Александр Дзенковский: «Современная школа должна раскрывать потенциал ребенка»
Александр Дзенковский,
выпускник «Школы Экспресс» Санкт-Петербурга 2012 года,
окончил РГПУ им. А.И. Герцена
— Александр, что особенно ценное Вы вынесли из школы?
— Основное для меня – физика. Еще когда мне было 4 года, отец начал разговаривать со мной на языке физики. Отец у меня физик-ядерщик. В традиционной школе, где я учился до «Школы Экспресс», уровень преподавания именно физики меня перестал устраивать. Я поступил в «Школу Экспресс». Здесь мне помогли наверстать отставание по физике, а также научили мыслить более абстрактно и понимать главное в физике. Здесь во мне укрепили само понимание физики как предмета и научного знания. Кроме того, здесь великолепный коллектив – и учащихся, и педагогов. Мне было психологически комфортно. У меня был свой учебный распорядок, индивидуальный образовательный маршрут, с упором на физику. Основное, что дала мне «Школа Экспресс» – веру в себя и умение работать самостоятельно.
— Есть ли, на Ваш взгляд, отличия между выпускниками традиционной школы и школы с дистанционным обучением, каковой является «Школа Экспресс»?
— Вспоминается картинка: сидят дети за партами, и у них над головами изображены разные фигуры: у кого-то звездочка, у кого-то пентаграмма. Над учениками стоит учитель с напильником и спиливает все эти фигурки под один образец. На мой взгляд, это иллюстрация того, что сейчас происходит в современной традиционной школе. Стригут под одну гребенку. И люди выходят из школы без резко очерченной индивидуальности. В свою очередь выпускники, прошедшие школу дистанционного обучения, отдававшие предпочтение самообразованию с педагогической поддержкой, более динамичны и индивидуальны. У нас шире кругозор. Такие школы, как наша, помогают вырабатывать, например, абстрактное мышление. В нашей школе был индивидуальный подход к каждому, самоорганизация и ответственность. И, пожалуй, такая школа – действительно, школа. Школа с большой буквы. А традиционная – отчасти инкубатор.
— Чему, на Ваш взгляд, нужно непременно учить в современной школе?
— Учить – быть собой. Во всех смыслах. Развивать себя, свою личность. Раскрывать потенциал ребенка.
— А какова роль учителя?
— Помогать, прежде всего, с подбором нужной учебной информации. Учитель должен быть экспертом в своей предметной области и опытным куратором учебного процесса.
— Школа должна помогать при выборе профессии и каким образом?
— Все-таки, если главная задача школы – научить ребенка понимать себя, будет решена, то будет решен и вопрос с профессиональным будущим ученика. Лучше о профессиональном самоопределении задумываться уже на ранней стадии.
— Вы окончили РГПУ им. А.И. Герцена, физфак. Какой сейчас в школе должна быть физика? И полезно ли возвращение в школьную программу астрономии?
— Какой смысл должна иметь физика в школе? Знаешь физику – знаешь мир. Надо учить так, чтобы человек был заинтересован физикой. Физика ведь позволяет любой урок сделать ярким, интересным для детей. Она должна быть максимально прикладной, экспериментальной. От явления – к формуле. От вопроса ребенка о физическом явлении – к краткой, ясной формуле, описывающей его. Что касается астрономии, я думаю, что уроки астрономии нужны в школе. Астрономия способна показать мир гармоничным, красивым. А это чрезвычайно важно, в том числе, с воспитательной точки зрения.
— Скажите, что Вы любите читать?
— Я люблю научную фантастику. Философию, психологию, теологию. Причем люблю читать как с гаджетов, так и бумажные, типографские книги.
— Что бы Вы пожелали нынешним выпускникам?
— Неустанного самопознания. Познаешь себя – познаешь мир. Познаешь себя – поймешь, чем заниматься в будущем в профессиональной сфере.
Журнал «Педагогика онлайн», № 4 – 2018