Выпускникам о ГИА (ЕГЭ, ОГЭ) – 2023

Государственная итоговая аттестация в 11 классе (ЕГЭ/ГВЭ) Перейти в раздел >>>

Русский язык ЕГЭ-2022 - как писать сочинение >>> Общие рекомендации актуальны в 2023 году

Математика ЕГЭ-2023 - Задания: Введение >   1 >   9 >   12 >   14 >   15 > 

Математика ЕГЭ-2022 - Задания: 8 >   2 и 10 >   12 >   14 >   15 > Разборы актуальны в 2023 году

Государственная итоговая аттестация в 9 классе (ОГЭ/ГВЭ) Перейти в раздел >>> 

Горячие линии по вопросам ГИА (ОГЭ, ЕГЭ, ГВЭ) в Санкт-Петербурге Перейти на страницу >>>

ХОЧЕШЬ ЧТО-ТО УЗНАТЬ – НАПИШИ ОБ ЭТОМ КНИГУ (педагогический колледж)

Андреева Жанна Олеговна

Яснова Наталия Владимировна

ХОЧЕШЬ ЧТО-ТО УЗНАТЬ – НАПИШИ ОБ ЭТОМ КНИГУ

Перелистывая страницы сборников статей, изданных к конференциям по проблемам чтения, обнаруживаешь, что большинство педагогов, библиотекарей, ученых всерьез озабочены проблемами, связанными с чтением и видят ее решение в возрождении традиции семейного чтения. Таким образом, семья рассматривается как инструмент для достижения цели – всем читать!

Но нам представляется, что проблема сложнее. Во многих сегодняшних семьях разрушены связи и отношения носят формальный характер, порой супруги, дети и родители могут годами не разговаривать друг с другом, кроме как на тему чисто бытовых надобностей. Отсюда возникает непонимание и недовольство друг другом.

Учителя и школьные психологи отмечают возрастание негативного восприятия родителями детей. Большинство родителей с трудом способны развить тему, «какой у меня хороший ребёнок», а о том, «какой плохой ребёнок», могут говорить часами. Одновременно и сами дети затрудняются сказать что-то хорошее друг о друге и даже о себе.

В этом случае чтение, любовь к книге вовсе не рассматривается семьей как проблема. Что же, возникает тупиковая ситуация? Но если поменять угол зрения и посмотреть на чтение и книгу как на средство, позволяющее найти новую тему для семейного общения, выявления ценностей каждого и просто поводом поговорить о чем-то важном, вневременном.

Помните? Вечерами родители или бабушки-дедушки садились на диван, край кровати, за круглый стол, под абажур или настольную лампу, а дети уже под одеялом или пристраивались удобно рядом, чтобы можно было смотреть картинки - читали книгу. Этого мгновения ждали целый день, бегали, играли на улице, занимались чем-то своим, но время от времени с замиранием сердца вспоминали, что вечером… предвкушали это вечернее со-бытие. В этот час родной голос мамы, папы, бабушки становился другим, неузнаваемым, становился многими голосами, а за ними возникал мир, который был ярче и реальнее того, что окружало нас в тот момент. Мы испытывали блаженство единения: я, родители, наша фантазия, мой мир, мир наш общий, мир автора, которым мы тогда не слишком интересовались. У нас было нечто общее и горячо любимое, чужие слова и чувства становились нашими общими, мы обретали ОБЩИЙ ЯЗЫК. Потом, подрастая, мы бунтовали, забывали этот НАШ ОБЩИЙ ЯЗЫК, пытаясь самоутвердиться, уходили, расставались иногда надолго с близкими людьми. Но в крайний час беды и отчаяния воспоминание о той лампе, том диване, той книжке с картинками, том голосе… неопровержимо доказывало: счастье есть, оно было пережито и навсегда осталось с нами. Эта прививка против одиночества давала возможность сделать выбор в пользу жизни. И книга для нас навсегда была не просто предметом, вещью, а чем-то большим, с чем невозможно расстаться, трудно отнести на помойку.

