WorldSkills 2019 1x1С 22 по 27 августа 2019 года в г. Казани (Россия) прошел Мировой чемпионат профессионального мастерства WorldSkills. В нем приняли участие около 2000 молодых людей до 22 лет (в некоторых компетенциях – до 25 лет) из почти 70 стран. Лучших определяли в более чем 50 компетенциях. Национальная сборная России завоевала 14 золотых, 4 серебряные, 4 бронзовые медали и 25 медальонов за профессионализм, обеспечив себе второе место в медальном зачете. Первое место заняла сборная Китая, а третье – сборная Южной Кореи.

WorldSkills International – международное движение по популяризации рабочих профессий. Его участники нацелены на повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру. Мировой чемпионат WorldSkills – крупнейшее в мире соревнование профессионального мастерства. Россия участвует в движении с 2012 года и проводит региональные чемпионаты в десятках субъектов.

Во время церемонии закрытия чемпионата в Казани президент Российской Федерации В.В. Путин отметил: «Россия впервые проводила состязания лучших профессионалов планеты. И оно стало самым крупным и представительным в истории движения...К этому движению в России уже присоединилось полмиллиона наших сограждан, но число его сторонников, участников неуклонно растет. В нашей стране WorldSkills стало важнейшим элементом передовой системы профессионального образования, которую мы формируем в том числе по специальностям цифровой экономики. Мы меняем наши колледжи, создаем широкие, не имеющие аналогов в мире возможности для детей заниматься техническим творчеством».

На прошедшем чемпионате в номинации WorldSkills juniors участвовали и представители из Санкт-Петербурга. Костяк нашей сборной составили воспитанники Академии цифровых технологий. Журнал «Педагогика онлайн» публикует интервью с директором этого образовательного учреждения Д.С. Ковалевым – о чемпионате и в целом о движении WorldSkills, а также впечатления юных участников мирового первенства.

 

ПРОРЫВНОЙ ЧЕМПИОНАТ WORLDSKILLS

d kovalevДмитрий Сергеевич КОВАЛЁВ,
директор Академии цифровых технологий Санкт-Петербурга

— Уважаемый Дмитрий Сергеевич, благодарим Вас за согласие дать интервью петербургскому образовательному журналу «Педагогика онлайн». Расскажите, пожалуйста, о Ваших впечатлениях от чемпионата WorldSkills в Казани. Что Вам показалось самым значимым, интересным на этом мировом первенстве юных профессионалов?

— Чемпионат в Казани – грандиозное событие для нашей страны и, в частности, для ее образовательной сферы. Российская Федерация долго добивалась права на проведение такого первенства. Выступления отечественных представителей на минувших чемпионатах WorldSkills, особенно в Бразилии, нельзя считать успешными. На тех чемпионатах мы практически никаких призовых мест не занимали, во всех компетенциях оказывались на нижних строчках в таблицах результатов соревнований. При этом данное движение – чрезвычайно массовое (на сегодняшний день в деятельности организации принимают участие 80 стран), оно дает возможность популяризации определенных профессий, прежде всего – рабочих. Движение возникло в Западной Европе после 2-й Мировой войны. В 1947 году в Испании впервые прошел национальный конкурс по профессионально-технической подготовке. Он был призван поднять популярность рабочих специальностей и способствовать созданию эффективной системы профессионального образования, так как в стране, восстанавливающейся после войны, существовала острая нехватка квалифицированных рабочих. Инициативу поддержала Португалия. Далее к соревнованиям присоединились конкурсанты из других стран. Таким образом, в 1953 году была сформирована организация по проведению конкурсов профессионального мастерства. Движение не потеряло своего значения и поныне. Ибо в современном быстроменяющемся мире профессии реорганизуются, обновляется содержание их функционала, появляются новые профессиональные направления. Чемпионаты WorldSkills популяризируют современные рабочие специальности, дают возможность молодежи проявить, показать, реализовать себя в профессиональном отношении. Можно сказать, что участие нашей страны в движении WorldSkills дало толчок развитию рабочих профессий, среднему профессиональному образованию (СПО), модернизирует и подтягивает его к мировому уровню. Рост экономики, производительности труда напрямую связан с развитием современных форм профессионального образования. Важно развивать движение WorldSkills и среди школьников, то, чем занимается, в частности, и наша академия. Вообще именно по инициативе Российской Федерации в рамках прошедшего в Казани мирового чемпионата были впервые проведены международные соревнования среди юниоров в двух направлениях – WorldSkills juniors и «Профессии будущего». И там, и там участники из России были лидерами. Россия, что было ярко продемонстрировано в Казани, стала законодательницей мод в юниорском движении WorldSkills. Это начинание можно признать как чрезвычайно полезное, в том числе для модернизации системы профориентации. По сути, в настоящее время три ключевых федеральных проекта («Билет в будущее», Олимпиада НТИ и WorldSkills Russia Juniors) кардинально меняют систему профориентации в нашей стране. Ребята, да и взрослые должны лучше знать, что происходит и будет происходить в российской экономике, школьники должны видеть эти изменения своими глазами. Безусловно, WorldSkills способствует популяризации тех отраслей экономики, которые становятся мотором развития в нашем городе, стране и мире. Школьники должны определять свою будущую профессиональную траекторию с точки зрения развития экономики. От этого выиграет и государство, и общество, и родители, и школа, и дополнительное образование как особый образовательный институт. Всему этому способствует WorldSkills juniors самым эффективным образом. Поэтому чемпионат в Казани – невероятно значимое событие для нашей страны. И Россия провела его на высочайшем уровне, очень достойно и солидно. Представители Петербурга участвовали во всех компетенциях, которые были представлены на чемпионате. И у нас теперь есть полное понимание того, как организовать и провести в нашем городе европейское первенство по стандартам WorldSkills в 2022 году.

