§ 4 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСТЕРНАТА
Обоснование на этапе разработки концепции социально-педагогических условий, необходимых для существования экстерната, показало, что они не всегда являются достаточными для того, чтобы в реальной практике достигнуть желаемого уровня подготовки, чтобы вывести человека на иной уровень образовательных потребностей, компетентности, самореализации, способствующей повышению уровня.
Наблюдения за судьбами экстернов во время прохождения ими итоговой аттестации и спустя некоторое время после нее дают возможность оценить эффективность его деятельности экстерната, выстроить основополагающие позиции дальнейшего развития.
Мы рассматриваем социум, окружающий человека, как объект социального регулирования и управления, считаем, что человек не только продукт, но и творец своей социальной среды [106, с. 28]. Социальная поддержка экстернов – это оказание им помощи, часто в экстремальных ситуациях, она имеет важную общественную значимость.
Уже подчёркивалось, что экстернат – это объект социального управления, поэтому в его функциях можно выявить функции, направленные во внеобразовательные структуры и на внутреннее его управление: социоцентрическая и личностно-ориентированая составляющие. Рассматривать эти составляющие можно только во взаимосвязи друг с другом. Эффективность деятельности экстерната мы попытаемся проследить на примерах судеб конкретных экстернов, рассматривая, как обеспечивает, выполнение социально-педагогических условий изменения в мотивации, жизненных подходах в отношении к образованию; рассмотрим те случаи, когда этих условий оказывается недостаточно для оказания помощи экстерну.
Социоцентрическая составляющая – обеспечивает изменения, происходящие в социуме под влиянием деятельности экстерната.
- Экстернат самим фактом своего существования стабилизирует образовательную систему, соотнося свою деятельность с образовательными потребностями населения.
- Экстернат призван оказывать помощь тем, кто на каком-то этапе своей жизни выпал из системы образования. С помощью экстерната они могут компенсировать упущенные возможности, получить образование и вернуться в школу, не отстав от своих сверстников, или продолжить образование в других категориях учебных заведений.
- Экстернат дает возможность получить образование одаренным детям, ориентированным на какой-либо вид деятельности, уже занятых творчеством или включенным в трудовую деятельность.
- Экстернат учитывает особенности подходов к образованию взрослых, предполагает прежде всего определение личной позиции взрослого по отношению к учебной деятельности, поддерживает его как субъекта собственного учения.
- Экстернат расширяет сферу профессионального выбора молодыми людьми, в современной ситуации не только гарантирует устойчивость образовательной системы, но и обеспечивает молодым людям определенный жизненный успех, дает шанс жизнеустройства.
62 % получивших образование в экстернате в 1998 г. поступили в высшие и средние специальные учебные заведения. Таким образом, 101 человек включился в процесс получения дальнейшего образования (данные телефонного опроса).
Процесс прохождения итоговой аттестации занимает у экстернов от 2 до 10 месяцев (в программе заявлен максимальный срок 2 года). За этот период некоторые экстерны проходят подготовку, но по краткосрочным программам. В 1998 г. 14 % экстернов параллельно с подготовкой в экстернате окончили курсы (компьютерные, бухгалтерские, менеджеров и т. д., всего 12 видов краткосрочных программ). Таким образом, 23 человека расширили сферу своих возможностей в плане трудоустройства; 5 человек нашли работу до окончания сдачи экзаменов.
В экстернат нередко обращаются те, кто не помышлял о продолжении образования, но производственная ситуация сложилась так, что необходим специалист, имеющий среднее образование. В такой ситуации оказываются люди, которым за тридцать. Обращение в вечернюю школу психологически невозможно. В экстернате они находят тот вариант подготовки, отношение и понимание, которые дают им возможность преодолеть барьер и достойно пройти итоговую аттестацию.
Экстернат стабилизирует отношения в семье. Можно представить две группы таких случаев:
1) Если в школе у подростка возникает конфликт, то он неминуемо переносится и на отношения в семье. Родители и дети, учителя в разных случаях оказываются по разные стороны "баррикады". Поддержка и понимание, возможность преодолеть в первые месяцы негативное отношение друг к другу позволяет вернуть подростка не только в учебную деятельность, но и показать не всегда объективную состоятельность их обвинений в адрес родителей и учителей. Родители, видя успехи своих детей (успехи проявляются достаточно быстро благодаря поэтапному изучению предметов), меняют свое отношение к ним, утверждаются в уверенности в их силах и возможностях. Стараются получить совет о будущем образовании ребенка.
