Выпускникам о ГИА (ЕГЭ, ОГЭ) – 2023

Государственная итоговая аттестация в 11 классе (ЕГЭ/ГВЭ) Перейти в раздел >>>

Русский язык ЕГЭ-2022 - как писать сочинение >>> Общие рекомендации актуальны в 2023 году

Математика ЕГЭ-2023 - Задания: Введение >   1 >   9 >   12 >   14 >   15 > 

Математика ЕГЭ-2022 - Задания: 8 >   2 и 10 >   12 >   14 >   15 > Разборы актуальны в 2023 году

Государственная итоговая аттестация в 9 классе (ОГЭ/ГВЭ) Перейти в раздел >>> 

Горячие линии по вопросам ГИА (ОГЭ, ЕГЭ, ГВЭ) в Санкт-Петербурге Перейти на страницу >>>

Поколения. Книга. Судьба.(педагогический колледж)

Поколения. Книга. Судьба.

От редактора: В педагогическом колледже №2 учатся будущие воспитатели детских садов и учителя английского языка и начальных классов. Колледжу недавно исполнилось 25 лет. За это время здесь не только сложился дружный коллектив профессионалов-преподавателей, но и утвердилось большое количество интереснейших традиций. Главное направление работы колледжа - воспитание инициативных, компетентных, самостоятельных в решении творческих задач студентов. Это - залог их интересной и успешной работы в школах.

Не случайно многие директора школ считают выпускников этого колледжа перспективными специалистами. В Красногвардейском районе, например, многие бывшие выпускники второго педколледжа номинировались на звание «Педагогическая надежда» в городском конкурсе педагогических достижений.

Проект колледжа «Поколения. Книга. Судьба» - еще один шаг в поиске решения актуальных проблем сегодняшнего общества: сохранение культурных традиций нашей страны, ее языка; создание новых форм сотрудничества школы, семьи, общественности и власти – расширение пространства взаимопонимания и общности людей разных поколений.

О нем и рассказывают авторы, преподаватели литературы педколледжа №2, Жанна Олеговна Андреева и Наталья Владимировна Яснова.

Времена рифмуются. Нынешнюю картину сравнивают с послереволюционными изменениями 20-х годов прошлого века. Тогда тоже многое отвергали, сбрасывали с корабля современности, новая реальность породила другие слова и песни... Сегодня язык улицы у нас в стране снова стремительно меняется. Выросли дети, не знающие советской действительности, а значит, не разделяющие тех ценностей, не чувствующие боли людей предыдущего поколения, а, следовательно, и не понимающие его языка.
«Как и о чем с ними говорить?» - такой вопрос задают и те, и другие... Чаще – старшие. Потому что страшно жить среди молодых, таких непонятливых, своевольных и прагматичных. Правда, мудрые знают: молодость проходит быстрее всего, и то, что сегодня молодежи кажется неважным, и даже ненужным, скоро будет насущным. Поэтому мы пытаемся восстановить связи, создать цепочки общих ассоциаций. Конечно, дело невероятно сложное. Во многих семьях отношения часто носят формальный характер. Порой супруги, дети и родители могут годами говорить только на темы чисто бытовых надобностей. Так зарождаются непонимание и недовольство друг другом, переходящие в отчужденность. Школьные психологи отмечают рост негативного восприятия детей в семье. Большинство родителей с трудом способны развить тему: «какой у меня хороший ребёнок», а вот о том, «какой плохой ребёнок», могут говорить часами. И сами дети затрудняются сказать что-то хорошее друг о друге и о родителях.

Где же спасение? А может, в книге? Совместном чтении и размышлении над ней? В совместном чтении, совместном размышлении вслух о поступках и чувствах героев. Книга - средство, позволяющее найти новую тему для семейного общения. Раньше вечерами родители или бабушки-дедушки садились на диван, дети пристраивались рядом, чтобы смотреть картинки … и читали книгу. В этот час родной голос мамы, папы, бабушки становился другим, неузнаваемым, а за ним возникал мир, который был ярче и реальнее того, что окружал днем. Дети испытывали блаженство единения: я, родители, наша фантазия, мой мир, мир наш общий, мир автора. У нас было нечто общее и горячо любимое, чужие слова и чувства становились нашими общими, мы обретали ОБЩИЙ ЯЗЫК.