— Российская сборная юных профессионалов, юных мастеров (как раньше говорили – ремесленников) выступила отлично. Расскажите, пожалуйста, об успехах петербургской команды на данном чемпионате, в каких компетенциях отличились юные профессионалы из города на Неве?

— На чемпионате в Казани петербургские участники были представлены в линейке WorldSkills juniors. Наши ребята выступили в 6-ти компетенциях. В 5-ти из 6-ти получили медаль за профессионализм, за высокое достижение в профессии. По сути, согласно официально опубликованным баллам, наши участники – бронзовые призеры мирового чемпионата. Я надеюсь, что ценность побед на WorldSkills в Российской Федерации будет расти. Уже сейчас с медалью или медальоном победители чемпионата приходят в крупные мировые компании, и их без какого-либо портфолио с готовностью принимают на работу.

— В чем, в каких компетенциях петербуржцам и россиянам следует подтянуться, в том числе в рамках подготовки к следующему чемпионату WorldSkills?

— К примеру, у нас есть проблема, связанная с беспилотными летательными аппаратами. Замечу: наша Академия цифровых технологий обладает хорошей материально-технической базой, в том числе в этой сфере. Мы сотрудничаем с Университетом аэрокосмического приборостроения (ГУАП), будем создавать совместную лабораторию по беспилотным летательным аппаратам. Но в настоящий момент самое слабое звено в этом направлении – кадры, не хватает преподавателей этого профиля и соответствующей квалификации. Эту проблему надо будет решать. Кроме того, нуждается в развитии и то, что связано с виртуальной и дополненной реальностью. Также узок мир специалистов в этом направлении. У нас налицо сложности с нейротехнологиями (хотя мы начали активное сотрудничество с химико-фармацевтической академией). Подчеркну: мы с нуля создавали и развивали 4 компетенции: промышленную автоматику, полимеханику и автоматизацию, сантехнику и отопление, малярные и декоративные работы. При этом времени на подготовку к чемпионату у нас было в обрез. И тем не менее мы и в этих компетенциях в линейке юниоров – бронзовые призеры. Конечно, городу жизненно важно поднимать в особенности полимеханику и автоматизацию, а также промышленную автоматику. Мы в нашей академии будем упорно работать в этом направлении. Но мы – это юниоры. А эти компетенции требуют всестороннего внимания. Ибо промышленная автоматика и полимеханика – это то, что напрямую касается современного производства. Без этого в современном мире уже не обойтись, не будет попросту работать ни одно производство. А у нас в городе эти позиции развиваются не так хорошо, как это необходимо.

— Следующий чемпионат WorldSkills пройдет в Шанхае (Китай) в 2021 году, а европейское первенство по стандартам WorldSkills пройдет в Санкт-Петербурге в 2022 году. Видимо, уже сейчас началась подготовка к этим состязаниям. Какие новые профессиональные направления будут включены в программы предстоящих первенств, в том числе из тех, которые изучаются в Вашей академии?