А верите ли вы, что в наше время на улице можно увидеть переполненный книгами мусорный контейнер, а рядом набросаны еще горы книг? Как ни прискорбно, но это явление не так уж редко. У моих знакомых после умерших родителей осталась хорошая библиотека, которую они пытались просто подарить окрестным школам – никто не взял. Пришлось выносить на лестницу, кто хотел – брал, остальное оказалось в том самом контейнере.

В августе 2008 года у нас возникла идея проекта «Поколения. Книга. Судьба» Библиотекарь Елена Юрьевна Головина - выпускница ПК№2 инициировала разработку концептуальной идеи для долгосрочного сотрудничества ПК №2 и библиотеки, подобрала школы для участия в нем. Таким образом, проект явился составной частью социального сотрудничества педагогического колледжа №2 и библиотеки «Истоки» /ул. Васенко,6/ с семьями петербуржцев.

Почему появилась именно такая идея?

Двадцать первый век задает свои вопросы.

· Книги – это пережиток прошлого?

· Что сегодня может книга?

· Каков читатель, такова и литература. Или наоборот?

· Зачем нам этот школьный предмет - литература?

Нас волнуют проблемы, связанные с взаимопониманием поколений.

Нас волнуют проблемы, связанные с книгой и чтением.

Нас интересует, какую роль сегодня играет книга в жизни младшего поколения и что хранит память старшего?

Идея проекта: осуществить диалог культур поколений через книгу: пройти путь от хронологической истории книги к осознанию ее ценностного содержания и роли в судьбе разных поколений семьи.

Основные результаты проекта:

· Возникновение мотива к чтению у детей и взрослых.

· Становление авторской позиции всех участников через создание индивидуальных творческих проектов о значимой книге в жизни семьи /или …проектов, посвященных книгам, заложившим базовые ценности в жизни семьи/;/хроникальное воспроизведение истории книги в жизни старшего и младшего поколений семьи/;

· Создание общности – виртуального клуба (сайт) родителей, детей, педагогов – любителей книги.

· Создание книги о чтении и читателях в двух версиях: печатной и электронной, куда войдут хроники, эссе, зарисовки в слове, рассказы, интервью, фото-материал и рисунки, видео-презентации с письменным комментарием к ним.

· Создание педагогических инструментов, позволяющих по-новому работать с книгой.

Его участниками стали не только преподаватели и студенты колледжа, но и библиотека семейного чтения «Истоки», (ул.Васенко, 6), где и прежде реализовывались различные совместные проекты. С этой идеей мы обратились к учащимся и родителям 3-А класса 159 гимназии, классный руководитель Илена Васильевна Порядина, учащиеся 186 школы, 3-Б кл., учитель, недавняя выпускница ПК №2 Светлана Пуршева.

В октябре прошлого года были проведены опросы, анкетирование среди студентов, школьников и их родителей, которые дали возможность проанализировать сегодняшнее состояние проблемы семейного чтения в конкретных образовательных учреждениях.

Серия творческих дел, мастерских, конкурсов читателей, детей и взрослых, подготовила почву для дальнейшей работы – собственно создания страниц Книги-Радуги, куда вошли эссе, очерки-воспоминания, рассказы о книгах.

Сейчас ведется разработка сайта проекта, где будет размещена виртуальная «КНИГА-РАДУГА», сюда смогут поместить свои страницы все желающие присоединиться к проекту.

Что же это такое, «Книга-Радуга»? Метафора «Книга-Радуга» расшифровывалась детьми и студентами, как книга очерков о свободном, радостном, осмысленном чтении: сложном процессе, связанном с интеллектуальным напряжением, подобном грозовому разряду в природе. Но чтение – сопряжено и с обновлением, открытием, ярким эмоциональным переживанием, в котором может быть проявлена огромная палитра мыслей, желаний, фантазий эмоций и чувств: от негодования до жалости, от угнетенности до безудержного веселья. Поэтому в ней должны быть представлены все цвета спектра, как в радуге после сильного дождя.

«Книга-Радуга» - это наша память, это книга-благодарность, это рассказ о книгах, которые хранятся и передаются в семье по наследству из поколения в поколение.

