Учить детей становится все труднее. Трудно найти мотивы, котрые бы стимулировали настоящее отношение к процессу учения. Расхожее мнение о том, что богатым можно стать, будучи неучем, завладело массовым сознанием, преодолеть это мнение учителям крайне сложно. Аргументы и факты часто не на их стороне, но, тем не менее, человек пришел учиться; хочет осваивать предметы в форме экстерната, что хотелось бы ему сказать...

Учиться - значит учить себя

Для чего люди учатся? Чтобы знать. Чтобы работать. Чтобы быть образованным человеком. Иногда, принимая решение учиться, некоторые исходят из довольно упрощенных побуждений, например, учиться, чтобы занять более высокое положение на служебной лестнице и т.п. Но даже те, кто вначале руководствовался подобными целями, обычно рано или поздно приходят к пониманию объективной ценности образования. Зато в понимании того, как получить образование, как учиться, весьма нередки и ложные представления, и прямые заблуждения. Иногда рассуждают так: «Вот поступлю в школу, в школе есть учителя, они меня научат, сделают образованным». Конечно, очень хорошо, что приступающие к учению полны такой веры в учителя, в значительность его роли как носителя знаний, организатора и руководителя учебной работы. Но если человек все надежды возлагает только на учителя и не задумывается о собственных обязанностях в учебном процессе, представляя себя в роли лишь некоего механического приемника знаний, идущих от учителя, то он глубоко заблуждается относительно плодотворности начатого дела. Экстернат особенная форма получения образования. Экстерн встречается с учителем редко. Учитель здесь помощник и организатор процесса, а не источник знаний.

Нельзя стать подлинно образованным человеком лишь на основе пассивного восприятия и запоминание того материала, который излагает учитель. Во-первых, человеческая память – не электронные носители, она не в состояние зафиксировать и прочно удержать все сказанное и услышанное, а те обрывки, которые не произвольно удерживаются в памяти, не составляют системы и не дают образования. Во-вторых, без собственных мыслительных усилий, без самостоятельного обдумывания и переработки того, что услышано от учителя или прочитано в книгах, не будут развиваться познавательные силы человека, следовательно, также не будут достигнуты цели образования. Л. Н. Толстой справедливо утверждал, что знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.  Всякий, кто хочет знать, должен достигнуть это своей деятельностью, собственным напряжением…

Роль учителя в школе действительно велика, но он не всемогущ, и обучить может лишь того, кто хочет учиться и кто сам учится, то есть и осмысливает программный материал, и овладевает необходимыми умениями и навыками,  поэтому, приняв решение, учится, каждый поступающий в школу должен представлять себе следующее.

1. Главную работу по изучению курса основ наук каждый экстерн выполняет самостоятельно. Работу можно выполнять в удобное время, пользуясь школой дистанционного обучения.

2. Умение самостоятельно учиться – не простое занятие, это сложный процесс, но им может овладеть каждый учащийся.

3. Глубокие, прочные и систематические знания приобретают только постоянным, добросовестным и правильно организованным трудом. Нельзя приобрести никаких серьезных знаний, если учиться не систематически, то, начиная  заняниматься, то, делая большие перерывы, то, берясь за книгу, то надолго ее забрасывая.

4. Воля - неотъемое качество каждого, кто решил учиться; поэтому объективные помехи (например, выезд в командировку, служебная перегрузка и т.п.) не должны прерывать учебных занятий. Возможно придется что-то поменять в жизненном режиме, обратиться к кому-то за помощью, но не надо сдаваться, надо найти в себе силы продолжить учебу даже в самых трудных условиях.

5. В учебном плане нашей  школы нет ненужных или малозначащих предметов: все они входят в обязательный образовательный стандарт.

