§2 Особенности управления и структура образовательной системы экстерната
Последние годы характеризуются ростом интереса и внимания специалистов всех областей знаний к теории и практике управления. Не составляет исключения и управление образованием. По утверждению М. М. Поташника и А. М. Моисеева, в современной ситуации назрела объективная необходимость рефлексии в сфере управления образованием, в трезвой самооценке проблем, в развитии и пересмотре требований. С точки зрения этих авторов, управление образованием на данном этапе развития может быть выделено в самостоятельную научную дисциплину, так как оно имеет дело с осуществлением важнейших функций, традиционно приписываемых науке – функции описания, объяснения, предсказания, конструктивного преобразования исследуемой реальности. Авторы полагают, что наука об управлении образованием по преимуществу является дисциплиной нормативной, конструктивной, проектно-ориентированной.
В научной литературе существует множество классификационных схем управления образованием. Так, в работах Ю. А. Конаржевского, В. Ю. Кричевского иП. И. Третьякова и др. выделяются такие функции управленческой деятельности, как: постановка цели, планирование (принятие управленческих решений), организация, контроль, регулирование (коррекция). В работе экстерната как образовательного учреждения эти функции также положены в основу управления. Но специфика работы экстерната, его финансовая самостоятельность, постоянная необходимость учитывать изменения в социально-экономической жизни общества, с одной стороны, и особенности контингента, обращающегося в экстернат, – с другой, ориентируют управление экстерната на режим гибкого и достаточно мобильного реагирования на эти изменения. Однако приоритеты управления, его принципы остаются общими для всех образовательных учреждений, функционирующих в современной социо-культурной ситуации. Эти принципы естественно опираются на те тенденции, которые определяют направление развития и общества и образования. Прежде всего, это принципы:
Гуманизации, определяющий безусловную заинтересованность в жизненной судьбе каждого экстерна. Этот принцип обеспечивает равнодоступность образовательного материала. Он предполагает возможность достаточно широкого выбора: уровня (стандарт, повышенный уровень); направленности (гуманитарная, техническая, естественнонаучная); способа подготовки (групповая, индивидуальная, смешанная); подходов к прохождению итоговой аттестации (поэтапное изучение предметов и сдача экзаменов, сессионная сдача экзаменов); сроков получения образования.
Демократизации, реализующий право экстерна на образование в соответствии со своими потребностями, способностями, возможностями.
Дифференциации и индивидуализации, обеспечивающий экстернам возможность выбора собственного продвижения в достижении образовательного стандарта в зависимости от возраста, уровня образования, отношения к образованию как ценности.
Открытости образовательной системы, предполагающий предоставление возможности получения образования в различных формах (собственно экстернат, помощь в подготовке, заочная форма, дистанционное обучение) и включение экстерна в процесс дальнейшего непрерывного образования.
Стандартизации, предполагающий обязательное соблюдение федеральных стандартов качества образования и выполнение региональных стандартов по желанию экстернов.
Общая тенденция в управлении экстернатом проявляется в неформальном, демократичном, гибком способе управления, в обсуждении возникающих проблем не только с педагогами, но и с экстернами и их родителями.
Работа по созданию модели экстерната как образовательного учреждения подразумевает изменение в системе управления, учитывающее в первую очередь специфику работы с контингентом людей, имеющих особые запросы, людей, попавших в специфические условия, требующих особого внимания и подхода.
Под моделью мы будем понимать условный образ, созданный в виде описания образовательного учреждения индивидуального обучения. Для удовлетворения запросов обращающихся в экстернат людей особенно актуальным становится такой подход к управлению, который получил название «мягкое управление», т. е. управление, которое подчеркивает идею согласования, нахождения общих мотивов, выработки совместной программы действий. Эти тенденции можно отнести к управлению вообще и к школе как объекту ярко выраженной социальной направленности - в особенности. Современная ситуация стимулирует систему образования поддерживать себя, искать массу компромиссов, разрабатывать механизмы защитных функций для всех субъектов образовательного процесса: учителей, учащихся, их родителей. В управленческой деятельности экстерната эта тенденция еще усиливается наличием специфического контингента.