И прежде были люди, легко обходившиеся без книг... Но было как-то неловко говорить об этом. Сегодня же мы слышим признания юношества: «Я не люблю читать, только время терять», но говорится это с вызовом и пренебрежением к тем, кто продолжает считать книгу ценностью.

Вот почему в августе 2008 года у нас возникла идея проекта «Поколения. Книга. Судьба». Библиотекарь Е. Ю. Голубева, преподаватели колледжа Н.В.Яснова и Е.О.Золотухина разработали идею долгосрочного сотрудничества колледжа, библиотеки «Истоки» (ул. Васенко,6) и школ Калининского района. Идея проекта в создании условий для возникновения диалога поколений через книгу.

С этим мы обратились к учащимся и родителям 159-ой гимназии, и 186-ой школы.

В октябре прошлого года провели опросы, анкетирование среди студентов, школьников и их родителей, которые дали возможность проанализировать сегодняшнее состояние семейного чтения.

Серия творческих дел, мастерских, конкурсов читателей, детей и взрослых, подготовила почву для дальнейшей работы – собственно создания страниц «Книги-Радуги», куда вошли эссе, очерки-воспоминания, рассказы о любимых книгах.

Наша задача создать «Книгу-Радугу», книгу о книгах для наших детей и внуков. Мы стремимся рассказать о том, что читали и перечитывали родители, будучи детьми и подростками. Чем жили, с какими книжными героями дружили? Рассказать без призывов и поучений, а так, как рассказывали когда-то друзьям, как заражали их восторгом от знакомства с книгой.
«Книга-Радуга» расшифровывалась детьми и студентами, как книга очерков о свободном, радостном, осмысленном чтении и чтении как сложном процессе, связанном с интеллектуальным напряжением, завершающемся открытием.

«Книга-Радуга» - это наша память, это книга-благодарность, это рассказ о книгах, которые хранятся и передаются в семье по наследству из поколения в поколение.

«Книга-Радуга» посвящена людям, которые, когда-то прочитав книгу, принесли ее другому, другим…

«Книга-Радуга» объединяет всех: и маленьких, и больших читателей общей радостью от общения с Книгой и друг с другом.

Оглавление этой книги выглядит так:

· Книга – Реликвия, особая ценность – важен возраст книги, ведь ее трепетно держало в руках несколько поколений семьи.

· Книга – Открытие знаний, истин, автора, нового слова, самого себя.

· Книга – Радость, веселая, захватывающая, полная приключений и забавных сюжетов.

· Книга – из Детства, спутник, напоминающий этот беззаботный и таинственный и, увы, уходящий мир.

· Книга – Память о человеке или значимом событии в жизни читателя.

· Книга – Подарок, который был получен или сделан другому человеку.

· Книга – Судьба, книга, повлиявшая на важный выбор, будь то выбор спутника жизни, друга профессии, поступка.

13 февраля нынешнего года в 159 гимназии собрались все участники пилотного проекта: студенты и школьники, учителя, библиотекари и родители, а также представители муниципальной власти. Были подведены первые итоги.

На фоне видео-презентации с кадрами, запечатлевшими процесс создания страниц пока еще рукописной «Книги-Радуги» прозвучали эссе студентов - будущих учителей, третьеклассников и их родителей. Например, такие:

«Не порти книгу! Не подписывай ее…», - так часто говорили нам учителя и родители, но именно дарственные надписи многим из книг спасли жизнь и надолго задержали их в семье. «Крестнице Софии! В день рождения от крестной. Здоровья, мира, счастья тебе огромного.1990 год 14 декабря». Книга «Русские народные сказки» в обработке А.Н.Афанасьева была подарена студентке Левченко Софии в ее первый день рождения. Но по-настоящему оценить роскошь этой книги удалось лишь через семнадцать лет, когда она обратилась к ней на занятиях по детской литературе в педагогическом колледже. Удивляет выбор книжки для годовалого ребенка, без картинок, академическое издание – книга «на вырост» (как когда-то покупалось пальто большего размера, чтобы растущее дитя смогло поносить его хотя бы пару сезонов).

