Прошло 15 лет с тех пор, как вышло первое положение, в котором было разъяснено, как можно организовать экстернат в общеобразовательной школе. За эти годы тысячи россиян получили среднее образование экстерном. Что изменилось за это время в общественном сознании и сознании педагогического сообщества в отношении к экстернату? Чем стал экстернат для работающего школьника? Чемпиона России по у-шу? Юного музыканта? Почему большинство учителей по-прежнему скептически относятся к тому, что их ученики уходят получать образование экстерном?

Вопросов много.

Многолетний опыт работы с экстернами позволяет дать на некоторые из них вполне исчерпывающие ответы и попутно попытаться изменить устойчивые стереотипы, показать реальную картину, которая складывается сейчас на финале получения среднего образования, рассказать родителям и учащимся об их реальных возможностях.

Экстернат – это форма получения образования, закрепленная законом «Об образовании». Любая заинтересованная школа может у себя предложить учащимся осваивать учебные предметы в форме экстерната, но берутся за это далеко не все. Это связано прежде всего с теми целями, которые каждая школа перед собой ставит, с организационными трудностями становления новой формы обучения и очень часто с психологическим неприятием ее большинством учителей, работающих всю жизнь в рамках классно-урочной системы.

Цели, которые ставят перед собой школы сегодня, очень разнятся, и это - достижение нашего образования, это дало возможность создать школы разные, не похожие друг на друга. И в систему этих целей не обязательно должна попадать цель организации экстерната.

Организовать экстернат на базе общеобразовательной школы, в которой ведется серьезная внеклассная работа, развита сеть дополнительного образования, есть система элективных, профильных курсов для старшеклассников - дело очень непростое, да и затратное. Свободного времени у хороших учителей нет, человека, который бы занимался экстернами, выделить сложно. Да и сколько этих экстернов будет в одной школе? Для трех, пяти учеников разрабатывать отдельную технологию подготовки, организовывать систему консультирования, для каждого свою?

Такую миссию может взять на себя образовательное учреждение, в уставных целях которого заявлен экстернат. За последние годы появились и школы, которые занимаются только экстернами. Такая специализация позволяет организовать учебный процесс, который в корне отличается от того, к которому все привыкли: отсутствие уроков, редкое пребывание ребенка в школе, его самостоятельность в выборе образовательного пути многих настораживало, да и продолжает настораживать до сих пор.

Как директор такой школы, я постоянно сталкивалась со скептическими оценками в адрес экстерната, за которыми порой сквозит недоверие к качеству получаемого образования, а поскольку школа у нас частная, то и упреки в адрес «продажи» аттестатов приходилось слышать неоднократно. Ситуация изменилась, когда наши выпускники стали наравне со всеми сдавать ЕГЭ. Для нашей школы единый экзамен стал показателем того, что экстерны способны самостоятельно завершать школьное образование, показывая достойные результаты.

Жизнь в нашей школе очень отличается от той, к которой привыкли школьники. У нас нет общего расписания, нет фиксированного времени, в течение которого ученики осваивают тот или иной объем материала. Каждый экстерн имеет свою маршрутную книжку, в которой фиксируется его учебный план, куда можно вносить коррективы, если возникает такая необходимость. Все экстерны обеспечиваются, помимо учебников, методическими пособиями, разработанными учителями нашей школы. Практика создания пособий – ведущее направление деятельности педагогического коллектива школы.

Контингент экстерната неоднороден, сложен и интересен. Контингент меняется с годами, динамику этого процесса мы фиксируем в школьном мониторинге. Если в конце девяностый было много экстернов, которых мало интересовал уровень образования, не нацеленных на продолжение образования, просто «вытолкнутых» из массовой школы по целому ряду причин. Для них экстернат был средством выживания, необходимой позиций для трудоустройства. Сейчас ситуация иная. Многие ребята приходят, уже зная об экстернате, сознательно выбирают его как наиболее подходящую для себя форму получения образования.

Понятно, что экстернат – это не массовая форма получения образования. К ней прибегают те, кому рамки классно-урочной системы по каким-то причинам становятся неуютными. Ни в коем случае не хочется возбудить полемику: что лучше - урок или получение образования экстерном. Распространение экстерната, его утверждение на ниве российского образования говорит лишь о том, что у современного школьника есть возможность выбора. Для большинства школьников этот выбор – классно-урочная система. Пока ничего лучше для массового обучения никто предложить не может. Экстернат в определенной степени поддерживает стабильность и преемственность составляющих образовательной системы, позволяет включить человека в систему непрерывного образования, становится ее неотъемлемой частью.