Стратегия моделирования объектов (М. М. Поташник) предлагает:
1. локальные изменения, при которых обновляется лишь часть объекта;
2. модульное изменение, связанное с изменением сфер существования и функционирования данного объекта;
3. глобальные изменения – системное преобразование системного объекта, то есть создание качественно новой модели.
В нашем случае выбран третий путь создания новой модели образовательного учреждения, так как потребовалось обновление принципов, отбора содержания, создания социально-педагогических условий, обеспечивающих его функционирование как учреждения индивидуального обучения.
Практическая отработка модели экстерната как образовательного учреждения, теоретическое осмысление проделанной работы позволяют сформулировать главные цели экстерната:
- помощь всем желающим получить среднее образование – независимо от жизненных условий, уровня образования и индивидуальных запросов, т. е. принимая как данность мир социальности любого обратившегося в экстернат, опыт информационного взаимодействия, формирования себя как самоценной автономной личности;
- помощь молодым и взрослым в осознании ответственности за результаты своей жизнедеятельности, нахождении способов содействия самоопределению и саморазвитию личности экстерна.
Экстернат - нетрадиционное образовательное учреждение. В нем нет учебного процесса в общепринятом смысле этого слова. Основой подхода к организации учебного процесса в экстернате является подход к образованию взрослых. Главное же назначение образования взрослых - это удовлетворение их потребностей и интересов, повышение их компетентности. Мы считаем, что четырнадцатилетние (уже имеющие паспорт по новому законодательству) являются взрослыми людьми, т. к. обращаются в экстернат люди чаще всего в экстремальных для себя жизненных условиях, поэтому и вся работа в экстернате гибко приспосабливается к тем запросам, которые имеют экстерны.
Деятельность экстерната строится на «Примерном положении об организации получения среднего образования в форме экстерната»; при этом используются не только юридическая основа этого положения, но и его латентные возможности, эксплицированные и зафиксированные в положении, регулирующем деятельность конкретного образовательного учреждения.
Принципиальные подходы к созданию собственного положения отражены в первой главе; позиции по отношению к реорганизации работы данного учреждения объясняются в §3. Положение, разработанное в экстернате, закрепляет юридическую и финансовую базу его деятельности, фиксирует особенности управления в экстернате, зависящие от специфики контингента экстернов. Принципиальной особенностью деятельности экстерната выступает возможность сдавать экзамены не два раза в год (в зимнюю и весеннюю сессии), а в течение всего года, что предусматривается «Образовательной программой индивидуального обучения получения среднего образования в форме экстерната». Именно образовательная программа дает обоснование вариантам помощи экстернам в подготовке к прохождению итоговой аттестации. (Подробнее о реализации программы в §3 данной главы.)
Структура экстерната не повторяет структуру традиционной школы, потому что его деятельность строится на андрагогических позициях, т. е. рассматривает образование в контексте жизненного пути взрослого человека. Возможность продвижение экстерна в образовательной программе определяет не только «объем учебного материала», но и те отношения, которые у него формируются с педагогами, друзьями, коллегами по работе; огромную роль играет общественное мнение, которое создается вокруг вступившего на путь обучения экстерна. Взрослые люди, особенно после большого перерыва в образовании, всю поступающую к ним информацию «пропускают» сквозь внутренний отбор, коррекцию. Критериями этого отбора чаще всего выступают субъективный опыт человека, в том числе и опыт информационного взаимодействия, его потребности, мотивы получения знаний.
Взрослый человек нуждается в умении самостоятельно анализировать источники информации, ему необходимо не только стать «учителем» для самого себя, но и «экспертом» в оценке источников образования. Развитие критического мышления приобретает особое значение для тех, кто идет своим путем (И. К. А. 58).
Большую роль в образовании экстернов играет отношение к этому процессу в семье. Жены и мужья, активно содействующие своей «половине» в обучении, оказывают неоценимую помощь и экстерну, и сотрудникам экстерната.
Специфика образовательного процесса в экстернате направлена на решение актуальных для взрослых жизненных проблем. Ориентация в сфере образования определяет выбор человеком того или иного содержания образования, его форм, методов, отношение к продолжению образования. Именно поэтому построение системы экстерната опирается на создание социально-педагогических условий, при которых обучение становится возможным, доступным и результативным.