«Книга-Радуга» посвящена людям, которые, когда-то прочитав книгу, принесли ее другому, другим…

«Книга-Радуга» объединяет всех: и маленьких, и больших читателей, - общей радостью от общения с Книгой и друг с другом.

Оглавление этой книги выглядит так:

Книга – Реликвия, особая ценность – возраст книги, ее трепетно держало в руках несколько поколений семьи.

Книга – Открытие знаний, истин, автора, нового слова, самого себя.

Книга – Радость, веселая, захватывающая, полная приключений и забавных сюжетов.

Книга – из Детства, спутник, напоминающий беззаботный и таинственный мир.

Книга –Память о человеке или значимом событии в жизни семьи.

Книга – Подарок, который был получен или сделан другому человеку.

Книга – Судьба, книга, повлиявшая на важный выбор, будь то выбор спутника жизни, друга, профессии, способа совести.

13 февраля в 159 гимназии собрались все первые участники пилотного проекта: студенты и школьники, учителя, библиотекари и родители гимназистов, представители муниципальной власти. Были подведены первые итоги.

На фоне видео-презентации с кадрами, запечатлевшими процесс создания страниц пока рукописной «Книги-Радуги» прозвучали эссе студентов-будущих учителей, третьеклассников и их родителей.

Семья Бужиной Аси. «Моя мама часто рассказывала мне о детях, у которых нет родителей, и помню, что эти рассказы меня волновали до слез. …Ощущения после прочтения книги были противоречивыми: от состояния подавленности до восхищения героями. Автор Александр Маринов написал документальную повесть о себе, своем брате, о товарищах-детдомовцах, о нелегкой судьбе сирот, воспитывавшихся в детском доме». Татьяна Юрьевна стала педагогом.

«Не порти книгу! Не подписывай ее…», - так часто говорили нам учителя и родители, но именно дарственные надписи многим из книг спасли жизнь и надолго задержали в семье.

«Крестнице Софии! В день рождения от крестной т. Тани. Здоровья, мира, счастья тебе огромного.1990 год 14 декабря». Книга из серии «Классики и Современники» «Русские народные сказки» в обработке А.Н.Афанасьева подарена студентке 4-1 группы Левченко Софии в ее первый день рождения, но по-настоящему оценить роскошь этой книги удалось лишь через семнадцать лет, когда обратилась к ней на занятиях по детской литературе в педагогическом колледже.

Воспоминание Надежды Константиновны, мамы Федотова Саши, о книге А.С.Пушкина «Повести»: «Когда я училась в 7-м классе, по итогам второй четверти за хорошую успеваемость меня наградили книгой А.С.Пушкина «Повести». Это было в 1975 году. В то время у нас в семье было мало своих книг … И вот у меня появилась своя книга. Конечно, она была мне дорога, очень приятно было время от времени перечитывать дарственную надпись. Я с удовольствием прочитала все произведения в ней…».

Очерк - воспоминание мамы Лебедева Володи: «Когда мне было 8 лет, я вместе с родителями жила в Германии. Все книги там были на немецком языке, и нам приходилось читать только то, что привезли с собой из России. Однажды отец принес книгу с красивой яркой обложкой, на которой был нарисован зеленый кот и смешная рыжая обезьяна. Это были сказки Юрия Магалифа «Жаконя, Котькин и другие». Эта книга сохранилась у меня до сих пор. Она дорога мне как память о моем детстве. В ней добрые и веселые сказки, которые учат ценить дружбу, добро и никогда не унывать, чтобы с тобой ни произошло.

Юлия Викторовна, мама Бахолдина Дани: вспоминает о книге М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: «Я прочитала произведение М.Булгакова будучи школьницей в начале 80-х годов прошлого столетия. Мама принесла с работы самиздатовский вариант, напечатанный на листах почти слепым шрифтом, на три или четыре дня. Гораздо позже в нашем доме появилась эта книга: мне привезла ее из Кишинева одногруппница, зная, что я интересуюсь творчеством Булгакова…»

Андрей Юрьевич (очерк-воспоминание о книге Эдгара Берроуза «Марсиане», папа Соловей Ильи. «Книга попала ко мне от моего друга, который учился в параллельном классе. Это было приблизительно в 1991-1992 году. Я был не первым ее читателем, вид у книги был потрепанный, так как спрос на фантастику был у ребят большой, за такими книгами становились в очередь »

Галина Павловна, мама Пашука Дениса: о книге В. Драгунского «Рыцари и еще 57 историй»: «Своих сыновей я назвала так же, как любимых героев детства – Миша и Дениска».

