Л.А. Мартынова, координатор Школы дистанционного обучения, психолог Негосударственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Экспресс» Санкт-Петербурга


Лариса Александровна Мартынова, автор статьи «Использование Школы дистанционного обучения в работе с одаренными детьми», рассматривает возможности использования элементов дистанционного обучения в процессе работы по обучению одаренных детей в экстернате. Особенность данной работы заключается в том, что Школа дистанционного обучения в Негосударственном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе «Экспресс» Санкт-Петербурга является уникальным компонентом системы получения полного среднего образования экстерном. Автор статьи предполагает, что данные материалы заинтересуют, прежде всего, учащихся, получающих образование экстерном, а также учащихся различных общеобразовательных школ, гимназий, лицеев и пр., имеющих особые способности в различных областях знаний и желающих их развить, углубить и ускорить процесс обучения. Данная статья будет интересна и родителям учащихся, и учителям как отправная точка использования инструментария школы дистанционного обучения для успешного продвижения одаренных детей в образовательном процессе.
 
Один из основных аспектов в жизни человека, а может быть, и самый главный - это образование. Образование и качественные знания - это не всегда одно и то же. Многое  в процессе получения образования определяет форма его получения.

Одной из эффективных форм обучения образования, по данным исследования НИУ Высшей школы экономики, является экстернат. До недавнего времени такая форма была наименее  известна и распространена, но в настоящее время она приобретает все большую популярность. Востребованность в экстернатах возрастает пропорционально изменению современной системы образования.

Негосударственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Экспресс» Санкт-Петербурга (НОУ СОШ «Экспресс») – это школа-экстернат. Школа успешно  работает уже на протяжении 15 лет.

Одним из основных аспектов такой формы получения образования является индивидуальный образовательный маршрут, который составляется совместно с одаренным учеником. В связи с тем, что ежедневное посещение школы в течение шести-семи часов в день не требуется, ученик может уделить большее внимание тем предметам, которые для него наиболее интересны и актуальны, и тем самым остается время на развитие своих способностей.

Нестандартные, одаренные дети, дети, обладающие особыми способностями - все они должны получить поддержку и возможность развиваться в индивидуальном темпе. В европейских школах их называют детьми с особыми запросами, им создают особые условия обучения в школах. В нашей стране вопрос организации работы с одаренными детьми также актуален. В программе приоритетных направлений развития экономики работа с одаренными детьми является приоритетным направлением образовательной политики Российской Федерации.

Экстернат - это одна из форм решения подобной проблемы в российской школе. Изначально в школу поступают дети, ориентированные на самообразование. И как показывают исследования российских ученых,самостоятельно освоить школьную программу способен не каждый ребенок. Нередко в экстернат обращаются одаренные дети, дети с особыми образовательными запросами. Такие учащиеся осваивают программу трех классов за два учебных года; в возрасте 12 лет получают основное среднее образование (оканчивают 9 класс); самостоятельно планируют свое время и глубину погружения в предмет в зависимости от потребностей в том или ином знании.

Помимо самостоятельного освоения  школьной программы, все одаренные дети НОУ СОШ «Экспресс» параллельно занимаются разными видами деятельности (танцами, живописью, музыкой, спортом, иностранными языками и т.д.). В их портфолио следующие  достижения: сертификаты, подтверждающие владение иностранными языками, участие в различных музыкальных конкурсах, спортивных соревнованиях и пр.

Обучение одаренных детей предполагает наличие особых условий.Одним из таких условий в НОУ СОШ «Экспресс» является школа дистанционного обучения (ШДО). Основной целью создания школы дистанционного обучения как компонента системы подготовки одаренных детей в НОУ СОШ «Экспресс» является наличие возможности получить полноценное образование.  Наличие ШДО особенно актуально для одаренных детей, проживающих в других странах  и городах.

ШДО была создана четыре года назад на базе  платформы LMS Moodle. В настоящее время ШДО является неотъемлемой частью системы подготовки одаренных детей. На базе ШДО для более эффективной реализации образовательных потребностей одаренных детей используются информационно-коммуникативные технологии: электронная почта и Skype, Google сервисы, CMS (система управления контентом Joomla), электронное расписание и многое другое.

В настоящее время вводятся персональные сайты учеников, используется современное оборудование (электронный микроскоп, интерактивный планшет,  веб- и видеокамеры, микрофоны, мультимедиа проектор для видео консультаций и видео лекций и т.д.). Каждый может выбрать для себя наиболее удобные средства связи: телефон, аудио и видео конференции, электронную почту, чат, форум, социальные сети, web-messenger на сайте.  

На данный момент в НОУ СОШ «Экспресс» 10% экстернов, которые постоянно проживают в другом городе или стране и обучаются только в дистанционном режиме. Неоспоримым достоинством ШДО в работе с одаренными детьми и детьми с особыми образовательными потребностями является круглосуточный режим работы школы, что снимает вопрос с организацией процесса подготовки для учащихся, которые постоянно проживают не только в других городах (Когалым, Сургут, Нижний Новгород, Пермь, Москва и т.д.) и странах (США, Канада, Германия, Индия, Чехия, Литва, Эстония, Франция, Таиланд и т.д.) из-за разницы во времени по часовым поясам.