2) Экстернат может выступить фактором, стабилизирующим отношение в семье и в случае, если взрослый человек оказался безработным (особенно глава семьи). Ранее человек выполнял привычную для себя роль, мог содержать семью. При вынужденной безработице его ролевые функции нарушаются, поиск новой работы требует усилий, получения образования, что для большинства взрослых неожиданное и трудноодолимое препятствие. За 1998 г. в экстернате получили образование 6 человек в возрасте старше 35 лет. В четырех случаях активную роль, помощь в подготовке оказывали члены семьи: жены и дети.
Молодые люди, получившие образование в форме экстерната, способны продолжить свое обучение в средних общеобразовательных, средних специальных, высших образовательных учреждениях, получить профессиональное образование в системе краткосрочных образовательных проектов, расширить спектр своих возможностей в плане трудоустройства.
Попробуем проиллюстрировать эти факты примерами жизнеустройства и адаптации экстернов разных возрастов. Эти же примеры свидетельствуют об активности и саморегулируемости общеобразовательной системы, её возможности влиять на все звенья непрерывного образования. Прошедшие итоговую аттестацию за курс основной школы возвращаются в школу и продолжают обучение в 10 классе. Подросток, вернувшийся из-за границы после двухгодичного отсутствия, сдав экзамены за пропущенные два года, смог продолжить обучение в гимназии.
Экстернат способен поддержать тех, кто не посещал школу, а затем вернулся в неё после сдачи экзаменов за отдельный класс.
СЛАВА М., 12лет. Очень подвижный, неглупый, достаточно избалованный вниманием семьи, «переходил» из школы в школу, нигде не находя условий, которые устроили бы его и его родителей. Перейдя на домашнее обучение, начал сдавать экзамены в экстернате. Спустя полтора года Слава вернулся в массовую школу.
В данном случае экстернат помог подростку «повзрослеть». Ответственность за свое образование, которую почувствовал подросток, помогла ему осознать, как важно использовать потенциал учителя, получить необходимые знания, умение учиться самостоятельно. Дефицит общения со сверстниками показал ему, что и это надо ценить. В становлении собственного «я» очень помогли родители. Они участвовали в создании и «одолении» индивидуального маршрута, и Слава, повзрослев, научившись рассчитывать свои силы в учебе, ценить время, вышел на качественно другой уровень понимания самого себя, своих реальных потребностей и целей. Успешная сдача вступительных экзаменов в 10 класс математического лицея была итогом его работы над собой, позитивного самоутверждения.
Этот пример не совсем типичен для экстерната, но он наглядно демонстрирует, как экстернат включает в орбиту своей деятельности столь разных учащихся.
Еще пример – конфликтная ситуация в школе, учитель физики не допускает к итоговой аттестации 12 человек из класса. Решить ситуацию «полюбовно» в школе не удается. В экстернат обратился директор школы с просьбой помочь – пройти итоговую аттестацию перед независимой комиссией. 8 человек успешно прошли итоговую аттестацию, а четверым пришлось отложить ее прохождение до осени.
Этот пример типичен, таких обращений в конце учебного года достаточно много, он показывает, что экстернат «поддерживает» систему среднего образования «изнутри», оказывая помощь подросткам до срока окончания ими школы.
Педагоги экстерната, совершенствуя работу по выработке навыков самообразования, показывая на каждом экзамене, что именно явилось результатом успеха или неуспеха, стараются показать молодым людям ценность образования, необходимость не останавливаться на этапе среднего образования, а продолжать его в высшей школе или получить специальное образование.
Важным признаком изменения социального статуса личности является сам факт поступление в вуз экстернов, которые имели значительный перерыв в учебе.