Сомнения, которые высказывают родители, да и учителя, в отношении того, насколько современный старшеклассник самостоятелен, насколько он умеет и хочет учиться сам, порой бывают и обоснованными. Дело в том, что в режиме школы эту самостоятельность ученику не всегда удается проявить. Ученик привык быть ведомым. Все, начиная с предмета изучения и заканчивая объемом домашнего задания, для него спланировал учитель. Учитель же несет полную ответственность за жизнь и здоровье, следит за пропусками уроков. Малейшее невыполнение – звонок родителям. Родители привыкли контролировать любой шаг, дети привыкли отчитываться…, если не начали бунтовать. Ученики, которые бунтуют, часто оказываются в экстернате. Они не ищут его, им советуют его друзья, а иногда взрослые, которые имеют уже опыт работы с экстернами. В новой образовательной ситуации возникают и новые мотивы; свобода, неожиданно обретенная, оказывается суровой необходимостью учиться, делать выбор в пользу учебы, самому отвечать за свои действия, выполнять учебную программу, вычленяя из нее главное, и т.п.

Понятно, что не всем удается успешно достичь поставленной цели, кое-кто «сходит с дистанции», но их принципиально меньше, чем тех, кто поборов себя, может учиться самостоятельно и в итоге получает аттестат.

В каком же случае можно говорить о целесообразности обращения к экстернату? Давайте рассмотрим несколько примеров.

Пример первый.

Ребенок учится в выбранной вами гимназии или лицее. Цели и задачи, которые ставит перед собой это учебное заведение, совпадают с теми ожиданиями, которые сложились у учеников и их родителей. А первые годы учебы все складывается удачно. При переходе из класса в класс учебная нагрузка возрастает - школа-то хорошая! В школе, понятно, все школьники должны посещать все уроки, которые предусмотрены учебным планом, а учебными планами в лицеях и гимназиях предусмотрено увеличенное количество часов по ряду предметов. Требования к высокому уровню знаний школьников и желание ученика (родителей) получать хорошие отметки (впереди высшее образование!) часто нуждаются еще и в дополнительных занятиях.

К слову сказать, репетиторство в последние годы приняло невиданные ранее размеры, но это тема отдельного разговора. На взгляд автора, современное репетиторство провоцирует иждивенчество: не способствует развитию, а напротив, побуждает все время ждать дополнительной помощи.

Понятно одно, чем больше у ученика нагрузка в школе, тем больше он нуждается в дополнительной поддержке. При этом длительность учебного дня современного старшеклассника достигает 12 часов. Этот тезис не нуждается в дополнительном подтверждении: все, у кого в доме есть прилежный старшеклассник, это знают не из материалов научных конференций.

Теперь представим себе, что этому подростку нравится заниматься чем-то еще, кроме школьных предметов. Он хочет петь, танцевать, играть в театре, фотографировать… Времени на занятия любимым делом нет, интерес пропадает и к тому, что происходит в школе, возникают конфликты с учителями, родители недовольны. При этом напоминаем, что в школе все хорошо организовано и работает, просто нет места для дополнительных занятий по индивидуальному выбору ученика. Он физически не успевает. Возникает альтернатива: или пропускать что-то в школе, или бросать то, чем хочется заниматься, если вопрос решается в пользу любимого дела, то тут-то и возникает момент, когда можно подумать о смене формы обучения. Но в нашем учебном заведении нет такого варианта. Многие учителя до сих пор считают, что если ученик не ходит к нему на уроки, то и предмет его он знать не может по определению… Но ученик должен сделать свой выбор иначе неуспех ждет его по всем направлениям.

Пример второй.

Дети, которые учатся в самых разных не специализированных школах, но уже включенные в процесс профессиональной деятельности, имеют постоянные трудности в решении школьных проблем. Они танцуют в профессиональных ансамблях, поют в хоровых коллективах, играют в театрах. Их жизнь, очень насыщенная, вплетенная в жизнь профессионального сообщества, плохо соотносится с необходимостью ежедневно посещать школу, да и попасть в график контрольных работ не всегда удается. Возникают конфликты. Такой ученик не только попадает в разряд плохо успевающих, но дестабилизирует отношения в классе. Почему Иванову можно пропускать, с Сидоров должен сидеть в школе все уроки? Почему Иванов приехал с гастролей из Парижа и Мария Ивановна должна с ним дополнительно заниматься? Почему на фоне урочной формы обучения все учителя должны продумывать, как аттестовать далеко не всегда прилежного «артиста»? Дело здесь не в конкретной школе или конкретном учителе, дело в том, что в школе есть устоявшиеся правила внутреннего распорядка. Все эти правила должны выполнять. Делать постоянные исключения - значит поставить под сомнения верность этих правил. Но для большинства учащихся они нормальны, они их не тяготят. Мешает лишь тот, кто «выпадает».

Такому ребенку прямая дорога в школу, где есть экстернат. К слову сказать, мотивированный на профессиональный успех подросток легко вписывается, как правило, в систему самообразования.