— Мы формулируем предложение к чемпионату в Шанхае преобразовать «Сантехнику и отопление» в компетенцию «Цифровая сантехника». Мир меняется стремительно. Президент РФ В.В. Путин поставил задачу: провести WorldSkills ЕВРО-2022 с максимально цифровым наполнением. Наши воспитанники интенсивно готовятся и в самой академии, и направляются на стажировку в другие регионы – в Москву, Тольятти, Красноярск, получают новый опыт. Нам предстоит для части компетенций разрабатывать и менять внутреннее содержание, с вектором развития – на цифровизацию.

— Как вообще в Санкт-Петербурге развивается это движение? Много ли колледжей, других образовательных учреждений города участвует в нем? Кого Вы могли бы отметить?

— Из системы среднего профессионального образования хочется отметить академию «Локон». Они по-настоящему молодцы, стали бронзовыми призерами чемпионата в Казани по парикмахерскому искусству. В этой академии развивается эстетическая косметология, визаж и стилистика. Это очень серьезное направление в сфере услуг. Со-временному человеку важно выглядеть хорошо. Я уже говорил, что постепенно меняется подход к профориентации. В связи с этим следует отметить «Молодежный творческий форум Китеж плюс» Приморского района Санкт-Петербурга. с их очень интересными компетенциями: «Ремонт и обслуживание авиационной техники», «Космические системы». Замечательно работает «Центр детско-юношеского технического творчества и информационных технологий» Пушкинского района, в том числе развивая реверсивный инжиниринг. Похвалы заслуживает и центр технического творчества «Охта» Красногвардейского района, где особое внимание уделяется видеопроизводству и звукорежиссуре. Результативно работает «Академия талантов». В целом система дополнительного образования нашего города показывает впечатляющие результаты, имея возможность реализовывать образовательные программы, созвучные определенным потребностям и тенденциям в экономике. У школ таких широких возможностей нет, у них свои задачи. Хотя в плане развития тех или иных компетенций можно отметить и некоторые городские школы, например, лицей № 244, где учащиеся осваивают основы инженерного дизайна. Город предоставляет широкие возможности для развития способностей и профессиональных навыков юных петербуржцев. В этом деле главное – мотивация, в том числе у руководителей образовательных учреждений.

— Расскажите, пожалуйста, о ключевых успехах Вашей академии в становлении молодых профессионалов, в частности в рамках движения WorldSkills?

— Назову несколько компетенций, в которых Академия цифровых технологий традиционно сильна. Например, это касается такой компетенции, как «Ремонт и обслуживание транспортных средств». На прошедшем чемпионате в этой компетенции мы завоевали «золото» и «серебро». «Интернет вещей» – то направление, в котором на российских состязаниях мы всегда в тройке лидеров. Академия – среди первых в стране в компетенции «Изготовление прототипов». Мы, безусловно, сильны в инженерном дизайне. Все, что связано с 3D-моделированием, – это наш конек. Мы весьма конкурентны в направлении «Ремонт и обслуживание авиационной техники». Из наших прорывных достижений в этом году я бы назвал номинацию «Программное решение для бизнеса». Это компетенция впервые заявила о себе в полный голос в нашем городе. Необходимо отметить также и «Сетевое системное администрирование», где мы уверенно находимся на лидирующих позициях. По этой номинации на прошедшем мировом чемпионате мы заняли 3 – 4 место, и это очень высокий результат. Из прорывных также назову полимеханику и промышленную автоматику. Отрадно отметить, что наша девочка в этом году стала призером в компетенции «Малярные и декоративные работы», чего ранее Санкт-Петербург никогда не добивался на соревнованиях. Так же, как и в «Сантехнике и отоплении», где в юниорской линейке мы показываем отличные успехи. Безусловным прорывом можно назвать и то, что в компетенции «Дополненная и виртуальная реальность» (причем во взрослой категории) мы стали призерами. Наши воспитанники – в пятерке сильнейших по России в «Промышленном дизайне» и «Беспилотных летательных аппаратах». Мы сотрудничаем с разными образовательными учреждениями и организациями – с Комитетом по науке и высшей школе Санкт-Петербурга, со многими высшими учебными заведениями города. Дети, занимающиеся в нашей академии, как правило, ориентированы на вуз. Мы сейчас обсуждаем с петербургскими вузами организацию совместных команд студентов и школьников. Скажу, что по уровню определенных знаний и навыков школьники порой нисколько не уступают студентам, а иногда в чем-то и превосходят их. Мы видим большую перспективу в подобном взаимодействии с университетами города.