6. Встречаясь в ходе самостоятельной работы с трудностями и непонятными вопросами, можно обращаться за помощью не только к учителям, но и к более сильным товарищам, родственникам, знакомым и т.д. Одного не следует делать: просить, чтобы кто-то в порядке «помощи» решил задачу, списать реферат,.. Все письменные работы стараться выполнять в срок и самостоятельно. Полезно составить расписание домашних занятий, выделяя для них ежедневно время. Заниматься сразу всеми предметами - у нас в школе поэтапное изучение предметов. Это поможет вам погрузиться в предмет и освоить его качественно. Каков режим, выбор предметов, последовательность их изучения - вам подскажут в школе.

 

 

 

РАБОТА С КНИГОЙ

Книга – не только собирательница и хранительница все умножающихся человеческих знаний. Она стала главным источником обогащения знаниями сменяющих друг друга поколений.

Иногда можно услышать мнение, будто сейчас время книги уже миновало, что она начинает утрачивать свое положение главного источника знаний, ибо появились и все больше укрепляют, свои позиции такие источники информации, как телевидение, кино, радио, компьютер. Никто не отрицает великой роли этих средств массовой передачи мыслей, но неправильно было бы противопоставлять их книге, думать, что они способны вытеснить и заменить книгу.

 

ЧТЕНИЕ – ЭТО ИСКУССТВО

Никакое нужное человеку богатство не лежит свободно на поверхности и не дается в руки без труда. Металл можно добыть из земных недр, выплавить его из руды, обработать. Для получения хлеба нужно вспахать землю, посеять зерно, убрать урожай. И все это требует труда и умения.

Так и со знаниями, хранящимися в книгах. Книга не отдает своих сокровищ легко и любому человеку. Недостаточно владеть лишь элементарной техникой чтения, книга требует от читателя большего – владения всеми «секретами» искусства чтения, рациональными методами чтения. Книга преданно и безотказно служит тому, кто сумел её подчинить, сделать её своим другом и помощником. Она держит себя недоступно по отношению к тем самонадеянным и самообольщающимся людям, которые думают, что уже научились читать, лишь постигнув, как складывать буквы в слоги, а слоги в слова. Великий немецкий поэт и мыслитель Гёте, очевидно, о таких людях говорил, что они и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Имея за плечами почти восьмилетний читательский опыт, он все ещё продолжал считать себя далёким от цели.

Научиться читать – это, значит, научиться извлекать из книги всю пользу, которую она способна дать; говоря языком физики, - максимально поднять коэффициент полезного действия чтения. Ведь нередко неумелый читатель уподобляется тем нерадивым хозяевам, которые чуть ли не половину выращенного урожая оставляют на земле. А разве редки случаи, когда за целый учебный год учащийся не усваивает и половины содержащегося в учебнике ценнейшего и интереснейшего материала, и лишь потому, что не научился правильно пользоваться книгой.

Следовательно, подлинную пользу приносит не всякое чтение, а только чтение правильное, разумно поставленное.

Чтение называют одним из самых эффективных инструментов познания. И как всяким инструментом, им необходимо уметь пользоваться. Необходимо сначала вдумчиво и последовательно овладеть элементарной техникой дифференцированного (расчленяющего) чтения, а затем в течение всей жизни неустанно тренировать и совершенствовать эту технику.

Что же это за «техника дифференцированного чтения» и как ею овладеть?

Для человека, серьёзно поставившего перед собой задачу учиться самостоятельно, это один из важных вопросов. В школе овладеть методами работой с книгой помогают учителя. Но много можно достигнуть и самостоятельно, если проявить достаточно воли, желания и настойчивости. Для этого необходимо знать, что читать, как читать, какие вспомогательные средства следует использовать для повышения эффективности чтения.

 

 

ЧТО ЧИТАТЬ?

Для человека, обучающегося в вечерней или заочной школе, а также самостоятельно готовящегося к сдаче экзаменов в порядке экстерна, этот вопрос решается как будто просто: прежде всего, читать то, что требует школьная программа, то есть читать учебники, рекомендуемые художественные произведения и критические статьи, первоисточники (например, по истории и обществоведению). Ответ этот правилен, но не полон. Ведь программой определен только минимум вопросов, если оно ограничивается лишь кругом тех вопросов, которые возможно рассмотреть в классе. Поэтому самостоятельное внеклассное чтение как по дисциплинам гуманитарного, так и естественно-математического цикла является неотъемлемой частью образования.

