 2014 года «Школы Экспресс» Санкт-Петербурга
— Дарья, с каким чувством Вы вспоминаете школу?
— Так получилось, что я сменила четыре школы. «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга была последней в этом ряду. Мои эмоции по отношению к «Школе Экспресс» – самые светлые, значимые, памятные. Именно в нашей «Школе Экспресс» мне удалось в большей степени понять, кто я. Я вспоминаю «Школу Экспресс» исключительно с благодарностью.
— Что Вам особенно нравилось и что казалось спорным в школе?
— Когда я училась в обычных общеобразовательных школах, спорным мне казалось многое. А в «Школе Экспресс» мне всё нравилось, потому что совпадало с моими представлениями о школе и педагогах, педагогическом подходе. Здесь я почувствовала поддержку. При том что все было отнюдь не гладко. Я не была покладистой ученицей. Но я чувствовала, что меня здесь понимают. Не просто закрывают глаза на мои причуды (дескать, эту уже не исправить), а понимают по-настоящему, по-человечески.
— Как Вы относитесь к дистанционным формам обучения? Чему Вас научил этот формат образования?
— Главное – самодисциплине. При дистанционном обучении ты берешь ответственность за свое образование на себя. В традиционной школе мы сидим за партой и боимся. Зачастую мы что-то там выполняем, потому что боимся. А здесь, в «Школе Экспресс» с дистанционным обучением, мы учились из чувства ответственности перед самими собой. Здесь открывается исследовательский интерес.
— Есть ли отличия между выпускниками традиционной школы и школы с дистанционным обучением?
— Я вижу такие различия. Я, кстати, смогла ускоренно окончить школу, за год прошла два учебных года. Формат дистанционного обучения мне дал свободу выбора и свободу мышления, свободу от рамок освоения учебного материала. В традиционной школе мои друзья и знакомые, как мне кажется, в гонке от 1 класса до ЕГЭ не успевают по-настоящему задуматься о профессиональном будущем, почувствовать, чего они хотят от жизни.
— Какой бы Вы хотели видеть современную школу? Чему непременно нужно учить в современной школе?
— Тема образования меня очень волнует. В современной школе, на мой взгляд, нужно учить прежде всего практическим компетенциям, например, коммуникативным навыкам. Я не ставлю коммуникативные навыки на первое место. Но они чрезвычайно важны. И им нужно обязательно учить в современной школе. Коммуникативные навыки, на мой взгляд, занимают такое же важное место, как и знания по предметам. Ибо в конечном счете мы оказываемся в социуме и должны уверенно общаться.
— Как школа должна помогать в выборе будущей профессии?
— Ребенок привык подчиняться взрослым. Если они за него определяют его будущий путь – это трагедия. Все-таки при выборе профессии первую скрипку играют родители. Мне повезло: на меня в этом плане не было давления. Но я вижу своих ровесников, у которых по-другому. Которым родители внушили – главное высшее образование. А почему именно высшее?
— Но школа, учителя как-то все-таки могли бы помочь с профориентационным выбором?
— В этом плане очень важна регулирующая роль школы и педагога. Вообще регулирующая роль школы между системой и конкретным школьником. И просветительская.
— Какой компетенции Вам особенно не хватало первое время после школы, уже при трудовой деятельности?
— Умения принимать решение. Я уверена, что это не врожденная черта характера. Этому можно научить уже в стенах школы. В этом плане нужна поддержка начинаний ученика, доброе педагогическое слово. Важно поддерживать выбор ребенка в образовательном процессе. Это жизненно необходимо.
— Вы любите читать? И что Вы читаете?
— Я люблю читать. И рыдать над замечательными художественными произведениями. Сейчас среди молодежи наблюдается сильное увлечение научно-популярной литературой. Литературой, которая дает возможность познать мир и себя.
— Что бы Вы пожелали нынешним выпускникам?
— Не бояться пробовать, научиться принимать решения. Не бояться поддержки педагогов, школы. Школа плохому не научит.
Журнал «Педагогика Онлайн», № 4 - 2018