ЛЕНА Г., 26 лет. Оставила школу после восьмилетки по семейным обстоятельствам. Возможности получить образование не представилось. Лена работала бухгалтером в частной фирме, особенно не афишируя уровень своего образования. Но тайна раскрылась, и Лена была поставлена перед необходимостью в короткие сроки окончить школу. Очень сложен был процесс подготовки: никаких льгот и даже выходных в день экзамена ей не предоставляли. Лена занималась много, сдавая по одному экзамену в месяц, а перед экзаменами по физике и математике взяла отпуск. Сдавала все очень успешно. Все учителя отмечали ее целеустремленность и трудолюбие, поддерживали и развивали в Лене состояние удовлетворенности от достигаемых успехов. Период прохождения аттестации занял у Лены восемь месяцев. Летом она проходила собеседование и сдавала экзамен в Институт сервиса и менеджмента. По итогам собеседования, с учетом опыта практической работы в фирме была зачислена на второй курс.
Пример Лены Г. типичен для группы молодых людей (20-ти – 30-ти лет), которые в условиях кризисного социума оказались перед необходимостью решать свою образовательную ситуацию без какой бы то ни было помощи со стороны государства. Группа экстернов, имеющих подобные проблемы, составляют 8–10 %.
Значительное число экстернов до итоговой аттестации стараются пройти подготовку на базе краткосрочных образовательных проектов (курсов). Таким образом, экстернат определяет многоуровневую подготовку, создаёт условия для самоопределения, расширяет для экстернов возможности в плане трудоустройства. Этот факт и подтолкнул автора к построению прогноза по созданию четвертого сценария, когда получение среднего образования сочетается с дополнительным образованием, как профессиональным, так и общекультурным. Мы рассматриваем этот сценарий не только как сценарий развития экстерната как образовательного учреждения, но и как направление развития системы образования взрослых в целом, как непременное условие полноценного баланса существования общества и личности [106].
Среди взрослых на курсовую подготовку идут люди, живущие самостоятельно, желающие обрести независимость, поменять работу. В число подростков, получающих краткосрочную подготовку, входят те, чьи родители не уверены, что подростки сразу поступят в вуз, и стараются дать им дополнительную специальность.
Количество экстернов, получающих параллельно с общим образованием краткосрочную профессиональную подготовку, составляет 26 %.
Нередко экстерны сочетают подготовку в экстернате с занятиями на различных курсах. Причем они с готовностью принимают от руководства и педагогов экстерната советы о выборе курсов. В настоящее время на договорной основе мы направляем экстернов в те новые учебные заведения, которые удовлетворяли бы потребности личности в необходимых знаниях на данном этапе жизни.
С серьезными трудностями сталкиваются сотрудники экстерната при удовлетворении потребностей экстернов в общекультурном образовании. Объясняется это тем, что оно в большей степени, чем профессиональное, персонифицировано и спектр потребностей людей очень разнообразен. Беседы с экстернами всех возрастных категорий о смысле жизни, месте в социуме, человеческом долге, долге перед семьей и детьми – одна из ведущих форм сотрудничества экстерна и учителя, которая не регламентируется никакими нормативами, но результат которой очевиден: он выражается в тех изменениях, которые происходят с экстернами (Книга отзывов). Изменения эти отмечают и родители, и бывшие учителя школ, где ранее обучались экстерны.
Общекультурное образование ведет к развитию гуманитарных способностей человека, углублению участия взрослых в экономической, социальной и духовной жизни общества, а значит и к более эффективному вкладу в его развитие [106].
Сотрудники экстерната понимают важность «информального», «растворенного» в повседневности образования, но пытаются не снижать и значения педагогических организационных форм (курсы иностранных языков, лекции по современному состоянию в стране и др.). Они постоянно в общении с экстернами раскрывают специфику приобщения человека к ценностям культуры, к философско-мировоззренческим знаниям. Возможности экстерната в реализации этой сферы образования затруднены еще и высокой его стоимостью, и отсутствием свободного времени у экстернов, т. к. на образование многие зарабатывают средства самостоятельно.
Из общекультурной подготовки чаще всего выбирается английский язык (это группа экстернов, чьи родители заботятся об их разностороннем развитии (8 %)).
Выполняя свою гуманистическую миссию, реализуя социально-педагогические условия, обеспечивающие получение образования в максимально удобной для обучающихся форме, экстернат гибко реагирует на изменения общественного социального заказа. Так, появились группы экстернов, объединенных по профессиональному признаку (музыкальное и медицинское училища). Их подготовка тоже строится с учетом специфики запросов. Взаимоотношения между участниками образовательного процесса: руководство экстерната, руководство училища, преподаватели, экстерны и их родители – строятся на принципах сотрудничества и общем желании решить проблему получения общего среднего образования (см. §3).