Чем руководствоваться при выборе книг для внеклассного чтения?

Меньше всего даёт бессистемное, беспорядочное, нецелесообразное чтение, по принципу «что под руку попало». Уже сейчас книжная продукция необъятна, она непрерывно и стремительно пополняется, наряду с хорошими книгами, появляются произведения слабые, малоценные. Все это требует тщательного отбора материала для чтения, решительного отметания того, что для читателя представляет незначительный интерес.

Выбор книга для самостоятельного внеклассного чтения всегда будет определяться интересами, склонностями, индивидуальными качествами каждого читателя. У человека, интересующегося техникой, в списке будет преобладать техническая литература; человек, интересы которого лежат в области истории, будет читать книга на исторические темы и т.д. Однако не следует полностью пренебрегать литературой, выходящей за круг личных пристрастий. Так, многие произведения классической литературы не изучают в школе текстуально. Но немыслимо представить культурного человека, который увлекается техникой и не читал, например, «Обломова» И.А. Гончарова, «Былое и думы» А.И. Герцена, «Анну Каренину» и «Воскресенье» Л.Н. Толстого, «Тихого Дона» М.А. Шолохова и т.д. Равным образом обедняет себя и тот почитатель поэзии и искусства вообще, который не считает нужным знакомиться с достижениями науки и техники, со значительными трудами в области биологических и общественных наук.

Кто же поможет составить личный план внеклассного чтения? Как в необъятном море найти нужную и ценную книгу?

Первым консультантом в этих вопросах является, без сомнения, учитель, который в своей области знает и основную и дополнительную литературу и может дать квалифицированный совет. Второй консультант – это библиотекарь, особенно если он получил соответствующее образование и имеет опыт работы с читателями. В библиотеках, где свободный доступ к книжным полкам, многое может дать самостоятельный просмотр книг, ознакомление с помещенными в них аннотациями, беглое чтение оглавлений. Кроме того, в каждой библиотеке ведется катаог систематическом порядке. В большинстве библиотек пользуются систематическими каталогами, в которых книги по отраслям знаний. Просмотр каталога – еще один путь, помогающий узнать о существовании книги и отобрать для данного читателя работы. Особенно полезны каталоги, снабженные аннотациями, т.е. краткими описаниями содержания книг, а иногда и их оценкой. Каждый, что решил серьезно использовать чтение в качестве инструмента познания, должен знать о существовании такой отрасли знания, как библиография (от двух греческих слов: biblion - книга + qrapho – пишу). В задачу библиографии входит выявление, описание, раскрытие и оценка произведений печати. Результаты этой работы оформляются в виде различных указателей, обзоров, списков литературы. Словом “библиография” обозначают не только отрасль знаний, но и списки, указатели и образы книг. Для людей, самостоятельно изучающих основы наук, особое значение имеет рекомендательная библиография, помогающая в существующих книжных богатствах и отбирать из них самое необходимое. Библиография справедливо называют “компасом в книжном мире”. Как нельзя пускаться в открытое море без компаса, так невозможно ориентироваться в обилии книг без библиографических указателей, справочников, описаний. Библиографические материалы печатают в специальных периодических изданиях, таких, как журнал “В мире книг”, газета “Книжное обозрение”, в отдельных тематических библиографических сборниках, указателях, справочниках. Библиографические материалы в большем или меньшем объеме можно найти почти в каждой газете, в толстых и тонких журналах, каталогах (обратите внимание на ударение и правильно произносите это слово), т.е. перечнях книг, имеющихся в библиотеке. Чаще каталоги составляют в форме карточек.

