Роман Викторович ДЕМЬЯНЧУК,
кандидат психологических наук,
доцент кафедры психологии образования и педагогики
Санкт-Петербургского государственного университета
Интервью журналу «Педагогика онлайн»
— Уважаемый Роман Викторович, благодарим Вас за согласие дать интервью журналу «Педагогика онлайн». Хотелось бы в нашем разговоре затронуть проблематику, связанную с адаптацией выпускников школ к вузовским реалиям. Расскажите, пожалуйста, насколько подготовленными, обученными приходят сейчас в вузы, в частности в Ваш университет, бывшие школьники. Что Вы готовы отметить в них как положительное (если брать среднестатистического первокурсника), а чего им остро не хватает на первых порах обучения в университете?
— Я, быть может, несколько идеализирую ситуацию, но за последние 10 лет молодые люди, которые поступают в вузы, весьма заметно изменились в лучшую сторону. Помню времена, когда абитуриенты приходили в вузы, не очень хорошо понимая, чего они хотят, не обладая должным уровнем коммуникативной культуры, достаточным уровнем общей культуры.
На младших курсах студенты в большей степени интересовались вопросами, которые, по сути, были далеки от тематики получаемого ими образования, хотя и закономерны для их возраста. Их интересовало больше собственно времяпрепровождение, досуг, материальные приобретения, чувства, эмоции, отношения. Ведь они попадали в другую среду, которая существенно отличалась от контекста школьного образования и уходящего с ним детства. В те условия, которые оказывались в той или иной мере более свободными, более вольными, нежели школьные, с большим количеством информации, которую необходимо обрабатывать самостоятельно, которой надо владеть, выходя за пределы какого-либо узкого предмета, конкретной учебной дисциплины; информации более широкой тематической направленности, требующей интеграции самых разнообразных знаний, сложения их воедино, проведения тех или иных параллелей, построения сложных ассоциативных связей. И все это им давалось довольно сложно. Особенно тогда, когда школа переходила на систему ЕГЭ. И наблюдался явный перекос, когда школьный образовательный процесс во многом подменялся подготовкой к сдаче ЕГЭ.
Конечно, в условиях вуза у первокурсников тех лет наблюдались некоторые проблемы с адаптацией с тем, чтобы быть успешным обучающимся, знающим, чего он хочет. Но за прошедшие 10 лет некая трансформация случилась. И сейчас студент даже на младших курсах куда более любознателен, чем ранее. У него изначально больше возможностей предпочесть тот или другой вуз, ту или иную будущую специальность. Даже с правом на ошибку: логика болонского процесса позволяет после бакалавриата менять направление дальнейшего образования.
Студент сейчас оказывается более ориентированным на то, чтобы понять самую сущность получаемого им образования. Мне думается (как бы ни критиковали современные подходы к организации образовательного процесса в школах), переход на компетентностную модель срабатывает. И в личностном, и в регулятивном, и в коммуникативном аспектах, и в понимании себя в контексте социально-психологических, культурных отношений, которые способствуют получению образования и выбору жизненного пути. Хотя наряду с любознательностью, с повышением уровня некоторых социальных навыков, готовности к отстаиванию своих принципов, видению или конструированию какого-то самостоятельного понимания той или иной жизненной перспективы, все-таки, к сожалению, остался в современных выпускниках школ некий дефицит общей культуры. Видимо, это связано не только и не столько со школой, сколько с тем фактом, что как бы школа ни модернизировалась, сохраняется тенденция к тому, что многие родители дистанцированы от решения задач воспитания своих детей.
Многочисленные исследования показывают, что одной из самых существенных проблем современного ребенка является проблема дефицита общения с родителями. Родительского воспитания явно не хватает современным детям. Им не хватает погружения в культуру в самых разных ее аспектах. Не хватает литературы, которая не входит в учебную программу, вовлеченности в театральную жизнь, музейную среду. Не хватает ясного представления о том, как вообще люди в своем многообразии могут реализовать в себе творческое начало. Ведь упор на обучение превалирует в школьной подготовке, тем более в условиях технологизации образования.