Одно из направлений развития экстерната – оказание помощи в получении среднего образования выпускникам детских домов, работа с которыми составляет особое направление в деятельности экстерната (в экстернате получили образование два выпускника детских домов, один вынужденной переселенец и один подросток из приюта).
Трансформация совместной деятельности в процессе создания и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, изменение позиции экстернов в отношении образования, преобразование их жизненных позиций позволяют сделать вывод, что экстернат удовлетворяет образовательные потребности лиц, не включённых до сих пор в систему организованного образования, и тем самым расширяет возможности системы образования в целом; обогащает палитру средств организации взаимодействия субъектов образовательного процесса и, наконец, позитивным образом влияет на развитие общества в целом, обогащая его числом людей, включённых в процесс непрерывного образования.
Рассмотрим личностно-ориентированную составляющую.
Организационная структура экстерната, микроклимат в педагогическом коллективе, усилия всех сотрудников направлены на создание личностно-ориентированного образовательного пространства. Поэтому главным критерием оценки эффективности деятельности экстерната мы считаем не столько количественные показатели (число обучающихся, число окончивших и т. д.), сколько учитываем те изменения в отношениях к жизни, к людям, к себе, которые произошли с экстернами после сотрудничества в экстернате.
Если рассматривать экстернат с точки зрения достижения выраженной в качественных показателях результативности, то из 150 человек, подавших заявление в экстернат за два года, окончили его 138 человек. Продвижение экстернов в образовательной программе, в русле выделенных нами социально-педагогических условий, предопределяет те позитивные изменения, которые происходят в позициях и оценках отдельных экстернов и выступают в качестве значимых эффектов.
Как всякий социальный институт, строящий свою работу с людьми, имеющими усложненный жизненный фон, экстернат организует свою деятельность создавая, прежде всего, атмосферу доверительного общения. «Расширение сознания» позволяет подчас экстернам самим решить свои проблемы, принять нужные решения уже на первом этапе совместной деятельности. Поэтому очень важно на первом этапе расположить к себе человека, расширить его «субъективное жизненное пространство», показать, что ситуация, в которой он оказался, является подконтрольной и он может на нее влиять. Помочь в выработке конструктивных действий, показать пути выхода из жизненной ситуации - такова работа координаторов экстерната на всех этапах реализации социально-педагогических условий.
В работе с экстернами трудно выделить типичную ситуацию, каждый раз координатор входит в субъективное жизненное пространство экстерна. «Успешность» экстернов определяется не только их реальными достижениями - прохождением итоговой аттестации, но и всеми позитивными процессами, которыми можно характеризовать их новые состояния.
Нами были проведены два опроса семидесяти четырех экстернов, получивших аттестаты в 1997-98 уч. году. На момент подачи заявлений свои устремления в получении среднего образования они связывали с:
1. Поступлением в вуз – 32
2. Поступлением в среднее специальное учебное заведение – 16
3. Изменением служебного положения – 14
4. Желанием иметь среднее образование, не ожидая перемен
ни в работе, ни в жизни – 10
5. Нет перспективы на изменения в жизни сейчас, но на них есть надежда – 2.
Спустя девять месяцев мы провели телефонный опрос тех же респондентов и попросили их ответить на те же вопросы. (Число их оказалось равным 72).
1. Поступили в вуз – 36
2. Поступили в среднее техническое учебное заведение – 12
3. Получили желаемое изменение на службе и в работе – 19
4. Никаких изменений в своей жизни не получили, но надеются на них – 2
5. Не надеются на изменение своей судьбы в результате получения общего среднего образования – 3
Из приведенных данных видно, что, утвердившись в своих силах, в вузы стали поступать и поступили на 4 человека больше, чем собирались. В средние технические учебные заведения поступили все желавшие туда поступить. Увеличилось число тех, кто желал изменений по службе и получил их. В дополнительных вопросах мы выяснили, что 6 человек пошли на курсы повышения квалификации, а четверо поступили на подготовительные курсы в вузы. Отрадно, что число тех, кто не ожидал для себя изменений в жизни, но получил его, возросло.
Только трое скептически относятся к образованию вообще. Двое из них - вчерашние школьники, которых привели в экстернат родители, они не хотят ни работать, ни учиться. Третий - работник вневедомственной охраны, сказавший прямо, что пока менять для себя ничего не будет.