Итак, при отборе литературы для самообразования (а самообразованием должны заниматься и учащиеся очных школ, рассматривая уроки лишь как начало и базу для самостоятельных занятий) никто не представлен самому себе. Направляющая и руководящая деятельность учителей, работа разветвленной сети библиотек, широко и квалифицированно поставленная библиографическая работа – все это призвано тем, кто оправляется в поход за знаниями. Не всякую потребовавшуюся в данный момент литературу можно тут же приобрести в книжном магазине в личное пользование, да и не всегда это следует делать: подбор книг для личной библиотеки - вопрос особый, поэтому нужно помнить, что первыми помощниками являются общественные библиотеки – вопрос особый. По этому нужно помнить, что первыми помощниками при самообразовании являются общественные библиотеки, и следует приучить себя пользоваться их услугами.

 

 

КАК ЧИТАТЬ?

Мы установили, что даже выбор книги для чтения - не такая простая задача, как это представляется некоторым малосведующим людям, что и в самом, казалось бы, несложном деле нужна опора на определенные принципы, необходим, например, известный запас библиографической осведомлённости. Тем больше умения требуется для того, чтобы суметь правильно прочитать книгу, извлечь из неё всю пользу и богатство, которые она таит в себе. Это значит, что нужно знать методы работы с книгой и хорошо владеть ими.

Методы работы с книгой не универсальны, они зависят от цели, которую ставит перед собой читатель в каждом конкретном случае. Суммируя взгляды разных исследователей, можно назвать следующие четыре основных метода чтения.

1. Чтение – просмотр, когда книгу быстро перелистывают, изредка задерживаясь на некоторых страницах. Цель такого просмотра – первое знакомство с книгой, получение общего представления о её содержании.

2. Чтение выборочное, или не полное, когда читают основательно и сосредоточенно, но не весь текст, а только нужные для определенной цели места.

3. Чтение полное, или сплошное, когда внимательно прочитывают весь текст, но никакой особой работы с ним не ведут, не делают основательных записей, ограничиваясь лишь краткими заметками или условными пометками в самом тексте (конечно, в собственной книге).

4. Чтение с проработкой материала, т.е. изучение содержания книги, предполагающее серьезное углубление в текст и составление различного рода записей прочитанного.

В самостоятельной работе с книгой применяют все перечисленные методы, но в период, когда человек систематически работает над условиями основ наук, особое значение имеет последний метод – изучение книг.

Для успеха всякого чтения важно отчетливо знать его цель, помня, что цели могут быть широкими и узко практическими. Так, человек может обратиться к книге для того, чтобы удовлетворить жажду познания, овладеть специальностью или усовершенствоваться в ней; лучше познать прошлое или научиться разбираться в окружающей жизни; научиться логически, мыслить, рассуждать; научиться решать задачи, писать сочинения, выступать с докладами; удовлетворить свои эстетические запросы и т.д. Могут быть и другие цели:

· найти подтверждение, обоснование какой-то мысли, вывода; получить справку по интересующему вопросу;

· получить возможность решить такую-то задачу, выполнить такую-то работу;

· узнать мнение, чтобы принять его к руководству или, на оборот, оспорить его;

· подготовиться, чтобы передать знания другим;

· добыть данные для сопоставления или противопоставления каких-то явлений, событий, литературных персонажей;

· понять, как пользоваться чем-нибудь (машиной, инструментом, препаратом) и т.д.

Каждая из перечисленных или другая из неназванных, но возможны целей, накладывает свой отпечаток на характер чтения. Однако, во всех случаях, при любых поставленных целях читатель должен придерживаться определенных правил чтения и настойчиво развивать в себе определенный ряд качеств, повышающих эффективность самообразовательной работы.

Ясно осознанная цель чтения облегчает уже первое знакомство с книгой, она служит своеобразным ориентиром, помогающим быстрее заметить то, что читателю важно, необходимо, интересно. Для повышения эффективности чтения–просмотра большое значение имеет также целесообразный порядок знакомства с содержанием книги. Этот порядок может быть не одинаковым у разных читателей, но важно, чтобы, во–первых, он неизменно соблюдался, и, во–вторых, чтобы прежде чем взяться за основной текст, читатель обязательно ознакомился с имеющейся в каждой книге титульной страницей, а также с оглавлением (содержанием), предисловием (введением), заключением (послесловием), методическим справочным аппаратом (если эти элементы имеются в книге). Привычка, принимаясь за новую книгу, проходить мимо указанных элементов вредна, так как оставляет читателя в неведении относительно многих характеристик, освещающих содержание книги и облегчающих предстоящую работу с текстом.