Некоторое время у первокурсников уходит на то, чтобы понять, что в вузе на ту или иную проблематику следует смотреть шире: на государство – как систему, на общество – как систему, на совокупность знаний – как систему, в которой присутствует огромное количество подсистем, иной раз противоречащих друг другу, но во взаимодействии и взаимодополнении составляющих то, что мы называем реальностью. К такой интеллектуальной интеграции первокурсники сейчас больше готовы, но все же недостаточно, не так, как бы нам этого хотелось.
— Есть ли специальные адаптационные программы в Вашем вузе?
— Да, есть такие программы. Буквально в этом учебном году создан общеуниверситетский ресурс, который будет доступен каждому студенту в формате «онлайн» и размещен в электронной образовательной среде университета. И этот курс ориентирован на то, чтобы показать студентам предоставляемые университетом возможности, акцентировать их внимание на правах и обязанностях, на специфике организации вузовской жизни, в которой нуждаются некоторые категории обучающихся (например, студенты с ограниченными возможностями здоровья).
Большую помощь в адаптации оказывает непосредственное общение студента с профессорами и преподавателями вуза. Сам процесс организации современных учебных занятий, начиная от лекционного формата и заканчивая практическими занятиями, семинарами, по сути, основан на взаимном общении. Нам важно, чтобы студент выносил с занятий не только академические знания, но и понимание их сущности и смысла, интерес к предмету, к отдельным его составляющим и особый диалектический взгляд на многообразие концепций, теорий, подходов, методик, технологий. Нам важно, чтобы наши студенты как можно быстрее определялись со своим профессиональным будущим.
В любое время на любую кафедру нашего факультета психологии студенты свободно приходят, разговаривают с преподавателями, задают вопросы, в том числе касающиеся неких психологических проблем, связанных с теми или иными сторонами жизни, личными моментами, получают соответствующие консультации. Имеют возможность широкого общения с администрацией, профессорами и преподавателями в контексте студенческого самоуправления, совместной деятельности по организации и проведению научных семинаров и конференций.
И это хорошо, потому что серьезные решения к человеку приходят зачастую не столько в условиях формального образования, сколько при неформальном, даже случайном общении. Иной раз благодаря влиянию личности старшего товарища, с которым юный человек разговаривает. Давно известно, что личность – это основной инструмент педагогического воздействия. Тем более нас интересует, насколько студент может мыслить, насколько может обозначить свою позицию и в условиях многообразия найти определенность, которую он считает значимой. Мне кажется, такая обстановка во многом облегчает вхождение в условия высшего образования и понимание назначения того или иного этапа образования.
Для оказания психологической поддержки и помощи, кстати, университет располагает психологической клиникой, куда каждый студент может обратиться при необходимости. Там работают высокопрофессиональные психологи-консультанты, которые могут решить многие вопросы не просто в доверительной беседе, но в условиях серьёзной проработки той или иной проблемы, с которой человек сталкивается. Разумеется, студенты этим пользуются.
— Не нужно ли средней школе активнее внедрять сугубо вузовские форматы учебного процесса, в том числе для активизации самостоятельной работы учащихся? Ведь самостоятельная работа занимает сейчас значительное место в университетском образовательном процессе.
— Школа сейчас делает эти шаги. И даже преуспевает в этом. Актуальные требования к организации современного образовательного процесса подразумевают формирование компетенций, универсальных учебных действий, коммуникативных навыков, сочетания личностных диспозиций с навыками саморегуляции. Помимо этого, сейчас в школах педагоги делают все максимально возможное для того, чтобы ребенок мог становиться самостоятельным и активным в разных контекстах, мог проявить себя в разных формах организации образовательного процесса. На это ориентируют и федеральные образовательные стандарты, начиная с уровня дошкольного образования. Именно потому, что школа много делает в этом направлении, так значительно в лучшую сторону изменился и студент за последние 10 лет. Первокурсник более ориентирован на индивидуально-дифференцированное понимание, что такое успех, что такое образование, что такое профессия, карьера... Возможности для ответственного выбора у современных детей неуклонно возрастают. Для них в результате образования становится все более важна не просто работа за деньги, а деятельность, связанная с раскрытием в себе творческого начала, самоактуализацией. Деятельность, которая интегрирована с жизнью.