Функции управления в экстернате, которые отличают его от других образовательных учреждений, можно было бы сформулировать так.
Пять составляющих управления, которые были названы выше, необходимы, но недостаточны для обеспечения его жизнедеятельности. Условия меняющегося кризисного социума, изменения в общественно-политической жизни побудили определить дополнительные функции управленческой деятельности, которые бы отражали его специфику: организационно-координирующая; учебно-методическая; информационная; работа с педагогическими кадрами; материально-техническая; финансовая; контрольно-диагностическая.
1. Организационно-координирующая функция.
Эта функция соотносится со стратегической позицией учреждения - ориентация всех участников образовательного процесса на согласование их ценностных ориентаций, достижение приемлемого взаимопонимания между всеми участниками процесса (И. К. А. с. 128). Кроме этого, организационо-координирующая составляющая обеспечивает организационную сторону процесса подготовки экстернов, фиксирует их продвижение в образовательном маршруте, обеспечивает соответствие целей и результатов функционирования образовательного учреждения. При разнообразии запросов, неоднородности контингента это предопределяет конкретность, реальность и контролируемость поставленных целей.
Координирующая составляющая обеспечивает систему установления взаимодействия всех субъектов на всех уровнях: экстернов, преподавателей, кураторов, администрации, родителей; предполагает деятельность по внесению корректив с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процесс управления образовательной деятельностью для поддержания этой деятельности на запланированном уровне. Личностно-ориентированный подход к подготовке экстернов выявляет особую роль коррекции при формировании взаимоотношений между субъектами образовательного процесса. В процессе работы отношения с каждым из экстернов меняются, вызывая тем самым необходимость корректировки всей организации его образовательного процесса.
Создание социально-педагогических условий, необходимых для организации деятельности экстерната как образовательного учреждения индивидуального обучения, требует от руководства экстерната разработки определённой системы последовательных действий, в совокупности реализующих диагностику состояния образовательного процесса, его коррекцию, стимулирование образовательной деятельности экстернов, мобилизацию их сил, ориентацию на продолжение образования.
Формирование такого социально-педагогического механизма диагностики, коррекции, стимулирования и активизации становится самоосознанным у педагогического коллектива и является ключевым в деятельности экстерната как образовательного учреждения индивидуального обучения. Программа индивидуального обучения (подробности см. §3) постоянно изменяется и углубляется в Реализация социально-педагогических условий в организационной деятельности экстерната:
№ |
Условия |
Действия |
Содержание деятельности |
1 |
Диагностика |
Беседы, диагностика, определение мотивов поступления, начало работы по формированию индивидуального образовательного маршрута |
Формирование банка данных: 1) о состоянии образовательного процесса; 2) по методическим материалам; 3) новых исследованиях в педагогических, дидактики и психологии индивидуального подхода к обучению Формирование ближайших планов по формированию групп по подготовке экстернов и режиме проведения индивидуальных консультаций. |
2 |
Коррекция |
Работа с экстерном в образовательном маршруте. Помощь в приспособлении к условиям обучения. Предоставление учебной информации |
Формирование пакета методических материалов для разных категорий экстернов. Создание системы подготовки учителей: 1) для работы в диалоговом режиме... 2) выработка активности и самостоятельности у субъектов образовательного процесса (спецкурс, см. приложение); 3) постоянная работа по совершенствованию знаний по организации самообразования; 4) использование аудио, видеотехники в работе экстерната. |
3 |
Стимулирование |
Работы с методическим обеспечением разного уровня подготовки, для разных категорий экстернов. Анализ социально-психологического состояния вновь поступивших экстернов. Постоянное стимулирование и поддержка результатов работы экстернов, консультирование. |
Контроль и коррекция содержания образовательных маршрутов конкретных экстернов. Подготовка экстернов к итоговой аттестации по четырем основным вариантам. Анализ итогов этой работы. Продумывание создания новых вариантов организации работы с экстернами). |
4 |
Мобилизация |
Тестирование экстернов по состоянию их образовательных потребностей. Беседы с родителям, утверждение уверенности в себе. Консультирование официальное признание предъявляемых знаний - экзамены. |
Прогнозирование, планирование образовательной деятельности экстерна, выявление его планов на будущее. Координация деятельности по удовлетворению образовательных потребностей в области профессионального образования. |
2. Учебно-методическая функция реализуется через комплекс методик, разработок, дидактических материалов, материалов по самообразованию, средств, помогающих экстернам в самообразовании, аудио-видео продукцию, справочную литературу, учебную базу. Используются методические разработки сотрудников ИОВ РАО, А. Е. Марона, Т. Г.Браже, Т, В. Корнер и др. в подготовку руководств и рекомендаций активно включены педагоги экстерната.