Титульная страница знакомит читателя с фамилией автора книги, её заглавием (а заглавие чаще всего и тему всей работы), указывает, где, каким издательством и в каком, году издана или переиздана.

Оглавление (оно обычно помещается в конце книги) или содержание (его можно найти и в начале книги, сразу же за титульным листом) даёт представление о содержании всего произведения, о его структуре и соотношении отдельных частей.

Предисловие, написанное автором, редактором книги или авторитетным специалистом рассматриваемых в книге вопросов, обращено обычно непосредственно к читателю. Задача предисловия – облегчить читателю понимание основного текста, раскрыть замысел всего произведения, иногда – подсказать, как пользоваться книгой, словом – как быпредставить книгу читателю. Роль предисловия к книге можно сравнить с ролью напутствия местного жителя человеку, который собирается пройти по незнакомой местности. Получив общее представление о характере местности, путник, несомненно, лучше ориентируется в новых обстоятельствах, быстрее пройдёт нужное расстояние, больше заметит интересного и существенного. Введение тоже преследует цель облегчить понимание основного текста, сообщая те сведенья, которые вводят читателя в круг разбираемых автором вопросов.

Многие книги, особенно капитальные научные исследования, собрание сочинений и т. п., содержат в помощь читателю особый справочный аппарат: примечания, комментарии, именные и предметные указатели, списки использованной или относящейся к исследуемому вопросу литературы, таблицы, схемы, рисунки и т. д. Ознакомившись с титульной страницей, оглавлением и предисловием, бегло просмотрев основной текст, обратив внимание на справочные материалы, просмотрев, наконец, заключение или последние абзацы произведения, читатель, без сомнения, получит довольно определенное представление о книге. Если мнение о просмотренной книге сложилось отрицательное или, несмотря на явные достоинства книги, она не соответствует нынешним интересам, потребностям или возможностям читателя, таким чтением или просмотром можно ограничиться. Если же просмотр показал, что книга полезна и обещает удовлетворить запросы читателя, она будет читаться теперь с двойным интересом и вниманием.

В период школьного учения, когда происходит интенсивное овладение основами наук, особо важную роль играет чтение для изучения содержания книг, учебников в первую очередь. Изучить что-либо, – значит получить об изучаемом предмете, явлении основательные познания, постичь в деталях, стать знатоком в данном вопросе. Но такая степень овладения достигается не сразу, а как завершение целого процесса, в котором можно различить ряд этапов. В начале этого процесса стоит первое сосредоточенное и внимательное чтение, позволяющее охватить содержание книги, раздела, главы в целом. Такой охват содержания как целого еще не дает отчетливого знания, но создает условия для того, чтобы разобраться в прочитанном и понять его. Разобраться же в тексте – это, значит, перейти от целого к частям, мысленно разбить целое на смысловые куски, установить, как эти подразделения текста связаны друг с другом и со смыслом всего целого. Всю эту работу можно проводить мысленно, но ее польза многократно возрастет, если прочитанное и продуманное зафиксировать в той или иной форме. Записывание является важным вспомогательным средством при чтении, без записывания не возможно обеспечить подлинно серьезную работу с книгой. Видам и методике записывания прочитанного посвящена специальная глава в настоящем пособии.