— Чему в современных условиях должна учить школа прежде всего, на что обращать особое внимание?
— Прежде всего – на личность ученика. Мы знаем, что любой урок помимо учебных имеет воспитательные и развивающие задачи. А урочная деятельность дополняется внеурочной, внеклассной. Важно уже не формальное получение знаний, а получение неких метазнаний. Поэтому в школе сейчас столь интенсивно развивается межпредметная интеграция, которая позволяет связать воедино самые разные сферы как знаний, так и жизнедеятельности. И показать ребенку, что весь мир – это живая единая система, в которой человек может и должен достаточно гибко и комфортно себя чувствовать. И адаптироваться. И непрерывно развиваться. Я уверен, что личность всегда должна быть в центре внимания школы. Тем более что нас сегодня беспокоят не только вопросы, связанные с уровнем образованности учащегося, – нас интересуют еще такие категории, как здоровье в широком смысле этого слова, социально-психологическое благополучие, умение принимать разнообразие, находить и создавать смыслы… Мы хотим, чтобы человек обладал такой силой личностного психологического поля, которая была бы способна положительно влиять на профессиональное поле знания, на психологическое поле жизни и деятельности.
— Что должен, на Ваш взгляд, уметь современный учитель в первую очередь?
— Мне думается, что в первую очередь учитель должен уметь создать для ребенка ситуацию успеха (отмечу, что это не оригинальная позиция, а получающая в школе все большее и большее распространение). Внутреннего индивидуального успеха, который семантически восходит к словам «спеть, поспевать». Важно, насколько человек в зависимости от своих устремлений, способностей, возможностей имеет все условия для того, чтобы, продвигаясь, оценивать себя по отношению к себе вчерашнему, а не по отношению к тем, кто идёт иными собственными дорогами с иным собственным стартовым капиталом. Когда педагог умеет создавать ситуацию успеха и видения ребенком направления роста, тогда и оказывает комплексное, всестороннее воздействие на развивающегося человека. И ребенок перестает быть для педагога объектом обучения, становясь субъектом взаимодействия. Субъектом диалога. Важно, чтобы учитель своевременно мог встать на позицию не «Я учу», а «Мы учимся взаимно». Тем более, что каждое новое подрастающее поколение имеет, чему нас научить. А вот чего должен избегать в своей работе педагог, так это формализма. Главная наша задача – стремиться к тому, чтобы видеть, слышать, понимать ребенка и через это мотивировать его на то, чтобы он развивался в том направлении, куда лежит его душа.
— Как быть при этом с профессиональным выгоранием современных педагогов?
— Да, в современной системе образования порядка 70 процентов педагогов имеют различные проявления профессионального выгорания. Но если посмотреть на это с точки зрения причинно-следственных связей, то можно увидеть, что чаще всего подобные проблемы являются продолжением личности человека. А влияние профессии те или иные черты личности усиливает и обостряет. В ряде случаев до того уровня, когда специалисту помогающей профессии (не только педагогу, но и врачу, и юристу, и психологу) самому начинает требоваться помощь. Для снижения вероятности подобной перспективы важно правильное распределение задач, их ранжирование, следование принципам тайм-менеджмента, укрепление своего здоровья. Надо помнить, что ценностное отношение к профессиональной деятельности позволяет концентрировать внимание на главном – на том, что составляет саму сущность профессии. Несмотря на необходимость решения многих отнюдь не творческих задач, свойственных современной педагогической деятельности. Что можно сказать, в связи с этим? Есть в любом случае то, что мы должны делать. Если хотим делать главное.
— На государственном уровне давно обсуждается проблема поднятия престижа профессии учителя. Как, помимо материальных средств, стимулировать педагогов?