Таким образом, экстернат помог практически всем принять участие в определении своего жизненного пути, сформировать свою судьбу. Экстернат расширяет возможности людей, повышает их мобильность и становится средством достижения цели.
Рассмотрим несколько конкретных примеров.
Начать, очевидно, надо с описания неудач, когда, казалось бы, все социально-педагогические условия выполнены, но желаемый результат не достигнут в силу причин, которые мы попытаемся проанализировать.
КАТЯ Р., на вид очень испуганная девочка с болезненным лицом. Все время первой беседы молчала, иногда на прямые вопросы только кивала головой. Инициативу в беседе держала в своих руках мама. Катя долго болела, плохо общается в коллективе, практически не имеет друзей, лишена возможности ходить в школу по каким-то причинами, которые мама раскрыть не захотела. Какие экзамены сдавать в первую очередь, какие группы подготовки посещать – решала мама. Катя вела себя очень послушно, старалась выполнять все необходимое. На первом экзамене Катя чувствовала себя очень неуверенно, показывала далеко не блестящие знания. Сразу стали видны пробелы в образовании и явные отклонения не только психологического плана, но и отклонения в умственном развитии. Желая не оказывать травмирующего воздействия на Катю в этой трудной ситуации, комиссия сочла возможным оценить ее работу на «удовлетворительно», заранее и сознательно авансируя ее работу.
При подготовке к следующему экзамену, на групповых занятиях, на которых стала заниматься Катя, все учителя обратили на нее максимум внимания, стараясь смягчить трудную для нее ситуацию. К сожалению, пробелов у Кати ощущалось слишком много. Корректировка программы вела к прямому снижению уровня требований. Даже учитывая особые нужды, подготовить Катю к экзаменам оказалось невозможным. Девочка не владела общеучебными навыками, плохо писала, не могла четко изложить прочитанное. Понимая, что Катя больна, что образование для нее очень важно, учителя вели с ней работу около двух месяцев. Она отстала от своей группы, стала заниматься индивидуально, но и здесь ее преследовал неуспех: учителя не смогли скорректировать ее учебную деятельность. Возможно, в ситуации с Катей нужна была консультация профессионального дефектолога, своими средствами мы не смогли помочь Кате готовиться к экзаменам. Мама забрала документы.
В данном случае видно, что просто «компенсирования» - восполнения имеющихся пробелов в образовании не достаточно, необходима помощь специалистов. Возможно, причина неудачи кроется в позиции родителей, которые, минуя обращение к специалистам-дефектологам, ищут пути, чтобы дать детям образование.
Другой пример.
ДМИТРИЙ Л., 26 лет. Очень обстоятельно расспрашивал о деятельности экстерната. Отверг наши пожелания о выборе первых дисциплин для подготовки, получил все учебники и исчез на полгода. Наши попытки выявить у него области знаний, которыми он интересуется, ни к чему не привели. Дмитрий вел самостоятельную «политику», руководил своей учебной деятельностью сам. Сдал два экзамена, опять исчез на длительное время. Во время одного из телефонных звонков удалось поговорить с мамой Дмитрия. Она очень болезненно реагировала на вопросы, мотивируя это тем, что Дмитрий не хочет, чтобы кто-то вмешивался в его жизнь. Все хочет решать за себя сам, не допускает дома даже разговоров о своей учебе. Оказать Дмитрию реальную помощь в его подготовке к экзаменам мы не могли, он ее отвергал. Получив на экзамене по алгебре удовлетворительную отметку, сказал, что будет пересдавать. Мы видим, что Дмитрий занят самообразовательной работой, но делает это так, что эффект от его работы очень мал, но помощь нашу так и не принимает.
В данном случае экстерн не идет на сотрудничество с учителями, и результат не достигнут, очевидно, имелся очень негативный учебный опыт, который не позволяет молодому человеку поверить в помощь преподавателей. За время работы экстерната не завершили подготовку по подобным причинам 6 % экстернов.
Неуспех на экзаменах, неудовлетворительная оценка часто является следствием того, что молодые люди пренебрегают требованиями к подготовке, хотят «проскочить», не готовясь. Анализируя эти случаи, можно с достаточной долей уверенности сказать, что все они являются результатом еще не сформированного чувства ответственности за то дело, которым является образование. Преобладает позиция школьника, который как-то преодолел учебный рубеж, не задумываясь о том, зачем, в конечном итоге, это образование ему нужно.
