КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Государственное образовательное учреждение
«Санкт-Петербургская академия
постдипломного педагогического образования»
«Допущено» Председатель Президиума РЭС __________ В.Е. Фрадкин «___» __________ 2005 г. |
|
Зав. кафедрой педагогики и андрагогики СПбАППО __________ С.Г. Вершловский «___» __________ 2005 г. Протокол №__ от «___» _______ 2005 г. |
|
ПРОГРАММА
«ОСНОВЫ САМООБРАЗОВАНИЯ»
Автор программы Доцент кафедры педагогики и андрагогики СПбАППО О.Д. Владимирская «___» __________ 2005 г |
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2005 г.
ПРОГРАММА
элективного курса «Основы самообразования»
Предлагаемый курс «Основы самообразования» предназначен для учащихся 9–11 классов и является надпредметным, рассчитанным на то, что подростку необходима помощь в том случае, если он решил вступить на путь самообразования. Программа призвана помочь школьникам разобраться в себе, собственных возможностях планировать учебную деятельность и рационально распределять время. В программе рассматриваются приемы учебной работы, обеспечивающие приобретение умений работы с различными источниками информации. Последний раздел программы предусматривает совершенствование умений по презентации результатов собственной учебной деятельности.
Курс «Основы самообразования» ориентирован на учащихся, получающих образование в форме экстерната и пока не умеющих самостоятельно организовать процесс собственного учения, будет полезен и учащимся общеобразовательных школ, особенно с вечерней и заочной формами обучения. Программу можно использовать в классах, где подготовка учащихся очень разнится, где учащиеся плохо адаптированы к учебной деятельности и не готовы к активному освоению знаний.
Курс предполагает выполнения каждым учащимся большого количество самостоятельных заданий, которые хорошо выполнять используя реальный учебный материал по различным школьным дисциплинам.
Методическим обеспечением курса является пособие по самообразованию школьников для школьников Владимирской О.Д. «Самообразования: пять шагов» СПб.2005.
ЦЕЛЬ КУРСА: формирование культуры самообразования как ее необходимой основы и создание условий для раскрытия самобытности и уникальности каждого ученика, повышение его интеллектуальной компетентности.
ЗАДАЧИ КУРСА:
ü Познакомить учащихся с приемами самообразования на основе самоуправления, самоутверждения, самоопределения;
ü познакомить учащихся со свойствами личности, которые будут способствовать успеху в самообразовательной деятельности;
ü развить умение планировать собственную деятельность, распределять время, овладевать навыками учебного труда, работы с разными источниками информации.
ü развить умение представлять результаты учебного труда.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предполагается, что после освоения программы учащиеся будут:
ü иметь представление об индивидуальном образовательном маршруте;
ü уметь организовать собственное учение;
ü ориентироваться в понятиях самообразование, самосознание, самосовершенствование;
ü понимать значение самообразования в жизни человека;
ü уметь выполнять миниисследования по выявлению свойств личности, способствующих самообразованию.
ü применять приемы работы с книгой; с устным словом; с графической информацией; с библиографическими источниками; с электронными сетями;
ü УМЕТЬ:
· делать сообщения, доклад, проект;
· писать сочинение, реферат;
· заявлять о себе через резюме;
· создавать портфолио.
В ходе освоения программы предполагается использовать методы: информационный, диалоговый, исследовательский, аналитический, практический. Формы проведения занятий групповые и индивидуальные.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
№, п/п |
ТЕМА |
Количество часов |
||
всего |
теор. |
прак. |
||
1. |
Введение в проблематику курса. Знакомство с учащимися. Определение их направленности. |
3 |
1 |
2 |
2. |
Роль самообразования в жизни людей. Особенности самообразования на современном этапе. Индивидуальный образовательный маршрут. |
3 |
1 |
2 |
3. |
Мотивы и их роль в жизни человека. Роль мотивов в достижении цели. Знакомство с понятиями: самопознание, самосовершенствование, самоутверждение и саморазвитие. |
3 |
1 |
2 |
4. |
Основные принципы и психологические приемы организации самостоятельной деятельности: планирование, распределение времени. |
4 |
1 |
3 |
5. |
Формирование информационной культуры. Отработка навыков работы с источниками информации (книга, устное слово, графические источники, библиографии, электронные сети). |
6 |
2 |
4 |
6. |
Презентация результатов учебного труда. |
16 |
2 |
14 |
ИТОГО: |
35 |
8 |
27 |
ПРОГРАММА КУРСА
1. Знакомство с содержанием курса. Знакомство с учащимися, их направленностью, потребностями, социальными установками, интересами и целями. Значение направленности личности в результативности самообразования.