Методические материалы, рекомендации экстернов в их самостоятельной подготовке - ведущее направление в методической деятельности учителей.
3. Информационная функция
Эта функция обеспечивает всех участников образовательного процесса информацией, необходимой для их взаимодействия и деятельности.
Экстернат функционирует как современное учреждение, самостоятельное в финансовом отношении. Поэтому хорошо отлаженная система информационной деятельности приобретает специфическое для современного учреждения, работающего в условиях рынка, звучание. Экстернат прошел фазы своего становления и развития в условиях конкуренции с другими образовательными учреждениями, оказывающими аналогичные услуги.
Отношение экстерната с социумом строятся на условиях равновесия– удовлетворение потребностей экстерна (как потребителя образовательных услуг) и создание таких условий, при которых предоставление такой услуги было бы качественным и отличало бы ее от аналогичных услуг, предоставляемых другими образовательными учреждениями. Равновесие «спроса и потребления» предопределяется открытостью, коммуникативностью, демократичностью существующей системы экстерната, поддержанностью деятельности должны быть информацией как основным инструментом управления.
У руководителя экстерната, создающего образовательное учреждение нового типа, правовой инструмент - залог того, что все участники образовательного процесса будут находиться под защитой права. Любая норма - правовая, административно-ведомственная, нравственная ограничивает свободу, но свобода действий руководителя предполагает прежде всего его высокую правовую культуру. В деятельности школы используется информация, документы различного уровня - от актов международного права, федеральных законов - до постановлений местных органов власти, решений федеральных, региональных и муниципальных органов управления образованием и локальные правовые акты.
Обширный раздел в информационном потоке экстерната занимают материалы – научное обоснование его организации и содержания деятельности. Информационный поток, характеризующий изменения в условиях итоговой аттестации, обеспечивает работу экзаменационных комиссий по всем общеобразовательным программам. Создание, систематизация и постоянное преобразование материалов по методическим вопросам обеспечивает эффективность управления экстернатов. Созданное информационное обеспечение с помощью ЭВМ включает в себя базы данных: организационные вопросы создания условий для получения образования; база данных на настоящих экстернов и прошедших итоговую аттестацию, содержащая краткие монографические характеристики и данные по прослеживанию дальнейшего пути экстернов.
Деятельность экстерната подчинена Циклограмме, которая выработана трехлетней практической деятельностью, информацией о ее содержании снабжены все экстерны и преподаватели, она же является основой планирования текущей работы.
Постоянным информационным потоком являются данные о труде учителей, их взаимодействии с экстернами, (рассмотрение этого взаимодействия как оказания сервисной услуги, обеспечивающей качество подготовки экстерна).
4. Работа с педагогическими кадрами.
Из приведенной характеристики экстернов (§1) и ее анализа видно, что второй существенной особенностью организационной работы в экстернате является особая организация работы с учителями. В настоящее время в экстернате работают 42 учителя, среди них один мужчина, остальные женщины. У 12 % первая категория, у 88 % – высшая педагогическая категория. Имеют стаж работы в школе более 20 лет – 91 % учителей, причем работали в вечерней школе – 82 %. Надо сказать, что опыт этой работы, как правило, позитивен с точки зрения умения устанавливать контакт с обучающимися – что одинаково важно и для подростков, и для взрослых. Продвижение каждого экстерна в образовательной программе связано с этапами, которые характерны для всех экстернов, несмотря на то, что экстерн связан с каждым учителем режимом индивидуального взаимодействия: этап первого знакомства; этап узнавания и сближения; этап доверительных отношений и активной совместной работы; этап прохождения итоговой аттестации; этап последующего общения на неформальном уровне.