Правильно понятый и отчетливо представляемый после разбора материал обычно хорошо и прочно запоминается (по крайней мере в своей главной сути), чему в большой мере способствует записывание прочитанного. Ведь в ходе записывания проводится такая обработка текста, которая как раз и ведет к выделению в нем наиболее важного, существенного. Одной только отчетливости не достаточно для того, чтобы прочно запомнить материал. От изучающего требуются еще дополнительные активные усилия – попытки воспроизвести (пересказать) изучаемый текст и повторные чтения того, что он уже знает прочитанное. Это иллюзия, самообман. Пока читатель не в состоянии воспроизвести прочитанное, выразить его своими словами, текст не может считаться ни понятым, ни закрепленным в памяти. Однако даже после полного и правильного, но однократного воспроизведения прочности запоминания еще не возникает. Требуется еще ряд повторений, причем лучше через определенные промежутки времени, чтобы изучаемый материал лучше «улегся», закрепился в памяти. И, наконец, последний этап в процессе изучения текста – условие, т.е. не только закрепление в памяти, но своеобразное «срастание» изученного с сознанием читателя, когда материал как бы «переварился», стал «своим».

Совершенно необходимым качеством при всяком чтении, а при чтении с проработкой особенно, является умение полностью сосредоточить свое внимание на читаемом, не думать во время чтения о другом, не отвлекаться поминутно посторонними занятиями или разговорами. Речь идет не о внешних помехах, которые не редко возникают в неблагоприятных бутовых условиях, а о помехах внутренних, причина которых находится в самом человеке, в его не собранности, в отсутствии самоконтроля. Заметив в себе подобную дурную привычку, нужно настойчиво и упорно подавлять ее, волевым усилием заставлять себя во время чтения думать только о читаемом.

Как показывают наблюдения, к числу довольно распространенных помех при чтении относится привычка не вдумываться в читаемое, скользить по верхам, не отделять существенного от второстепенного. Торопливое и поверхностное чтение создает только видимость усвоения содержания и экономии времени. На деле оно, как правило, оборачивается лишь потерей времени и напрасной тратой сил. Для полноценного усвоения материала необходимо поставить четыре задачи:

  • Первая задача при чтении – это уяснить себе и усвоить прочитанный материал;
  • Вторая задача – продумать прочитанное;
  • Третья – сделать из прочитанного необходимые для памяти выписки;
  • Четвертая – дать себе отчет, чему новому научила прочитанная книга.

Как видим, чтение – это прежде всего активная работа мысли. Приобрести навык такого чтения возможно, конечно, не сразу, а постепенно, постоянно контролируя себя, на первых порах, несомненно, замедлит темп чтения, но это не должно смущать читателя, серьезно взявшегося за дело. Необходима быстрота чтения, к которой, без сомнения надо стремится, нужно стремится (ведь читать надо много, а время ограниченно), придет в свой час, но уже на прочной основе навыка сосредоточенного и вдумчиво чтения. О быстром или так называемом, динамическом, чтении (которое не следует смешивать с чтением торопливым или поверхностным), в последние годы написано не мало. Такое чтение имеет свои научные основания и сочетается с не менее быстрым и глубоким осмысливание читаемого. Путем особой тренировки читатель может научится одним взглядом быстро схватывать сразу несколько слов, а то и целый небольшой абзац. Люди, не владеющие скорочтением, обычно, даже читая про себя, мысленно произносят все слова. Метод динамического чтения основан на умении воспринимать значение всех схватываемых глазом слов без мысленного их произнесения. При этом память и мышление должны быть так активизированы, чтобы внимательно воспроизвести весь текст. Динамическое чтение требует специальной тренировки, и к овладению им следует подходить с известной осмотрительностью. При этом оно применимо не к каждому виду литературы. Например, вряд ли человек получит удовлетворение своих эстетических запросов от динамического чтения художественного произведения. Зато научную и публицистическую литературу нужно приучатся читать по возможности быстро. Методом динамического чтения владели и успешно им пользовались многие замечательные читатели как в нашей стране, так и в других странах мира.

 

 

ЗАПОВЕДИ ЧИТАТЕЛЯ

 

А. Общие:

1. Не читай все книги на один лад. Способы чтения должны соответствовать цели чтения.

 

Б. При чтении для образования:

2. Помни, что чтение – одна из самых важных, нужных, серьезных работ, не «между прочим», не «ничегонеделание».

3. Хотя одну из читаемых тобою книг читай с проработкой.