Человечество богато различными областями деятельности, талант к которым проявляется уже в юности. Скорость развития всех процессов в современном мире настолько велика, что лишь те, кто профессионально занят своим любимым делом с ранних лет, могут надеяться на достижение значимых результатов. Склонность, талант, желание подростка заниматься чем-то помимо школы могут быть распознаны только при внимательном отношении к личности ребенка со стороны семьи и школы. Подготовка в экстернате может обеспечить и такое внимание, и понимание того, что главное для такого подростка – это его любимое дело.

В нашей школе мы исходим из того, что главная задача современного образования — развитие способности к постоянному самообучению, способности не только добывать, но и самостоятельно получать новые знания применительно к целям своей деятельности. И если цель у ученика осмыслена, если он понимает, что хочет стать художником, но и среднее образование он тоже должен получить, то за такого экстерна можно не волноваться – он будет учиться самостоятельно. Начнется выработка таких внутренних механизмов, инструментов саморегуляции познавательно-образовательной деятельности, которые позволят организовать самообучение и порой сделать это в ускоренные сроки. Для таких учащихся очень важен результат, полученный от конкретной деятельности. Одним из таких результатов будет своевременное получение аттестата.

Пример третий.

Мы сейчас много узнали о лево- и правополушарных детях. Знаем, что с леворукими детьми теперь не поступают грубо, не переучивают их, но в экстернате много леворуких. В чем-то они все-таки «отстают», замыкаются в себе, становятся неуспешными. Распознать правополушарного ребенка не сложно, сложнее организовать для него учебный процесс так, чтобы он не отставал в массовой школе. В режиме индивидуальной, персонифицированной поддержки проблемы у таких детей исчезают. Вопрос только в том, что время бывает упущено и догонять приходится много. Для правополушарного ребенка, как правило, проблема в математике и других точных дисциплинах.

Пример четвертый.

Старшеклассник, вполне успевающий, ничем особенно не увлеченный, хорошо владеющий компьютером… скучает в школе. Его тяготит необходимость ежедневного выполнения домашних заданий, ему скучно прочитать один параграф и рассказать его. Он не злой, не вступает в пререкания с учителями, ладит с родителями. Но день ото дня все меньше погружается в школьные предметы, постепенно отстает. Можно поменять ему условия обучения, заставить встряхнуться, взять на себя хоть какую-то ответственность за собственную жизнь и учебу.

Пример пятый

Дети, которые чувствуют недооценку со стороны окружающих, и те, над которыми смеются в школе, - «белые вороны» всех мастей: слишком добрые, слишком агрессивные, слишком талантливые или пока не желающие себя никак проявить.

Они начинают искать утешение в реализации вне школы, не имея возможности противостоять «гонениям». Такие учащиеся часто имеют хронические заболевания, с удовольствием пропускают школу под предлогом недомоганий.

Это далеко не полный перечень случаев, когда ребенку, скорее всего, показан экстернат. Важно понимание, выявление причин и предоставление ребенку возможности самому выбрать свой путь.

Персонифицированный подход, предлагаемый в экстернате, в первую очередь и направлен на развитие нестандартного подхода к образовательному процессу. Способность к самообучению, которую мы стараемся сформировать, практически своим результатом имеет именно развитое поисковое мышление ученика как способность самостоятельно находить решение многих не только учебных, но и жизненных задач. При персонифицированном обучении в большей степени делается акцент на развитие психологической составляющей, на «открытии себя» и своих возможностей: от управления деятельностью ученика со стороны учителя на переход к « самоуправлению», к самоорганизации, самоконтролю обучающимся собственной деятельности персонально. Очень важно сделать все, чтобы помочь детям и подросткам чувствовать себя оцененными, а еще важнее, чтобы они сами научились себя оценивать.

В экстернат обращается много молодежи. Это молодые люди, которые бросили школу в конце девяностых годов и спустя несколько лет решили продолжить свое образование. Это особая категория экстернов. Они, как правило, уже состоялись в жизни, имеют семью, часто имеют свой бизнес. Взрослые, они каждый по-своему прочитывают школьные учебники, удивляются и сокрушаются, что не занимались этим раньше. Работа с такими экстернами – это особое направление деятельности школы. В работе с ними как со взрослыми применяются андрагогические приемы, образование строится особым образом.

Но сегодня у нас разговор о подростках, о детях школьного возраста. Взрослые же упомянуты только для того, чтобы показать, что экстерны не только очень индивидуальная, но и очень разновозрастная публика.

Разнообразны экстерны и по своему национальному составу. Есть у нас и выходцы из стран СНГ. Встречаются жители Туниса, Алжира. Есть дети, которые живут с родителями в других странах, но получают российское образование.