Воспоминание Надежды Федотовой, мамы школьника Саши: «Когда я училась в 7-м классе, меня за хорошую успеваемость в 1975 году наградили книгой А.С.Пушкина «Повести». У меня появилась СВОЯ книга. Конечно, она была мне дорога, очень приятно было время от времени читать дарственную надпись. Но, главное, я с удовольствием перечитывала все повести».

Мама Лебедева Володи пишет: «Когда мне было 8 лет, я вместе с родителями жила в Германии. Все книги там были на немецком языке, и нам приходилось читать только то, что привезли с собой из России. Однажды отец принес книгу в красивой яркой обложке, на которой был нарисован зеленый кот и смешная рыжая обезьяна. Это были сказки Юрия Магалифа «Жаконя, Котькин и другие». Я ее храню. В ней добрые и веселые сказки, которые учат ценить дружбу, добро и никогда не унывать, чтобы с тобой ни произошло.

Юлия Викторовна, мама Дани вспоминает: «Я прочитала роман «Мастер и Маргарита» М.Булгакова, будучи школьницей в начале 80-х годов прошлого столетия. Мама принесла на три дня с работы самиздатовский вариант, напечатанный на листах почти слепым шрифтом… С тех пор я увлечена творчеством Булгакова…»

Галина Павловна, мама Дениса: о книге В. Драгунского «Рыцари и еще 57 историй»: «Своих сыновей я назвала так же, как любимых героев детства - Миша и Дениска».

Что выявил проект, и какие новые вопросы поставил?

Важно, чтобы дети поняли, что такое накопленные духовные ценности и были не равнодушны к ним. Но как это сделать, если ценности прошлого от них далеки, непонятны, а то и чужды или дискредитированы.

Школа вынуждена заставлять учеников «усвоить и присвоить» ценности классики, очерченные обязательным списком литературы и предстоящим ЕГЭ. А каков свободный выбор? Что читаем дома? каков истинный показатель интереса к книге?

Студентка Татьяна Н. о сказке Г.Х. Андерсена «Русалочка»: «Потрясло самопожертвование героини ради любимого человека. Было понимание, что я так не смогу. Читала своим детям, но вариант Диснея им нравится больше». То есть опять побеждают готовые картинки, а не труд души и воображения.

Однако бывает и наоборот, книга идет от детей к родителям.

Ирина Г.: «Мастера и Маргариту» моя мама и крестная не могут читать, она им тяжело дается. Приходится мне все объяснять».

…Сегодня одной школе трудно переломить ситуацию, связанную с плохо читающими и плохо говорящими учащимися. Трудно уберечь детей от пустого времяпрепровождения, от тяги к вещизму. Слишком много у них ярких соблазнов. Школе больше, чем когда либо, нужны союзники – семья, библиотека и общественное мнение. Ни один ребенок, ни в анкете, ни в очерке не написал, что книгу, которая ему очень нравится, посоветовали прочесть библиотекари. Как быть с преемственностью? Откуда «глухота» у одних и «немота» у других?

Мы выяснили, какие психологические проблемы со стороны семьи возникали во время работы в проекте? Вот некоторые из них:

1) Мало активности и заинтересованности родителей в делах детей;

2) проявились сложные взаимоотношения внутри семьи;

3) нежелание родителей делиться сокровенным даже с собственными детьми, тем более делать это публично, в классе.

4) нежелание выполнять что-либо по просьбе школы, потому что убеждены: «это формально».

КПД проекта.

Проект позволил погрузить ребенка в заинтересованную среду общения: учитель – студенты – одноклассники – родители – библиотекарь.

Дети и студенты поняли, что книга может быть другом и советчиком.

Написание очерков, эссе пробудило в каждом участнике желание что-то самому писать, сочинять, читать. А усилие души, которое потребовалось при создании текстов, оформлении страниц вместе с третьеклассниками породило увлеченность книгой даже у тех студентов, которых трудно было назвать хорошими читателями, укрепило в решении стать педагогом, самосовершенствоваться.

Вот, что пишут студенты и школьники:

Софья Левченко: «…спасибо Вам за возможность задуматься о смыслах, которые вносят в мою жизнь и жизнь моей семьи, книги!»