4. Не жалей на это чтение ни времени, ни сил: оплатится с лихвой. Вкладывай все силы в чтение.

5. Неослабно борись с ленью мышления и воображения: это злейшие враги.

6. Добивайся, чтобы каждое место книги было совершенно и отчетливо понятно.

7. Не пропускай ничего без очень серьезных причин.

8. Не бросай книгу недочитанной без самых серьезных причин.

9. Не зови других на помощь без самой крайней необходимости, напрягай все силы, чтобы обойтись без чужой помощи. Самодеятельность – прежде всего.

10. Где надо – заставляй воображение работать «вовсю».

11. Хочешь хорошо читать с проработкой – читай с пером в руке; делай конспект, заметки, выписки.

12. Читай не только «слева направо», но и все время «справа налево» – возвращайся к прочитанному.

13. Прежде старайся хорошо понять, а потом критикуй.

14. Чужую критику на книгу читай после книги.

15. Прочитав книгу, уясни сущность ее и запиши в кратких словах.

 

В. О выборе книги для самообразования:

16. Читай хотя бы немного, но основательно.

17. Читай необходимое, хотя бы интересное.

18. Читай самое лучшее, что можно достать.

19. Читай не слишком легкое, не слишком трудное.

20. Руководствуйся каким-нибудь планом чтения (по программе или совету специалиста).

 

Чтение до сих пор рассматривалось как процесс, связанный с мышлением и сферой чувств человека. Но нельзя забывать, что чтение – это и физическое напряжение, труд, в котором участвует весь организм человека, а всякий труд требует соблюдения определенных правил гигиены. Успех работы с книгой в значительной мере зависит от того, как соблюдает читатель правила гигиены умственного труда. Следует запомнить, что эти правила нельзя понимать как безусловные и обязательные при всех случаях работы с книгой. Жизненные условия и личные особенности людей, совмещающих учение с работой на производстве, столь многообразные и сложные, что общие правила могут служить лишь известными ориентирами и применять их следует, сообразуясь с конкретной обстановкой и возможностями.

Правила эти следующие.

1. Периоды работы с книгой надо отчетливо отделять от периодов отдыха.

2. В работе с книгой не следует делать частых перерывов, но не надо заниматься чтением более 1-2 часов хотя бы без небольшого перерыва.

3. Надо стремиться организовать регулярность занятий, закрепляя для чтения определенное время.

4. Для работы с книгой более предпочтительны утренние или дневные часы; по возможности надо избегать чтения поздним вечером или ночью, а также в состоянии сильного утомления.

5. Следует рационализировать рабочее место (стул, стол), обстановку, условия работы и орудия труда (пособия, приспособления, письменные принадлежности и т.п.).

6. Надо следить за чистотой воздуха в рабочем помещении, поддерживать умеренную температуру, следить за правильностью освещения (умеренный и ровный свет должен падать на книгу, по возможности, сверху или слева), создавать во время чтения тишину в комнате (выключать радио и т.д.).

7. Надо работать с книгой возможно спокойнее, без лишних движений, потягиваний, болтания ногами и т.п.; не следует читать лежа; не надо читать за едой.

8. Не надо приучать себя к небрежной работе с книгой, однако надо уметь пользоваться и малыми промежутками свободного времени для просмотра и разметки книг, продумывания прочитанного, заучивания наизусть и тому подобных занятий.

9. Надо избегать переутомления и за счет своевременного отдыха увеличивать свою работоспособность. Можно использовать пассивный отдых (кратковременное лежание) или активный отдых (перемена работы). Во второй половине дня желательно применять в различных комбинациях «физиологические стимуляторы» (холодную воду, сахар, физзарядку, усиленное дыхание). Все это особенно важно помнить в периоды наиболее напряженной умственной работы (например, во время подготовки к экзаменам или к сдаче очередного зачета).

10. Надо читать про себя молча, если позволяет обстановка, можно иногда перечитывать отдельные избранные места в книге вслух, чтобы лучше их воспринять и запомнить.


Добавить комментарий


Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте

Подписаться на новости школы