— Что нового предложит Академия в ближайшее время для юных петербуржцев?

— Мы планируем создать новую компетенцию – «Цифровой модельер». У нас есть понимание открыть в академии такую компетенцию, как «Рекрутер». И мы будем активно развивать «Интернет-маркетинг».

— Молодые люди, имеющие среднее профессиональное образование, после сдачи демонстрационного экзамена по стандарту WorldSkills быстрее находят работу и получают зарплату на 40 – 60 % выше, заявила вице-премьер РФ Татьяна Голикова. Она подчеркнула, что экзамен уже внесен в образовательные программы, свыше тысячи предприятий участвуют в его проведении. Могли бы Вы сказать, как организована сдача демонстрационного экзамена в нашем городе, много ли петербургских предприятий участвуют в данном эксперименте?

— Я могу сказать, что упомянутый Вами демонстрационный экзамен по стандарту WorldSkills относится к системе среднего профессионального образования (СПО). К нам, к академии, к юниорству он не имеет отношения. Тем не менее очевидно, что система среднего профессионального образования в России и Санкт-Петербурге в последнее время серьезно модернизируется, открываются новые площадки, оснащенные современным высокотехнологичным оборудованием, что, разумеется, не заставит ждать весомых образовательных результатов. Важно при этом своевременно готовить квалифицированные педагогические кадры для системы СПО.

— Татьяна Голикова также сообщила, что в будущем обучение по стандартам WorldSkills пройдут около 150 тысяч россиян старшего возраста. В каких профессиональных направлениях такая переподготовка людей старшего поколения Вам видится наиболее перспективной? Быть может, есть планы и у Вашей академии подключиться к этим программам для старшего поколения профессионалов?

— Наша академия получила недавно государственную лицензию на деятельность курсов по повышению квалификации. Сейчас мы такие курсы формируем, будем предлагать их населению. Таким образом, у нас появилась возможность в рамках нашей академии вести образовательную работу по профессиональной переподготовке людей старшего поколения. Немаловажно, чтобы в этой части, о чем отмечает Татьяна Голикова, было заинтересовано предпринимательское сообщество нашей страны – брать таких людей на работу. Не единицы, не звездочек-профессионалов, а многих и многих представителей старшего поколения, обладающих и опытом, и знаниями, и необходимой квалификацией. Я знаю далеко не молодых специалистов, которые многим юным людям дадут фору даже в цифровых технологиях. К слову, в нашей академии трудится методист (она уже пенсионного возраста), лучше которой никто не разбирается в том, что касается Apple. При этом хотелось бы заметить, что многие замечательные инициативы, к сожалению, порой не находят своего развития. Важно, чтобы люди, получившие хорошее образование, профессиональные навыки, компетенции, были востребованы в экономике, производстве. Конечно, хорошо, что такие серьезные задачи ставятся правительством. Но важен четко прописанный механизм их реализации. К примеру, воспитанники нашей академии, успешно осваивают компетенции, связанные с интернетом вещей. А соответствующего рынка труда в России пока нет. Нет обратной связи. Необходимо, например, чтобы выявляемые через разные программы одаренные люди, хорошо обученные, находили себе применение в нашей экономике. Должна быть обратная связь. Сейчас наша академия выстраивает подобные отношения с химико-фармацевтическим кластером, с Санкт-петербургским экономическим университетом (ФИНЭКом), сотрудничает с холдингом «Росэлектроника». Но пока такое взаимодействие, влияющее в том числе на расширение рынка труда, не носит массового характера. Необходимо работать сообща в этом направлении.

— Благодарим Вас, уважаемый Дмитрий Сергеевич!

Интервьюер – Анатолий Бузулукский, заместитель главного редактора журнала «Педагогика онлайн», член Союза писателей России.

Журнал «Педагогика Онлайн», № 4 - 2019

 

В рамках основного чемпионата прошли соревнования конкурсантов 14 – 16 лет – WorldSkills Juniors. Основная цель чемпионата юниоров – профессиональная ориентация школьников. Участники из 12 стран соревновались в 13 компетенциях. Юниоры Санкт-Петербурга защищали честь страны сразу в 6 компетенциях. Ответы петербургских участников соревнований на вопросы о чемпионате WorldSkills Juniors и о своём профессиональном развитии читайте в журнале «Педагогика Онлайн»

 


Добавить комментарий


Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте

Подписаться на новости школы