Данные показали, что только 17 %; из числа тех, кто прибегает к помощи учителей, не хотят им рассказывать о себе, 64 % испытывают такую потребность, а 11 % испытывают ее очень остро, порой в ущерб учебному времени, 8 % проявляют безразличное отношение к общению и сами говорят о том, что могут обходиться без дополнительного общения. Примерно у 70 % экстернов общение с учителем не выступает в качестве основного источника образовательной информации, у них, как правило, достаточновысокий уровень самооценкиЭти экстерны уже имеют свой взгляд на изучаемый предмет. И, хотя их знания и представления не всегда соответствуют научным, эти экстерны проявляют большую активность в учебной работе. Задачей учителя является не только поднять образовательный уровень экстерна, но и развить возможность самостоятельной деятельности, показать пути не только получения информации, но и возможность ее критического осмысления и исследования, способов предъявления результатов образовательной деятельности, его потенциал. Так, из 40 человек, готовившихся проходить итоговую аттестацию по биологии в форме защиты реферата, считают, что:
1) сделали полезную и интересную для себя работу 2) прошли итоговую аттестацию и пользы для себя не извлекли 3) заинтересованы в продолжении работы, стали осознанно разбираться в проблеме 4) безразлично отнеслись к работе |
– –
– – |
36 % 40 %
14 % 10 % |
(Данные до прохождения итоговой аттестации).
Этап итоговой аттестации важен для обоих субъектов образовательного процесса, когда на суд комиссии выносится плод их совместной деятельности. Итоговая аттестация - очень серьезное испытание для обеих сторон. Если учитель занимался с экстерном долгое время, то и знания, и возможности экстерна для него уже не секрет. У экстерна же сглаживается стрессовый момент, всегда сопряженный со сдачей экзамена: в комиссии работает человек, требования которого уже ему известны. Но у этой ситуации есть и обратная сторона. Учитель уже «вложил» свои знания, силы, душу в подготовку экстерна, и он невольно становится более снисходительным может быть, даже попытаться подыграть ему на экзамене. Такая ситуация не позволяет экстерну преодолеть внутренние барьеры, обрекая его тем самым не непонимание собственных возможностей и завышение самооценки, не формирует у него уверенности в том, что он может сам, и того, что для этого надо преодолеть.
На итоговой аттестации, помимо экстернов, которые проходили подготовку в экстернате, есть еще и те, кто готовился самостоятельно. Работа учителей с ними особенно сложна. Человек, будь то подросток или взрослый, чувствует себя скованно в незнакомой обстановке. Создать такую атмосферу на экзамене, чтобы дать возможность человеку раскрыться, свободно изложить свои знания, не теряться в случаях, если уровень этих знаний окажется ниже, чем предполагали экстерны.
Экзамену обязательно предшествует совещание учителей, на котором высказывается все, что известно об экстернах, обговаривается совместный стиль общения, необходимый каждому из испытуемых, который поддерживается в течении всего экзамена. Очень важно вместе с тем, дать развёрнутую оценку работе экстерна, высказанная от имени всей комиссии, она становится значимым способом самоопределения экстерном уровня своей подготовленности, возможности дальнейшего выбора направления образования и самообразования
Главное, при этом, показать, что изменилось в знаниях экстернов, что они приобрели за время прохождения итоговой аттестации, какие внутренние возможности открыли учителя, о которых экстерн сам, возможно, не догадывался.
Роль учителя как наставника, как консультанта предполагает владение основами андрагогической деятельности.
Для абсолютного большинства учителей даже сам термин «андрагогики» является новым, не говоря уже о систематической подготовке в этой области. Однако, учителя ориентированы на специфику работы с экстернами:
1) проявляют заинтересованность в работе, понимают проблемы взрослого человека 2) уверены в том, что правильно организованное обучение, способствующее развитию личности - главное в работе экстерна 3) постоянно стремятся к саморазвитию и творчеству 4) готовы к созданию методических материалов для работы с экстернами |
–
– –
– |
75 %
52 % 60 %
12 % |
Формирование «андрагогического оптимума» и специфическая составляющая в управлении экстернатом – важный этап в углублении работы с педагогическим коллективом.