В работе с экстернами, которые имеют объективно низкий уровень подготовки и не проявляют особого старания в самообразовательной деятельности, особенно, важны такие качества как, с одной стороны, профессионализм, высокое чувство собственного достоинства, а с другой - желание и способность обеспечить психологический комфорт тем, кто не смог преодолеть итоговую аттестацию.
Примеров того, насколько успешны наши экстерны, можно приводить много, но не всегда их успешность - это заслуги нашего учреждения. Часто в экстернат обращаются хорошо подготовленные, ориентированные на дальнейшее обучение молодые люди. Они преодолевают итоговую аттестацию самостоятельно – это экстерны в прямом смысле этого слова. Работать с ними приятно, результаты они показывают высокие. Рассмотрим примеры позитивных изменений, являющихся результатом эффективной деятельности экстерната.
БОРИС Р., 14 лет. Очень серьезная психологическая проблема поставила подростка практически на грань жизни. Усилия врачей и московской общины «Ковчег» за три года Бориса вывели из кризисного состояния. Девять классов он закончил в школе при общине, где энтузиасты со всей России, создатели общины, оказывают помощь детям и подросткам, оказавшимся в кризисной ситуации.
Борис очень замкнут, отвечает на вопросы не спеша, с достоинством. Хорошо рисует, очевидно, это занятие станет делом его жизни. Первый раз Бориса привела мама, сказала, что это последнее, что она для него делает в плане организации учебы. Все остальное он будет делать сам. Когда, что сдавать, сколько времени готовиться – все это Борис решает сам. Первые его появления в экстернате обращали на себя внимание: он все время спешил, просил спросить его первым, не хотел дожидаться итогов экзамена, то есть всем своим видом показывал, что результат и мнение о нём его не волнуют. На экзаменах показывал знания, которые оценивались на тройки. Так, на экзамене по геометрии, ответив на вопрос даже не приступал к решению задачи, сказав, что ему больше тройки не надо.
С Борисом беседовали много раз, причем беседы не носили характер «вызова к директору», просто возникали ситуации, когда можно было поинтересоваться, что заботит, почему всегда спешит. Борис сдавал экзамены достаточно долго. Со временем отношения с учителями стали налаживаться, пропала и демонстративная небрежность в одежде. Борис мечтает о художественном училище им. Мухиной, но понимает, что у семьи сейчас нет возможности оплатить его подготовку там. Мы предложили Борису пойти на подготовительные курсы в училище им. Серова, где все сложилось достаточно благоприятно. Связались с училищем, попросили помочь. Работы Бориса посмотрели и приняли на курсы. Это, конечно, большая удача. Приходила мама, она очень благодарна, но своего слова о «невмешательстве» в подготовку сына не нарушает. Борис очень изменился, он не стал более разговорчивым, но его поступкам теперь предшествует совет с нами, и мы с радостью на это откликаемся. Можно смело сказать, что мы не «втягивали» Бориса в систему обязательных требований, не «душили» его замечаниями, т. е. не проявляли по отношению к нему явного воспитательного воздействия, но смогли сделать так, что он сам избрал для себя путь, соответствующий нашим представлениям. Мы понимаем, что говорить об устойчивости его поведения пока нельзя, у подростка появилась радость в глазах и нет желания убегать (от самого себя, в основном), и это мы считаем своей маленькой победой.
Борис – типичный представитель группы экстернов, попавший в конфликтную ситуацию в школе. Это тот случай, когда ни семья, ни подросток неспособны собственными силами выйти из положения.
Очень показательны примеры работы с теми экстернами, которые пришли в экстернат, чтобы получить аттестат и на этом завершить своё формальное образование, но по мере подготовки поняли, что способны учиться, способны получать образование дальше. Наиболее последовательно это проявляется в позиции Натальи К.