Это разнообразие очень помогает в работе, делает ее неповторяющейся и не дающей возможности раз и навсегда решить все имеющиеся проблемы.

Важным в работе экстерната является подбор педагогического коллектива. То, что не каждый учитель может работать с экстернами, мы поняли уже давно. А какой учитель может? Может профессионал, обладающий набором человеческих качеств, дающих ему возможность понимать и принимать учащихся такими, какие они есть. Уметь выслушать, уметь подсказать, не заметить, восхититься. Наградой за эту работу является успешность большинства наших экстернов, поле их благодарности простирается на просторы нашей страны и за рубеж. Нам очень важно, что к нам приходят младшие братья и сестры бывших экстернов, которые сделали свой выбор по примеру старших.

Вундеркинды, одаренные дети, дети, обладающие особыми способностями… Все они должны получить поддержку и возможность развиваться в собственном темпе. В европейских школах их называют детьми с особыми запросами, им создают особые условия обучения в школах. Думается, что экстернат - это одна из форм решения подобной проблемы в российской школе.

В экстернате мы стараемся воспитывать оптимистов, способных задумываться о будущей профессиональной деятельности. У экстернов, которые смогли осмыслить свои жизненные устремления, отмечается улучшение не только душевного, но соматического состояния. Мы очень стараемся научить экстернов радоваться удачам, учим находить в себе сильные стороны и развивать их. Поэтому очень хочется обратиться ко всем, кто считает экстернат некой второсортной формой получения образования, внимательнее присмотреться к работе школ экстернатов: мы готовы к сотрудничеству.

«Все должны ходить на уроки. Дома, самостоятельно ребенок никогда не выучится»,

«Чем будет занят ребенок, если нет постоянного контроля?»

Два эти тезиса мы слышим часто из уст своих коллег, но опыт работы со старшеклассниками, организованный в режиме помощи самообразовательной деятельности, показывает, что включаются такие механизмы саморегуляции, которые помогают учиться самостоятельно. Индивидуальный образовательный маршрут, реально осуществляемый, помогает и родителям участвовать в процессе обучения ребенка. Роль родителей, особенно на первом этапе перехода в экстернат, возрастает многократно. Мы стараемся учитывать пожелания родителей по организации обучения и, если удается достигнуть согласования, получаем очень хорошие результаты. На этом этапе родители становятся реальными участниками образовательного процесса, экстернат учитывает не только пожелания семьи, но становится реальным партнером. Особенно ярко это проявляется в семьях, где заняты творчеством – в семьях музыкантов, художников.

«В экстернат уходят двоечники и неудачники, которым оценки ставят просто так»

Ученик, который в школе слыл неудачником и двоечником, порой не только очень успешно  завершает школьное образование, но и становится успешным в жизни. Просто он получает возможность поставить на первое место любимое дело, важность которого он уже осмыслил, среднее же образование рассматривает для себя как средство достижение этой цели.

 

Представление негосударственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Экспресс» Санкт-Петербурга

 

За тринадцать лет существования школы ее окончили 696 экстернов. 

 

Миссия: Предоставить возможность детям и молодежи, оказавшимся в нестандартной для них жизненной ситуации, получить среднее образование на основе взаимной адаптации – требований современного школьного образования и запросов, возможностей и потребностей учащихся.

Основная деятельность: обучение учащихся 5-9 и 10-11 классов в форме экстерната. Организация обучения на дому.

 

НОУ «Экспресс» – это образовательное учреждение, в котором созданы условия для получения среднего общего образования в индивидуальном режиме для тех, кто получает среднее образование в форме домашнего обучения (экстерната).

Практическая деятельность НОУ «Экспресс» на современном этапе включила в себя:

  • постоянный мониторинг родителей, которые хотят давать своим детям образование в семье;
  • разработка программы помощи родителям, обучающим своих детей самостоятельно;
  • постоянную корректировку образовательной программы индивидуального обучения получения среднего образования;
  • отработку организационных форм безурочной подготовки, развитие навыков самообразования;
  • мониторинг успешности учащихся, окончивших школу.

Используемая программа индивидуального образования претерпела несколько редакций, которые обусловлены изменениями в содержании образования, изменениями понятия о качестве образования, характером контингента детей и подростков, обращающегося в школу.

Главная учебная идея – это идея привития навыков самообразования и обучение всех учащихся приемам самостоятельной работы. Итогом этой работы явилось создание программы курса «Основы самообразования», который подкрепляется пособием «Самообразование: пять шагов», изданного в НОУ «Экспресс» в 2005 году.

 


Комментарии  

0 #1 Андрей Владимирович 02.10.2011 07:56
Добрый день!
Хотелось бы узнать об условиях поступления в Вашу школу и уровень оплаты за месяц\год?
Цитировать

Добавить комментарий


Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте

Подписаться на новости школы