В основе этой работы лежат позиции, предложенные С. Г. Вершловским (РКА, с. 120):
Компоненты андрагогической подготовки |
Эмпирическая характеристика |
1. Наличие цели, определяющей характер деятельности преподавателя. |
Вооружение новыми знаниями и умениями. Стремление помочь слушателям вновь открыть утраченные способности, настроить на саморазвитие. Развитие способности работать самостоятельно и в группе. |
2. Профессиональная ориентация, то есть отношение преподавателя к себе как профессионалу. |
Оценка себя как специалиста в области преподаваемой дисциплины; оценка себя как андрагога. |
3. Представление о специфике слушателей (как личностей и «носителей» определенных ролей); их отношение к изучаемому материалу и способность его усваивать. |
Отношение к слушателям как взрослым людям, обладающим ценным жизненными и профессиональным опытом. |
4. профессиональная речевая куьтура. |
Педагогически целесообразная речь. |
5. Понимание закономерностей взаимодействия участников образовательного процесса. |
Способность к взаимодействию: гностическая способность (понимать слушателей); экспрессивная способность (способность к самовыражению); интеракционная способность (адекватное влияние на партнеров). |
6. Личная ответственность преподавателя за свою деятельность и ее результативность (прогностические способности) |
Способность предвидеть результаты своей деятельности и на этой основе корректировать ее. Умение наладить обратную связь как непосредственно на каждом занятии, так и на протяжении всего периода обучения. Умение разрабатывать долгосрочные и краткосрочные программы, обеспечивающие рациональность учебного процесса. |
7. Представление о факторах учебного процесса. |
Умение анализировать социальную и психологическую обусловленность учебного процесса; умение оценивать положительную и отрицательную роль тех или иных факторов. |
8. «Андрагогический оптимизм». |
Увереность, что андрагогически грамотное обучение способствует развитию личности, ее умению работать как индивидуально, так и в коллективе. |
9. Умение мастерски проявить себя в качестве специалиста-андрагога. |
Постоянное стремление к саморазвитию и творчеству, поиск и нахождение объективно новых задач, методов, способов обучения. |
Важную роль в работе с учителем играет индивидуальная беседа. Фиксировать эти беседы как административные акты пока не представляется возможным. В системе их можно проследить совместно с молодыми учителями, только начинающими работать с экстернами. Суть этих бесед можно представить в виде схемы ответов на вопросы интервью (приложение №4), на которые новый учитель должен дать ответы.
Для 19 % учителей, желавших работать в экстернате, ответы на эти вопросы явились фактором, позволяющим осознать несовместимость их позиций с позицией экстерната. Эти учителя считали:
1) Уровень требований ко всем, независимо от возраста, состояния здоровья, жизненных ситуаций, должен быть жестким и единым.
2) Невозможным для себя проводить консультации в выходные дни и вечернее время.
Самих учителей не отличает высокая степень социальной и личной активности. Их интересы сосредоточены на личных, бытовых проблемах, имеющих узкий спектр реализации. Они не могут сопереживать другому, углубляться в чужие проблемы.
В работе директора экстерната доминирует метод наблюдения: и за работой экстернов, и за работой учителей, и за их совместной деятельностью. Непродолжительность работы экстерната не дает возможности сделать глубокий анализ этих взаимных процессов. Но некоторые выводы все же предоставить можно.
Надо отметить, что посещение и анализ групповых консультаций, а тем более индивидуальных - процесс очень сложный. Взрослые, не всегда готовые к контакту с преподавателем, в присутствии постороннего замыкаются иногда даже становятся агрессивными. Поэтому, чаще всего, использовался метод наблюдения. В оценках совместной деятельности акцент делается не на дидактические подходы, не на методы проведения занятий, а на умение строить межличностные отношения. Например, в работе по подготовке к сочинению очень трудного проблемного подростка учитель литературы, в поисках темы для заинтересованного разговора, берется обсуждать фантастические фильмы, фильмы ужасов, которыми увлечен подросток, а он настолько воодушевлен тем, что нашел слушателя и «партнера», что приносит из дому фильм, чтобы поддержать завязавшийся «взаимный» интерес. Подросток готовился к экзамену в течение четырех месяцев, и за это время учитель сумел повернуть его сначала в сторону более содержательных фильмов, а затем к чтению тех произведений, экранизацию которых он видел. Наблюдая за изменениями отношений взрослых к изучаемому предмету, можно с уверенностью сказать, что они зависят от отношений, которые строятся у них с учителем. Если у подростков еще доминируют школярские отношения к обучению, желание просто услышать похвалу, то взрослые люди, относясь к себе критически, взвешивая возможности, часто вступают с учителем в длительные беседы, которые иногда (пока редко) имеют свое продолжение (продолжаются встречи с бывшим экстерном учителя русского языка).