Практическое занятие: определение направленности учащегося, определение ведущих мотивов выбора профессиональной деятельности по методике Е.М. Павлютенковой «Структура личности. Профессиональный план» и Г.К. Селевко «Я в этом мире».
2. Роль самообразования в жизни людей. История и современность. Образование: учение и обучение. Что значит учиться самому. Как правильно организовать самообразование. Юридические и правовые аспекты.
Практическое занятие: работа по опроснику Г.К. Селевко «Могу ли я организовать себя?». Беседа «Возможно ли учение с увлечением?»
3. Роль мотивов в достижении цели. Раскрытие понятий самопознание, самосовершенствование, самоутверждение и саморазвитие. Анализ качеств личности, способствующих развитию самообразования.
Практическое занятие: создание карты личности. Знакомство с методами субъективного контроля обсуждаемых понятий.
4. Основные принципы организации собственного учения. Умение планировать. Тайм-менеджмент. Приемы распределение времени.
Практическое занятие: анализ домашних заданий по проектированию и планированию собственной деятельности.
5. Формирование информационной культуры. Определение понятий: культура, информация, технология, техника. Приемы работы с различными источниками информации. С: книгой, устным словом, графическими источниками, библиографией, электронными сетями.
Практическое занятие: отработка навыков работы различными источниками информации.
6. Презентация и самопрезентация. Представление результатов учебного труда: сообщение, доклад, сочинение, реферат, проект, резюме, портфолио, экзамен и подготовка к нему.
Практическое занятие: освоение умений представления результатов учебного труда.
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ
Курс «Основы самообразования» предлагает познакомить учащихся с тем как правильно организовать собственное учение. Программа знакомит с элементарными приемами работы с книгой, устным словом, графическими источниками. В результате освоения программы учащиеся научатся презентовать свои учебные достижения:
ü делать сообщение;
ü писать сочинение, реферат;
ü создавать проект;
ü рассказывать о себе через резюме и портфолио.
Использованная литература
1. Артеменко А.С., Николаенко Л.Н. Как стать умнее (общие методы при решении образовательных задач) // Открытая школа, – 2000, – №3.
2. Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся, М. Просвещение, 1984.
3. Вершинин В.Н. На принципах самообразования // Открытая школа, – 2002, – №5.
4. Владимирская О.Д. Экстернат: варианты индивидуальной помощи // Открытая школа, – 2000, – №5.
5. Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию, М. Просвещение, 1983.
Приложение 1
Г.К. Селевко, Н.К. Тихомирова, О.Г. Левина
«Сделай себя сам»
КАК РАБОТАТЬ НАД СОБОЙ
Итак, если вы хотите сделать из себя Человека с большой буквы – знающего и умеющего, честного и доброго, самостоятельного, способного добиваться своих целей, надо настойчиво и терпеливо работать над собой.
С кого брать пример?
Примеров вокруг нас много, надо только видеть их.
Ваш ровесник Сергей Гращенко закончил школу-гимназию на Алтае в 14 лет с серебряной медалью. Его отличали высокий уровень интеллекта, исключительные способности к математике, физике, технике, умение неординарно мыслить, рассуждать доказывать. По специально для него разработанной программе он освоил за месяц программу 7-го класса, за 3 месяца – 8-го класса, к концу года, перейдя в 9-й класс. Его отличала повышенная работоспособность, он занимался и в выходные дни и в каникулы. Многократный призер международных и российских олимпиад. Его рабочий день длится с семи утра до вечера. Зарядка, пробежка, завтрак. – Первый рабочий период. – Обед, отдых, прогулка. – Второй рабочий период. – Физические занятия, ужин прогулка. Вот такой режим, только изредка нарушаемый праздниками, выездами и т.п.
Еще больше примеров среди славных имен России.
Рабочий день Петра Великого. «Я Царь, ау меня мозоли на руках», – любил говорить Петр I. Он не терпел безделья и весь день его был заполнен до предела. Вставал он очень рано, до рассвета. В 3–4 часа утра – Совет министров, затем контроль за постройкой судов в Адмиралтействе. Нередко сам брался за топор. Затем дома занимался любимым токарным делом (за свою жизнь он освоил 14 ремесел). Далее – обед, отдых. И снова в мастерские, на строительство, осматривать корабли. Вечером навещал друзей и рано ложился спать.
Поставить цели
В работе над собой необходимо четко представлять, чего вы хотите достичь, что воспитать в себе. В течение года вы многое узнали о себе, своих Я, представили свое Я-будущее. Выберите важнейшие для вас цели, запишите их в дневник и начните работать.
Ø Потеряв цель и надежду, человек с тоски обращается порой в чудовище (Ф. Достоевский).
Комментарии