Домашнее задание
Функции домашних заданий в современной школе разнообразны: закрепление и углубление теоретических знаний; дальнейшее формирование навыков и умений; применение знаний в стандартных и творческих условиях; обобщение и систематизация; подготовка к усвоению нового учебного материала. В зависимости от основных функций выделяются такие типы домашних занятий:
1) усвоение теоретического материала;
2) формирование умений и навыков;
2) применение в разных условиях;
4) обобщение и систематизация;
5) пропедевтические занятия;
6) комбинированные.
Домашние занятия имеют свою структуру, определяемую закономерностями познавательной деятельности человека. Основные структурные элементы занятий по усвоению теоретических знаний таковы:
1. Восприятие и осознание темы, цели и задачи домашней работы. Ученик читает запись в дневнике, просматривает записи и рисунки в тетради, заголовки в учебнике. Это этап ориентации в материале.
2. Дальнейшее осмысление материала, изученного в классе (ученик читает текст учебника, разделяет его на смысловые части, выясняет смысл непонятных слов, выделяет главное, сравнивает с рассказом учителя и записью в тетради, конкретизирует примерами из практики, наблюдений, иллюстрациями, устанавливает взаимосвязи с ранее изученным).
3. Закрепление, уточнение и расширение знаний (для закрепления ученик применяет разные мнемонические приёмы, для расширения и углубления знаний использует межпредметные связи, привлекает дополнительную литературу, материал радио и телепередач).
4. Обобщение и систематизация (на основе установленных связей ученик формулирует выводы, составляет краткий конспект материала, делает систематизирующую схему или таблицу, проводит мысленную конкретизацию – «восхождение к конкретному»).
5. Самоконтроль и коррекция знаний (ученик строит связный рассказ, используя магнитофон или пересказывая материал кому-то из домашних; при этом усвоенное и зафиксированное в слове знание сравнивается с образцом, вносятся необходимые уточнения).