ШДО построена в соответствии с современными требованиями системы образования. Банк учебно-методических материалов разработан учителями высшей квалификационной категории, имеющими большой опыт педагогической работы и являющимися экспертами в области ЕГЭ.

Каждый из обязательных учебных предметов, находящихся в списке утвержденного образовательного стандарта, разработан таким образом, что любой экстерн может выбрать для себя глубину освоения предмета в зависимости от потребности (например, выполнить практические, лабораторные работы и тесты в форме on-line, написать и защитить доклад, реферат и т.п.).

Работая в этой системе, учащийся накапливает сумму знаний и отрабатывает определенные умения, обрабатывая теоретический материал путем выполнения практических и лабораторных работ, составлением отзывов и рецензий, решением тестов в форме on-line, тем самым вырабатывая и оттачивая навыки, которые так необходимы в настоящее время для прохождения государственной итоговой аттестации в формате единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Несмотря на то, что весь процесс обучения проходит удаленно, все участники, имеющие доступ в ШДО, находятся в контакте друг с другом. Ученик имеет постоянную коммуникативную связь как с каждым учителем и координатором школы, так и с другими учащимися. При этом формируются навыки коммуникативного общения, что играет немаловажную роль в личностном развитии человека.

Форма получения образования в формате экстернат сама по себе позволяет ускорить процесс обучения, и ШДО совершенствует этот процесс, что важно для одаренных учащихся, которые осваивают программу трех классов за два учебных года: они могут постоянно двигаться вперед.

По окончании 9 и 11 классов необходимо очное присутствие экзаменуемого на государственной итоговой аттестации. Система дистанционного обучения позволяет успешно подготовиться к государственной итоговой аттестации в новой форме (ГИА, ЕГЭ). Задания в ШДО выстроены по тому же принципу, что и задания Единого государственного экзамена, т.е. в формате тестов (выбор ответа, написание рецензии, эссе, мини-сочинения…).

Примером успешной сдачи ЕГЭ в НОУ СОШ «Экспресс» (школа находится в Санкт-Петербурге) являются экстерны, которые проходили подготовку дистанционно, проживая во Франции, США, Сибири.

Развитие дистанционного обучения перспективно. Помимо необходимого минимума школьной программы, есть возможность развивать дополнительное образование. В НОУ СОШ «Экспресс» разработаны элективные курсы, помогающие одаренным детям развивать свои интеллектуальные и творческие способности. Тематика курсов разнообразна. Это курсы по профессиональному самоопределению, созданию личного портфолио ученика, самоменеджменту, проектированию и т.д.

В НОУ СОШ «Экспресс» качество образования оценивается не только по результатам ЕГЭ. Мониторинг по качеству образования педагогического коллектива и учащихся школы показывает, что главное -это помощь выпускникам найти свое место в обществе, раскрыть свою индивидуальность и научить творчески подходить к решению многих жизненных проблем.

На вопрос «Вам нравится учиться в нашей школе?» учащиеся отвечают:

Марина:«Когда училась в другой школе и это было «обязаловкой», то не хотелось, а сейчас удовольствие получаю. Как такое полезное хобби, которым мне очень интересно заниматься».

Александр:«Экстернат» – это не что иное, как times contens menegment. Качество жизни – это ведь, в том числе, умение планировать и распределять свое время, которого так не хватает современному городскому жителю».

Елена:«Экономия времени рождает ответственность. Если ты освободил первую часть своего дня, чтобы заняться любимым делом (кто-то профессионально занимается модельным бизнесом, кто-то пропадает на съемках молодежных телепередач, ходит на тренировки, в музеи), то стоит понять, что трудиться придется во второй половине дня. Все это формирует навыки самоконтроля».

Качественным результатом труда педагогического коллектива в работе с одаренными детьми являются их ответы на вопрос: «Что из своих достижений вы считаете главным?».

Алексей, выпускник школы 2008 года: «Стремление к самосовершенствованию. У многих людей его нет. У меня оно появилось после долгих трудов. Это радует».

Татьяна, выпускница школы 2007 года:«Умение разобраться в себе, познать самого себя. Но это пришло постепенно».

Алексей, выпускник школы 2009 года:«Все, полученное в школе, как будто откладывается в копилку… Мне, например, очень помогает в жизни, что я не боюсь публичных выступлений и могу свободно отстаивать свое мнение».

Анна, выпускница 2010 года:«Сложно строить планы в современном мире. Хочется гармонии с самой собой. Хочется твердо стоять на земле и тянуться головой к небу».

Настоящий период развития методов дистанционного обучения в НОУ СОШ «Экспресс» с одаренными детьми можно назвать периодом накопления опыта. Коллектив педагогов, создавая дистанционные курсы по общеобразовательным предметам, внедряет технологии работы с электронными образовательными ресурсами, наиболее эффективные формы коммуникации дистанционного обучения. Основополагающей идеей работы НОУ СОШ «Экспресс» является идея приобщения одаренных детей к самообразовательной деятельности. Нам видится, что дистанционная подготовка одаренных учащихся при использовании соответствующего опыта работы будет эффективно развивать нашу идею.


Добавить комментарий


Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте

Подписаться на новости школы