— Я бы сказал, что прослеживаются значительные изменения по отношению к престижности профессии учителя. И в России, и в других странах мира. В некоторых из них конкурсы при поступлении на педагогические факультеты чрезвычайно высоки. Как чрезвычайно высоки и требования к поступающим. И у нас в Отечестве за последние годы престиж педагогической профессии существенно повысился. С одной стороны, произошло это благодаря неустанной целенаправленной заботе государства. С другой стороны, с изменениями в обществе меняется и статус школы в целом как социального института, частью которого считает себя педагог. По данным современных исследований различных установок подростков школа занимает второе место (после семьи) в иерархии значимости для них той или иной составляющей жизненного пространства. Не интернет, не радио, не «звезды», как некоторым кажется, а именно школа. Принадлежность к такому социальному институту и у педагога повышает понимание значимости своей роли. Мы помним, как дети воспринимали учителя в 90-е годы прошлого века, в начале 2000-х. Сейчас они смотрят на педагога иначе. Многие успешные, целеустремленные, талантливые педагоги становится кумирами молодежи. И эта тенденция нарастает. Сейчас предоставляются большие возможности для развития педагогов в конкурсном движении, в реализации государственных проектов, в интеграции с мировым сообществом. Молодые педагоги, которые владеют языками, современными технологиями, очень быстро включаются в исследовательскую, проектную деятельность, широко публикуют свои результаты. И даже зарубежные рейтинги показывают, что наши учителя занимают отнюдь не последнее место в глобальной образовательной системе, а входят в число лучших.
Самим педагогам становится работать интереснее. Безусловно, учительство многими понимается как призвание. Но это еще и чрезвычайно разнообразная и многозадачная деятельность, требующая освоения большого количества умений и навыков. Инструментарная составляющая, которая сегодня есть в распоряжении у педагога, делает его жизнь более насыщенной. Стремительное развитие образовательных технологий постоянно требует активного саморазвития. Учитель – уже не чтец у доски, он координатор и лидер образовательного процесса. Он не только педагог, но и психолог. Однако подчеркну: все зависит от его личности.
Тем не менее над престижем учителя обществу еще необходимо работать. Есть издержки со стороны средств массовой информации при формировании образа учителя. Есть другие издержки. Но о повышении престижности профессии учителя знают и думают на всех уровнях управления. И это принесёт свои плоды. Сейчас прорабатывается национальная система учительского роста, благодаря которой даже в рамках горизонтальной карьеры учитель будет чувствовать себя увереннее как растущий, успешный профессионал.
— Как Вы оцениваете недавнюю инициативу Высшей школы экономики проводить обучение в вузах с помощью заранее записанных лекций, по сути, без непосредственного участия профессоров?
— Объективно дистанционное обучение, онлайн-обучение – хорошая форма организации образовательного процесса. Но, как и любая другая форма, как и любой другой инструмент, она должна использоваться дозированно и по назначению. Не должно быть просто записи «говорящих голов», подменяющей живое общение. В рамках такого курса должно быть предусмотрено образовательное общение, контрольные задания, специально созданные электронные пособия.
Мы также должны понимать, для кого и при каких обстоятельствах оптимально онлайн-обучение. Такие курсы, дисциплины и программы необходимы, например, для маломобильных категорий граждан, в том числе для находящихся на длительном лечении дома. И есть школы, которые наладили онлайн-обучение для таких детей. Существуют и иные категории, которым это важно и необходимо. К целевой аудитории, кстати, относятся и современные студенты. Они могут выйти на онлайн-простор и посмотреть, что же происходит в других вузах, в зарубежной науке.
Как дополнительный инструмент повышения качества образования онлайн-курсы можно только приветствовать. Но никак не в контексте замещения живого диалога студента с профессором.
— Благодарим Вас, уважаемый Роман Викторович!
Интервьюер – Анатолий Бузулукский, заместитель главного редактора журнала «Педагогика онлайн», член Союза писателей России.
Журнал «Педагогика онлайн», № 2 - 2019