НАТАЛЬЯ К., 38 лет, работает в сбербанке, не окончила техникум в связи с рождением ребенка, никаких изменений в своей судьбе не планировала, но реорганизация посулила ей повышение, которое без среднего образования оказалось невозможным. Очень растерянная, Наталья обратилась в экстернат. Сама мысль о том, что надо сдавать экзамены, наводила на нее ужас. И опять беседы, беседы, беседы... Часть предметов мы смогли засчитать Наталье из академической справки техникума, сдавать ей надо было всего пять предметов. Начав готовиться, Наталья с радостным удивлением сообщила, что ее «хорошо учили», она не все забыла. Помогали ей учителя, конечно, индивидуально. Очень дисциплинированная (очевидно, по роду своей работы в банке), Наталья организовала свою учебную деятельность так, что за три месяца вполне успешно справилась с поставленной задачей. Каково же было наше удивление, когда Наталья через полгода пришла к нам уже студенткой второго курса банковского университета. Показав на работе аттестат, где было написано, что образование Наталья получила в форме экстерната, она получила направление в институт (как старый сотрудник). Вступительные испытания для работников банков проводились в форме собеседования, и по его результатам Наталья оказалась сразу на втором курсе. К нам пришла помолодевшая, успешная женщина. Наталья отдавала себе отчет в том, что ей помогли, что авансировали ее дальнейшее продвижение, говорила она и о том, что год назад даже не могла себе представить таких изменений в жизни, понимала, что сотрудники экстерната помогли ей укрепить веру в себя, почувствовать собственные возможности.
Такой результат, конечно, редкость. Но даже если удается доказать человеку, что он может учиться, что есть разные пути получения образования и совершенствования своей личности, то это можно рассматривать как положительный эффект деятельности экстерната.
Далее – достаточно типичный пример, но не всегда, к сожалению, процесс включения в образовательную деятельность в экстернате заканчивается так успешно, как этот. Речь идет о молодых людях, которых родители в младших классах отдали в гимназии с четкой ориентацией в обучении, а эта ориентация не совпала с их потребностями. Таких случаев за два года в экстернате было 8. Это источник серьезного конфликта и в школе и в семье; родителями он рассматривается как «бунт» ребенка, его непонимание того, как заботятся о нем родители; для молодых людей (7 человек из 8 были юноши) это часто протест против опеки, желание самоутвердиться.
АНДРЕЙ оставил гимназию, год работал разнорабочим, пришел в экстернат сдавать экзамены. С гуманитарными дисциплинами у него все складывалось хорошо, а вот с точными оказались серьезные проблемы, тут-то мы и узнали историю демонстративного ухода из школы. Андрей решил для себя, что будет заниматься мужским делом. Решил поступать в Политехнический университет, который окончили его родители, но хотели сделать из сына гуманитария.
Андрей рассуждает о возрождении российской науки, считает делом своей чести заниматься ею. Причем в этом нет ни пафоса, ни рисовки. Человек имеет свою очень прочную гражданскую позицию, жизнь свою строит сам с учетом перспективы своего развития и не отрывает его от развития общества.
Такая позиция вызывает глубокое уважение. Работает Андрей целеустремленно, хотя «урезанный» компонент наверстывается им с трудом. У нас не было сомнений в том, что Андрей поступит в университет, так и случилось; понятно, что экстернат помог ему в самореализации.
"В организации успешного педагогического процесса есть общие, непреходящие ценности и правила: надо любить детей, какими бы они ни были, надо создавать условия, чтобы им было интересно в рамках новой школы, надо ничего не делать самим из того, что ученик может сделать сам, надо относиться к нему с уважением и, по крайней мере, щадить его достоинство" [95]. Именно эта позиция лежит в основе работы по созданию в экстернате личностно-ориентированного образовательного пространства.
Итак, рассматривая социоцентрическую и личностно-ориентированную составляющие в деятельности образовательного учреждения в их единстве, можно привести количественные результаты эффективности деятельности экстерната.
За два года существования экстерната как подразделения ИОВ РАО его окончили 164 человека:
до 17 лет – 94 человека;
от 17 до 20 лет – 66 человек;
от 21 до 35 лет – 10 человек;
от 35 до 62 лет – 4 человека.
За два учебных года:
поступили в вузы и техникумы 102 чел. 62,2 %
окончив краткосрочные курсы, получили новую работу 21 чел. 12,8 %
изменили свое служебное положение 11 чел. 6,7 %
надеются на продолжение обучения 6 чел. 3,7 %
никак не изменили свое положение 10 чел. 6,1 %
уехали за границу 14 чел. 8,5 %
Среди поступивших в вузы и техникумы:
подростки, обучавшиеся в школе 56 чел. 34,1 %
молодые люди, не окончившие техникум 31 чел. 18,9 %
молодые люди, освоившие курс 10 и 11 кл. самостоятельно 16 чел. 9,8 %
Закончили краткосрочные курсы и начали работать 9 человек.