Аня Пакалюк: «Мне понравился проект, потому что я брала интервью у своих родителей. Благодаря им я почувствовала, что даже в сложных жизненных ситуациях книга может помочь, если не просто читать, а вчитываться».

Без подписи: «В пятницу мы участвовали в презентации проекта «Поколения. Книга. Судьба». Там мы узнали, что до перестройки нельзя было хранить некоторые книги у себя дома, нельзя было читать роман «Мастер и Маргарита». Услышали историю, как одна учительница подарила своей выпускнице на свадьбу эту книгу, которую сама переписала от руки. Мы услышали отзывы родителей о книгах. Они вспоминали книги своего детства, это было трогательно. Я услышала о романе «Белый клык» Д.Лондона и хочу его прочитать ».

Влад Прокошин: «…благодаря участию в проекте я узнал новые слова, много новых фактов и авторов».

И опять отзывы старшего поколения:

А. Б. Бахолдина – бабушка Даниила: «Проект дал возможность высказаться старшему поколению. Рассказать о роли книги в нашей жизни. «Девочка ищет отца» - это была для нас книга-подсказка, которая принесла надежду найти отца, пропавшего без вести во время Великой Отечественной войны. Мать только бессильно плакала. Книга вселила веру в то, что он жив, и встреча непременно состоится, это прибавляло сил превозмогать трудности послевоенной жизни.

Наиболее важный результат проекта – ребенку сделана прививка от равнодушия и пошлости. Через творческую работу, через душевное и интеллектуальное усилие, через совместную работу с взрослыми членами семьи на равных. В этом проекте сочетались знания, мудрость и радость».

Мама Дениса Пашука, автор очерка о книге «Денискины рассказы»: «Нас с сыном сблизила работа в проекте. Сначала мне не хотелось ни вспоминать, о чем бы то ни было, ни писать. Но сын убеждал, что это надо, буквально давил. Я отступила под его натиском, написала требуемый текст. Все это вызывало внутренний протест. Перелом произошел во время презентации. Я была поражена отношением авторов проекта и участников-студентов к взглядам на книгу каждого, не зависимо от возраста и статуса. Удивлена заинтересованностью и бережностью, с которой были представлены тексты детей и родителей. Увидев в мультимедийной презентации цитаты из своего текста, я поняла, что все неформально, все востребовано и работает на благородную и важную цель. И сын ощутил значимость своей работы и гордость за семью, ведь все слушали с огромным интересом. Грамота, которую он получил за участие в проекте – предмет его гордости, в результате проекта поднялась его самооценка».

А. И. Зиновьева: «Я благодарна авторам проекта за то, что они протягивают руку помощи нашим детям. Помощь заключается в открытии духовного и прекрасного мира литературы. Они выстраивают переправу от детей к родителям и от родителей к детям посредством книги. В мире компьютеров и нанотехнологий мы забываем о лучшем друге-книге. А здесь нас возвратили не прошлое, а в будущее, которое всегда открывалось для нас при чтении и рисовалось светлым и лучезарным. Надо, чтобы и наши дети сделали свои открытия в книге, через книгу, ОТКРЫТИЕ КНИГИ».

О первых шагах проекта мы рассказали выпускникам колледжа, работающим сегодня в различных школах города, тут же получили замечательные отклики.

…Пишут о своих любимых книгах студенты и их родители, пишут преподаватели и их дети, пишут выпускники колледжа разных лет и уже их ученики. Так создается «круговая порука добра».

Знаем, что многие школы и гимназии нашего города идут близким путём к книге, воспитывают читателей. Наш проект отличается от подобных особым результатом – созданием «КНИГИ-РАДУГИ».
Хочешь о чем-то узнать - напиши об этом книгу! – прочитали мы когда-то у педагога и публициста С.Л.Соловейчика. Напишем. Узнаем себя и друг друга, то есть другого, других. Узнаем и поймем. Поймем и поладим.

 


Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте

Подписаться на новости школы

Авторизация

Добро пожаловать в авторизованный раздел сайта Школы Экстернат

Кто на сайте

Сейчас на сайте 644 гостя и нет пользователей