Продолжаем предыдущую публикацию о нюансах перехода на семейное образование, самообразование или экстернат.
Итак, Вы приняли решение учить ребёнка дома. Необходимо всё тщательно обдумать и спланировать.
Важным моментом является ответ на вопрос «Где будет проходить аттестация?».
После получения от родителей заявления о переходе на семейную форму обучения, организация, где вы учились, предлагает прикрепиться через отдел управления образованием к какой-то школе (не обязательно к своей). Как только Вы это сделаете, необходимо познакомиться с регламентом, по которому в этой школе организована аттестация обучающихся, как проходит работа с экстернами. Очень важно договориться об этом сразу, чтобы знать, к чему должен быть готов ребёнок (и Вы!) в конце учётного периода. Учётные периоды в разных школах могут отличаться.
Есть другой вариант – проходить аттестацию в негосударственной школе. Но и здесь надо начинать с определения условий взаимодействия, которые будут отражены в договоре.
Иногда взрослые и дети, почувствовав свободу, погружаются с головой в интересные им предметы и темы, забывая об обязательных требованиях. Но каким бы увлекательным Вам ни казался учебный процесс, который Вы организовали своему ребёнку, надо понимать, что аттестация у учеников проходит по общему стандарту. Как бы много ни знал ребёнок дополнительного материала, спросят у него, прежде всего, то, что написано в стандарте. Новые стандарты (ФГОС 3) имеют перечень знаний и умений по каждому предмету, которыми должен овладеть обучающийся к концу учебного года. Это очень удобно и облегчит взаимодействие с учителем, который будет проводить аттестацию.
И еще один пример из практической жизни. В законе об образовании* не сказано, что аттестацию надо проходить ежегодно и иметь личное дело, в котором делать отметку о переводе ученика в следующий класс. Поэтому иногда появляются дети, которые приходят на аттестацию за курс основной школы в 12-13 лет.
Действительно, такой вариант не противоречит закону, но представьте положение ребёнка, которому надо аттестоваться за один раз по всему курсу всех предметов образовательной программы! Сложной будет и задача учителя, которому надо определить степень готовности обучающегося за очень короткое время.
Такие попытки сдать «всё и сразу» создают напряжение, раздражение и часто заканчиваются скандалом. А страдает здесь ребёнок, которому не понятно возникновение этой ситуации. Лучше избегать подобных случаев, заранее выстроить комфортный график аттестаций, договариваться и дать возможность ученику качественно представить свои знания, сохранив при этом своё здоровье.
Ольга Дмитриевна Владимирская,
директор ЧОУ «Школа Экспресс» Санкт-Петербурга
* Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