Что выявил проект и какие новые вопросы поставил?

Мы хотим, чтобы дети приняли накопленные духовные ценности не формально и были не равнодушны к ним, но как это сделать, если ценности прошлого от них далеки, непонятны, а то и чужды, или дискредитированы.

В школе вынуждены заставлять учеников «усвоить и присвоить» их обязательным списком литературы и будущим ЕГЭ? А каков свободный выбор дома – истинный показатель интереса к Книге?

Татьяна Н. (Вечернее обучение, 4-Б группа) о книге Г.Ч. Андерсена «Русалочка»: «Потрясло самопожертвование героини ради любимого человека. Было понимание, что я так не смогу. Читала своим детям, но вариант Диснея им нравится больше».

Но и наоборот.

Ирина Г.: «Мастера и Маргариту» моя мама и крестная не могут читать, она им тяжело дается. Сейчас читаю «Поллиану» , она интересна и тете Юле. В моей квартире, где я сейчас живу, вообще нет книг, кроме учебников и «Поллианы», потому что мы переехали, а все книги остались на старой квартире».

Сегодня действительно одной школе трудно переломить ситуацию, связанную с плохо читающими и говорящими учащимися. Трудно уберечь детей от пустотелой жизни, тяготеющей к опрощению и овеществлению. Слишком много у детей ярких и зрелищных соблазнов. Да и родителям не просто: надо уехать на каникулы в глухое место, чтобы одолеть список литературы, данный на лето.

Школе больше, чем когда либо, нужны союзники – семья, библиотека (профессиональные руководители детским чтением) и общественное мнение.

Ни один ребенок ни в анкете, ни в очерке не написал, что книгу, которая ему очень нравится, посоветовали прочесть библиотекари, об этом говорят только представители старшего поколения.

Как быть с преемственностью? Откуда «глухота» у одних и «немота» у других?

Обобщим, какие психологические проблемы со стороны семьи возникали во время работы в проекте

1) сравнение активности и заинтересованности участия детей и родителей не в пользу родителей;

2) выявились сложные взаимоотношения внутри семьи;

3) нежелание родителей делиться сокровенным, интимным, делать это публичным достоянием, неготовность открыться;

4) нежелание делать что-либо по просьбе школы, потому что убеждены: «это формально».

Эффекты проекта.

Проект позволил погрузить ребенка в определенную заинтересованную среду общения, в которой не только учитель и одноклассники, но и родители, и более старшие поколения, рассказывают о самой значимой книге в их жизни.

По В.С. Библеру понимание, свойственное современному разуму, диалогично, т. е. осуществляется как диалог разных типов понимания, истинное понимание литературы только так и может строиться - как диалог разных теорий, восприятий, трактовок – важное теоретическое движение студентов в осознании этой истины и опыте ее проживания.

Мы предложили участникам рассматривать книгу не только с эстетической стороны, теоретической, но и с точки зрения живой социально-психологической, что приблизило их к открытию книги-друга и советчика.

Написание очерков, создание своих мини-проектов, по слову М.Гаспарова, перевели интерес участников «с потребительского в интерес производительский», пробуждая в каждом участнике автора.

Рефлексивные высказывания участников говорят об индивидуальных результатах.

Студентка 4 курса ПК№2 Софья Левченко: «…спасибо Вам за возможность задуматься о смыслах, которые вносят в мою жизнь и жизнь моей семьи книги!»

Пакалюк Аня: «Мне понравился проект, потому что я брала интервью у своих родителей. Я узнала, что даже в сложных жизненных ситуациях книга может помочь, если не просто читать, а вчитываться».