Показателен и тот факт, что экстерны приходят в экстернат после окончания итоговой аттестации, не для занятий, а просто поговорить, очевидно, появляется потребность в общении, которая не соотносится с необходимостью получить формальное образование.
Конечно, случаев таких не много, но даже небольшое их количество говорит о том, что в экстернате зарождается особая общность педагогов и экстернов, формируются такие межличностные отношения, которые не поддаются оценке никакими стандартами.
5. Материально-техническая функция
Под материально-технической базой мы понимаем все то, что принято понимать на традиционном уровне: состояние помещений, наличие аудио- и видеотехники, необходимого оборудования, уровень комфорта для преподавателей и экстернов. Излишне напоминать, что от этих условий в большой степени зависит успешное функционирование всех предыдущих составляющих.
6. Финансовая функция
В соответствии с современным положением сдать экзамены экстернов бесплатно может только ученик в том образовательном учреждении, в котором он обучается. В экстернат обращаются люди, вынужденные сами оплачивать итоговую аттестацию и свою индивидуальную подготовку. Обеспечение финансового регулирования (составление смет, оплата труда сотрудников и т. д.) - все эти функции лежат на администрации экстерната. Планирование финансовой деятельности экстерната затруднено невозможностью знать точно количества, а самое главное - качество контингента. Прогнозное проектирование позволяет частично снять эти вопросы, анализ итогов за прошлые годы работы дает возможность обеспечивать образовательный процесс.
В условиях полной самостоятельности, имея достаточно большие права по моделированию учебной деятельности экстернов, неминуемо требуется повышение ответственности за выполняемое дело.
7. Контрольно-диагностическая функция
Оценка деятельности экстерната стала предметом ежедневной заботы всех сотрудников экстерната, частью его профессиональной деятельности.
Внедрение диагностики на основе информационно-аналитической деятельности помогает рассматривать всю жизнь экстерната через призму социального и педагогического анализа всех событий. Именно это изучение помогло определить социально-педагогические условия, необходимые для его деятельности, и механизмы их реализации.
Экстернат мы рассматриваем во взаимосвязи с окружающей средой - социумом, который является источником как положительных, так и отрицательных факторов, но в любом случае мы стараемся вырабатывать у экстернов стремление к самостоятельности, укрепить их ролевое самоопределение. Любое образование - это новые знания, новое осмысление мира, самого себя, людей, и поэтому оно всегда гармонизирует человека с миром, какой бы трудной ни была его жизнь. Стремление к сознанию и творчеству заложено практически в каждом человеке, пробуждение этого интереса меняет не только самого человека, но меняет и среду, в которой он живет.
Итак, управление экстернатом базируется на следующих принципах: гуманизации, демократизации, дифференциации и индивидуализации. Открытости образовательной системы и стандартизации, реализация которых осуществляется в условиях создания качественно новой модели образовательного учреждения – индивидуального обучения. Деятельность образовательного учреждения индивидуального обучения следующих целей:
- предоставления возможности получения среднего общего образования той категории людей, которая нуждается в особых условиях обучения;
- реализации идеи образовательного маршрута;
- обеспечения развития не только общеобразовательных, но и общекультурных потребностей экстернов.
Достижение этих целей обеспечивается реализацией в управленческой деятельности таких функций, как
Организационно-координирующая, учебно-методическая, информационная, работа с педагогическими кадрами, материально-техническая, финансовая, контрольно-диагностическая.
В результате экстернат обретает статус образовательного учреждения индивидуального обучения, в структуре которого представлены: диагностика состояния образовательного процесса, его коррекция, стимулирование образовательной деятельности экстернов, мобилизация сил экстернов на продолжение образования. Их представленность в деятельности экстерната является необходимым социально-педагогическим условием его функционирования как образовательного учреждения индивидуального обучения.