Типичны среди них молодые женщины, которые не закончили в свое время получение образования по семейным обстоятельствам. Количество нашедших работу по специальности курсов – 6 чел.
К сожалению, проследить судьбы всех экстернов не представлялось возможным, но из ста человек, среди которых проведен телефонный опрос, считают, что
- полученное образование в корне поменяло их судьбу – 67 чел.
- помогло разрешить сложную ситуацию – 12 чел.
- ничего не изменило в судьбе – 16 чел.
- затруднялись ответить на поставленный вопрос – 5 чел.
На представленной ниже схеме наглядно видно, что экстернат эффективен в плане социоцентрческой составляющей своей деятельности и в плане организации личностно-ориентированного пространства.
У человека, получившего образование в экстернате, происходят изменения и в социальном и в личностном плане. Человек, получив образование, реализуя индивидуальный маршрут на индивидуальном уровне, может продолжить свое образование, может воспользоваться ситуацией в изменении своего статуса, поменять или улучшить работу.
Активизация деятельности экстерната и работа по формированию целостного единства педагогического коллектива невозможна без согласования целей педагогов, работающих с таким специфическим контингентом, достижение в продвижении личности, изменения их мотивации в отношении образования, изменения позиций в отношении жизни было невозможно.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
Деятельность экстерната как образовательного учреждения индивидуального обучения базируется на учете потребностей той категории людей, которые обращаются к этой форме получения образования. Возможность удовлетворить эти потребности основываЕтся на трех показателях (возраст, отношение к образованию, реальный уровень подготовки). Предложенная характеристика послужила основанием для создания программы индивидуального обучения, которая создавалась под группы экстернов с разными запросами и возможностями. Ни одна из позиций, положенных в основу характеристики экстернов, не может быть положена в основу дифференциации как основная, в создании образовательной программы необходим учет и сочетание всех трех позиций.
Итак, управление экстернатом базируется на следующих принципах: гуманизации, демократизации, дифференциации и индивидуализации, открытости образовательной системы и стандартизации, реализация которых осуществляется в условиях создания качественно новой модели образовательного учреждения – индивидуального обучения. Для деятельность образовательного учреждения индивидуального обучения необходима реализация следующих целей:
- предоставления возможности получения среднего общего образования той категории людей, которая нуждается в особых условиях обучения;
- реализации идеи образовательного маршрута;
- обеспечения развития не только общеобразовательных, но и общекультурных потребностей экстернов.
Достижение этих целей обеспечивается реализацией в управленческой деятельности таких функций, как
организационно-координирующая, учебно-методическая, информационная, работа с педагогическими кадрами, материально-техническая, финансовая, контрольно-диагностическая.
В результате экстернат обретает статус образовательного учреждения индивидуального обучения, в структуре которого представлены: диагностика состояния образовательного процесса, его коррекция, стимулирование образовательной деятельности экстернов, мобилизация сил экстернов на продолжение образования. Их представленность в деятельности экстерната является необходимым социально-педагогическим условием его функционирования как образовательного учреждения индивидуального обучения.
Анализ работы по индивидуальной подготовке экстернов показал необходимость особого подхода к управлению экстернатом. Рассмотренные варианты подготовки экстернов не являются окончательными и модифицируются в зависимости от склонностей, возможностей и потребностей экстернов.
Специфику организации образовательной деятельности в экстернате отражают следующие категории: маршрутная книжка; план-график подготовки; поэтапное изучение предметов; дополнительная (индивидуальная консультация с элементами промежуточной аттестации).
Сущность индивидуального сопровождения экстерна по образовательному маршруту наиболее полно проявляется в поэтапном изучении материала, предполагающем выделение таких значимых составляющих его подготовки и реализации: структурирование учебного материала, согласование структуры учебного материала в диалоге экстерн-учитель; внутрикурсовой контроль; информационная поддержка учебного процесса; критерии эффективности подготовки экстерна; анализ результатов и постоянная корректировка деятельности экстерната.
Таблица 13