Без подписи: «В пятницу мы участвовали в презентации проекта «Поколения. Книга. Судьба» Там мы узнали, что до 70-х годов прошлого века нельзя было хранить некоторые книги у себя дома, нельзя было читать роман «Мастер и Маргарита». Услышали историю, как одна учительница подарила своей выпускнице на свадьбу эту книгу, которую переписала от руки. Мы услышали отзывы родителей о книгах, которые вспоминали книги своего детства, это было трогательно. Я узнала о романе «Белый клык» Д.Лондона от папы Кристины Сизовой и хочу прочитать эту книгу».

Прокошин Влад: «…благодаря участию в проекте я узнал новые слова, много новых фактов и авторов».

Якимова Софья: «Какой хороший проект! Я узнала, что любили читать мама, бабушка и дедушка в моем возрасте, проект сблизил меня со своими родителями».

Анна Борисовна Бахолдина – бабушка Даниила Бахолдина: «Проект дал возможность высказаться старшему поколению. Рассказать о роли книги в нашей жизни. «Девочка ищет отца» - это была книга-подсказка, которая принесла надежду найти отца, пропавшего без вести во время Великой Отечественной войны. Мать только бессильно плакала, книга стала побудителем веры в то, что он жив, и встреча непременно состоится, это прибавляло сил превозмогать трудности послевоенной жизни.

Наиболее важный результат проекта – ребенку сделана прививка от равнодушия и пошлости. Через творческую работу, через душевное и интеллектуальное усилие, через совместную работу с взрослыми членами семьи на равных. В этом проекте сочетались знания, мудрость и радость».

Галина Павловна, мама Дениса Пашука, автор очерка о книге «Денискины рассказы»: «Нас с сыном сблизила работа в проекте. Мое вхождение в работу было очень трудным, мне не хотелось ни вспоминать, о чем бы то ни было, ни писать. Но сын был непреклонен, убеждал, что это надо, буквально давил. Я отступила под его натиском и ночью, за счет сна, написала требуемый текст. Все это вызывало внутренний протест и отрицательные эмоции. Перелом произошел во время презентации. Я была поражена отношением авторов проекта и участников-студентов к взглядам на книгу каждого, не зависимо от возраста и статуса. Заинтересованностью и бережностью, с которой были представлены тексты детей и родителей. Увидев в мультимедийной презентации цитаты из своего текста, я поняла, что все неформально, все востребовано и работает на благородную и важную цель. И сын ощутил значимость своей работы и гордость за семью, ведь все слушали с огромным интересом. Грамота, которую он получил за участие в проекте – предмет его гордости, в результате проекта поднялась его самооценка».

Зиновьева Алина Ивановна: «Я благодарна авторам проекта за то, что они протягивают руку помощи нашим детям. Эта помощь заключается в открытии мира литературы, духовного и прекрасного мира. Они выстраивают переправу от детей к родителям и от родителей к детям посредством книги. В мире компьютеров и нанотехнологий мы забываем о лучшем друге-книге, нас возвратили не прошлое, а в будущее, которое всегда открывалось для нас при чтении и рисовалось светлым и лучезарным. Надо, чтобы и наши дети сделали свои открытия в книге, через книгу, ОТКРЫТИЕ КНИГИ».

Мурашова Ольга Владимировна, мама Мурашовой Маши: «Проект воскресил мое детство. Позволил увидеть сходство с дочерью по выбору книг, по отношению к героям – это зерна, ростки мировоззрения, совпадения, близость удивили и порадовали. Благодаря проекту я увидела свою дочь иной, она казалась мне более легкомысленной и беспечной. Но оказалось, что Маша выбирает книги с серьезным, глубоким содержанием – это вызвало уважение. Остались яркие и очень приятные впечатления от презентации, ощущение значимости происходящего, были услышаны слова, вызвавшие резонанс, осознание собственной ответственности за выбор ребенком книг.

Проект продолжается. А значит будет книга и будет читатель.

 


Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте

Подписаться на новости школы

Авторизация

Добро пожаловать в авторизованный раздел сайта Школы Экстернат

Кто на сайте

Сейчас на сайте 2249 гостей и нет пользователей